В каких случаях возможна уголовная ответственность для мужчины после 27 лет за уклонение от призыва?

Кого и как призывают на военные сборы?

В каких случаях возможна уголовная ответственность для мужчины после 27 лет за уклонение от призыва?

Что такое военные сборы и для чего они проводятся?

Военные соборы — один из видов воинской обязанности граждан Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Военные сборы проводятся для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Проведение военных сборов в иных целях не допускается  (ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Значит, военные сборы нужны для подготовки к военной службе запасников? Но вот я был зачислен в запас по возрасту, то есть — по достижению 27 лет. Разве меня могут призвать на военные сборы,  если я ранее не служил?

Да, так как в запас зачисляются, как прошедшие военную службу по призыву, так и окончившие военные кафедры, освобождавшиеся от военной службы или имевшие отсрочки до 27 лет, то на военные сборы могут быть призваны и граждане, ранее никогда не проходившие военную службу.

Получается, что  все граждане, зачисленные в запас, могут быть призваны?

Есть возрастные ограничения, которые, в  свою очередь, зависят от присвоенного разряда:

Кроме того, есть категории граждан, имеющие право на освобождение от призыва на военные сборы.

Можно подробнее о тех категориях граждан, которые имеют право не проходить военные сборы?

В первую очередь, это граждане, признанные временно негодными или негодными к военной службе.

Надо иметь в виду,  что граждане, ранее признанные ограниченного годными, теоретически могут быть призваны на военные сборы, однако с большой вероятностью при прохождении медицинского освидетельствования будут признаны временно негодными и освобождены от призыва  на военные сборы.

ВАЖНО! При призыве на военные сборы граждане должны быть направлены на медицинское освидетельствование  (п.11 Положения о проведении военных сборов)

В законе также определены и другие категории граждан. В частности, согласно ст. 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», от военных сборов освобождаются:

— граждане женского пола;

— педагогические работники;

— обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях (вне зависимости от государственной аккредитации образовательных программ);

— обучающиеся заочно — в период сессии,  итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;

— граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас;

— имеющие трех и более детей.

Кроме того в ст. 55 вышеназванного закона установлено, что от военной службы освобождаются граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу (АГС).

Это положение связано с тем, что АГС проходят молодые люди, убеждениям которых противоречит несение военной службы.

Так как военные сборы проводятся для подготовки к военной службе, они также противоречат убеждениям или вероисповеданию тех, кто проходил альтернативную гражданскую службу.

Подождите! Я не проходил АГС, но у меня есть убеждения, противоречащие несению военной службы. Как быть   в таком случае?

Полагаем, что от военных сборов могут быть освобождены и те, кто не проходил АГС, но имеет убеждения, противоречащие несению военной службы.

На таких граждан должно распространяться конституционное право на отказ от военной службы по убеждениям или по вероисповеданию, гарантированное статьями 28, 59 (части 3) Конституции РФ.

В таком случае, гражданин может написать соответствующее заявление на имя начальника отдела военного комиссариата, осуществляющего призыв на военные сборы.

Значит, призыв на военные сборы осуществляют военные комиссариаты? А на каком основании и когда они могут начать такой призыв?

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации (п. 9 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333).

Каким образом военный комиссариат сообщит мне, что я подлежу призыву на военные сборы?

На военные сборы граждане вызываются повестками военного комиссариата установленного образца, которые должны быть вручены надлежащим образом —  лично в руки призываемому гражданину. Вручение повесток производится  работниками военного комиссариата, либо  другими должностными лицами (работниками  организаций по месту работы гражданина).

Призываемый гражданин  должен расписаться на корешке повестки. Таким образом, всякого рода приглашения в военный комиссариат  через почтовый ящик, по телефону, через родителей т.п.  законом не предусмотрены. В повестке указываются место и время, в которые призываемый должен явиться, а также причина вызова – для прохождения военных сборов.

Что будет, если я не смогу прийти? 

В случае неявки гражданина в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, без уважительных причин военный комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов.

При необходимости для этих целей привлекается полиция  (п. 13 Положения о проведении военных сборов).

Полиция вправе проводить административное задержание граждан и доставлять их для составления протокола об административном правонарушении в военкомат, если есть основания для возбуждения дела об административным правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=eHL-nquv9wY

За неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).

Самое суровое наказание — это штраф? Не привлекут ли за уклонение?

Уголовной ответственности за неявку  в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, не установлено. Согласно статье 328 УК РФ уголовную ответственность влечет уклонение только от призыва на военную службу, при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, но не от призыва на военные сборы.

Понятно. А что считается  уважительной причиной неявки по повестке?

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», уважительными причинами неявки по повестке являются:

— заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Как можно с вами связаться для получения дополнительной правовой информации?

По всем правовым вопросам, связанным с  призывом на военные сборы, а также с призывом на военную службу, с прохождением военной службы по призыву и заменой военной службы на альтернативную  гражданскую (АГС)  можно обращаться на правовую линию Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» по телефону +7-917-517-27-72 (с 10.00 до 19.00 по московскому времени) и по Email: 9110306@gmail.com

Все консультации предоставляются бесплатно.

Источник: https://realarmy.org/kogo-i-kak-prizyvayut-na-voennye-sbory/

Не служил в армии? Не годен к госслужбе

В каких случаях возможна уголовная ответственность для мужчины после 27 лет за уклонение от призыва?

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву1.

Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г.

№ 170-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву”(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года.

В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления.

Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (ст. 3 Закона). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований. 

Данное положение вызвало неоднозначную реакцию чиновников – вплоть до требования признать его неконституционным. Однако оно не было удовлетворено – в Постановлении КС РФ от 30 октября 2014 г.

№ 26-П “По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву”в связи с запросом Парламента Чеченской Республики”(далее – Постановление) разъясняется, почему. 

Фабула дела  

НАША СПРАВКА

Реквизиты решения: Постановление КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П.

Требования заявителя(Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим Конституции РФ, так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность п. 1 ст. 3 Закона (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, далее – закон о госслужбе).

Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований. 

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод (ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст.

32 Конституции РФ), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).

Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу. 

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин.

Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек).

Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут. 

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе.

Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст.

328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (ст. 47 УК РФ). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

Позиция суда  

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом.

Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах (Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2013 г.

№ 6-П, Определение КС РФ от 1 июля 1998 г. № 84-О, Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. № 219-О, Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 378-О, Определение КС РФ от 22 октября 2008 г. № 538-О-О). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования.

Кроме того, они не должны иметь обратной силы (Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П, Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”; далее – закон о военной службе).

Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит (п. 2 ст. 22 закона о военной службе).

 

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (абз. 1 п.

3.2 Постановления). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит Конституции РФ, поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

 

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (п. 1.1. ст. 28 закона о военной службе). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года.

Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением.

В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ (абз. 3 п.

4 Постановления).

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ) или уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ).

Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ. Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см.

, например, Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П).

Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит Конституции РФ, считает КС РФ.

МНЕНИЕ

Сергей Маврин, судья КС РФ:

“Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред.].

Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил.

И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд.

В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы”.

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (абз. 3 п. 6 Постановления).

Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований.

Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ, постановил КС РФ. 

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан. 

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу. 

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

Источник: http://www.garant.ru/article/583273/

Распишитесь и получите. Кого судят и как наказывают за уклонение от службы в армии

В каких случаях возможна уголовная ответственность для мужчины после 27 лет за уклонение от призыва?

Каждый год в России выносится несколько сотен приговоров по статье об уклонении от прохождения военной службы по призыву: в первом полугодии 2016 года осудили 290 человек, в 2015 году — 742 человека, в 2014 году — 782 человека.

Часть 1 статьи 328 предусматривает наказание в виде лишения свободы (до двух лет) или штрафа — до 200 тысяч рублей.

Часть 2 статьи 328 (в ней идет речь об уклонении от альтернативной гражданской службы) предполагает арест до полугода или штраф до 80 тысяч рублей.

Впрочем, «альтернативщиков» среди уклонистов ничтожно мало (5 человек в 2016 году, трое в 2015-м, семь человек в 2014-м). Одно из таких дел в 2016 году возбудили против жителя Костромы, направленного проходить АГС санитаром в один из районных домов престарелых, — после того, как он почти полгода прогуливал службу. Суд приговорил уклониста к 200 часам обязательных работ.

Абсолютное большинство осужденных по статье 328 — это те, кто получил повестки о явке на медосвидетельствование или на заседание призывной комиссии, но не явился в военкомат, говорит юрист и пресс-секретарь правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук.

Повестка — статья

18-летний юноша из Североморска Мурманской области сходил на медицинское освидетельствование, расписался в получении повестки о явке на заседание призывной комиссии, но передумал и скрылся.

20-летний житель Вилючинска получил повестку, но не пришел в военкомат.

23-летний призывник из города Кириши Ленинградской области проигнорировал несколько повесток во время призывных кампаний 2015 и 2016 годов.

Заметно, что число осужденных в последние годы снижается: для сравнения, в 2010 и 2011 годах суды приговорили 1062 и 1213 человек соответственно. Основной вид наказания — штраф. К реальному лишению свободы за уклонение от службы в армии в последний раз приговаривали в 2013 году (одного человека на срок менее года).

Осужденный в феврале 2017 года житель города Белово Кемеровской области в суде объяснил, что из военкомата повестки получал, но просто не хотел служить, а теперь передумал. В итоге его признали виновным по части 1 статьи 328 и приговорили к выплате 10 тысяч рублей штрафа, а после погашения судимости отправят в армию.

Та же участь ждет и 23-летнего Вадима Славина из Омска, дело на которого возбудили после отчисления из вуза и безуспешных попыток военкомата призвать бывшего студента в армию. Суд признал Славина виновным и приговорил к выплате штрафа — 20 тысяч рублей.

«К сожалению, невозможно привести исчерпывающий список возможных вариантов, когда могут возбудить уголовное дело об уклонении. Более того, одно и то же действие может быть расценено как административное правонарушение и как уголовное преступление — речь, в частности, идет о неявке на медосвидетельствование.

Но исходя из практики могу сказать: мне известно о возбуждении уголовных дел только в тех случаях, когда человек получил повестку и не явился.

Периодически появляются какие-то сообщения, что если вы не приходите в военкомат за повесткой сами, то вы уклонист и подлежите ответственности, — но это не так, это просто миф», — объясняет Передрук.

Хотя воинская обязанность и является всеобщей для россиян мужского пола от 18 до 27 лет, не имеющих отсрочек, ответственность за организацию призыва лежит на военкоматах. Регламентирует ее документ под названием «Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Согласно его тексту, «вручение повесток призывникам производится под расписку».

Расписаться в получении повестки за призывника не может ни сосед, ни начальник, ни мама с папой, напоминает Передрук. Вручить документ может либо сотрудник военкомата, либо представитель органов местного самоуправления (речь о деревнях и поселках, в которых нет военкоматов), либо руководитель (или должностное лицо) организации, где работает или учится призывник.

Еще один способ вручения повестки — отправка письмом с уведомлением о вручении. Но если призывник за письмом на почту не пришел и уведомление не подписал, уклонением это не считается.

В апреле 2008 года Верховный суд, анализируя практику по делам об уклонении от военной службы, указал, что неявка по повестке является уклонением от призыва, однако, подчеркивают судьи, необходимо сначала доказать, что она совершена именно с целью избежать службы в рядах вооруженных сил — то есть имеется умысел. Впрочем, сделать это нетрудно, считают в Верховном суде: если призывник не явился по повестке несколько раз — это и будет доказательством умысла на совершение уголовного преступления. «Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины», — говорится в документе.

Переехал — статья

В том же постановлении пленума Верховный суд уточняет, что уголовная ответственность может наступать не только при неявке по повестке, но и при нарушении правил воинского учета.

Например, если призывник снялся с учета в военкомате в связи с переездом в другой город или страну, а на самом деле никуда не уехал.

Или наоборот — уехал, а военкомат в известность не поставил и на новом месте на учет не встал.

«Когда человек уезжает на срок более трех месяцев, он обязан сняться с учета и встать на учет на новом месте жительства или временного пребывания.

Но по факту ситуация такая, что многие люди уезжают в другие города учиться или работать, живут там в съемных квартирах и не могут получить регистрацию — не все арендодатели соглашаются арендатора зарегистрировать.

А военкомат не ставит на учет без регистрации. Но в этом случае нет умысла на уклонение и уголовного дела никакого быть не может», — говорит Передрук.

Юрист отмечает, что именно умысел на уклонение от службы должны доказывать следователи, в чьем производстве находятся дела по статье 328: «То есть если речь о снявшемся с учета и “пропавшем” для военкомата призывнике, надо найти свидетелей, которым он рассказывал, что так “косит” от армии, доказать, что он не уехал не из-за каких-то внешних обстоятельств, а изначально снялся с учета, чтобы скрыться от призыва». В случае с неявкой по повестке доказать умысел тоже надо, «но на практике редко кто этим занимается, считая свидетельством наличия умысла на уклонение сам факт неявки», добавляет Передрук.

Пацифист — статья

В практике «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» есть случаи уголовного преследования по статье 328 тех призывников, которые добивались замены военной службы альтернативной гражданской, но получили отказ.

В 2013 году пацифист из Воронежской области Евгений Плахутин пытался реализовать свое право на АГС в одном из районных военкоматов, но призывная комиссия ему отказала.

Молодой человек упорствовал и судился, а военкомат носил ему повестки, по которым Плахутин не являлся, так как точка в судебном разбирательстве не была поставлена.

За эти неявки на идейного призывника возбудили уголовное дело, но осенью 2014 года Плахутину и его защитникам удалось добиться оправдательного приговора.

Его предшественник из Мурманской области, призывник Никита Конев, не смог добиться оправдания в суде: его весной 2013 года признали виновным в уклонении от военной службы и приговорили к выплате 130 тысяч рублей штрафа.

Конев тоже отстаивал право на замену военной службы альтернативной, но подал заявление с нарушением сроков — не за полгода до призыва, а с его началом. Пока он пытался судиться с военкоматом, уголовное дело завели на него.

Обвинительный приговор утвердила апелляционная инстанция, Конев выплатил штраф, а в октябре 2015 года все-таки добился права служить не с оружием в руках, а альтернативно, «на гражданке».

Шансы на оправдание

В феврале 2015 года следователи в Марий Эл возбудили уголовное дело в отношении тренера детской спортивной школы Самвела Асатряна. Асатряну на тот момент уже исполнилось 27 лет, но по версии следствия, уклонился от призыва он раньше — в ноябре 2014 года.

В ходе разбирательства выяснилось, что педагог получил российское гражданство, когда ему было 26 лет, а в юности успел пройти службу по призыву в Нагорном Карабахе.

Впрочем, оправдательный приговор Асатряну вынесли не потому, что он уже отдал воинский долг другой стране: оказалось, что закон нарушил не он, когда не явился по повестке, а военкомат — когда ее отправил.

Дело в том, что педагоги не подлежат призыву осенью — только весной. В сентябре 2015 года Самвела Асатряна оправдали, а позже даже извинились и выплатили ему компенсацию.

«Важно помнить, что при рассмотрении дел по статье 328 суд обязан установить, не было ли у призывника заболеваний, препятствующих призыву, или других оснований не служить — даже если он не получал официально отсрочки и не уведомлял военкомат. И если они были — уголовное дело прекращается за отсутствием состава преступления», — указывает Александр Передрук.

Уклонение от военной службы — длящееся преступление, и оканчивается оно при достижении призывником 27 лет. Если уголовное дело не завели раньше, и обвиняемый не скрывался, то через два года истекает срок давности, так как это преступление относится к категории нетяжких.

Справка и запрет на карьеру чиновника

Но с 2014 года у военкоматов в дополнение к угрозе уголовным преследованием появился еще один инструмент для давления на призывников — возможность выдавать справку, а не военный билет тем, кто «не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Решение о выдаче такой справки выносит призывная комиссия — как правило, на основании хранящихся в военкоматах «розыскных дел», в которых говорится о многочисленных, но безуспешных попытках вручить призывнику повестки, либо о его уклонении от явки по повесткам.

«Помимо такого стигматизирующего фактора получение справки накладывает ряд ограничений, связанных с поступлением на госслужбу», — отмечает юрист «Солдатских матерей Петербурга».

Действительно, в 2013 году при «реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» депутаты внесли изменения в закон «О госслужбе», которые сводятся к тому, что не отслужившие в армии без уважительных причин кандидаты не могут поступить на государственные должности. А в законе «О воинской обязанности» появился пункт о выдаче справок.

Осенью 2014 года эти законодательные изменения попытались оспорить члены парламента Чечни: дело в том, что на территории республики много лет вообще не было призыва — и из законодательных нововведений следовало, что молодые жители Чечни вообще не могут поступать на госслужбу.

Конституционный суд признал саму практику ограничений и выдачу справок вместо военных билетов законными, но указал, что ограничение не должно быть бессрочным: иначе получается, что не отслужить в армии хуже, чем совершить административное правонарушение или уголовное преступление (в первом случае запрет на занятие госдолжностей не может превышать трех лет, во втором — пяти). Конституционный суд постановил, что Государственная Дума должна принять закон, ограничивающий срок запрета на госслужбу для уклонистов. С момента вынесения этого постановления прошло два года, но такой документ все еще не появился.

Источник: https://zona.media/article/2017/23/02/codex-328

Как это, когда в армию идет лишь каждый 20-й призывник

В каких случаях возможна уголовная ответственность для мужчины после 27 лет за уклонение от призыва?

Согласно Закону «О воинской обязанности и военной службе», каждый украинец призывного возраста, который еще не служил в армии, в течение десяти дней после объявления об очередном призыве должен добровольно прийти в военкомат. Об этом напоминают в Генеральном штабе Вооруженных сил в связи с началом в Украине осеннего призыва в армию.

Так было и раньше, и сейчас, как показывает практика, приходят, обычно, несколько сотен молодых людей на всю страну. Остальные или ждут повесток, или делают все возможное и невозможное, чтобы таких повесток вообще не получить.

Более того, и после получения вызова в военкомат львиная доля потенциальных военнослужащих на призывные пункты не спешат, рассчитывая, что и в этот раз «авось пронесет».

Ведь в последние годы во время каждой призывной кампании в войска идут от 10 до 20 тысяч человек – то есть каждый 20-й (или 40-й) с более чем 400-тысячного общего мобилизационного резерва призывной молодежи.

Единых правил и «очередности» призыва юношей в армию нет – пояснил в комментарии Укринформу военный эксперт, заместитель начальника Генштаба ВСУ (2006-2010 гг.) Игорь Романенко. Все – на усмотрение сотрудников каждого военкомата, на которого возложены соответствующие задачи:

Игорь Романенко

«Предварительно в военкоматы приходит запрос о количестве призывников, которых можно привлечь к службе в тот или иной период. И уже после подтверждения возможности удовлетворить его, формируется конкретный план призыва, – рассказывает военный эксперт. – А его воплощение зависит от ситуации, на которую влияют многие факторы.

Прежде всего, миграционный – миллионы украинских мужчин находятся на заработках за рубежом. Среди них немало лиц призывного возраста. Часть людей умышленно уклоняются от службы (по неофициальным данным, таких от 80 до 85 тысяч. – Ред.). Многие юноши, состоящие на учете, поступают на учебу, а значит – получают право на отсрочку. У кого-то меняются семейные обстоятельства.

Все это учитывают при подготовке к призыву», – рассказал Игорь Романенко.

Также, по его словам, важное значение имеет прохождение призывниками психологических и профориентационных тестов – ведь каждый военкомат получает задачу по направлению определенного их числа на службу в конкретные виды и роды войск.

Именно улучшение качества кадров для срочной службы благодаря дополнительным тестам и проведению более тщательных обследований военно-медицинскими комиссиями – одна из целей принятия решения о продлении срока нынешнего призыва с 2 до 3 месяцев. Также, как отмечают в Генеральном штабе ВСУ, это позволит «развести во времени» призыв в Вооруженные силы, Нацгвардию, Госпогранслужбу и Государственную специальную службу транспорта.

Ряды этих структур нынешней осенью должны пополнить почти 18 тысяч юношей в возрасте от 20 до 27 лет. Это – почти на три тысячи больше, чем попали под нынешний весенний призыв, и на семь с половиной тысяч превышает показатели осеннего призыва прошлого года. Впрочем, это не рекордный показатель: в рамках некоторых предыдущих призывов на службу зачисляли до 22 тысяч человек.

Так кто же он, потенциальный призывник-2018?

Мужчина в возрасте от 20 до 27 лет, не имеющий оснований для отсрочки или освобождения от службы в армии. Кстати, недавно Верховная Рада приняла закон, которым увеличила призывной возраст до 30 лет. Впрочем, на нынешних призывников действие соответствующей нормы еще не распространяется.

Что же касается прав граждан на отсрочку или освобождение от службы, то законодательством предусмотрено для этого более 20 оснований. Среди «основных», в частности, такие:

  • мужчины, которые имеют двух и больше детей или беременную жену,
  • студенты дневных отделений учреждений профессионально-технического и высшего образования и духовных семинарий,
  • призывники, которые являются единственными кормильцами в семье,
  • а также педагоги, врачи, священнослужители, полицейские, резервисты и т.д.

В соответствии со статьей 18 Закона «О воинской обязанности и военной службе», могут быть полностью освобождены от службы в армии мужчины:

  • признанные по состоянию здоровья непригодными к военной службы,
  • которые достигли 27-летнего возраста (на день отправки на срочную службу),
  • которые до приобретения гражданства Украины прошли военную службу в других государствах,
  • выполнившие обязанности службы в военном резерве в течение сроков 1 и 2 контрактов,
  • которым после окончания высших учебных заведений присвоено военные (специальные) звания офицерского (начальственного) состава,
  • осужденные за совершение преступления к лишению свободы, ограничению свободы, в том числе с освобождением от отбывания наказания,
  • призывники, чьи близкие родственники погибли, умерли или стали инвалидами при прохождении военной службы или сборов военнообязанных.

Призывники-2010-х: умнее, но слабее

«Нынешние призывники – гораздо образованнее и, так сказать, лучше подготовлены к самостоятельной жизни.

Но с состоянием здоровья и физической подготовкой имеют гораздо больше проблем, чем имели в таком возрасте их родители, – делится наблюдениями Игорь Романенко, – ведь современные гаджеты с одной стороны действительно способствуют интеллектуальному развитию молодежи, но вредят мышечной активности, выносливости и другим качествам, без которых в армии не обойтись. Далеко не все юноши занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни. У многих избыточный вес или наоборот – из-за постоянного недоедания сложением и массой тела напоминают 14-15-летних подростков».

При таких обстоятельствах, по мнению военного эксперта, медикам также может понадобиться дополнительное время, чтобы точно определить, что юноша не имеет особых проблем со здоровьем. А потом уже – задача сержантов и младших офицеров в армии помочь ему в течение нескольких месяцев окрепнуть физически.

Больше прав для военкоматов?..

Отдельно Игорь Романенко отмечает необходимость усилить ответственность за уклонение от службы. Пока наказание – довольно символическое…

За нарушение призывниками правил военного учета, неявку их на вызов в военный комиссариат без уважительных причин или несвоевременное представление в учетный орган сведений, а также нарушение порядка прохождения учебных сборов предусмотрен штраф – от пяти до семи необлагаемых минимумов доходов граждан (85-119 гривень), а при повторном в течение года нарушении – штраф 170-255 гривень. За порчу или небрежное хранение призывниками учетно-военных документов юношам также грозит штраф – от 17 до 51 гривны. За злостное уклонение от военной службы предусмотрено гораздо более суровое наказание: лишение свободы сроком до трех лет. При этом дело обычно заканчивается условным сроком. К примеру, ежегодно в Украине возбуждают примерно полторы тысячи уголовных производств за уклонение от прохождения военной службы. Лишь в каждом десятом случае принимают судебные решения – об уплате штрафов и условном заключении. К реальным срокам приговаривают лишь дезертиров, сбежавших с оружием и совершившим другие преступления.

«Работникам военкоматов еще нужно хорошенько «побегать», чтобы доказать факт намеренного уклонения от службы, – говорит генерал Романенко, – при этом не секрет, что для сотен тысяч наших соотечественников заработки за рубежом – не только источник дохода, но и способ уклониться от службы в армии.

Немало юношей привыкли на время призыва или скрываться у родственников или просто никому не открывать двери своих квартир. Пока единого алгоритма действий в таких случаях законодатель не предусмотрел.

Все – на усмотрение и под ответственность работников военкоматов, которые, по сути, не имеют надлежащих рычагов влияния на ситуацию», – отмечает Игорь Романенко.

С одной стороны он осуждает пресловутые «облавы» на призывников, которыми запомнилась прошлогодняя призывная кампания – в частности, в Киеве и Львове. А с другой – понимает коллег, которые страдают от отсутствия государственного подхода в этой сфере:

«Странно. Но получается, что, по спискам, у нас сотни и сотни тысяч призывников, которых «хватит» на добрый десяток призывных кампаний. Де-факто же имеем ситуацию, когда планы призыва едва выполняются или не выполняются вообще», – заключает военный эксперт.

Что же касается самих юношей, то, как показывает опыт предыдущих призывных кампаний, их взгляды на перспективы службы в армии разделяются. Пока активное обсуждение хода нынешнего призыва в соцсетях не началось. Но в Фейсбуке мне посчастливилось наткнуться на поучительную историю от поэтессы из Тернополя Любви Бурак.

В ней находим много ответов на вопрос: «почему я (мой сын) должен служить Родине?». И реакции на аргументы тех, кто считает, что «служить должны другие, а не я и не члены моей семьи»…

Женщина рассказывает о разговоре с двумя «патриотками», которые считают, что их сыновья, имея высшее математическое образование, не должны тратить время на службу в армии – тем более, как они выражаются, «русскоязычной и немотивированной»… Советуем прочитать подробнее:

И в завершение. В Генштабе ВСУ в очередной раз напомнили: военнослужащих срочной службы к выполнению задач в составе Объединенных сил на Донбассе привлекать не будут!

Владислав Обух, Киев

Николай Мякшиков

Источник: https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2549557-kak-eto-kogda-v-armiu-idet-lis-kazdyj-20j-prizyvnik.html

Адвокат24
Добавить комментарий