Возможно ли восстановить право на получение жилья по статусу Дети сироты?

Несоблюдение очередности и ненадлежащее содержание жилья: прокуратура Минской области выявила факты нарушений жилищных прав детей-сирот

Возможно ли восстановить право на получение жилья по статусу Дети сироты?

 CREDITPROFY.COM

Дети и гнезда

Пожалуй, мало найдется сегодня молодых людей, которых так или иначе не волновал бы жилищный вопрос. Варианты его решения есть: аренда, покупка, строительство или, в конце концов, проживание с родителями.

Кстати, именно на поддержку мам и пап, моральную и материальную, опирается множество подросших детей. Правда, некоторым юным гражданам рассчитывать совершенно не на кого. Это дети­-сироты, чьи родители или погибли, или утратили право так называться.

Как соблюдаются их жилищные права — в этом корреспондент «Р» разбиралась вместе с сотрудниками прокуратуры Минской области.

Шаги в большой мир

До совершеннолетия дети, потерявшие родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

Они получают кров и пищу, одежду и обувь, учатся и занимаются в кружках и секциях по интересам, организуется их отдых и досуг.

Однако в 18 лет, а в случае учебы — в 23 года сироты покидают стены заведений, где воспитывались, и выходят в большой мир. проблема, которая перед ними встает, — где дальше жить.

В идеале жилищный вопрос сирот начинает решаться в тот самый момент, как ребенок получает статус «оставшийся без попечения родителей». Ситуация может развиваться в двух направлениях — в зависимости от того, имеется ли жилье у его матери или отца.

Если те владели домом или квартирой, ребенок закрепляется в этом жилище: регистрируется запрет на отчуждение, то есть его нельзя продать, подарить, обменять без разрешения органов опеки, которые, разумеется, не оставят сироту без жилья. Ни кадастровое агентство, ни нотариус не проведут и не зафиксируют ни одну сделку с таким жильем.

Пока ребенок подрастает, местные исполнительные и распорядительные власти должны заботиться о сохранности помещения и имущества, находящегося в нем. Два раза в год проводятся обследования и в случае, если дом или квартира начинают ветшать, их должны «реанимировать». Если же никакой жилой недвижимости нет, ребенок сразу ставится на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кстати, дети­сироты — единственные люди, чей возраст при этом не имеет значения, все остальные граждане могут встать в очередь нуждающихся только по достижении совершеннолетия. 

Однако на практике этот алгоритм четко работает далеко не всегда.

На протяжении минувшего и этого года увеличилось количество обращений сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по фактам нарушения их жилищных прав.

Поэтому прокуратура Минской области проверила эффективность работы государственных органов по соблюдению законодательства о защите жилищных прав лиц сиротской категории. 


— Одно из самых распространенных нарушений случается при постановке этих детей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, — рассказывает Ольга Клещенко, старший помощник прокурора Минской области по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

— По закону ребенка, у родителей которого нет жилья, необходимо ставить на учет нуждающихся с даты приобретения им статуса оставшегося без попечения родителей. В большинстве случаев это дата принятия решения об отобрании его у родителей.

При проверке выяснилось, что во многих районах области государственные органы делают это с даты вступления в законную силу решения о лишении его близких родительских прав.

Это неправильно! Ведь фактически с момента изъятия ребенка из семьи до решения суда проходит как минимум полгода, и этот срок может оказаться решающим при получении социального жилья. Дома сдаются не каждый день, и квартиру могут предоставить тому, кто встал на учет позже, а очереднику снова придется ждать.

К слову, согласно требованиям законодательства, жилые помещения социального пользования предоставляются сиротам в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение полугода после отчисления из учебных заведений, по окончании срочной военной службы.

С этим, конечно, есть трудности, ведь жилье предоставляют согласно очередности. Тогда сиротам выделяют места в общежитиях, скажем, от организации, где они работают. Поэтому очень важно сохранить имеющееся у них жилье (читай — и государственные деньги. — Прим. авт.). Но с этим тоже все не так просто… 

Разруха в отчих стенах

Дома, в которые возвращаются достигшие совершеннолетия сироты, могут быть совершенно непригодны для жилья. В некоторых, например, нет электричества, воды, в другие и вовсе входить опасно из­-за их ветхости. 

— Подобной ситуации в принципе не должно быть! Ведь существует такое понятие, как постинтернатное сопровождение сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — напоминает Ольга Клещенко.

— Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны контролировать сохранность жилых помещений, предназначенных для таких детей.

Если при обследовании выясняется, что жить в доме или квартире невозможно, составляется акт о несоответствии его санитарным и техническим требованиям, а ребенка тут же ставят на учет нуждающихся в жилье.

Дом или квартира, имущество в отсутствие ребенка не остаются бесхозными, они передаются ответственному лицу, которое, как правило, является представителем местного исполкома. Доступ в жилище есть, так что организация, эксплуатирующая жилой фонд, вполне может оценить его состояние. 

— Увы, исполнительная власть не всегда контролирует положение дел. Бывает так, что сироты по полтора года просят сделать осмотр их жилища, а в это время им жить негде! — сокрушается Ольга Владимировна.

— Фактически жилье их ветхое, но в установленном порядке таковым не признано. Соответственно, на учет нуждающихся человека не поставят.

Между тем сделать это можно лишь до 23 лет, позже — только через суд, доказав, что были нарушены жилищные права. 

В подобной ситуации едва не оказался теперь 21­-летний Андрей Мирончик. Он жил с родителями в Логойском районе, а когда учился в седьмом классе, мальчика изъяли из семьи, потому что мать с отцом слишком много пьянствовали и не обращали внимания на ребенка. 

— Забрали прямо из школы, — вспоминает молодой человек. — Несколько лет жил в интернате в Копыле. После того, как закончил школу, поехал учиться в Червень, в профессионально­-строительный лицей.  Когда ребенок-­сирота учится, его опекуном является руководитель учебного заведения.

На протяжении полутора лет директор лицея обращался в Логойский райисполком с просьбой предоставить акт обследования жилого помещения, закрепленного за его подопечным, однако ответа так и не дождался. Дом осмотрели лишь после того, как с просьбой об этом обратился сам Андрей, когда ему исполнилось восемнадцать.

Обитель его пьющих родителей вполне ожидаемо признали непригодной для жилья, и юношу поставили на учет нуждающихся — с опозданием на полтора года. Впрочем, Андрей не унывает:

— Я по специальности отделочник, маляр, штукатур, сейчас живу в Клецке, работаю на стройке. От работы получил общежитие: комнату в двухкомнатном блоке.

Блок почти как квартира: здесь же кухня, ванная, туалет. 

С детской непосредственностью Андрей признается, что сначала жил на первом этаже общежития, а там было холодно, но сейчас переселился на второй и больше не мерзнет. В принципе, он доволен решением своей жилищной проблемы, но очень ждет, когда подойдет его очередь на социальное жилье. 

Жилье девочек-­близняшек из Борисовского района признали ветхим достаточно быстро. Но ставить их на учет нуждающихся не спешили. Прошел почти год, прежде чем соответствующее решение приняли после вмешательства сотрудников прокуратуры. 

Тонкие нюансы прочных стен

В ходе проверки выявились и другие нарушения. 

Оказывается, за детьми, лишившимися родителей, можно закрепить далеко не каждое жилое помещение.

Например, не подлежат такой процедуре арендное, служебное жилье, квартиры или дома, которые их родители снимали, комнаты или блоки в общежитиях ну и, конечно, чужая недвижимость, например, дом бабушки или дедушки. Значительную роль играет и метраж жилого помещения.

Тем не менее такие нарушения законодательства тоже случаются, и свидетельствуют они о том, что органы опеки и попечительства свои обязанности выполнили спустя рукава, даже не уточнив, кому принадлежит жилье, откуда забрали ребенка и сколько человек там зарегистрировано. 

— Дом в сельской местности находился на балансе СПК — сельскохозяйственного производственного кооператива, — приводит пример Ольга Владимировна. — Его предоставили родителям ребенка на время, пока они там работали.

Естественно, такое жилье нельзя закрепить за ребенком, тем не менее это было сделано. Получается, по документам у сироты есть жилье и на учет нуждающихся он не становится. Но фактически­то его нет.

Решение о закреплении жилого помещения незаконно, подлежит опротестованию с последующей постановкой на учет, но время­-то упущено!  

Иногда детей, оставшихся без попечения родителей, ставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельских исполкомах — несколько таких фактов вскрылось в Минском районе. Формально получается, что права сироты соблюдены, а на деле сельсоветы даже не наделены правом строительства жилья, так что такая постановка на учет бессмысленна. 

Еще одно нарушение, которое грозит серьезными юридическими последствиями, — отсутствие государственной регистрации запрета на отчуждение дома или квартиры, закрепленных за ребенком.

— В 2017 году несовершеннолетнюю девочку передали на воспитание в детский дом семейного типа, — листает записи Ольга Владимировна. — При определении статуса ребенка жилищный вопрос своевременно не решили, хотя происходить это должно одновременно.

Два года за девочкой не была закреплена имевшаяся у родителей квартира, то есть не произошло государственной регистрации запрета на ее отчуждение. К счастью, за это время квартиру не продали и не разменяли, иначе ребенок остался бы ни с чем.

По документам квартира была бы «чистая» — изъятый из семьи ребенок обычно регистрируется по новому месту проживания. 

Очередь решает все

Необъяснимая история, потребовавшая вмешательства прокуратуры, произошла в Молодечно. Еще в 2008 году проживавшая там девочка Маша обрела статус оставшейся без родительского попечения, ее поставили на учет нуждающихся в жилье. Достигнув совершеннолетия, Маша стала лицом сиротской категории, за которым сохраняются права детей-­сирот.

Вскоре девушка родила дочь, которую зарегистрировала в июле 2016 года и… внезапно дата постановки ее на учет нуждающихся сместилась на восемь лет вперед, на дату регистрации дочери. Неизвестно, какими законами руководствовались при этом в Молодечненском исполкоме, однако очередность молодой мамы прокуратура потребовала восстановить.

 

В прокуратуре подчеркивают: недопустимо создание ситуации, когда ЖКХ пытается взыскать с повзрослевших детей­-сирот плату за коммунальные услуги, потребленные их родителями.

Кстати, в случае если родители­-воспитатели, опекуны, приемные родители более трех месяцев не оплачивают коммуналку в жилье, принадлежащем детям­-сиротам, местная администрация имеет полное право сдать это жилище в аренду.

Разумеется, договор найма будет расторгнут, как только вернется повзрослевший хозяин. 

Предоставить молодому человеку из категории детей­-сирот социальное жилье недостаточно, необходимо еще контролировать его целевое использование.

Так, сотрудники Мядельской и Солигорской прокуратуры при посещении квартир, выделенных такой молодежи, обнаружили, что в одной из них более двух лет никто не живет, а в другой поселился совершенно посторонний человек, а сам наниматель уехал в Минск.

Между тем в социальном жилье имеют право проживать только те, кто его получил, иное недопустимо. Если «метры» используются не по назначению, их могут изъять и передать действительно нуждающемуся человеку.

Районные и городские прокуратуры Минской области внесли 11 представлений в местные исполнительные и распорядительные органы об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сотрудники прокуратуры Минской области проанализировали практику в этой сфере, обобщили результаты и потребовали рассмотреть их на внеочередном заседании координационного совета Миноблисполкома, чтобы решить, какие дополнительные меры нужно принять для защиты прав сирот. 


КОМПЕТЕНТНО

Алексей ПОДВОЙСКИЙ, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры:

— Вопросы защиты прав детей-сирот, лиц сиротской категории находятся на постоянном контроле, причем не только в жилищном аспекте, но и многих других.

Дети, пребывающие в интернатных учреждениях, особенно отягощенные инвалидностью, — наиболее сложная категория, требующая особого внимания.

Они нуждаются в социализации, в замещающих семьях, и государство готово максимально содействовать таким семьям социальными льготами и услугами.

Лица сиротской категории, то есть сироты, достигшие совершеннолетия, могут встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 23 лет. Однако нередко при всем содействии государства они не способны самостоятельно реализовать свои жилищные права.

В этом возрасте молодых людей больше интересуют учеба, общение, работа, они довольны предоставленным общежитием и могут упустить время, а если еще при постановке на учет произошли ошибки, возможны проблемы, с которыми они не могут справиться.

Видимо, проведен все же не весь комплекс мер для полноценного включения их в общество. 

Генеральная прокуратура постоянно и системно поднимает темы, касающиеся детей-сирот и инвалидов. Обеспечение их прав и законных интересов — приоритетная задача нашей деятельности.

 Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ

Оригинал материала: https://www.sb.by/articles/deti-i-gnezda.html

Источник: http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/o-nesovershennoletnikh-i-molodezhi/nesoblyudenie-ocherednosti-i-nenadlezhashchee-soderzhanie-zhilya-prokuratura-minskoy-oblasti-vyyavil/

Соцжилье не для всех: почему сирота из Могилева фактически остался на улице

Возможно ли восстановить право на получение жилья по статусу Дети сироты?

Сирота Ярослав Занько шесть лет не может въехать в социальное жилье. За столько лет его место в очереди почти не изменилось: перед парнем стоит более 300 человек.

У властей на эту ситуацию другой взгляд. В районной администрации отмечают, что парень сам виноват в том, что остался без крыши над головой.

Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева разбиралась в ситуации.

Ни семьи, ни дома

Как и всем интернатским детям, Ярославу пришлось справляться с трудностями с ранних лет. Его мать сильно пила, и уже в шесть лет он попал в приют вместе со старшим братом.

“У мамы было еще трое детей от другого брака. Но там был отец, который взял на себя заботу о них. Нам с братом повезло меньше. В восемь лет меня уже перевели в школу-интернат в Чаусах”, – рассказывает парень.

В 2008 году Ярослав узнал о том, что мама умерла, а вскоре был лишен родительских прав его отец. Парню, который рос в интернате, очень хотелось иметь семью. После интерната он пытался восстановить отношения с единственным родителем, но вскоре понял, что никому не нужен.

“Была еще какая-то надежда восстановить семью. Всем детям в интернате не хватает семьи, и я на этом был зациклен. Но, как потом понял, отцу не было до нас дела. Он нами совсем не интересовался, а после очередного конфликта я просто прекратил с ним общаться”, – говорит собеседник агентства.

© Sputnik Мария Зуева

Сейчас Ярослав снимает квартиру, но иногда заработки бывают настолько небольшими, что приходится перебираться к знакомым

Так Ярослав потерял надежду иметь семью.

“В 2008 году после лишения отца родительских прав мне был присвоен статус сироты судом Октябрьского района Могилева. Тогда же я был поставлен в очередь на социальную квартиру как сирота, а также как нуждающийся в улучшении жилищных условий”, – поясняет Занько.

“Из интерната вышел в 2012 году. Поступил в строительный лицей, потом устроился в могилевский ДСК. Мой директор был обязан заняться моим проживанием. Но меня на тот момент это мало волновало, потому что у нас со страшим братом была возможность снимать квартиру. Однако через полтора года зарплата стала сильно падать.

Снимать квартиру уже было сложно, и я подал заявление на место в рабочем общежитии. К тому моменту, когда все документы были собраны, денег уже хватало на проезд по городу и еду. В общем, я решил поискать другую работу и уволился. Меня, конечно, не заселили. Я уже являлся человеком, не способным оплачивать услуги общежития.

Пришлось искать альтернативу – так уехал на заработки в Смоленск”, – добавляет он.

Чтобы было куда прийти

Сейчас Ярослав снимает квартиру, но признается, что иногда заработки бывают небольшими, и тогда он вынужден жить у знакомого. При этом по законодательству он имеет право на социальное жилье.

© Sputnik Мария Зуева

На очереди сирота стоит с 2008 года – с момента получения этого статуса

Однако с момента, когда Ярослав покинул интернат в 2012 году, с ним по этому поводу так и не связались. Парень обеспокоен своим будущим.

“До переезда со мной общался могилевский корреспондент. Мы решили разобраться в ситуации по поводу социальной квартиры. Меня очень интересовало то, что я три года учился, два года работал, в течение этого времени моя очередь как была 307-я, так и осталась 307-й.

Список ведь должен двигаться, пусть даже на каких-то 10-20 человек…

Мы обратились к главе администрации Октябрьского района, который сообщил нам: “Государство не выделяет финансов на строительство домов для сирот, из-за этого идет задержка с жильем”, – говорит собеседник Sputnik.

Проблемы с жильем, признается Ярослав, возникли не только у него. Родной брат парня, который воспитывает троих детей и женат на сироте, только недавно въехал в арендную квартиру, которую переоформляют в социальную. Для этого пришлось написать письмо президенту.

© Photo : из личного архива Я.Занько

Ярослав с невесткой и племянником

“Тоже обращались в администрацию Октябрьского района, но там им говорили сначала: “Родите ребенка”, потом “Родите второго ребенка”… Предлагали только общежитие, но не с самыми хорошими условиями для жизни с детьми. Они, конечно, отказывались, и получается, что сами были виноваты. Только после письма президенту им выделили арендную квартиру, которую сейчас переводят в социальную”, – говорит Ярослав.

“В этой ситуации я уже мечтаю хоть о койко-месте в общежитии. Я считаю, все, что происходит, неправильно. У детей-сирот должно быть хоть какое-то место, чтобы они не пропадали, чтобы в трудной ситуации им было куда идти”, – добавляет он.

Что отвечают власти?

В администрации Октябрьского района Могилева ситуацию видят под другим углом. Тут считают, что парень сам виноват в своих проблемах.

“Ярослав был отчислен из профлицея, когда он обучался. Куда-то он поехал на заработки. Вернулся, обратился к нам, мы его устроили на ДСК, дали ему койко-место в общежитии. Он там поработал чуть-чуть и уехал опять на заработки. Естественно, кто будет держать за ним это койко-место?” – задала Sputnik риторический вопрос заместитель главы администрации Наталья Халецкая.

В администрации подтвердили, что Ярослав состоит в очереди на квартиру. Номер его очередности – 308. Всего же на соцжилье претендует около 500 человек, уточнили там.

© Sputnik Мария Зуева

Проблемы с жильем возникают не только у Ярослава – его родной брат смог получить квартиру только после того, как написал письмо президенту

“Когда он (Ярослав – Sputnik) может получить, я не могу сказать. Строительством жилья занимается горисполком. Нам выделили на администрацию 60 квартир. Мы только начали формировать списки. Тут очень сложно говорить, но, скорее всего, он (Ярослав – Sputnik) не попадет (в списки – Sputnik)”, – заключила Халецкая.

Социальное жилье в Могилеве выделяется постоянно, заверила замглавы. По ее словам, в прошлом году сиротам даны в пользование порядка 45 квартир.

Мы нашли материал в СМИ за 2017 год, в котором рассказывалась история Ярослава. Тогда говорилось о том, сирота находится 312-м в очереди, со ссылкой на администрацию Октябрьского района.

Начальник отдела строительства горисполкома сообщил журналистам, что вновь построенное соцжилье в областном центре не выделялось в 2015 и 2016 году.

Когда мы поинтересовались у Натальи Халецкой, почему очередь Ярослава практически не продвинулась за все эти годы, она прекратила разговор.

Мы попросили Ярослава прокомментировать слова замглавы администрации. Молодой человек уверяет, что все совсем не так: в ДСК он устроился сразу после учебы, а уволился из-за слишком маленькой зарплаты – на нее просто невозможно было выжить молодому человеку, которому совсем некому помочь. После этого пытался найти работу в Беларуси, но не смог.

“Знакомый пригласил на заработки в Смоленск. Я согласился, потому что остался ни с чем”, – заключает он.

Так или иначе, проблема остается. Очередь Ярослава не движется, жить парню фактически негде, помощи ждать неоткуда. За него никто не заступится – не станет писать жалобы и ходить по инстанциям.

И очередь отодвигается в пользу более напористых нуждающихся из числа спецочередников. А однажды уже жестоко обиженный судьбой молодой человек снова оказывается перед незавидным выбором.

Точнее, совсем без выбора.

Источник: https://sputnik.by/live/20190318/1040520732/Sotszhile-ne-dlya-vsekh-pochemu-sirota-iz-Mogileva-fakticheski-ostalsya-na-ulitse.html

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 03 марта 2014 г. по делу N 33-768/2014 (ключевые темы: дети-сироты

Возможно ли восстановить право на получение жилья по статусу Дети сироты?

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 03 марта 2014 г. по делу N 33-768/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Солоняка А.В.,

судей Рябова Д.В., Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Мусаевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 3 марта 2014 года гражданское дело по иску Базуева А. В. к администрации МО “Алнашский район” о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот,

по апелляционной жалобе истца Базуева А.В. на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2013 года, которым постановлено:

“в удовлетворении исковых требований Базуева А. В. к Администрации муниципального образования “Алнашский район” о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать”.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Базуев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации МО “Алнашский район” о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот.

Исковые требования мотивированы тем, что своевременно заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот в администрацию Алнашского района он не подал в связи с незнанием закона, и ему не были разъяснены его права на получение жилья за счет государства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.

ГГГГ он воспитывался в Алнашском детском доме, имел статус сироты. После выпуска из детского дома ему никто не разъяснил его право на бесплатное жилье. После выпуска из детского дома он продолжил учебу в “данные изъяты”, где учился с ДД.ММ.ГГГГ год. После выпуска из ПТУ ему вновь никем не разъяснялось его право на бесплатное жилье от государства. В ДД.ММ.

ГГГГ он был осужден за совершение преступления, отбывал наказание в “данные изъяты” “адрес”, откуда освободился в ДД.ММ.ГГГГ был вновь осужден за совершение преступления, и в настоящее время отбывает наказание в “данные изъяты” ст. “адрес”. До настоящего времени не знал о своем нарушенном праве, пока не обратился в прокуратуру “адрес”, где ему все разъяснили.

Кроме того, поясняет, что до заключения брака его фамилия была Шкляев.

Считает, что срок на подачу заявления в администрацию Алнашского района о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье как лица из числа детей-сирот был пропущен им по уважительной причине в силу изложенных обстоятельств, поэтому просит его восстановить.

В судебном заседании представитель истца Базуева А.В. – адвокат Конюхова Н.В. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика – главный специалист-эксперт правового отдела администрации Алнашского района, действующая по доверенности по доверенности, Шакина Т.А. исковые требования Базуева А.В. не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, из которого усматривается, что на момент окончания Базуевым А.В.

в 1996 году учебы в “данные изъяты”, а тем более на момент выпуска из “данные изъяты” в 1993 году, Закон N159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” предусматривающий порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не действовал, так как вступил в силу 27 декабря 1996 года.

Обеспечение жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировалось постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 31 июля 1987 г. N 872 “О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.

Нарушений прав истца со стороны администрации Алнашского района допущено не было, поскольку для обращения за мерами социальной поддержки как ребенка-сироты у истца время было (1996 по 1999 год). Истец своевременно о своем праве не заявил. Срок подачи заявления истек 12.01.2001.

Также сам по себе факт нахождения истца в местах лишения свободы не свидетельствует о том, что он по достижении совершеннолетия не мог реализовать своевременно право на обеспечение его жилым помещением, однако с данным вопросом он стал обращаться по достижении им возраста 35 лет.

Представитель третьего лица – МКОУ ДДС и ДОБПР “Алнашский детский дом” Иерусалимова Г.А. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Свое отношение к исковым требованиям Базуева А.В. не объяснила.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные содержанию иска и позиции его представителя в суде первой инстанции.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Согласно справке “данные изъяты” Шкляев А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывался в “данные изъяты”” и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

Согласно справке о заключении брака N Шкляев А. В. заключил брак с Базуевой Н. В., после регистрации брака Шкляеву присвоена фамилия Базуев (л.д. 28).

Согласно сообщению “данные изъяты””, Базуев А.В. был выявлен как сирота в “адрес” (л.д. 17).

Из ответа главы “адрес” усматривается, что в архивных материалах органа опеки и попечительства Управления по делам семьи, материнства и детства Администрации МО ” “адрес”” личное дело по отправке истца Базуева А.В. в “данные изъяты” отсутствует (л.д. 67, 69).

Судом установлено, что после выпуска из “данные изъяты” Базуев А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ год обучался в “данные изъяты”

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Базуев А.В. в Администрацию Алнашского района не обращался (л.д. 8).

Также установлено, что какое-либо жилое помещение за истцом не закреплено.

Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/124273695/

Как получить законное жилье от государства ребенку-сироте

Возможно ли восстановить право на получение жилья по статусу Дети сироты?

К сожалению, нет. Предоставление жилых помещений происходит из фонда местных властей. Следовательно, где ребенок вырос, там он и получает жилое помещение.

Ситуации бывают различными. Например, предоставление жилых помещений в домах, признанных аварийными, или помещений в которых ремонт не проводился с момента постройки дома. Бывают случаи, что предоставляемые жилые помещения просто заняты другими людьми, и выселить их оттуда практически невозможно.

В этом случае сиротам предоставляется разное жилье.

При отсутствии возможности предоставления постоянного жилья, органы власти предоставляют временное, например, общежитие, но до момента появления постоянного жилья. Если же не предоставляется никакое жилье, необходимо подготовить жалобу на действия или бездействия соответствующих органов в прокуратуру.

Жилые помещения могут быть предоставлены детям-сиротам в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что в тех случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Таким образом, дети-сироты могут получить жилые помещения до достижения совершеннолетия, в том числе после заключения брака.

По общему правилу – да. В то же время жилые помещения также могут быть предоставлены детям-сиротам в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены иные случаи, когда жилые помещения предоставляются детям-сиротам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дети-сироты, достигшие возраста 18 лет и подавшие заявление в письменной форме на получение жилья, могут получить жилые помещения по окончании срока пребывания в образовательных и других организациях.

Право продажи жилого помещения, распоряжение им по своему усмотрению, принадлежит только собственнику. Учитывая указанное обстоятельство и изложенные в вопросе 10 основания и порядок приобретения права собственности на жилые помещения, предоставленные детям-сиротам, отчуждение такого имущества возможно только после перехода права собственности к такому лицу.

Принимая во внимание то обстоятельство, что жилые помещения предоставляются рассматриваемой категории лиц на основании договора найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет пять лет, следовательно, до истечения указанного срока договора, приватизация жилого помещения не допускается.

По окончании срока действия договора найма орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с проживающим в нем лицом договор социального найма. После чего у такого лица возникает право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации.

Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения. Общий срок действия такого договора составляет 5 лет.

Если же будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в решении трудной жизненной ситуации, по решению органа исполнительной власти субъекта РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок, но не более чем один раз.

Сам процесс оформления указанного договора (сроки и последовательность действий, иные особенности оформления и реализации договора) более детально регулируется законодательством конкретного субъекта РФ.

Следует также учитывать, что использование полученного жилого помещения по назначению будет контролироваться уполномоченным органом.

По общему правилу, с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме обращаются в календарном году, предшествующем году достижения детьми возраста 18 лет, законные представители детей-сирот.

В случае же достижения ребенком-сиротой возраста 18 лет, либо после приобретения им полной дееспособности до достижения указанного возраста, такой ребенок самостоятельно выступает заявителем.

Что касается сотрудников детского дома, то в силу норм Семейного Кодекса РФ, данные лица не могут являться представителями детей-сирот. Уполномоченным представителем в таком случае выступает орган опеки и попечительства.

Помимо соответствующего заявления, необходимо будет предоставить в уполномоченный орган следующие документы:

– паспорт;

– документ, подтверждающий статус сироты;

– документ, подтверждающий место жительства;

– документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

– документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой (это выписка из ЕГРП о правах лица на объекты недвижимости)

-документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

– и иные документы.

Обращаем внимание, что перечень документов может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых законодательством субъектов РФ и их уполномоченных органов. Кроме того, некоторые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций, и от заявителя не требуется их предоставление.

В каждом субъекте создается свой компетентный орган, рассматривающий данный вопрос.

Рассмотрим вопрос соответствующего обращения для получения квартиры на примере Москвы. Здесь вопросами предоставления жилых помещений детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Если вышеназванные требования не соблюдены, то ребенок-сирота имеет право отказаться от такого жилья и требовать предоставления жилого помещения, отвечающего вышеперечисленным требованиям.

В таком случае уполномоченной организацией в срок не позднее трех рабочих дней со дня проведения осмотра составляется акт о невозможности проживания в жилом помещении, и копия такого акта направляется на рассмотрение вопроса о подборе иного жилого помещения.

Отказ в предоставлении иного пригодного для жилья помещения можно оспорить в судебном порядке.

Прежде чем соглашаться на предложенную администрацией квартиру, необходимо проверить, чтобы соблюдался ряд требований.
Предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Оно должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота имеет постоянную регистрацию.

Квартира или жилой дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой.

Все перечисленное должно находиться в рабочем состоянии. Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления, канализации, водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами, например, газовой колонкой, уличным туалетом. В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и ребенок-сирота может от него отказаться.

Площадь жилья определяется на основе расчетной нормы, которая составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Жилые помещения должны быть свободными от прав третьих лиц.

Если помещение предоставляется сироте после выезда предыдущих жильцов, то оно должно быть отремонтировано, заменены неисправные кухонные плиты, сантехническое и иное оборудование.

Квартиры не предоставляются в случае, если у детей-сирот имеется жилое помещение в собственности или они занимают его по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилья сиротам граждан носит заявительный характер, то если по достижении ими 18 лет в течение 5 лет не будет подано заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, то по достижении возраста 23 лет сироты не смогут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право жилье.

Квартиры не предоставляются в случае, если у детей-сирот имеется жилое помещение в собственности или они занимают его по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилья сиротам граждан носит заявительный характер, то если по достижении ими 18 лет в течение 5 лет не будет подано заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, то по достижении возраста 23 лет сироты не смогут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право жилье.

Да, все дети-сироты имеют право на жилье, независимо от того, воспитывались они в детском доме или были переданы на попечение родственникам.

Источник: https://realty.ria.ru/20160830/407905654.html

Оплата жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Возможно ли восстановить право на получение жилья по статусу Дети сироты?

I. Авторизация на Портале

Государственная услуга в электронной форме предоставляется только авторизованным пользователям Портала (www.gu.spb.ru). Авторизация на Портале производится с использованием учетной записи в ЕСИА.

Для обеспечения возможности подачи через Портал электронного заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявитель должен иметь ключ простой электронной подписи.

Для получения ключа простой электронной подписи (далее — простая электронная подпись) заявителю необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА. Информация о способах и порядке регистрации в ЕСИА представлена на Портале по ссылке.

Онлайн‑форма предварительной регистрации в ЕСИА размещена по ссылке.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче (подтверждению, восстановлению) ключей простой электронной подписи на базе МФЦ утвержден распоряжением Комитета по информатизации и связи от 15.12.2014 №259‑р.

См. также Руководство пользователя ЕСИА, разработанное Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. После прохождения процедуры регистрации в ЕСИА заявитель должен авторизоваться на Портале, используя простую электронную подпись.

Получатель услуги (совершеннолетний) должен авторизоваться лично.

Представлять интересы заявителя вправе представитель получателя услуги, имеющий документ, подтверждающий полномочия представителя — при необходимости посещения ОСЗН Администрации или подразделения МФЦ.

II. Подготовка к заполнению заявления в электронной форме

Перед заполнением электронной формы заявления необходимо:

  • предварительно ознакомиться с описанием услуги в соответствующих разделах Портала;
  • подготовить скан‑образы документов* либо иные документы в электронном виде, прикрепляемые к заявлению**.

* Скан‑образ документа — файл, полученный на сканере, цифровом фотоаппарате или с использованием программных средств обработки файлов, являющийся результатом сканирования оригинала документа

* Требования, предъявляемые к электронным документам:

  • допустимые форматы файлов: jpg, jpeg, tiff, pdf, zip, rar, doc, xls, docx, xlsx;
  • максимальный размер файла для добавления к электронному заявлению — 3 Мб;
  • все файлы должны иметь имена, состоящие не более чем из 30 символов (русских или латинских букв, цифр, символов подчеркивания, пробела и точки);
  • наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в документе.

III. Особенности заполнения электронных форм заявления

  1. Ввод данных в поля электронной формы заявления производится пошагово; после заполнения сведений на любом шаге можно использовать кнопку «Далее» либо перейти на нужный шаг заполнения формы, нажав кнопку с соответствующим номером шага.
  2. Если в процессе заполнения полей электронной формы заявления допущены ошибки формата ввода или не заполнены обязательные поля (помеченные знаком «*»), номер соответствующего шага закрашивается красным цветом, а поля этого шага, содержащие ошибку, подсвечиваются; подать заявление в этом случае не представляется возможным, для продолжения заполнения формы необходимо внести корректные сведения.
  3. После заполнения необходимых сведений, на шаге «Документы» необходимо приложить скан‑образы документов (электронных документов в ином формате).
  4. После окончания заполнения формы заявления и подтверждения достоверности указанных сведений — установки соответствующего признака («флажка») нужно отправить заявление.

Если необходимо прервать заполнение электронной формы заявления или произвести выход из учетной записи ЕСИА на Портале до отправления заявления, заявитель может на любом шаге сохранить введенные данные (кнопка «Сохранить»).

Это удобно для возобновления процедуры заполнения электронного заявления в любое время — с того места, где был прерван процесс и произведен выход из учетной записи ЕСИА. Автоматически создается «Черновик заявления» на данную услугу, ему присваивается номер, название, фиксируется дата сохранения.

Название черновика при необходимости можно присвоить самостоятельно.

При входе на Портал после авторизации в ЕСИА можно войти в подраздел «Заявления» Личного кабинета, выбрать закладку «Черновики заявлений», найти нужный черновик и продолжить заполнение электронной формы заявления.

По истечении 3‑х месяцев со дня последнего изменения черновик заявления автоматически удаляется.

IV. Электронное дело

Электронное заявление с прикрепленными скан‑образами документов (документами в электронном виде) сохраняется в межведомственной автоматизированной информационной системе предоставления в Санкт‑Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее — МАИС ЭГУ), где ему присваивается идентификационный номер и статус, после чего электронное заявление модифицируется в электронное дело.

Электронное дело, сохраненное в МАИС ЭГУ, передается в автоматизированную информационную систему «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (далее — ЭСРН) и становится доступным для уполномоченного лица ОСЗН.

V. Информирование заявителя о ходе и результате предоставления услуги

После подачи электронного заявления через Портал информирование заявителя обеспечивается с использованием электронных уведомлений, в которых указываются статус рассмотрения электронного заявления (электронного дела), комментарии уполномоченных должностных лиц ОСЗН (при необходимости) и/или прилагаются соответствующие электронные документы.

Доступ заявителя к информации о ходе и результате предоставления услуги можно получить:

  • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
  • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
  • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» («Личный кабинет», сервис «Проверка статуса заявления»);
  • в электронной почте.

Заявителю обеспечена возможность получить краткую информацию о текущем статусе заявления, просмотреть и сохранить на собственные технические средства электронные уведомления, направляемые уполномоченными лицами ОСЗН, в том числе документы в электронном виде о результате услуги.

Источник: https://gu.spb.ru/188213/eservice/

Адвокат24
Добавить комментарий