Возможно ли наложение штрафа на физическое лицо?

Статья 6.5. Штраф

Возможно ли наложение штрафа на физическое лицо?

1.

 Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

2. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – менее десяти базовых величин.

Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.

74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

3.

 Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки – ста базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – двухсот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, за нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки – трехсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – пятисот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин.

4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

6. При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном частью 3 статьи 10.

3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса – не более пяти десятых базовой величины.

При этом в случае неуплаты такого штрафа в сроки, установленные частью 1 статьи 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины.

7. Положение части 6 настоящей статьи не применяется:

1) к физическому лицу, если в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;

2) к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

3) если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;

4) по делам об административных правонарушениях, указанных в статье 4.5 настоящего Кодекса;

5) к иностранному гражданину или лицу без гражданства, если в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена депортация, за исключением иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь для выезда из Республики Беларусь.

Источник: http://kodeksy.by/koap/statya-6.5

Кого привлекут к административной ответственности: организацию или должностное лицо?

Возможно ли наложение штрафа на физическое лицо?

По ряду административных правонарушений нормы КоАП в качестве субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности, указывают сразу и организацию, и ее должностное лицо.

Естественно, в этих ситуациях возникает вопрос: возможно ли одновременное привлечение к административной ответственности должностного лица и юридического лица за одно и то же правонарушение? Рассмотрим, как решаются такие вопросы на практике.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Зачастую возникает следующая ситуация: контролирующие органы провели проверку хозяйственной деятельности организации, по результатам которой выявлены определенные нарушения, например по ч. 1 ст. 9.19 КоАП, которая предусматривает наложение штрафа и на должностное лицо, и само юридическое лицо.

В связи с этим решается вопрос о порядке наложения административного взыскания, т.е.

будет ли привлечено к ответственности только должностное лицо организации, виновное в совершении правонарушения, либо же штраф придется платить еще и организации? Ответ на этот вопрос важен и для учредителей юридического лица, так как им необходимо оценивать возможные риски своего бизнеса, и для самих руководителей и топ-менеджеров, так как они являются ответственными должностными лицами. Вопрос достаточно важный еще и потому, что размеры штрафов для должностного лица и юридического лица отличаются в десятки раз.

В результате к административной ответственности могут быть привлечены:

1) только юридическое лицо (организация);

2) только должностное лицо организации – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (директор, его заместители, начальники структурных подразделений и т.д.);

3) одновременно юридическое лицо и должностное лицо.

Привлечение юридического лица к административной ответственности

При рассмотрении административных дел в отношении юридических лиц и определении наличия их вины в совершении вмененного им правонарушения экономические суды руководствуются ст. 3.

5 КоАП, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно не выполнило возложенную на него обязанность, за несоблюдение которой установлена административная ответственность, и при этом не предприняло всех зависящих от него мер по исполнению такой обязанности.

Кроме того, для правильного решения вопроса о виновности юридического лица суды не только устанавливают, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но и выясняют, приняты ли юридическим лицом все меры для их соблюдения.

Пример 1

Организация осуществляет строительство объекта. В результате проверки строительной площадки выявлены следующие нарушения: допускается хранение горючих строительных отходов прямо на территории строительной площадки, допускается курение рабочих вне специально оборудованных мест, пожарный щит не в полной мере оборудован необходимым количеством ручного пожарного инструмента.

В данном случае суду для правильной квалификации правонарушения и определения размера ответственности необходимо установить, была ли изначально данная площадка оборудована специальными местами для хранения горючих строительных отходов, для курения, проводился ли инструктаж о порядке хранения горючих строительных отходов и о запрете курения вне специально оборудованных мест и т.д.

Справочно:

вина юридического лица определяется следующим образом:

«Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению» (ст. 3.5 КоАП).

На практике нередки случаи, когда орган, ведущий административный процесс, вменяя юридическому лицу правонарушение, упускает из виду, что один из вышеперечисленных элементов вины юридического лица отсутствует. В подобных случаях экономические суды прекращают производство по делу за недоказанностью вины.

Таким образом, вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов в деятельности юридического лица, характеризующихся непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. При этом закон не освобождает юридическое лицо от административной ответственности даже в случае исключения возможности наступления вредных последствий от нарушения административного запрета.

Что касается разграничения ответственности между должностным лицом организации и самой организацией, необходимо учитывать нормы ч. 2 ст. 4.8 КоАП, согласно которой юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в случаях, прямо предусмотренных статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.

При этом упоминание юридического лица как субъекта правонарушения может осуществляться и в диспозиции, и в санкции статьи Особенной части КоАП.

Пример 2. Диспозиция

Организация, оказывающая услуги по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, проводила переговоры с иностранной организацией, предоставляла информацию о трудоустройстве гражданину Республики Беларусь, оказывала услуги по получению разрешения на работу в иностранном государстве и принимала участие в заключении трудового договора с иностранным нанимателем без заключения письменного договора об оказании соответствующих услуг с гражданином Республики Беларусь.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 1 ст. 9.23 КоАП.

Диспозиция данной статьи предусматривает следующее правонарушение: незаключение юридическим лицом с гражданином Республики Беларусь письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь.

Пример 3. Санкция

Организация, основным видом деятельности которой является осуществление общественного питания через сеть кафе-баров, в одном из своих баров принимала ставки на результаты матчей, демонстрирующихся на экранах телевизоров в данном кафе-баре. Ставки принимались барменом и фиксировались на электронном табло. По итогам матчей победители получали определенный выигрыш.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 4 ст. 12.7 КоАП (осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии)).

Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Таким образом, юридическое лицо привлекается к административной ответственности при условии, если:

1) установлен факт нарушения юридическим лицом нормы административного права;

2) оно прямо предусмотрено в качестве субъекта ответственности соответствующей статьей КоАП;

3) установлен факт, что юридическим лицом не приняты все меры для предотвращения нарушения.

Привлечение должностного лица к административной ответственности

Административная ответственность должностных лиц, как правило, является следствием их противоправного бездействия, выражающегося в несоблюдении своих должностных обязанностей либо уклонении от их исполнения, что приводит к наступлению общественно опасных последствий.

Вместе с тем наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 7 ст. 4.8 КоАП). Исключением в данном случае является совершение юридическим лицом административного правонарушения, не повлекшего причинение ущерба государственной собственности и не связанного с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Это означает, что при совершении должностным лицом организации правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергети-
ческих ресурсов и неполучении при этом юридическим лицом дохода либо понесении им затрат в результате совершения такого правонарушения, к административной ответственности будет привлечено только должностное лицо организации.

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение также возможно, если в диспозиции или санкции статьи (части статьи) Особенной части КоАП эти лица названы в качестве субъектов одного административного правонарушения.

Это правило указано и в части второй подп. 2.2 п.

2 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8.

Пример 4

Работник организации, непосредственно осуществляющий учет алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, в т.ч.

с применением приборов учета продукции, нарушил порядок такого учета, что повлекло за собой недостоверное отражение в учете сведений о количестве выпущенных продукции и спирта. В результате совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 12.

1 КоАП на работника организации был наложен штраф в размере 10 БВ, а на организацию – 100 БВ.

Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 100 БВ, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа до 250 БВ.

В случае если статьей (частью статьи) КоАП предусмотрена ответственность только для юридического лица, суд по своему усмотрению не может привлечь к ответственности конкретное должностное лицо.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении, помимо прочих сведений, должен содержать сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс. Это означает, что если к ответственности привлекается только юридическое лицо, то протокол составляется в отношении юридического лица.

Документ:

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

На практике же привлечение юридического лица к административной ответственности сопровождается предъявлением регрессного иска от данного юридического лица к фактически виновному должностному лицу.

Такой подход обусловлен тем, что любое юридическое лицо действует через своих работников и в каждом случае в совершении правонарушения виновно конкретное должностное лицо.

Если организация достоверно устанавливает вину должностного лица и для этого имеются все доказательства, руководитель организации принимает решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновного работника либо обращается в суд с соответствующим исковым заявлением.

Пример 5

Контролирующий орган применил административное взыскание в виде штрафа к организации. Постановление о наложении штрафа вступило в силу, предприятие перечислило сумму штрафа. Одновременно было принято решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновных работников.

Сумма штрафа превышает размер среднемесячного заработка работника и не может возмещаться по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы по ч. 1 ст. 408 Трудового кодекса Республики Беларусь. Наниматель обратился в суд с регрессным иском к работникам.

Ольга Мещерякова, юрист

Источник: https://www.jurk.by/izdaniya/ya-spok/kogo-privlekut-k-administrativnoi-otvets_0000000

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Возможно ли наложение штрафа на физическое лицо?

Административная ответственность занарушения законодательства о труде и об охране труда

Согласностатье 465 Трудового кодекса Республики Беларусь юридические и физические лица,виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную,уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Основаниемвозникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о трудеявляется совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновногодеяния.

Всоответствии со ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь ответственностьза нарушения законодательства о труде несут только лица, виновные в этом.

Административнаяответственность юридических и физических лиц за нарушение (несоблюдение) законодательствао труде установлена Кодексом Республики Беларусь об административныхправонарушениях (далее – КоАП).

Всоответствии со статьей 2.1. КоАП административным правонарушением признаетсяпротивоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками,предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за котороеустановлена административная ответственность.

Согласностатье 3.1 КоАП вина – психическое отношение физического лица к совершенному импротивоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Виновнымв совершении административного правонарушения может быть признано лишьвменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или понеосторожности.

Юридическоелицо признается виновным в совершении административного правонарушения, еслибудет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), занарушение которых предусмотрена административная ответственность, и даннымлицом не были приняты все меры по их соблюдению (статья 3.5 КоАП).

Согласно статье 4.

8КоАП физическое лицо подлежит административной ответственности какиндивидуальный предприниматель, если совершенное административноеправонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью ипрямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечениеиндивидуального предпринимателя к административной ответственности исключаетналожение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьейОсобенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо несетадминистративную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной частиКоАП.

Ответственностьза нарушения законодательства о труде, протоколы о совершении которых, согласнопункту 24 части первой статьи 3.

30 Процессуально-исполнительного кодексаРеспублики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП),предоставлено право составлять уполномоченным должностным лицам Департаментагосударственной инспекции труда Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь, предусмотрена статьей 9.17, частями 1 и 4 статьи 9.19,статьями 9.20, 9.25 КоАП.

Статья9.17 КоАП «Нарушение правил по охране труда» устанавливает административнуюответственность за нарушение должностным или иным уполномоченным лицомработодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда,содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальныхнормативных правовых актах в виде штрафав размере от пяти до сорока базовых величин.

Всоответствии с частью второй данной статьи то же деяние, совершенное повторно втечение одного года после наложения административного взыскания за такое женарушение влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовыхвеличин.

Статья9.18 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушениезаконодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Согласноданной статье непредставление лицом, уполномоченным в соответствии сзаконодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для веденияколлективных переговоров,- влечет наложение штрафа в размере от четырех додесяти базовых величин.

Неисполнениеобязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудовогоарбитража, Республиканского трудового арбитража – влечет наложение штрафа вразмере от десяти до сорока базовых величин.

Действия,создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, неучаствующим в забастовке, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати допятидесяти базовых величин.

Мерыадминистративной ответственности, установленные статьей, распространяютсятолько на физических лиц.

Согласночасти первой статьи 9.19 КоАП нарушение нанимателем или уполномоченнымдолжностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы – влечетналожение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а наюридическое лицо – до ста базовых величин.

Справочно:

Вреспубликанском торгово-производственном предприятии было установлено нарушениесроков выплаты заработной платы работникам. Согласно коллективному договору,действующему в организации, заработная плата работникам выплачиваетсяежемесячно 17 числа месяца, следующего за отчетным.

При проверке установлено,что фактически заработная плата работникам выплачивается после 25 числа месяца.

Постановлением государственного инспектора труда Департамента государственнойинспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь наорганизацию наложен штраф в размере 20 базовых величин.

Главныйбухгалтер общества с ограниченной ответственностью признана виновной всовершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи9.19 КоАП, так как, будучи уполномоченным должностным лицом нанимателя, необеспечила выплату заработной платы в установленные в организации сроки. Заданное правонарушение к ней применены санкции в виде штрафа в размере 5 базовыхвеличин.

Правоприменительнаяпрактика к правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 9.

19 КоАП относитне только нарушение периодичности и сроков выплаты заработной платы работникам,установленных коллективными договорами, локальными нормативными правовымиактами организаций, трудовыми договорами, заключенными с работниками, но итакие нарушения как задержка окончательного расчета при увольнении работника,несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска.

Справочно:

Государственныминспектором труда был составлен протокол об административном правонарушении вотношении частного производственного унитарного предприятия, согласно которомусредний заработок за время трудового отпуска, предоставленного работнику, былвыплачен ему только по окончании отпуска, в то время как наниматель обязан былпроизвести выплату не позднее, чем за один день до начала отпуска, как тоготребует законодательство. За данное правонарушение на организацию наложен штрафв размере 10 базовых величин.

Директоробщества с ограниченной ответственностью был привлечен к административнойответственности в виде штрафа в размере 4 базовых величин, за то, что непроизвел окончательный расчет с уволенным работником в день увольнения.

Иныенарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями9.16 – 9.18 КоАП и частями 1 и 3 статьи 9.19, причинившие вред работнику,согласно части четвертой данной статьи влекут наложение штрафа в размере отдвух до двадцати базовых величин.

Кчислу иных нарушений, в первую очередь, относятся нарушения, касающиеся оплатытруда, такие как нарушения порядка оплаты труда за работу в сверхурочное время,выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные иобъявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими; выплата заработнойплаты работникам в размере ниже минимальной заработной платы, установленнойзаконодательством; не установление в контрактах и (или) не предоставлениеработникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных подпунктом2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «Одополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплениютрудовой и исполнительской дисциплины» и др.

Справочно:

Государственныминспектором труда Департамента государственной инспекции труда в совместномобществе с ограниченной ответственностью было установлено нарушение требованийподпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999г.

№ 29 в части предоставления работникам дополнительных мер стимулированиятруда. В отношении уполномоченного должностного лица был составлен протокол обадминистративном правонарушении.

Постановлением по делу об административномправонарушении, вынесенным государственным инспектором труда, должностное лицоподвергнуто штрафу в размере 4 базовых величин.

Кчислу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которыепредусмотрена частью четвертой статьи 9.19, относятся и другие нарушения,повлекшие вредные последствия, т. е. согласно статье 1.

3 КоАП – причинение нетолько имущественного но и иного вреда охраняемым Кодексом правам и интересамработников.

К таким нарушением можно отнести задержку выдачи трудовой книжкипри увольнении, не предоставление трудового отпуска в течение рабочего года, непредоставление работнику дополнительных отпусков, на которые он имеет право ит.д.

Справочно:

Директоробщества с дополнительной ответственностью на основании протокола по делу обадминистративном правонарушении согласно постановлению по делу обадминистративном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.19 КоАП, былподвергнут штрафу в размере 4 базовых величин, так как не предоставил работникутрудовой отпуск в течение рабочего года.

Статья9.20 КоАП устанавливает административную ответственность за сокрытиестрахователем наступления страхового случая при обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний.

При этом разделяет ответственность должностных лиц, индивидуальныхпредпринимателей и юридических лиц.

Так, санкция данной статьи за указанноенарушение предусматривает наложение штрафа в размере от двух до десяти базовыхвеличин на должностное лицо, на индивидуального предпринимателя – от десяти допятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до стабазовых величин.

Справочно:

Былвыявлен случай сокрытия производственного несчастного случая, произошедшего сработником сельскохозяйственного участка республиканского унитарногопредприятия, которым при исполнении трудовых обязанностей была получена травма.

Нанимателем о данном несчастном случае не сообщено, расследование несчастногослучая своевременно произведено не было. За данное нарушение государственныминспектором труда к нанимателю в соответствии со статьей 9.

20 КоАП примененыштрафные санкции в размере 50 базовых величин.

МастерДРСУ привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10базовых величин за сокрытие несчастного случая, происшедшего с дорожнымрабочим.

Директорчастного производственного унитарного предприятия привлечена к административнойответственности по данной статье КоАП за несвоевременное сообщение опроизводственном несчастном случае.

Следуетотдельно остановиться на статье 9.25 КоАП, предусматривающей административную ответственностьза нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров. Данная статьяявляется специальной.

Особенностью её является то, что штрафные санкцииустанавливаются не только в базовых величинах.

Согласно данной статье, несоблюдениеписьменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказаниеуслуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемыхюридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равноотсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, – влекутналожение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо вразмере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления- до пятнадцати базовых величин.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемого зауказанное нарушение на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, вденежном выражении может быть ниже минимального или выше максимальногоразмеров, установленных соответственно частями второй и третьей статьи 6.5КоАП.

Справочно:

Основныминарушениями при заключении гражданско-правовых договоровявляются отсутствие в договорах обязательных существенныхусловий: порядка расчета по гражданско-правовым договорам, включая суммы,подлежащие выплате; обязательств заказчика по уплате обязательных страховыхвзносов на государственное социальной страхование; обязательств сторон пообеспечению безопасных условий работы; оснований досрочного расторжениягражданско-правового договора; ответственности за неисполнение заказчикомобязательств по оплате выполненной работы.

Отимени Департамента государственной инспекции труда Министерства труда исоциальной защиты Республики Беларусь дела об административных правонарушенияхв соответствии с частью второй статьи 3.

23 ПИКоАП вправе рассматривать директорДепартамента и его заместители, начальники управлений и их заместители,начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов игосударственные инспекторы труда.

Источник: http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_1374772050

О порядке привлечения к административной ответственности

Возможно ли наложение штрафа на физическое лицо?

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

https://www.youtube.com/watch?v=ORu3g_CGXSg

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Адвокат24
Добавить комментарий