Установление статуса участника боевых действий

Ато непонятно — pravo.ua

Установление статуса участника боевых действий

Участие в антитеррористической операции (АТО) добровольческих батальонов на востоке Украины в 2014—2015 годах актуализировало для Украины вопрос, связанный с получением статуса участника боевых действий.

Несмотря на то что Министерство обороны Украины разработало и утвердило документ, которым определен порядок предоставления статуса участника боевых действий и Положение о комиссиях Министерства обороны Украины по вопросам рассмотрения материалов о признании участников боевых действий (Положение), в суды поступает огромное количество заявлений, в которых заявители просят установить факт такого участия, имеющий юридическое значение в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) Украины.

Поскольку в судебной практике существуют разные подходы к рассмотрению заявлений об установлении факта участия в боевых действиях для получения статуса участника боевых действий даже на уровне Кассационного гражданского суда в составе Верховного Суда (ВС), решать, в каком порядке подлежит подтверждать такое участие, пришлось Большой Палате ВС, вывод которой изложен в постановлении от 3 июля 2019 года по делу № 233/2929/17.

Согласно обстоятельствам дела, гр-н К.

в июне 2017 года обратился в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, в котором просил признать его участие в боевых действиях по защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины и непосредственного участие в АТО.

Заявитель указал, что принимал участие в боевых действиях как доброволец в составе 34-го батальона «Кировоград» на блокпосте в г. Торецке в период с 27 августа по 1 ноября 2014 года. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей, фото- и видеоматериалами.

Также гр-н К. указал, что он обращался в Министерство обороны Украины с просьбой предоставить ему статус участника боевых действий во время проведения АТО, но получил ответ, что он не внесен в список таких участников и установление такого факта ему необходимо для получения статуса участника боевых действий.

Константиновский горрайонный суд Донецкой области решением от 13 ноября 2017 года удовлетворил поданное гр-ном К. заявление.

Свое решение суд мотивировал тем, что, согласно абзацу 2 пункта 20 части 1 статьи 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» с учетом последних изменений, участниками боевых действий признаются лица, которые в составе добровольческих формирований, которые были созданы или организованы самостоятельно для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, принимали непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, пребывая в районах проведения АТО, при условии, что в дальнейшем такие добровольческие формирования будут включены в состав Вооруженных сил Украины, Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины и других созданных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов. Суд признал, что факт участия заявителя в боевых действиях подтверждается надлежащими и допустимыми доказательствами, а именно — показаниями двух свидетелей, имеющих статус участников боевых действий, видеозаписями, фотоматериалами и протоколом задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, уведомлением о подозрении в совершении преступления.

Постановлением Апелляционного суда Донецкой области от 25 января 2018 года указанное решение оставлено без изменений.

Правовым основанием для рассмотрения дела и удовлетворения требований гр-на К.

суды указали пункты 11 и 14 Положения, которыми предусмотрен перечень документов, предоставляющих право на признание лица участником боевых действий, в частности, в случае принятия судом соответствующего решения. Такое решение признается как документ, подтверждающий право гражданина на признание его участником боевых действий.

На указанные решения Министерством обороны Украины была подана кассационная жалоба, в которой ставился вопрос об отмене этих решений и закрытии производства по делу. В частности, оборонное ведомство ссылалось на то, что требования заявителя об установлении факта его участия в боевых действиях не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

А установление фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав физических лиц, в судебном порядке возможно лишь тогда, когда действующим законодательством не предусмотрен другой порядок их установления.

Такая процедура установлена Порядком предоставления статуса участника боевых действий лицам, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 года № 413 (Порядок).

А отказ соответствующего органа в установлении такого факта может быть обжалован в порядке административного судопроизводства.

Рассмотрев кассационную жалобу, Большая Палата ВС согласилась с изложенными в ней доводами и признала ее подлежащей удовлетворению.

В частности, ВС обратил внимание, что на время заявленного гр-ном К. завершения участия в АТО в 2014 году законодательство не предусматривало положений о признании участниками боевых действий лиц, которые принимали участие в АТО в составе добровольческих батальонов.

Но с 19 июня 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», которыми признаны участниками боевых действий лица, принимавшие участие в АТО в составе добровольческих формирований, которые были созданы или организованы самостоятельно для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины. Соответствующие изменение были внесены и в Порядок.

Порядок предусматривает право лиц на обращение в соответствующие комиссии, принимающие решения о предоставлении статуса участника боевых действий, в случае, если командир (начальник) воинской части (органа, подразделения) или руководитель предприятия, учреждения и организации не подали в комиссию документы, необходимые для предоставления статуса участника боевых действий.

В перечне документов, которые подтверждают непосредственное привлечение лица к выполнению заданий АТО в районах ее проведения и являются основанием для предоставления статуса участника боевых действий (пункт 4 Порядка и пункт 11 Положения), не указано судебное решение об установлении факта участия лица в боевых действиях. Не содержит таких положений и Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

Но пункт 14 Положения предусматривает, что в случае обращения лица в суд относительно установления факта участия в боевых действиях и принятия судом соответствующего решения такое решение признается как документ, подтверждающий право гражданина на признание его участником боевых действий.

Проанализировав указанные положения, Большая Палата ВС обратила внимание, что установление факта участия лица в АТО является составляющей процесса предоставления ему статуса участника боевых действий.

Для такого процесса определен внесудебный порядок, и соответствующие функции выполняют уполномоченные органы — комиссии и межведомственные комиссии.

И в случае получения отказа в предоставлении данного статуса лицо может обратиться в суд для обжалования соответствующего решения комиссии.

По мнению ВС, возложение на суд функций уполномоченных органов, имеющих соответствующую компетенцию, противоречило бы требованиям закона, создало бы условия для обхода установленной законодательством процедуры получения статуса участника боевых действий и поставило бы в неравные условия лица, получающие такой статус с соблюдением предусмотренной процедуры.

Что касается положений пункта 14 Положения, то в этой связи Большая Палата ВС указала, что изложенное в нем не означает, что такой факт может быть установлен по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, а факт участия в боевых действиях суд может установить в случае обжалования гражданином решения специально уполномоченного органа.

«Указанный спор не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а должен рассматриваться во внесудебном порядке в соответствии c установленной законодательством процедурой», — констатирует Верховный Суд.

Своим постановлением ВС отменил ранее принятые решения и закрыл производство по делу.

Анатолий ГВОЗДЕЦКИЙ • «Юридическая практика»

Источник: https://pravo.ua/articles/ato-neponjatno/

Как получить удостоверение участника боевых действий

Установление статуса участника боевых действий

Ситуация, которая сложилась на востоке Украины, постоянно требует от нашего государства ресурсов – как материальных, так и человеческих. Все больше и больше украинцев вынуждены браться за оружие, чтобы защитить Родину от вражеских нападений.

Обязанность государства – обеспечить социальную защиту участников антитеррористической операции и она ее выполняет. Но одна из острых проблем сегодня заключается в том, что сами бойцы не знают своих прав или считают, что получение льгот – это слишком сложное дело.

У многих людей сложилось впечатление, что процедура получения статуса участника боевых действий и оформление льгот настолько запутанна, что среднестатистический солдат или его семья не в состоянии разобраться со всеми бюрократическими перипетиями.

Поэтому важно донести ключевую информацию о вышесказанном к нацгвардийцам, которые принимали участие в боевых действиях, и членом их семей.

Согласно 6 статье Закона Украины «Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту» участниками боевых действий признаются военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники военных формирований Украины, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах проведения АТО, а также работники предприятий, учреждений и организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в АТО в районах ее проведения.

Порядок действий для получения нацгвардийцем удостоверения участника боевых действий таков:

        1) После завершения выполнения задач АТО военнослужащие имеют право обратиться с рапортом на имя начальника (командира) территориального управления, соединения, воинской части, подразделения (отряда), учебной воинской части (центра), базы, учреждения, заведения Национальной гвардии Украина о предоставлении им статуса участника боевых действий.

Вместе с рапортом необходимо дать согласие на сбор и обработку персональных данных, копию паспорта (стр. 1, 2, 11), копию идентификационного кода, фотографии 3х4 (на матовой фотобумаге) – 2 шт.

        2) По результатам поданных рапортов структурные подразделения (должностные лица) воинской части подают на рассмотрение и изучение аттестационной комиссии воинской части соответствующие подтверждающие документы:

структурное подразделение по учету личного состава штаба – копии удостоверений, копии служебных задач, выписки из приказов по строевой части; выдержки из приказов руководителя Антитеррористического центра при СБУ о привлечении к проведению антитеррористической операции.

штаб – выписки из приказов, директив, распоряжений, журналов боевых действий, боевых донесений, дислокаций, книг нарядов, графиков несения службы, отчетов, сведений, донесений;

служба охраны труда – копии материалов специальных (служебных) расследований по фактам получения ранений и тому подобное.

Если таких структурных подразделений в части нет, то документы подают должностные лица, на которых возложено выполнение обязанностей указанных подразделений.

Копии документов и выписки из приказов должны быть надлежащим образом оформлены с соответствующей отметкой об их заверении и скреплены гербовой печатью воинской части.

      3) По результатам рассмотрения и изучения представленных структурными подразделениями (должностными лицами) документов аттестационная комиссия воинской части готовит соответствующее заключение, которое оформляется протоколом, и подает его командиру воинской части. Он принимает решение по оформлению справки.

Если командир воинской части принимает положительное решение, указанная справка и подтверждающие документы о непосредственном привлечении лиц к АТО направляются сопроводительным письмом в срок с момента подачи рапорта лица в Главное управление НГУ.

      4) Комиссия по рассмотрению материалов о признании участниками боевых действий Национальной гвардии (комиссия НГУ) Украина изучает документы направленые из воинской части, в случае необходимости заслушивает объяснения лиц, в отношении которых они представлены, свидетелей и месячный срок со дня поступления документов принимает решение относительно предоставления статуса участника боевых действий.

   5) На основании решения комиссии НГУ Главное управление Национальной гвардии Украины выдает военнослужащему удостоверение участника боевых действий.

     6) Комиссия НГУ не предоставляет или лишает статуса участника боевых действий в случае:

– Наличие обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу, за совершение лицом умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления в период участия в антитеррористической операции;

– Выявление факта подделки документов об участии в антитеррористической операции, в обеспечении ее проведения или предоставления недостоверных данных о лице

– Представление лицом заявления о лишении его статуса участника боевых действий.

Источник: http://ngu.gov.ua/en/node/12669

Справедливая защита

Установление статуса участника боевых действий

Правозащитники из ОО «Юридическая сотня» проанализировали около тысячи судебных дел за 2014—2018 годы, истцами в которых выступали военнослужащие и ветераны.

Сжатый обзор 70 наиболее полезных и показательных они изложили в отчете под названием «Судебные дела защитников».

Он будет полезным для тех участников боевых действий и их семей, которые собираются отстаивать свои права в суде, а также для юристов, адвокатов и правозащитников, которые им в этом помогают.

Во время анализа оказалось, что эти дела можно сгруппировать в несколько основных категорий.  Чаще всего случаются производства о получении статуса участника боевых действий, получения одноразового пособия, увольнения с военной службы по контрактам «до конца особенного периода», а также увольнения с военной службы в связи с состоянием здоровья, семейными обстоятельствами и несоответствием.

Для отдельных групп уже успела сформироваться относительно устоявшееся судебная практика, есть немало позитивных решений. Ознакомившись с описанными в отчете судебными делами, будущим истцам  легче будет избрать правильный механизм защиты прав и достичь быстрого выполнения  решения.

«Такая аналитика поможет исследовать эффективность законодательной регуляции, которая касается военнослужащих, ветеранов и членов их семей.

Законодательная база все еще нуждается в адаптации в соответствии с актуальными потребностями участников российско-украинской войны, — убежденные авторы отчета. — Благодаря большому количеству звонков на горячую линию мы видим проблемы, которые тревожат наших защитников.

Появляется вопрос: нуждаются ли все они именно в судебном урегулировании, можно ли определенные проблемы решить путем законодательных изменений?».

СЛУЖБА И ОСВОБОЖДЕНИЕ

За период с марта 2014-го по март 2018 года в «Юридической сотне» насчитали больше 2 тысяч дел установления факта участия в АТО (ООС) и получения удостоверения участника боевых действий (УБД).

Этот статус дает право на все социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством, которые невозможно получить без удостоверения, что его подтверждает.

Много исков направлены на обжалование отказов в признании статуса УБД (путем непредставления соответствующего удостоверения) лицу, которое выполняло служебные задачи в зоне проведения АТО (ООС). Часто комиссии отказывают из-за отсутствия подтверждений факта участия в АТО или недостаточного времени пребывания в этой зоне.

Юристы говорят: доказательства прохождения службы в АТО (ООС) должны предоставляться в комиссию в полном объеме командованием или индивидуально. Очень важным является предоставление доказательств прохождения службы в соответствующем силовом ведомстве, которое привлекалось к выполнению задач в тот или другой период.

Основанием для получения удостоверения УБД может быть и признание факта участия в боевых действиях в судебном порядке. Для этого нужно подать заявление об установлении юридического факта (о факте участия в боевых действиях) в порядке отдельного производства.

В нем нужно указать  обстоятельства пребывания непосредственно в зоне АТО/ООС и участия в боевых действиях, а также подтвердить такие обстоятельства доказательствами — справками, нотариально засвидетельствованными показаниями очевидцев, фото- видеодоказательствами, информацией о выплатах в тот период, а также собственными объяснениями.

Еще одна распространенная проблема — трудности с расторжением контрактов. Военным необходима возможность завершить службу в предусмотренный соглашением срок.

Однако во время действия контрактов с автоматическим удлинением или сроком действия «до конца особенного периода» механизм увольнения военнослужащих был усложнен, в некоторые периоды фактически невозможным.

Без определения конкретного срока такие контракты стали правовой ловушкой для армейцев. Часто не было другого выхода, чем обращение в суды.

Законодательный механизм увольнения по подобному контракту решил проблему. До его принятия суды часто давали приоритет презумпции предсказуемости правоотношений относительно выполнения обязанностей военной службы.

Основания для увольнения разные: по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам или несоответствию. По контракту могут служить граждане, которые признаны непригодными по результатам заболеваний, травм, частичной потери работоспособности без установления инвалидности.

Исключениями являются  умственные, сенсорные, психологические недостатки, расстройства психики, поведения и тому подобное.

Перечень таких заболеваний и должностей, которые могут занимать такие военнослужащие, определяет Минобороны или другой ответственный за военные формирования исполнительный орган.

Поэтому лишь непригодность к военной службе в мирное время по заключению Военно-врачебной комиссии может быть основанием для увольнения со службы во время действия особенного периода, ограниченная пригодность — нет. Поэтому нужно считаться с формулировкой заключения ВВК и его соответствия реальному состоянию здоровья.

Уволенные по несоответствию военнослужащие чаще всего обращаются в суд из-за несогласия с применением такой формулировки и обжалования невыплаты денежного обеспечения, на которое они имели бы право в случае увольнения на других правовых основаниях.

В случае несогласия с увольнением по несоответствию юристы советуют обжаловать такой приказ командования в суде, требуя возобновления на службе или же применения другого основания для освобождения от военной службы (с учетом наличия особенного периода).

НАДЛЕЖАЩАЯ ПОМОЩЬ

За четыре года войны в административных судах разных инстанций рассматривалось почти 9 тысяч судебных дел относительно права на получение одноразового пособия.

Они касались в частности неприятия в установленный законодательством срок решения о выплате одноразового пособия членам семьи погибшего военнослужащего, отказа в выплате одноразового пособия в связи с установлением инвалидности, расчетов денежного обеспечения и тому подобное. Для таких случаев представители «Юридической сотни» тоже сформировали несколько рекомендаций.

Если спор связан с нерассмотрением поданных документов, правильным способом защиты нарушенных прав будет обязательство комиссии совершить определенные действия (рассмотреть поданные документы). Окончательным ответом комиссии должно быть исключительно предоставление или непредставление помощи.

Другие ответы (например, об истребовании дополнительных документов) не могут быть основанием для пропускания сроков предоставления окончательного ответа. Когда оспаривается правильность начисления сумм, нужно учитывать структуру денежного обеспечения, что выплачивается военнослужащему и от которого зависит размер помощи.

Денежный аттестат или другую справку в подтверждение структуры выплат можно получить в финансовой части по месту службы.

Для семей погибших военных, чье заявление на выплату одноразового пособия не рассмотрели в месячный срок, правильным способом судебной защиты будет именно исковое требование об обязательстве рассмотреть и принять решение на основе поданных документов, а не обязательство начислить средства.

Кстати, право на денежную помощь имеют и семьи тех военнослужащих, которые умерли в результате заболевания, связанного с выполнением обязанностей военной службы. В законах уже это зафиксировано, но до принятия таких норм большинство судов становилось на сторону семей защитников и назначали помощь независимо от даты завершения военной службы.

Все же следует внимательно относиться к формулировкам в актах служебного расследования и выводах врачебных комиссий. Различают случаи, когда заболевание или смерть «связаны с выполнением им обязанностей военной службы», в том числе и в зоне АТО/ООС, в связи с защитой Родины или «связанные с прохождением им военной службы». От причин и условий зависит и размер одноразового пособия.

В случае несогласия придется обжаловать именно соответствие данных документов фактическим обстоятельствам и действующим нормативно-правовым актам.

Во избежание расхождений, следует позаботиться о подтверждении факта участия в АТО/ООС для надлежащего установления взаимосвязи повреждения здоровья и выполнения обязанностей военной службы во время защиты суверенитета и территориальной целостности Украины.

И по делам отказов в выплате ОГД, и при признании противоправным признание командиром смерти военнослужащего такой, которая не связана с выполнением обязанностей военной службы, суды обязательно устанавливают причинно-следственные связи на основе всех документов в совокупности и учитывают противоречия в формулировках. Это и выводы ВВК, которые указывают причину травмирования или смерти, и акты специальных расследований, и выводы экспертов.

* * *

Военнослужащие и ветераны могут обратиться за правовой помощью к «Юридической сотне». Законодатели консультируют на горячей линии по телефону: 0 800 308 100, а на сайте организации можно найти полезные контакты и инструкции с алгоритмами действий в самых распространенных проблемных ситуациях.

Источник: http://day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/spravedlivaya-zashchita

Адвокат24
Добавить комментарий