Узнать ответ на поставленный вопрос

Понятие ответа. Виды ответов

Узнать ответ на поставленный вопрос

Вопрос всегда явным образом детерминирует ответ. Это определяется тем, что “несущей” конструкцией в структуре любого вопроса является его предпосылка, которая определяет возможные варианты ответов.

По содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом, только лишь в этом случае он расценивается как релевантный, т.е.

как ответ по существу поставленного вопроса.

Ответ – это суждение, вызванное вопросом, уточняющее или дополняющее исходное знание.

Например, ответом на вопрос: “Какой вуз находится в Москве по адресу ул. Юности, д. 5/1?” будет суждение: “По адресу: Москва, ул. Юности, д. 5/1 находится Московский гуманитарный университет”.

Британским философом Р. Дж. Коллингвудом в науку был введен принцип коррелятивности между вопросом и ответом, который заключается в следующем:

  • – конкретный детализированный ответ может быть получен только на конкретный детализированный вопрос; общий расплывчатый вопрос породит и такой же ответ;
  • – если значение предложения соотносится с вопросом, па который оно отвечает, то и его истинность должна быть соотнесена с ним же. Значение, совместимость, противоречие, истинность и ложность – все это не относится к предложению как таковому, предложению самому по себе; все это относится к предложениям как ответам на вопросы, коррелятивным им;
  • – истина не является атрибутом отдельного предложения или даже их комплекса, но только комплекса, состоящего из вопросов и ответов. Нельзя назвать предложение истинным или ложным, бессмысленным или осмысленным, если мы не знаем вопроса, на который оно послужило ответом – положение, которое должен помнить каждый “критик”, обязанный точно реконструировать вопросы[1].

Основными функциями ответа являются или уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или указание на неправильную постановку вопроса.

При этом один и тот же вопрос может иметь много различных вариантов ответа, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам.

Правильный с логической точки зрения ответ на поставленный вопрос должен отвечать следующим двум основным условиям:

  • – ответ должен быть истинным сужением;
  • – формулировка ответа должна быть релевантна вопросу (от англ. relevant – относящейся к делу, существенный, уместный).

Структура ответа включает в себя следующие элементы:

  • предмет вопроса – любой объект информационного интереса, связанный с темой обсуждения;
  • содержание ответа – это система утверждений о предмете вопроса, образующая описание ситуации (или множества ситуаций), выбранной из альтернатив объема ответа.

Например, на вопрос: “Назовите крупнейшие города России” – одинаково правильными, но разными но содержанию будут ответы: “города Москва, Санкт-Петербург”, “Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург и т.д.”;

объем ответа – это множество всех альтернативно истинных ответов на заданный вопрос.

Виды ответов

Различают следующие виды ответов: истинные и ложные; прямые и косвенные; краткие и развернутые; полные и неполные; точные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. Истинные и ложные ответы. Разделение ответов осуществляется по их семантическому статусу, т.е. отношению к действительности.

Ответ является истинным, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно, отражает действительность.

Ответ является ложным, если выраженное в нем суждение неверно или искаженно отражает положение дел в действительности.

2. Прямые и косвенные ответы. Различаются по области их поиска. Прямым называется ответ, в котором необходимая информация получена непосредственно из области поиска, заданной вопросом. Например, для вопроса: “В каком году был основан Московский гуманитарный университет?” – прямым ответом будет следующий: “Московский гуманитарный университет был основан в 1944 г.”.

Косвенным называется ответ, в котором требуемая информация прямо не дана, но может быть выведена из полученной.

Например, для вопроса: “В каком году был основан Московский гуманитарный университет” – косвенным будет ответ: “Московский гуманитарный университет основан за один год до окончания Великой Отечественной войны” или “Основан в год открытия второго фронта в годы Второй мировой войны”.

3. Краткие и развернутые ответы. По своей грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие – это односложные утвердительные или отрицательные ответы: “да” или “нет”.

Развернутые – ответы, которые повторяют все элементы вопроса.

Например, на вопрос: “Является ли Россия членом Европейского союза?” – могут быть получены ответы: краткий – “Нет”; развернутый – “Нет, Россия не является членом Европейского союза”.

4. Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные. Принято также выделять избыточные ответы.

Полные ответы дают всю запрашиваемую в вопросе информацию. Например: “Верно ли, что балерины Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина и Светлана Захарова работают в Мариинском театре?”. Полным в данном случае будет следующий ответ: “Балерины Юлия Махалина и Ульяна Лопаткина работают в Мариинском театре, а балерина Светлана Захарова работает в Большом театре”.

Неполные – ответы, которые дают лишь часть запрашиваемой информации. Так, неполным ответом на вышепоставленный вопрос будет суждение: “Нет, неверно, что балерина Светлана Захарова работает в Мариинском театре”.

Избыточные – ответы, которые кроме требуемой информации дают избыточную.

Например, избыточным ответом на вопрос, поставленный выше, будет ответ: “Балерины Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина работают в Мариинском театре, а балерина Светлана Захарова работает в Большом театре, все они имеют звание народных артистов России и закончили хореографическое училище имени А. Вагановой”. Или, например, избыточным ответом на вопрос: “Где родилась великая русская актриса Ф. Г. Раневская?” будет ответ: “Ф. Г. Раневская родилась в г. Таганроге, там же, где и великий русский писатель А. П. Чехов, в семье крупного нефтепромышленника”.

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. По логической определенности все ответы можно разделить на точные и неточные.

Точным (определенным) называется ответ, который указывает (называет) предмет вопроса и в своем содержании содержит только строго определенные понятия. Например, точным (определенным) ответом на вопрос: “В каком году был открыт МГУ имени М. В. Ломоносова?” будет ответ: “В 1755 г.”.

Неопределенным (неточным) называется ответ, который не содержит указания (не называет) предмет вопроса, а указывает только на интервал, служащий границами поиска, а также если ответ содержит неопределенные двусмысленные понятия. Например, неопределенным ответом на вышепоставленный вопрос будет: “Где-то в XVIII в.”.

Точность ответа во многом зависит от степени определенности оператора вопроса, а именно слов “кто”, “что”, “когда”, “как” и т.п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, достаточны расплывчаты.

Например, в вопросе: “Кто является проректором по учебной работе МГУ?” ясно, что под словом “кто” понимается личность, но не ясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальности, по ученому званию и т.п.

Правила формулирования ответа

  • 1. Ответ должен быть ясным, однозначным, кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ.
  • 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее ею. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила.
  • 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В некоторых случаях достаточно сказать, что в каком-то подпункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, так как он окончательно решен и ответ известен. В каких-то случаях – ответ получить нельзя в силу недостатка определенных сведений на данный момент и т.д. Следует отметить, что если задан некорректный вопрос – в его основе лежат ложные предпосылки, – то единственно возможным ответом является опровержение этих ложных предпосылок.

Вопросно-ответная структура играет важную роль в процессе познания объективной действительности.

Современному профессионалу нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов и формулирования ответов, чтобы корректно ставить вопросы и отвечать на них, различая и указывая уловки, которые могут быть применены (по незнанию или преднамеренно) собеседниками или которые встречаются в различных текстах научной и популярной литературы, документах.

Источник: https://studme.org/57139/logika/ponyatie_otveta_vidy_otvetov

Как правильно задавать вопросы

Узнать ответ на поставленный вопрос

Илья Исакович Aминoв, кандидат психологических наук, психолог-консультант.

Деловая информация далеко не всегда поступает к нам в том объеме, как нам хотелось бы. Во время делового общения часто приходится добывать необходимые сведения у своих партнеров, расспрашивая их обо всех существенных сторонах дела. Спрашивать — значит приобретать сведения и выражать оценку полученной информации.

Спрашивать — значит проявлять интерес к партнеру и готовность уделить ему время. Однако своими неумелыми, назойливыми, неуместными вопросами можно добиться обратного эффекта: вместо информации партнер «закроется», насторожится, а то и вовсе откажется от сотрудничества. Вот почему так важно уметь правильно задавать (ставить, формулировать) вопросы.

Немецкий философ Иммануил Кант писал:

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».

Хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.

Той или иной постановкой вопроса (его формулировкой) можно достичь самых различных целей:

  • заинтересовать собеседника и дать ему возможность высказаться, чтобы он сам предоставил нужную вам информацию;
  • активизировать партнера и от собственного монолога перейти к диалогу с ним, что более результативно при деловом общении;
  • направить процесс передачи информации в русло, соответствующее вашим планам и интересам;
  • перехватить и удержать инициативу в общении.

Чтобы спрашивать, необходима смелость. Ведь задавать вопросы другому — значит обнаруживать собственную позицию, делать свою систему ценностей прозрачной для другого.

Замечено, что деловую беседу лучше начинать с серии заранее подготовленных вопросов. Уже самим фактом вопроса вы показываете, что хотите участвовать в общении, обеспечиваете его дальнейшее течение и углубление.

Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и стремление установить позитивные отношения. Для поддержания беседы также лучше задавать вопросы, чем произносить монологи.

Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.

Постановка вопросов требует не только их тщательной подготовки, но и разработки их системы, обдумывания формулировок. Это — ключевое звено для получения информации. Именно здесь закладывается фундамент активизации делового общения, его творческая направленность.

При этом следует помнить, что большинство людей по разным причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (боязнь передачи неправильных сведений, недостаточное знание предмета, деловые ограничения, сдержанность, трудности в изложении и т. п.

) Поэтому сначала нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы — в его интересах.

Как правило, цель диалога, который всегда строится по схеме «вопрос — ответ», сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов.

Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.

Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.) Например: «Вы живете в Москве?» — «Нет». «Вы водите машину?» — «Да». «Какой вуз окончили и когда?» — «МГУ, в 2012 году».

Закрытые вопросы должны быть точно сформулированы, предполагать краткие ответы. Обычно они либо начинаются с местоимения «Вы», либо содержат его в вопросительной конструкции. Например, «Вы утверждаете, что…», «Не будете ли Вы возражать, если…», «Вы не будете отрицать, что…»

В любой деловой беседе они неизбежны, однако их преобладание приводит к созданию напряженной атмосферы, поскольку резко сужает «пространство для маневра» для партнера, у которого может сложиться впечатление, что его допрашивают.

Обычно они задаются с целью не столько получить информацию, сколько получить от партнера согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности: «Мы не могли бы встретиться завтра?» — «Конечно»; «Груз прибудет в четверг?» — «Нет, в субботу».

Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы.

Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме.

Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.

Основные характеристики этой группы вопросов таковы:

  • партнер находится в активном состоянии, так как должен обдумывать свои ответы и высказывания;
  • партнер имеет возможность по своему усмотрению выбирать, какие данные, информацию и аргументы нам представить;
  • обращение к собеседнику с открытым вопросом способствует устранению барьеров, выводит его из состояния замкнутости и сдержанности;
  • партнер (и это самое главное) становится действительным источником информации, идей и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

Однако открытые вопросы дают возможность собеседнику уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию и даже увести разговор в сторону. Поэтому в процессе деловой беседы рекомендуется задавать наводящие, основные, второстепенные и вопросы других разновидностей.

Наводящие вопросы — вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.

Основные вопросы — открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.

Второстепенные, или последующие, вопросы — запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы.

Альтернативный вопрос представляет собой нечто задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа.

Например: «Каким образом вы решили стать юристом: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете почему?»; «Как вы считаете, когда нам лучше провести следующее заседание: уже на этой неделе или перенесем его на следующую?»

Для того чтобы разговорить собеседника, можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив его не задевала. Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы.

Рекомендуется смягчать вопросы, которые могут задеть собеседника, и формулировать их в форме предположения. Например, вместо вопроса «Вы что, боитесь не справиться?» рекомендуется формулировка: «А может быть так, что какие-то обстоятельства помешают вам вовремя выполнить эту работу?»

Не следует задавать вопрос, если вы заранее знаете ответ на него. Не рекомендуется начинать вопрос со слов: «Почему вы не…?» или «Как вы могли…?» По-настоящему грамотный вопрос — это запрос об информации, а не скрытое обвинение. Если вы недовольны решением партнера или его действиями, постарайтесь тактично, но твердо сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.

Риторические вопросы не требуют прямого ответа и задаются с целью вызвать у партнеров ту или иную реакцию: акцентировать их внимание, заручиться поддержкой со стороны участников деловой встречи, указать на нерешенные проблемы. Например: «Можем ли мы считать произошедшее нормальным явлением?»; «Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»; «Когда наконец люди научатся понимать друг друга?»

Риторические вопросы важно формулировать так, чтобы они звучали кратко, были уместны и понятны каждому из присутствующих. Полученное в ответ на них молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. Но при этом следует быть очень осторожным, чтобы не скатиться до обычной демагогии и не попасть в неудобное или даже смешное положение.

Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленных рамках или же поднимают целый комплекс новых проблем. К тому же они обычно позволяют выявить уязвимые места в позиции партнера. Приведем примеры: «Как вы представляете себе перспективы развития вашего отдела?»; «Как вы считаете: нужно ли радикально изменять систему управления в крупных организациях?».

Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда вы хотите переключиться на другую проблему или же когда вы почувствовали сопротивление партнера. Такие вопросы таят в себе опасность, так как могут нарушить равновесие между сторонами. Собеседник может не справиться с ответом либо, наоборот, его ответ будет настолько неожиданным и сильным, что ослабит позиции и сломает планы спросившего.

Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника тщательно анализировать и комментировать то, что было сказано. Например: «Сумел ли я убедить вас в необходимости пересмотреть условия договора или вы считаете, что мы справимся с создавшейся ситуацией?»; «Какие меры вы можете принять?»; «Правильно ли я понял ваше предложение о том, что…?»; «Считаете ли вы, что…?»

Цель этих вопросов — создать атмосферу взаимопонимания, подвести промежуточные и окончательные итоги деловой беседы.

В ходе ответа на вопрос такого типа:

  • собеседник должен обдумывать высказываемое мнение;
  • создается благоприятная атмосфера для аргументации на основе общего подхода к проблеме;
  • собеседнику предоставляется возможность внести поправки в изложенную позицию.

Зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны.

Это позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) оптимизировать разговор, привнести в него новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл и открытость.

Такой прием дает гораздо лучшие результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитную реакцию, отговорки, поиски мнимых причин, унылое чередование обвинений и самооправданий и в результате приводят к конфликту.

https://www.youtube.com/watch?v=GlghlETefhM

Контрольные вопросы помогают управлять вниманием партнера, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание.

Следует отметить, что контрольные вопросы типа «кто, что?» ориентированы на факты, а вопросы «как, зачем?» в большей мере направлены на человека, его поведение, внутренний мир.

К вышеописанным типам вопросов следует добавить так называемые вопросы-капканы, которые может задавать оппонент инициатору общения. Последний должен уметь не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них, при этом учитывая цели оппонента. В процессе общения следует быть готовым к следующим типам вопросов-капканов.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Психологические упражнения для развития голоса

Вопросы, направленные на проверку компетентности. Цель таких вопросов — оценка знаний и опыта инициатора общения. Как правило, автор подобного вопроса уже знает ответ, но хочет проверить, как справится с ним ведущий. Если вы точно распознали данный тип вопроса, то можете вежливо спросить: «Зачем вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ?»

Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний. Цель таких вопросов — блеснуть собственной компетентностью и эрудицией перед другими участником беседы.

Это одна из форм самоутверждения, попытка «умным» вопросом заслужить уважение партнера. Если вопрос действительно относится к деловой встрече, то вы можете попросить его автора ответить на него самому.

Задавая вопрос, ваш собеседник вряд ли ожидает такой просьбы. После того как он закончит свой ответ, вы можете его дополнить.

Сбивающие вопросы имеют цель перевести внимание инициатора общения в область интересов спрашивающего, лежащую в стороне от основного направления работы.

Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднамеренно из-за желания решить некоторые из собственных проблем. Инициатору общения не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от существа вопроса.

Лучше предложить рассмотреть такой вопрос в другое время.

Провокационные вопросы чаще всего стараются поймать собеседника на противоречии между тем, что он говорит сейчас, и сказанным им ранее.

Если так случилось, что вы не можете оправдать такого противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите других участников деловой встречи в истинности провокационного замечания. Но даже если вы правы, и непоследовательность ваших слов имеет объективные причины (вы можете доказать это), то все равно не стоит использовать возможность разобраться с провокатором.

Ввязаться в «разборки» — не самый лучший способ завоевывать авторитет присутствующих. В лучшем случае после вашей победы оппонент выпадет из работы, в худшем — будет искать возможность отомстить позже. Продемонстрируйте, что вы выше, неуязвимы для подобных «уколов» — и заслужите уважение других участников деловой встречи.

Независимо от вида и характера вопросов следует строго придерживаться основного принципа — отвечать на вопрос лишь в том случае, если до конца ясна его суть.

Итак, задавая вопросы в процессе делового общения, можно получить от партнера профессиональную информацию, лучше узнать и понять его, сделать отношения с ним более искренними и доверительными, а также узнать его позицию, обнаружить слабые стороны, дать ему возможность разобраться в своих заблуждениях. Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем решение задачи своей деловой встречи.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь чему хотите по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/vidy-voprosov-sobesednik-poluchenie-informacii-psihologija-obshhenie/

С1к1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Узнать ответ на поставленный вопрос

По этому критериюмаксимальное количество баллов – 2.Чтобы получить 2 балла, экзаменуемый,выбравший вариант С2.1, должен, внимательнопрочитав задание и правильно понявпредложенное высказывание, написатьсочинение-рассуждение, приняв в качестветезиса мысль, выраженную в этомвысказывании.

Максимальное количествобаллов будет поставлено тогда, когдаэкзаменуемый даст обоснованный ответна теоретическом уровне и приведет по1 примеру из прочитанного текста,иллюстрирующему 2 разных явлениярусского языка (всего 2 примера). Вдемонстрационной версии ГИА-2012 в заданииС2.

1 требуется иллюстрировать рольлексических и грамматических явлений.Если ученик приводит только однуиллюстрацию, например показывает рольлексических средств, но не пишет ограмматических, то его оценка составит1 балл.

Чтобы написать сочинение,соответствующее критерию С1К1,надо найтиответы на ряд вопросов.

1. Что такое«сочинение-рассуждение»? Это связноеписьменное высказывание,представляющее собойлогически последовательный рядумозаключений на какую-либо тему, внашем случае на тему лексики и грамматикиязыка. При этом в структуру рассуждениявходят тезис, доводы, примеры-иллюстрациии вывод.

2. Что значит«обосновать своё мнение»? Это значитне просто сформулировать собственнуюпозицию, не просто изложить собственныелингвистические знания, но и сделатьэто развёрнуто, полно, разъяснив всеприводимые положения.

3. Что значит«рассуждение на теоретическом уровне»и чем от него отличается «доказательствона бытовом уровне»? Для рассуждения натеоретическом уровне свойственны 1)четкость, стройность, строгая логичностьдоказательства; 2) опора на законысуществования и развития языка; 3)использование терминов.

Рассуждениюна бытовом уровне свойственны 1) опоратолько на практический опыт; 2) изложениеразговорным стилем, без использованияслов-терминов; 3) относительная нечеткостьдоказательства, использование слов впереносном значении, метафор, намеков,иносказаний, недостаточная полнотаизложения материала.

Анализ формулировкизадания, высказывания, предложенногов качестве тезиса, образцов сочиненийи поставленных по критерию С1К1балловпозволяет сделать вывод: чтобы хорошонаписать сочинение С2.1, надо иметь знанияо том, что такое лексика(словарьграмматикаи каковы их функции.

Лексика(от греч. lexikós – относящийся к слову),совокупность слов, словарный составязыка. По-другому лексику можно назвать«словарь языка». Важнейшим понятиемлексики является «слово».

Словарный составязыка отражает жизнь: те слова, которыеназывают предметы и явления настоящего,более активно используются людьмисегодня. В другую же эпоху использовалисьслова, которые называли предметы иявления того времени. Например, два-тривека назад можно было встретить словабоярин,окольничий, дукат, дровни.

Сейчасэти предметы, явления, должности ушлив прошлое, поэтому и слова эти можновстретить лишь в исторических книгах.Зато сегодня никого не удивишь процессором,нанотехнологиями и айфоном! Вотпоэтому-то Г.

Степанов и сказал, чтословарь показывает, о чем думают люди:все, что нас беспокоит, привлекает нашевнимание, что нужно нам в жизни, названословом – предметы и абстрактные понятия,признаки и действия, состояния иколичества.

В каждом текстеесть такие слова, которые называютключевыми.К ним относится набор слов, представляющихсодержание текста. Как правило, онипозволяют понять тему, в приближенномвиде содержание и подвести к пониманиюосновной мысли текста.

Если эти словавынуть из текста и познакомиться с ихсписком, то можно представить, о чемтекст. Например: ключевые слова – война,раненый, конь, упал, кровь, слезы, мучения,пристрелить.

Попытайтесь предположить, о чем будеттекст, каково его содержание? А теперьпознакомьтесь с текстом:

Видели вы на войне раненого коня? Явидел. Это был конь, на котором я проскакалнесколько километров и с которым вместеупал, перевернувшись раза три черезголову. И вот он сидит, упираясь в землюпередними ногами. Перебирает ими, какпританцовывает. Весь мокрый.

Мускулытрясутся от напрасного усилия — еще непонимает, что уже не встать ему. Ноздрираздуты воронками и розовы от крови.Стонет как человек и смотрит на меняшироко открытыми глазами, из которыхкатятся слезы. А я стою и не нахожу силего пристрелить…

Остановился кто-тоиз пожилых солдат и прекратил мученияраненого коня: вложил ему в ухо карабини выстрелил… Вот пишу эти строки иплачу. От чувства нашей вины перед всемживым и таким гармоничным в природе.

Что думал раненый, тяжело умирающийконь, глядя в мои глаза широко открытымиглазами? Что люди — противоестественная,уродующая природу сила? Да нет, пониматьдано лишь самой этой силе. В ту предсмертнуюминуту от меня же, от человека, конь ждалспасения и помощи…(М.Г. Абдулин)

Определите,насколько точно вы ответили на вопросы:определили ли вы тему текста, наскольковерно прогнозировали его содержание.

Таким образом,становится понятно, что именно ключевыеслова текста позволяют нам понять, очем думает автор, какая тема его беспокоит.

Грамматика(от греч. grammatike, от grâmma – «запись»),грамматическийстрой (грамматическаясистема) – совокупность закономерностейкакого-либо языка, регулирующихправильность построения слов, высказываний,текстов.

Без грамматики не могут бытьсозданы ни слова со всеми их формами,ни словосочетания, ни предложения, нивысказывания и тексты.

Грамматикупринято разделять на два раздела:морфологию(наука о словах как частях речи, правилахих изменения, формах слова) и синтаксис(наука о строении словосочетаний ипредложений, о правилах сочетания словв предложении).

Грамматика помогаетоблекать наши мысли в материальнуюоболочку, делает нашу речь организованнойи понятной для окружающих. Например, всловаре нашего языка есть глагол «войти».

Как мы поймем, что говорящий хочетпобудить кого-то к действию с помощьюэтого глагола? Просто: говорящий будетиспользовать форму повелительногонаклонения – «войди»,«войдите»или «пустьвойдет». Впервом случае для выражения повелительногонаклонения использовано такое средство,как формообразующий суффикс –и-, вовтором для выражения множественногочисла – окончание –те, а в третьемграмматическим средством являетсячастица «пусть»:именно она «создает» форму повелительногонаклонения.

Грамматика изучаетстрой предложения. В зависимости отиспользованной модели предложения, внем можно увидеть разные оттенки мысли.Сравним два предложения: 1) Явижу решение;2) Мне видитсярешение.Смыслы, выраженные в этих предложениях,близки.

Но с точки зрения грамматикиэто совсем разные предложения. Первое– двусоставное, в нем есть активныйдеятель – я. Второе – односоставноебезличное, в котором нет и не может бытьактивного деятеля.

Получается, чточеловек, произносящий первое предложение,мыслит себя активным и ответственнымза это решение, а во втором это решениебудто бы не принято сознательно, ародилось подспудно, навеяно извне,помимо воли самого говорящего. Ещепример.

Сравним два предложения: 1) Онмузыкант;2) Он, кажется,музыкант.Второе предложение осложнено вводнымсловом, и в этой конструкции выраженамысль вероятная, тогда как в первой –нейтральная констатация факта.

Что же помогаетнам понять, какие именно смыслы, отношениямежду словами стремится выразить авторв этих фразах? Именно структурапредложений, их грамматический строй!

Если взять наборслов, то мы поймем значение каждого, ноне поймем мысль, потому что эти словане организованы с помощью грамматическихсредств в предложение. Мысль будетясной, только если выстроить эти словав предложение. Сделать мысль ясной иточной, а речь связной – вот задачаграмматики!

Прав был Г. Степанов,когда утверждал, что грамматикапоказывает, КАК люди думают!

С1К2.Наличие примеров-аргументов

По данному критерию2 балластавится, если экзаменуемый привёл 2примера-аргумента из исходного текста,которые иллюстрируют одно лексическоеи одно грамматическое явление, 1балл –если приведенные из текста примеры (1или 2) иллюстрируют или грамматическое,или лексическое явление, а также в томслучае, если примеры взяты не из исходноготекста, а придуманы самим экзаменуемым.Приводимые примеры должны соответствоватьобоснованию функций лексики и грамматики.Если же экзаменуемый привёл 1 – 2 примераиз текста, однако они не соответствуютобоснованиям, то балл не начисляется.

Следовательно,критерий С1К2соответствует задаче проверки важногоумения – умения подкреплять аргументациюконкретными примерами и демонстрироватьсвязь между тезисом, доводами ииллюстрациями.

Чтобы правильноподобрать примеры, надо осмыслить сутьлингвистического явления, упоминаемогов задании, – лексического и грамматического.Полный ответ на поставленный вопросвозможен тогда, когда экзаменуемыйпонимает все стороны этих явлений.

Например, в задании требуется привестипримеры из исходного текста, иллюстрирующиевозможности словаря отражать содержаниемысли человека. Тогда функцию слов врусском языке могут быть проиллюстрированыследующими примерами из исходноготекста.

Исходный текст

(1)Вконце осени я встретил на Прорве Прохора.(2)Седой и косматый, облепленный рыбьейчешуей, он сидел под кустами тальникаи удил окуней. (3)На взгляд Прохору былолет сто, не меньше. (4)Он улыбнулся беззубымртом, вытащил из кошелки толстогоочумелого окуня и похлопал его по жирномубоку – похвастался добычей.

(5)Довечера мы удили вместе, жевали черствыйхлеб и вполголоса разговаривали онедавнем лесном пожаре. (6)Он началсяоколо деревушки Лопухи, на поляне, гдекосари забыли костер.

(7)Дулсуховей. (8)Огонь быстро погнало на север.(9)Он двигался со скоростью двадцатикилометров в час. (10)Он гудел, как сотнисамолетов, идущих бреющим полетом надземлей.

(11)В небе, затянутом дымом, солнцевисело, как багровый паук на плотнойседой паутине. (12)Гарь разъедала глаза.(13)Падал медленный дождь из золы. (14)Онпокрывал серым налетом речную воду.

(15)Иногда с неба слетали березовыелистья, превращенные в пепел. (16)Онирассыпались в пыль от малейшегоприкосновения.

(К. Паустовкий)

Перечислим функциислова вязыке:

1. Функциякоммуникативная: слово служит средствомобщения.

2. Функцияноминативная: словами мы называемпредметы, признаки, действия и т.д.

3. Эстетическаяфункция: слово служит средствомхудожественной выразительности.

Для выполнениязадания С2.1. лучше рассмотреть вторуюфункцию слова – номинативную. Именноо ней говорит Г. Степанов, когда утверждает,что слова (а их совокупность и можноназвать словарем)показывают, о чем думают люди. В текстеК.

Паустовского представлена группаслов на тему «Пожар». Если выписать этислова из текста и показать человеку, нечитавшему этот текст, то он поймет темуэтого текста, так как данные слова можноназвать ключевыми: пожар,костер, огонь, дым, гарь, зола, пепел.

Этислова называют предметы и отвлеченныепонятия. Слова сидел,удил, вытащил, улыбнулся, похвасталсяпоказываюдействия Прохора, на которые обращаетвнимание автор. Подобного рода словаможно привести в пример в сочиненииС2.

1 для иллюстрации положения о том, чтословарь «свидетельствует,о чём думают люди».

Можно показать,что использование слов в переносномзначении позволяет автору более точноописать предмет своей мысли. Обратимсяк предложению 4, в котором автор используетвыражение «очумелыйокунь».

Использованное в переносном значенииприлагательное «очумелый» позволяетК. Паустовскому охарактеризовать«поведение» пойманной Прохором добычи.

В то же время это слово не толькопоказывает признак рыбы, но и раскрываетчитателю суть авторского восприятия,иллюстрирует его понимание ситуации.

Для иллюстрацииположения о том, что грамматика показывает,как мыслят люди, можно рекомендоватьпредложение 5 текста К. Паустовского. Вэтом предложении есть однородныесказуемые (удили,жевали, разговаривали).

Такая модель предложения позволяетвыразить отношение перечисления действийодних и тех же лиц, осуществлявшихся впрошлом.

А в предложении 6 автор используетконструкцию с уточняющим обстоятельствомместа (…(где?)околодеревушки Лопухи,(где именно?) наполяне,…).

Такая конструкция показывает намструктуру мысли пишущего: сначала онназывает место не конкретно, потомконкретизирует, уточняет его. Выразитьподобные значения и оформить мыслитаким образом только с помощью слов(словаря) невозможно. На помощь приходитграмматика, которая обладает арсеналомсредств, позволяющих показать структурумысли.

Таким образом,видно, что выбравший первый вариантзадания части С должен продемонстрироватьне только знание языковой теории, но иумение ориентироваться в тексте, пониматьструктуру предложений, характеризоватьконкретные языковые единицы, пониматьлексическое и грамматическое значениеслова или выражения.

Чтобы сделатьдоказательство более убедительным,следует использовать как ссылки наотдельные предложения исходного текста,так и цитаты. При этом не надо забывать,что существуют специальные правилацитирования (Нарушение этих правилможет повлечь снижение оценки по рядукритериев. Разберём примеры, взяв вкачестве исходного текст К. Паустовского,приведённый выше.

Фрагмент сочинения с цитатой

Источник: https://studfile.net/preview/7371382/page:2/

Адвокат24
Добавить комментарий