Возможно ли расторжение договора между ВУЗом и абитуриентом?

Договор на оказание вузом образовательных услуг

Возможно ли расторжение договора между ВУЗом и абитуриентом?

(Кванина В. В.) («Закон», 2007, N 4)

ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ВУЗОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В. В. КВАНИНА

Кванина В. В., кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой предпринимательского и коммерческого права Южно-Уральского государственного университета.

В целях приобретения профессионального образования лица, обладающие определенным образовательным уровнем, поступают в соответствующие учебные заведения. При этом между данными субъектами устанавливается юридическая связь, характер которой до настоящего времени вызывает много споров.

Рассмотрим цепочку взаимоотношений «абитуриент — обучающийся — учебное заведение» на примере высшего профессионального образования.

Прежде чем лицо, желающее приобрести высшее профессиональное образование, приобретет статус студента, оно должно выдержать процедуру вступительных экзаменов, порядок сдачи которых предусмотрен Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) РФ, утвержденных Приказом Минобрнауки России . В соответствии с данным Порядком на вуз возлагаются определенные обязанности, а абитуриент наделяется корреспондирующими им правами. Так, например, вуз обязан: ознакомить абитуриента и/или его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации высшего учебного заведения по каждому направлению подготовки или специальности, дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании, содержанием основных образовательных программ, а также другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии; провести вступительные экзамены. Факт ознакомления абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации вуза по выбранному направлению подготовки или специальности и с правилами подачи апелляции фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента. В свою очередь, у абитуриента есть право требовать представления указанных документов, из которых вытекает соответствующая информация о вузе, а также проведении вступительных экзаменов или собеседовании. Каких-либо особых обязанностей у него нет: он может не прийти на экзамен, не представить запрашиваемый документ; применить к нему за это санкции никто не сможет. ——————————— Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации. Утвержден Приказом Минобразования России от 14.01.2003. N 50 // Российская газета. 2003. 13 февраля. N 28.

Правовая природа отношений, возникающих при этом между вузом и абитуриентом, является предметом дискуссии: отдельные авторы безоговорочно относят вступительные экзамены к публичному конкурсу , другие — к гражданско-правовому договору . ——————————— См.: Ягофаров Д. А.

О некоторых теоретико-правовых и практических аспектах кодификации российского образовательного законодательства // Право и образование. 2003. N 2. С. 20 — 21; Волчанская Л. М.

Договор возмездного оказания образовательных услуг: правовое регулирование, понятие и содержание // Правоведение. 2002. N 3. С. 265. Малеина М. Н. Правовая природа и основания правоотношений «вуз — студент» // Правоведение. 2002. N 3. С. 259; Она же.

Договор о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием // Государство и право. 2004. N 8. С. 59.

Относить вступительные экзамены к публичному конкурсу, на наш взгляд, представляется неоправданным, так как зачисление абитуриента в вуз по результатам вступительных экзаменов не может выступать в качестве награды за достижение определенных результатов, — оно является реализацией конституционного права на образование.

Если же рассматривать отношения между абитуриентом и вузом по поводу вступительных экзаменов в качестве договорных, то неизбежно возникает вопрос: что является его предметом? В качестве такового могли бы выступать экзамены и их результаты.

Однако отдельная категория лиц вообще освобождается от вступительных экзаменов (например, лица, представившие результаты ЕГЭ, а также лица, являющиеся победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Федерации, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобязательным предметам), но, несмотря на это, наделяется правом требовать от вуза предоставления необходимой информации и издания приказа о зачислении. Таким образом, можно прийти к выводу, что подача абитуриентом заявления в вуз свидетельствует о возникновении между ними обязательства, имеющего целью: а) прием вступительных экзаменов; б) проведение конкурса по результатам вступительных экзаменов, ЕГЭ, собеседования; в) издание приказа о зачислении. Данное обязательственное правоотношение, на наш взгляд, имеет гражданско-правовую природу (оно устанавливается между несоподчиненными, имущественно самостоятельными субъектами, преследующими цель — удовлетворение неимущественных потребностей), а по своему содержанию выступает в виде неимущественного организационного отношения. При издании приказа о зачислении абитуриента в вуз между ними возникает второй уровень юридической связи, характер которой порождает много споров и проблем чисто практического плана. Проанализируем сначала правовую природу отношений, возникающих между вузом и студентами, обучающимися за собственный счет (или третьих лиц). По данному вопросу в юридической литературе превалирует мнение о том, что указанные отношения носят гражданско-правовой характер и облекаются в правовую форму договора на оказание возмездных образовательных услуг . В то же время отдельные авторы категорически отвергают гражданско-правовой характер данных отношений . ——————————— См.: Волчанская Л. М. Указ. соч. С. 265; Фролова Т. О. Правовое регулирование способов получения высшего профессионального образования в государственном образовательном учреждении // Право и образование. 2003. N 5. С. 95; Жукова Т. В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Юрист. 2003. N 8. С. 2; Куров С. В. О правовой природе договора платного образования // Право и образование. 2002. N 3. С. 132 и др. Суханов Е. А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции // Законодательство. 2003. N 9. С. 62; Пасешникова Л. А. Образовательные правоотношения: соотношение ГК РФ и специального законодательства // Тезисы VI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации». М., 2001. С. 47 — 48.

Кроме того, ряд ученых доказывают принадлежность правоотношений между обучающимся и образовательным учреждением к педагогическому праву через отрицание их гражданско-правового характера ; другие авторы, не анализируя правовую природу отношений между образовательным учреждением и вузом, не конкретизируя характер данных отношений (возмездность, безвозмездность), относят их к административно-правовым . ——————————— Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вузов. М., 2001. С. 39 — 40; Запесоцкий А. Платное образование — не услуга, студент — не клиент // Высшее образование в России. 2002. N 2. С. 48 — 49 и др. См.: Административное право / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. С. 108, 110; Барабанова С. В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Казань, 2004. С. 74 и др.

На наш взгляд, договор на оказание вузом образовательных услуг является гражданско-правовым договором и подпадает под регулирующее воздействие главы 39 ГК РФ. Данный вывод следует прежде всего из анализа предмета данного договора и характера отношений, вытекающих из него.

Предмет исследуемого договора включает в себя два элемента: образовательную деятельность — образовательные услуги — и неовеществленный результат данной деятельности в виде приобретенных знаний, умений, навыков.

Последний компонент предмета договора представляет собой личные нематериальные блага, которые неотделимы от личности их носителя, направлены на выявление и развитие его индивидуальности, непередаваемы, т. е. у лица, передающего знания, умения, навыки, их объем при этом не уменьшается.

Иными словами, передача знаний, умений, навыков третьим лицам свидетельствует об их неисчерпаемости. Кроме того, они не подлежат денежной оценке. Денежной оценке подлежит образовательная деятельность, а результат данной деятельности, так же как и здоровье, представляет собой неоценимый личностный капитал.

Образовательная деятельность (проведение лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, экзаменов, зачетов и т. д.) порождает имущественные отношения; знания, умения, навыки, в свою очередь, являются основанием возникновения неимущественных отношений.

Если лицо, получившее образование, получает доходы посредством приложения приобретенных знаний, умений, навыков, то речь уже надо вести о самостоятельных отношениях, вытекающих из права гражданина на труд, на занятие предпринимательской деятельностью.

Указанные имущественные и неимущественные отношения являются гражданско-правовыми, так как субъекты данных отношений, во-первых, обладают юридическим равенством, во-вторых, имущественно обособленны, в-третьих, обладают автономной волей (они не зависят от воли контрагента в принятии решения и их осуществлении).

Что касается обучения, осуществляемого за счет бюджетного финансирования, то относительно правовой природы отношений, возникающих при этом между вузом и обучающимся, также ведутся научные дискуссии.

В работах, прямо или опосредованно затрагивающих этот вопрос, были высказаны полярные точки зрения: об отнесении данных отношений к педагогическим , образовательным , административным , социально-обеспечительным , праву социального обеспечения , гражданско-правовым . ——————————— См.: Шкатулла В. И. Указ. соч. С. 27, 38 — 39, 344 и далее. См.: Сырых В. М.

Введение в теорию образовательного права. М., 2002; Он же. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000. См., напр.: Новоселов В. И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977; Голубкова Н. С. Особенности реализации конституционного права на образование в негосударственном образовательном учреждении в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002 и др. Белозеров А. В. Понятие и содержание обязательств по возмездному оказанию образовательных услуг: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 10. Мурзин Д. В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М.; Екатеринбург, 2002. С. 370. Малеина М. Н. Правовая природа и основания правоотношений «вуз — студент». С. 264; Она же. Договор о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием. С. 61.

На наш взгляд, то обстоятельство, что обучающийся не производит оплату за обучение, не влияет на вывод о гражданско-правовой природе отношений «вуз — студент».

В данном случае образовательные услуги, осуществляемые вузом за счет бюджетных средств, являются для потребителей услуг бесплатными, для вуза — возмездными (затраты на обучение студентов финансируются из государственного и муниципального бюджетов).

В юридической литературе в качестве характеристики возмездности отношений выделяют критерий встречности действий (предоставлений), имеющих материальное содержание, хотя бы и неравное в стоимостном выражении. Слово «встречность» означает ответное действие на что-нибудь .

Ответное действие может следовать непосредственно как от контрагента, так и от иного лица (третьего лица). Пункт 1 ст. 423 ГК РФ не предполагает, что получение платы или иного предоставления за исполнение обязанностей по договору должно быть получено именно от контрагента по договору. Заметим, что в п.

2 ст. 423 ГК РФ, в котором приводится понятие безвозмездного договора, отсутствие встречности предоставления предполагается уже именно от другой стороны договора. ——————————— Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1952. С. 89.

Источник: http://center-bereg.ru/l3009.html

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

Возможно ли расторжение договора между ВУЗом и абитуриентом?

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.

И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами.

Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии.

Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Читайте по теме

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.

Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.

Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения.

Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций. 

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. Читайте по теме

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного.

Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги.

В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.

А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет.

Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Читайте по теме Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками.

С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность. «Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова.

Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-celevikov-obyazhut-ne-menee-tryokh-let-otrabotat-po-dogovoru.html

Шесть самых популярных вопросов абитуриентов и студентов ГУУ о платном образовании

Возможно ли расторжение договора между ВУЗом и абитуриентом?

На вопросы студентов и абитуриентов Государственного университета управления отвечает проректор, кандидат географических наук, доцент Николай Михайлов. Николай Николаевич курирует учебный процесс, приём в ГУУ, методическую и международную деятельность

От чьего имени заключается договор на оказание образовательных услуг?

Договор об образовании (ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») заключается между

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

В случае, если обучающийся не сам оплачивает свое обучение, договор заключается трехсторонний, в нем прописываются обязанности обучающегося, связанные с освоением образовательной программы и обязанности заказчика, связанные с оплатой обучения.

Примерная форма договора об образовании на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 21 ноября 2013 г. № 1267.

Возможно ли повышение стоимости обучения после заключения договора и нужно ли заключать со студентом дополнительное соглашение о повышении стоимости обучения на каждый последующий год после 1 курса?

Повышение стоимости обучения после заключения договора не допускается, но дополнительное соглашение может потребоваться для индексации цены договора в соответствии с уровнем инфляции.

Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Такие же положения содержатся и в п.

8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706.

Таким образом, дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг может быть заключено только на сумму, соответствующую уровню инфляции на текущий финансовый год.

Взимание повышенной платы, увеличенной на уровень инфляции, без заключения дополнительного соглашения с потребителем или в размере, превышающем уровень инфляции, будет противоречить двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями).

Дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, недействительно в силу ст. 16 Закона РФ от 07 февраля 1992 г.

№ 2300-I «О защите прав потребителей», ст. 168 ГК РФ.

Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Таким образом, заключение со студентом дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.

Последнее время в университете в студенческой среде ведутся разговоры о том, что можно оплатить обучение осенью, с учетом процессов, связанных с реорганизацией нашего вуза, так ли это? Как устанавливается срок оплаты обучения в ГУУ в 2016 году?

Хотелось бы напомнить, что в соответствии с «Договором о получении высшего образования на платной основе» оплата учебных семестров производиться Студентом до начала очередного учебного семестра — до 1 июля и до 7 февраля каждого года. (п. 4.5 Договора).

С 1 сентября 2016 года в университете начнется очередной учебный год и реорганизация никак не повлияет на учебную и научную работу нашего вуза. Поэтому для выполнения договорных обязательств обучающиеся обязаны оплатить свое обучение до 1 июля 2016 г.

Вправе ли студент в одностороннем порядке отказаться от договора об оказании образовательных услуг и какие последствия это повлечет?

Общие основания и последствия прекращения образовательных отношений закреплены в ст. 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 данной статьи образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных,

в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 3 ст. 54).

При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении.

Таким образом, досрочное прекращение договора по инициативе студента возможно.

Вместе с тем, следует иметь ввиду, что несмотря на то, что дополнительных материальных обязательств при расторжении договора не возникает, необходимость оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы остается (см. п. 4.6.

примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 21 ноября 2013 г. № 1267).

Если стороны не придут к соглашению по вопросу размера фактически понесенных вузом расходов, то их размер определит суд.

Вправе ли университет расторгнуть договор на оказание образовательных услуг в одностороннем порядке?

В соответствии с ч. 8 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

По общему правилу, согласно п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706, по инициативе образовательной организации высшего образования договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

— невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

— установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

— просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

— невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Можно ли вносить дополнительные условия в тот договор, который предлагает образовательное учреждение?

Обычно образовательные учреждения сами разрабатывают проект договора, который предлагают другой стороне для подписания. Вместе с тем следует отметить, что по всем уровням образования Минобрнауки РФ утверждены примерные формы договоров. В отношении среднего профессионального и высшего образования действует примерная форма, утвержденная Приказом Минобрнауки РФ от 21 ноября 2013 г. № 1267.

Примерная форма договора утверждена в форме нормативного приказа Минобрнауки РФ и зарегистрирована Минюстом, что является гарантией того, что содержащиеся в ней положения соответствуют законодательству высшей юридической силы.

Такой порядок был введен впервые в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и нацелен на повышение гарантий обучающихся при заключении договоров с образовательными организациями, которые находятся в заведомо более защищенном с правовой точки зрения положении.

Таким образом, при заключении договора с вузом следует заранее ознакомиться с его текстом и проверить, соответствует ли он утвержденной форме.

В случае выявления несоответствий рекомендуем обращаться в Рособрнадзор.

В остальном же при необходимости учесть дополнительные условия обучения или иные индивидуальные моменты в договоре следует сообщить об этом в образовательное учреждение до подписания соответствующего договора.

По вопросам оплаты обучения обращайтесь по телефону: +7 (495)371-63-47, Ирина Николаевна

20.06.2016

Источник: https://guu.ru/news_ru/big_news_ru/25091

Особенности правового регулирования договора об образовании в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: анализ судебной практики

Возможно ли расторжение договора между ВУЗом и абитуриентом?

В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем и приема обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Договор об образовании имеет гражданско-правовую природу, являясь договором оказания возмездных услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке акцепта, выразившегося в совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы и т. п.

), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

Более подробное правовое регулирование порядок заключения договоров об образовании получил в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»[1].

Согласно п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Договор заключатся по общим правилам гражданского законодательства.

До 14 лет его заключают родители (законные представители) обучающегося, в период с 14 до 18 лет формально договор заключается сами несовершеннолетним, но обязательно с письменного согласия родителей, старше же 18 лет (либо эмансипированный, вступивший в брак ранее этого возраста) договор подписывает непосредственно обучающийся.

Часто встречаются конфликтные ситуации, когда договор требует изменения в связи с тем, что изменилось законодательное регулирование того или иного вопроса. Обучающийся же (либо его законные представители) отказывается вносить изменения в договор. Такой конфликт может быть разрешен только в судебном порядке.

Зачастую также обучающийся отказывается заключать договор, когда образовательная организация настаивает на этом. Вопрос также решается в судебном порядке, однако в целом последствия будут различаться в зависимости от того, является ли заключение договора обязательным на основании ч. 2 ст.

53 Закона № 273-ФЗ. Если предполагается наличие такого договора (например, дошкольное образование или платные образовательные услуги), то до заключения договора зачисление обучающегося просто не состоится, нельзя будет издать приказ о зачислении, т.к. для его издания не будет оснований.

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, органы местного самоуправления обладают правом устанавливать тарифы на платные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемые муниципальными общеобразовательными учреждениями. Следует отметить, что аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

  • поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

  • потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

  • расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Кроме того, включение в договор об образовании условий, ущемляющих права потребителей, влечет административную ответственность.

Так, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 17АП-8002/2013-АКУ по делу № А50-6183/2013[3] в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.

8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, было отказано, поскольку подтверждены наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании прекращает свое действие в связи с получением образования (завершением обучения), а также досрочно по следующим основаниям:

а) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

б) по инициативе образовательной организации в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации.

В соответствии с п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг  по инициативе образовательной организации договор об образовании может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время утверждены следующие формы договоров:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»[4];

Источник: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/obzor_sudprakt/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-dogovora-ob-obrazovanii-v-sootvetstvii-s

Адвокат24
Добавить комментарий