У потерпевшего нет полиса ОСАГО, может ли он с виновника взыскать ущерб?

Смотрите, какая тема — Если у виновника ДТП нет страховки ОСАГО – что делать и как взыскать ущерб?

У потерпевшего нет полиса ОСАГО, может ли он с виновника взыскать ущерб?

Мы уже выяснили в прошлой статье, что, если у нарушившего ПДД в аварии водителя не застрахована автогражданская ответственность, то даже при наличии полиса у вас, взыскивать ущерб придётся напрямую с виновника. В этот раз подробнее обсудим, что делать, если у виновника ДТП нет страховки ОСАГО, приведём правильную инструкцию по порядку действий на 2019 год и выясним, как получить максимально возмещение ущерба.

Виновник без полиса ОСАГО – чего делать нельзя?

Итак, вы попали в ДТП и выяснили, что и нарушителя Правил отсутствует страхование ответственности. В этом случае, для начала, нужно выполнить обязанности, согласно пунктам 2.5-2.6.1 ПДД. В частности, выставить знак аварийной остановки, включить аварийку, вызвать полицию и убрать автомобили с места ДТП, предварительно отфотографировав повреждения.

То, чего делать не нужно, зависит от конкретики условий отсутствия ОСАГО у виновника:

В случае, если страхового полиса совсем нет у одного из участников ДТП, то аварию нельзя оформлять по европротоколу, так как выплату вы не получите. Статья 11.1 содержит важное условие для возможности оформления без сотрудников ГИБДД такой аварии – наличие договоров страхования у обоих участников аварии.

Если же водитель просто не вписан в полис, то можно оформить аварию по европротоколу, где лимит составляет 100 тысяч рублей.

Кроме того, не нужно заранее определять виновника до приезда сотрудников полиции, если вы их вызывали. Нередки случаи, когда из-а несовершенного знания ПДД обоими участниками ДТП, виновным в итоге оказывался человек с действующим полисом.

У вас есть полис Каско?

Если да, то можно обратиться в свою страховую компанию за возмещением ущерба. Последняя, в зависимости от условий договора, направит на ремонт или выплатит ущерб за виновника в полном объёме, так как по Каско страхуется ваше имущество. В отличие от ОСАГО, когда страхуется ответственность виновника ДТП.

Далее ваша страховая может взыскать выплаченную сумму по Каско по суброгации с виновника.

Если полиса Каско нет, то читаем далее.

ДТП оформлено – что дальше?

Итак, если у виновника ДТП нет страховки, то порядок действий отличается от порядка обращения по ОСАГО по той простой причине, что это не страховой случай. И при обращении по автогражданке нам попросту на законном основании откажут. Поэтому за взысканием ущерба с виновника нам нужно идти непосредственно к этому виновнику.

После соответствующего оформления аварии у вас на руках должны быть следующие документы:

  • постановление или определение об отказе в возбуждении дела в отношении виновника ДТП с указанием нарушенного пункта ПДД и данными виновника,
  • (не обязательно) протокол о нарушении,
  • (не обязательно) справка о ДТП – её с недавних пор отменили в качестве обязательного документа для выдачи в ГИБДД, но на практике иногда выписывают.

Инструкция по взысканию ущерба виновником ДТП, актуальная на 2019 год, вкратце выглядит следующим образом (ниже мы рассмотрим подробно каждый этап):

  1. собираете все документы о ДТП,
  2. пытаетесь договориться с виновником ДТП без полиса ОСАГО о возмещении ущерба в досудебном порядке,
  3. в случае отказа виновника или невозможности выплатить средства или отремонтировать повреждённый автомобиль направляете ему досудебную претензию,
  4. при отсутствии реакции последнего на досудебку подаёте в суд,
  5. далее уже судебные приставы работают над взысканием ущерба в вашу пользу.

Если полис поддельный

И только в этом случае возможно получить возмещение со страховой компании – но, опять же, не со своей, а того же виновника. Вкратце, такое возможно, если полис не куплен в офисе страховой или у её агента/брокера, а бланк, действительно, принадлежит страховой компании, но был у неё похищен, украден и тому подобное.

У нас есть подробная статья о взыскании выплаты по поддельному полису.

Если страховка есть, но виновник не вписан в ОСАГО

В этом случае также следует обращаться в страховую компанию виновника дорожно-транспортного происшествия со всеми необходимыми документами. А виновнику затем страховая компания выставит регрессное требование – потребует оплатить всю сумму, которую сам страховщик заплатил вам, на основании подпункта “д” пункта 1 статьи 14 ФЗ “Об ОСАГО”.

Теперь подробно рассмотрим каждый этап действий после аварии, если виновник не имеет страховки!

Как взыскать ущерб с виновника? Инструкция

Рассмотрим все 5 этапов и расскажем о подводных камнях каждого из них.

Документы

Итак, первое, что нам необходимо – это все документы о ДТП в качестве подтверждения самого события, в результате чего у незастрахованного виновника возникла обязанность по гражданскому возмещению ущерба.

Второе – документы, подтверждающие виновность этого лица. Такими могут быть две официальные бумаги:

  • постановление с штрафом, лишением прав или другим наказанием,
  • определение об отказе в возбуждении административного дела.

В обоих документах должен фигурировать нарушенный пункт ПДД. Также обратите внимание, что нередко эти бумаги выдаются водителю не на месте ДТП, а после разбора в течение недели-двух.

Попытка решить вопрос “полюбовно”

Практически во всех случаях виновнику без полиса ОСАГО выгоднее возместить ущерб потерпевшему по-хорошему, то есть без суда и дополнительных затрат потерпевшего, которые затем также возмещаются виновником ДТП.

Просто свяжитесь с человеком, если он сам не вышел на связь, и предложите урегулировать вопрос досудебно. Нередко виновник соглашается. А вообще здесь возможны несколько вариантов возмещения:

  • виновник без полиса ОСАГО выплачивает вам сумму, которую обоюдно согласуете (диагностикой в автосервисе, по единой методике, калькуляции СТОА официального дилера или иным образом),
  • виновник возмещает ущерб в натуральном виде: вы просто загоняете машину в согласованный заранее автосервис, и после проведения работ по восстановлению виновник оплачивает ремонт.

Если виновник отказывается возмещать ущерб – досудебная претензия

На этом этапе мы настоятельно рекомендуем обратиться к провернному по отзывам или рекомендациям знакомых автоюристу – после выигрыша суда оплаченные юристу средства возвращаются вам от виновника.

Здесь, по нашей инструкции, в ход идут официальные формальные способы. В этом случае на виновника подаёте заявление в суд. Предварительно отправляете нарушителю досудебную претензию. Она не обязательна по закону, но по сложившейся судебной практике 2019 и более ранних годов крайне желательна.

Экспертиза для определения стоимости ущерба

При этом нужно до претензии и иска потратиться на независимую техническую экспертизу для определения стоимости восстановления автомобиля. Увы, но простой калькуляции и чеков, актов выполненных работ и товарных накладных для подтверждения стоимости ремонта будет недостаточно.

Более подробно вопрос о правильном выборе эксперта для этого мы рассмотрели в статье про возмещение ущерба от страховой при отказе. Вам нужно будет обязательно пригласить на экспертизу виновника.

Бланк досудебной претензии

После оценки экспертом у нас есть подтверждённая сумма стоимости восстановительного ремонта и мы уже знаем, сколько точно взыскивать ущерба с виновника, у которого нет страховки ОСАГО.

Теперь нам нужно подать досудебную претензию, где кратко изложить следующие вещи:

  • саму суть события и что у виновника без ОСАГО возникла гражданская ответственность перед вами,
  • требование о возмещении ущерба на основании калькуляции независимой экспертизы,
  • разумный срок для исполнения этого требования виновником.

Скачать бланк досудебной претензии виновнику ДТП без полиса ОСАГО (формат DOC).

Данную досудебку необходимо заполнить, распечатать в одном экземпляре, вложить её вместе приложенными документами в письмо и направить заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении почтой виновнику аварии.

Далее ожидаем 10 дней плюс 3 банковских дня и на 15-й день (считаем следующий день каждого этапа) переходим к следующему пункту.

Подаём в суд

Один из заключительных этапов – самый долгий по времени из-за ожидания между судебным иском и началом самого дела. В различных регионах ждать можно от недели-двух до нескольких месяцев.

Для начала судебного разбирательства необходимо подать исковое заявление по адресу регистрации ответчика – то есть виновника ДТП, у которого не было ОСАГО. Иск подаётся (ст. 23 ГПК):

  • в мировой суд при сумме иска не более 50 тысяч рублей (суммарно ущерб и все остальные расходы),
  • в районный суд при сумме более 50 000 рублей.

Скачать бланк искового заявления на виновника без полиса ОСАГО.

В назначенные дату и время вы являетесь в суд и подтверждаете свои требования, указанные в исковом (фактически просто перескажете то, что указали в исковом).

По результату судебного процесса суд вынесет решение в вашу пользу или нет, мотивировав отказ.

Взыскание ущерба с виновника

Если дело вы выиграете, то по истечении нескольких дней получите исполнительный лист. Его нужно подать приставам, которые на основании этого листа возбудят исполнительное производство и взыщут в вашу пользу средства со счетов виновника без полиса либо за счёт его имущества.

Этот процесс может быть небыстрым, и приставам необходимо периодически звонить, посещать их, так как нередко они особо не шевелятся по таким делам.

Важно! После взыскания выплаты в вашу пользу суд может обязать вас передать заменённые запчасти виновнику ДТП. Об этом будет указано в решении суда заранее.

Если с виновника нечего взять

Увы, но в этом случае и вам нечего взять с последнего. Приставы после выигранного суда действуют в рамках данных им законом 2019 года полномочий. Так, они могут взыскивать деньги:

  • со счетов в банках виновника ДТП при наличии достаточной суммы,
  • с его зарплаты в размере не более 50% размера,
  • за счёт реализации его имущества, если указанные выше пункты не удастся выполнить.

И все эти 3 пункта зависят от ряда тонкостей. Так, по административным делам, алиментам и некоторым другим категориям долгов взыскания идут приоритетнее гражданских долгов. А по последним – из того, что останется.

Можно ли компенсировать моральный вред?

Да. Чаще всего суд удовлетворяет требования по компенсации морального вреда от ДТП. Но сумма, скорее всего, будет очень небольшая – согласно судебной практике 2019 года, от 500 до 10 000 рублей.

Причём, чем выше сумма ущерба, тем больше могут присудить моральный вред. Также на увеличение размера последнего существенно влияет наличие пострадавших людей в ДТП – самого потерпевшего, водителя или пассажиров.

Судебная практика по взысканию выплаты с виновника ДТП

  • Решением №2-5402/2015 суд Самары удовлетворил частично иск потерпевшего к виновнику без страховки ОСАГО, отказав в выплате морального вреда и оплаты услуг экспертизы и юриста.
  • Ещё одно решение по гражданскому иску о возмещении вреда в ДТП, где потерпевший сначала не знал об отсутствии полиса ОСАГО у виновника и обратился в свою страховую, которая ему отказала. Далее истец предъявил иск виновнику, а соответчиком призвал свою страховую. Суд обязал взыскать ущерб с виновника напрямую частично, а также передать запчасти после ремонта виновнику.

Источник: https://autotonkosti.ru/q/esli-u-vinovnika-dtp-net-strahovki-osago-chto-delat-i-kak-vzyskat

6 мифов об «автогражданке»

У потерпевшего нет полиса ОСАГО, может ли он с виновника взыскать ущерб?

Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) — самый  распространенный страховой продукт в Украине. Только в 2018 году автовладельцы купили более 7,7 млн. полисов автогражданки.

Тем не менее, об «автогражданке» остается множество мифов. Многие не только не знают, как правильно выбрать страховщика, но даже не до конца понимают, для чего нужен страховой полис. 

Что правда, а что мифы среди распространенных убеждений об ОСАГО, рассказал «Минфину» генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.

Миф 1. Полис ОСАГО – это защита для других водителей, а не для меня.

Да, по полису автогражданки страховая компания платит не застрахованному, а потерпевшему в ДТП. Но если у виновника не оказалось полиса ОСАГО, компенсировать ущерб потерпевшему будет МТСБУ из своих гарантийных фондов.

А после этого Бюро обязательно предъявляет виновнику регрессное требование, и он вынужден будет компенсировать всю сумму причиненного пострадавшему ущерба плюс затраты на экспертизы, суды и пр. Ежегодно Бюро взыскивает регрессы на десятки миллионов гривен.

Если денег у виновника нет, накладывается взыскание на его имущество.

Если же вы потерпевший в ДТП и полиса ОСАГО у вас нет, все будет зависеть от того, есть ли полис у второго участника аварии. Если есть — то ущерб вам покроет его страховщик. Но если у виновника:

  •  не окажется полиса ОСАГО,
  •  он скрылся с места аварии
  •  принадлежит к льготной категории граждан (участник боевых действий, инвалид войны или инвалид I группы)

В этих случаях вам самим придется «гонятся» за виновником ДТП, добиваясь компенсации ущерба через суд. И разумеется, вы оплатите штраф за отсутствие у вас действующего договора ОСАГО.

Миф 2. Страховщики ОСАГО не платят пострадавшим.

Смотрим на цифры: за первое полугодие этого года страховщики выплатили по ОСАГО больше 1,2 млрд. грн. Сделано более 67 тыс. выплат. Количество выплат по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло больше чем на 8%, сумма – на 13%, и это при том, что количество договоров увеличилось всего на 3%.

МТСБУ сделало в первом полугодии 2019 г. почти 3,3 тыс. выплат из фондов Бюро (за незастрахованных водителей, льготников, компании-банкроты и компании, прекратившие выполнять свои обязательства) на сумму более 93 млн. грн.

Миф 3. Страховщики очень долго платят, затягивают выплаты как могут.

Средний срок урегулирования страховых случаев в ОСАГО по итогам второго квартала – 79 дней с момента ДТП, это на 10 дней меньше, чем за тот же период прошлого года.

В срок до 90 дней с момента ДТП урегулируется 68% всех страховых случаев, в срок до 120 дней – 76,6%. Компании-лидеры по срокам урегулирования делают выплаты в весьма сжатые сроки: от 40 до 65 дней.

Жалуются на затягивание сроков выплаты всего около 1% от всех пострадавших, получивших выплату по ОСАГО (показатели за 1 полугодие текущего года).

При нарушении сроков урегулирования страхового случая пострадавшему следует обратиться с официальной жалобой в МТСБУ или Нацкомфинуслуг, которые применят санкции к компании-нарушителю.

В новых редакциях закона «Об ОСАГО» запланировано ужесточение требований к страховщикам в части сроков урегулирования и штрафных санкций за их нарушение.

Как выбрать компанию, которая не затягивает с выплатами

  1. Страхуйтесь в компаниях, работающих в системе прямого урегулирования (когда выплату пострадавший получает не от компании виновника ДТП, а от «своего» страховщика). Средний срок урегулирования у таких страховщиков – всего 56 дней.
  2. При выборе страховщика используйтеинформацию о показателях работы и оценках страховщиков «светофор», регулярно публикуемую Бюро на своем сайте и на страницах в социальных сетях.

Миф 4. Страховщики плохо работают, на них много жалоб

За первое полугодие 2019 г. на работу страховщиков ОСАГО в МТСБУ поступило 1034 жалобы. В прошлом году за тот же период времени мы получили 1275 жалоб, т.е.

их количество уменьшилось почти на 20%. Сильнее всего сократилось количество жалоб как раз на сроки урегулирования (с 1049 шт. до 707 шт.).

В целом жалоб немного, всего около 1,5% от общего количества урегулированных страховых событий

Как узнать, много ли жалоб на компанию?

  1. Посмотреть ее оценки в графическом информере «светофор». Лучше всего, когда у компании все показатели «зеленые».
  2. Точное количество жалоб на страховщика и их уровень (отношение к количеству урегулированных им дел) можно посмотреть на сайте Бюро

Миф 5. Полис ОСАГО очень дорогой

Средняя цена полиса ОСАГО в Украине приближается к 600 грн. (около 20 евро), что меньше стоимости одной 20-литровой канистры бензина. Тарифы на ОСАГО устанавливаются государством, поскольку это обязательный вид страхования.

Стоимость полиса зависит от многих факторов: региона, объема двигателя и т.д. Все они прописаны в Положении Нацкомфинуслуг.

Страховщик может лишь использовать значения отдельных коэффициентов в установленном «коридоре» при формировании цены на свои полисы.

С точки зрения экономики – размер страховой премии должен давать возможность обеспечить качественную и надежную страховую защиту пострадавшим. За последние годы мы не раз убеждались: демпингующие компании, продающие «самые дешевые полисы ОСАГО» не могут обеспечить пострадавшим ни нормальный сервис, ни своевременную выплату, у них просто на это нет средств.

Миф 6. Выплаты зачастую не хватает на полный ремонт автомобиля

Основная причина ситуации, что в некоторых случаях размер выплаты не покрывает полностью стоимость восстановительного ремонта автомобиля – в устаревших, требующих модернизации нормах закона «Об ОСАГО».

Согласно действующему законодательству, выплата делается за вычетом франшизы и с учетом износа автомобиля. Кроме того, есть лимит (максимальная сумма) выплат. С конца сентября она увеличивается на треть и будет оставлять 130 тыс. грн. за ущерб «железу» и 260 тыс. грн. за ущерб жизни и здоровью каждого потерпевшего.

Нормы о выплате без учета франшизы и износа, многократное повышение лимита выплат заложены в новую редакцию закона об ОСАГО, однако в течение трех лет Верховная Рада не смогла его принять.

Пока же варианты для получения полной суммы восстановительного ремонта следующие:

  • Взыскать франшизу или сумму, превышающую лимиты выплаты, с виновника ДТП (в добровольном порядке или через суд)
  • Заключить договор страхования Каско. Он покрывает ряд рисков, которые не покрываются по ОСАГО (угон и другие противоправные действия, повреждения автомобиля вследствие стихийных бедствий или самовозгорания, ДТП без второго участника)

Также разумным решением будет заключить договор ДГО (добровольного страхования гражданской ответственности) на любую сумму свыше установленных лимитов по ОСАГО и обезопасить свои финансовые интересы на случай, если вы сами станете виновником ДТП.

Источник: https://minfin.com.ua/insurance/articles/6-mifov-ob-avtograzhdanke/

Что делать, если у виновника ДТП нет страховки ?

У потерпевшего нет полиса ОСАГО, может ли он с виновника взыскать ущерб?

Когда случается авария на автодороге, то перед водителями-участниками ДТП сразу же встает задача, как правильно оценить ущерб, причиненный автомобилям и как, затем, его возместить.

Большую роль в этом вопросе играет наличие у обеих сторон полисов ОСАГО потому, что это гарантия того, что ущерб будет возмещен. Но как быть, когда у виновной стороны просто нет такого полиса – не именно забыл дома, а вообще не оформлялся?

Кроме штрафа в размере 500-800 рублей (ст. 12.3, 12. 37 КоАП РФ) за отсутствие страхового полиса обязательного вида страхования, могут еще возникать трудности с оформление страховки в покрытие ущерба пострадавшей стороне. Рассмотрим детально эту проблему и ее решение.

Что делать пострадавшему

Частой причиной, почему у водителей фиксируется отсутствие полиса ОСАГО, является именно тот факт, что он попросту просрочен, а водитель не успел оформить новый, как уже попадает по собственной вине в аварию.

КАК ТОЛЬКО ВЫЯСНЯЕТСЯ ДАННЫЙ ФАКТ, ТО ЕСЛИ СРОК ПРОСРОЧКИ ПОЛИСА НЕБОЛЬШОЙ, МЕНЕЕ 1 МЕСЯЦА ИЛИ НЕДЕЛИ, ТО ЕЩЕ ВИНОВНИКУ МОЖНО ПОПЫТАТЬСЯ СВЯЗАТЬСЯ СО СВОИМ СТРАХОВЩИКОМ, ГДЕ РАНЕЕ ПОЛИС БЫЛ ОФОРМЛЕН.

Возможно, удастся каким-то образом договориться, чтобы день в день сделать страховку, хотя это маловероятно.

В основном же для пострадавшего прописаны специалистами следующие шаги, которые следовало бы ему предпринять:

  • Не двигаться с места ДТП.
  • Сразу же прийти в себя эмоционально и морально.
  • Начать фиксировать повреждения, снимая их на фото или видео на мобильный телефон или иные устройства.
  • Дождаться сотрудников ГИБДД для установления факта столкновения, выявления и регистрации причины случившегося и оформления соответствующих документов.
  • Очень полезно будет взять показания свидетелей, очевидцев аварии, которые согласятся в письменном виде все описать и подписать.
  • Позвонить в свою страховую фирму, где приобретался действующий полис ОСАГО.
  • Дождаться пока приедет представитель страховой организации, который должен будет сделать отметку в соответствующих бумагах о том, что виновник, действительно, полиса не имеет.
  • Вызвать независимого эксперта самостоятельно, либо дождаться приезда экспертного оценщика из самой страховой.
  • Оплатить услуги экспертной оценки и взять соответствующие бумаги для составления калькуляции расходов, которые придутся в будущем на ремонт авто.

ЕСЛИ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ ПО КАКИМ-ТО СВОИМ ПРИЧИНАМ НЕ ЖЕЛАЕТ ФИКСИРОВАТЬ ФАКТ СТОЛКНОВЕНИЯ И РЕГИСТРИРОВАТЬ СЛУЧАЙ С ОПИСАНИЕМ ВСЕХ ДЕТАЛЕЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ТО ТОГДА СТРАХОВОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАФИКСИРОВАТЬ И ЭТОТ ФАКТ В СВОИХ ДОКУМЕНТАХ.

Покидать место столкновения на автодороге не следует также и виновнику, потому что тогда ему выпишут двойной штраф, и могут даже отобрать водительское удостоверение сроком на 1 год или 1,5 года.

ВИНОВНИК ТАКЖЕ ЕЩЕ ДОЛЖЕН ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ЭКСПЕРТНОМ ОБСЛЕДОВАНИИ МАШИНЫ НА ПРЕДМЕТ ЕЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, ЧТОБЫ У НЕГО НЕ ВОЗНИКАЛО НИКАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ К ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ, КОГДА ПОСТРАДАВШИЙ ПОДАСТ ИСК В СУД.

Действия пострадавшего в ДТП водителя, когда у виновника случившегося нет полиса ОСАГО, которые нужны в определенных случаях, в зависимости от ситуации можно представить в табличном варианте.

Что нужно делать потерпевшей стороне в том или ином случае, если у виновной нет ОСАГО смотрите здесь.

Возможно ли взыскать ущерб с виновника ДТП без ОСАГО

Суммы ущерба имущественного плана РСА практически не возмещает, они занимаются урегулированием спорных вопросов со страховщиками и их клиентурой, а также что они максимум могут, так это оплатить лечение пострадавших в автодорожной аварии, если у виновника ДТП нет ОСАГО или оно попросту просроченное, что по российскому законодательству приравнивается к его отсутствию.

Взыскать с виновника сумму ущерба можно, но сделать это, скорее всего, придется через суд, а не через страховую компанию пострадавшего.

Потому как со стороны пострадавшего нет никакой вины, а значит, нет и страхового случая по тому полису, который у него имеется, поэтому его страховщик ничего ему не должен.

Взыскивать придется именно с виновника и при определенных обстоятельствах, к которым относятся следующие случаи, принятые на законодательном уровне, как прецедент:

  • Когда страховка не может покрыть всю сумму ущерба.
  • Если нужно взыскать с виновника, в том числе и моральный ущерб.
  • Страховая компания частично погашает стоимость ремонта машины потерпевшего.
  • Страховая отказывается платить потерпевшей стороне.
  • Требование возмещения УТС, когда машина, попавшая в автоаварию, имеет возраст более 5 лет с износом более 40%.
  • У виновника нет полиса ОСАГО, а сам он отказывается понести ответственность перед потерпевшим в виде возмещения имущественного и личного (при телесных повреждениях) ущерба.

Пострадавший имеет право требовать с виновной стороны исключительно только возмещения по трем пунктам ущербов:

  • когда был причинен вред здоровью;
  • когда имущество (автомобиль) повреждено;
  • когда пострадавший считает, что у него есть все доказательства и подтверждения причинения ему морального ущерба.

Помимо этого иногда еще допускается возмещение УТС – утраты товарной стоимости авто и иных расходов или возмещений ущерба, которые могут быть связаны с аварией.

Все издержки, которые пострадавший тратил на судебное оформление или услуги юристов, экспертов, аварийных комиссаров, службы эвакуации авто с места ДТП и прочее – также должны быть погашены виновником по решению суда.

Как составить досудебную претензию

Досудебная претензия – это начальный этап в решении вопроса о возмещении ущерба пострадавшей в ДТП стороне, когда у виновника аварии нет ОСАГО.

ПОКА РЕШАЕТСЯ ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА НЕ НУЖНО РЕМОНТИРОВАТЬ ПОБИТУЮ МАШИНУ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ ПРОИЗВЕДЕНА НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА И НЕ ЗАКОНЧИТСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО С ВЫНЕСЕНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РЕШЕНИЯ.

Или же пока не утрясется вопрос между виновником без полиса и потерпевшим в досудебном порядке. Составлять такую претензию должен сам потерпевший. Типового бланка или формы, утвержденной на законодательном уровне, нет, поэтому писать можно в произвольной форме.

Для более грамотного составления можно обратиться к любому квалифицированному юристу. Или же самостоятельно изучить образец претензии, чтобы написать собственноручно.

В этом документе обязательно должны наличествовать следующие пункты:

  • Кому именно направляется претензия – Ф.И.О. виновника и его адрес проживания.
  • Подробное описание происшествия с указанием:
  • места и точного времени столкновения;
  • автомобильные госномера машин-участниц, а также их марки;
  • номер своего страхового полиса (или полисов, если у пострадавшего несколько) и страховщика;
  • описать, в чем именно заключалось правонарушение;
  • характер повреждений и детальное их описание.
  • Указать, что была проведена экспертиза и каковы ее результаты – сумма материального ущерба.
  • Прописать все денежные издержки пострадавшего – например, оплата услуг юриста или экспертного оценщика.
  • Окончательная сумма к выплате виновником.
  • Моральный вред:
  • принцип его определения;
  • доказательства причинения;
  • законодательное основание о праве его получения;
  • сумма.
  • Контакты пострадавшего и счет, куда перечислить деньги.
  • Сроки на решение вопроса в досудебном порядке.

Куда подавать

Досудебная претензия потерпевшим может подаваться в два направления: самому виновнику, у которого нет ОСАГО, или своей страховой компании, но только в том случае, если у пострадавшего есть полис КАСКО или ДСАГО.

КАЖДЫЙ ВИНОВНИК В ДТП, У КОТОРОГО НЕТ ПОЛИСА ОСАГО, ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО ИМЕННО ДОСУДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА ПОМОЖЕТ ЕМУ ПОТРАТИТЬ МЕНЬШЕ СВОИХ ДЕНЕГ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ПОСТРАДАВШЕМУ, ЧЕМ В СЛУЧАЕ, КОГДА ДЕЛО ДОЙДЕТ ДО СУДА.

Обычно суд обязывает ответчиков платить не только долг, но и все издержки, что понес потерпевший при подаче иска.

ВСЕ ДОСУДЕБНЫЕ ИСКИ НАПРАВЛЯЮТСЯ ПО МЕСТУ ФАКТИЧЕСКОГО ПРОЖИВАНИЯ ОТВЕТЧИКА ПАКЕТОМ ВМЕСТЕ С ПРИЛОЖЕННЫМИ БУМАГАМИ ПОЧТОЙ.

Отправка производится письмами следующих видов: ценным письмом, с уведомлением либо заказным. Но можно отправлять и курьерской доставкой.

Когда речь зашла уже о подаче иска в суд, то существуют два направления такой инстанции, куда подается заявление в том или ином случае:

  • Мировому судье подается иск тогда, когда потерпевший рассчитывает получить возмещение ущерба на сумму, не превышающую 50 000 рублей.
  • Районному судье подача иска уместна, когда сумма намного больше.

Сроки исковой давности по таким делам равняются 3-м годам с момента случившегося происшествия, поэтому следует учесть и этот момент.

ЕСЛИ ЖЕ ВИНОВНИК НЕ СМОЖЕТ КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ ПОКРЫТЬ ВСЕ ДОЛГИ ПРЕД ПОСТРАДАВШИМ, И НЕ ВЫПОЛНЯЕТ РЕШЕНИЕ СУДА, ТОГДА СЛУЖБОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОСТО АРЕСТУЮТ ЕГО ИМУЩЕСТВО, ПРОДАДУТ НА ТОРГАХ, А ВЫРУЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ ОТДАДУТ ПОСТРАДАВШЕЙ В ДТП СТОРОНЕ.

Какие документы прикладывать

Обычно доказательной базой в случившемся ДТП, когда виновник не имеет ОСАГО, а у пострадавшего полис есть, служат следующие документы:

  • справка об аварии из ГИБДД;
  • протокол ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • постановление о наличии правонарушения административного порядка;
  • отказ о том, чтобы возбуждать административное дело;
  • телеграмма о приглашении виновника на прохождение независимой экспертизы (копия или 2-й ее экземпляр);
  • результаты (отчет) проведения технической экспертизы повреждений автомобиля;
  • показания свидетелей в письменном виде с их подписями и контактными данными;
  • видеозаписи, материалы фотофиксация и прочая доказательная база.

Эти документы прикладываются к судебному иску или к досудебной претензии, которая была направлена на имя и адрес виновника. Сбор доказательств вины водителя, не имеющего полис ОСАГО, обязателен всегда.

Ведь может случиться так, что виновник станет отрицать свою причастность к причинам аварии. Отрицать он будет с единственной целью – ничего не платить потерпевшему из собственного кармана.

Получается, что выгоднее всего виновнику урегулировать вопрос о возмещении ущерба потерпевшему в досудебном порядке.

В противном случае его ожидают чересчур большие расходы из собственных средств.

При этом судом может быть назначено погашение долга перед пострадавшим в ДТП лицом в течение нескольких месяцев, года или лет, в зависимости от суммы ущерба, уровня дохода виновника и его возможностей покрывать ущерб. Но все равно через суд решать будет дороже, чем в досудебном порядке.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/chto-delat-esli-u-vinovnika-dtp-net-strahovki--5be32aae817c4c00aa49826e

Что делать, если виновник ДТП без полиса автогражданки

У потерпевшего нет полиса ОСАГО, может ли он с виновника взыскать ущерб?

В Украине растет не только число ДТП. Увеличивается и количество водителей, которые не покупают полисы автогражданки. Чем это грозит, и как себя вести в ДТП, если виновник не имеет страхового полиса, выяснял Минфин.

Читай также: Украинские страховщики активно снижают цены на каско

Ежедневно на дорогах Украины происходит 423 ДТП. И хотя наличие полиса “автогражданки“ является по закону обязательным, количество уклонистов от страхования растет. По оценкам экспертов, около полумиллиона автовладельцев сегодня либо вообще не имеет полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), либо имеет фальшивый или недействительный договор.

Рост количества незастрахованных водителей подтверждают в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ). В 2014 году за возмещением ущерба в ДТП, где виновный не имел полиса страхования, обратилось 1569 человек.

В 2016 году почти в два раза больше – 3008. Размер выплат по таким авариям вырос втрое: с 27,4 млн грн в 2014 году до 78,3 млн грн в 2016 году.

 Резкий рост выплат за незастрахованных водителей даже стал причиной повышения гарантийных отчислений в МТСБУ при продаже каждого страхового полиса – с 3% до 4%.

Читай также: Как покрыть ущерб при ДТП с нерастаможенным автомобилем

Но рассчитывать на получение выплаты из МТСБУ может только водитель, который сам застраховал ответственность. Потерпевшему, у которого нет полиса автогражданки, улаживать вопросы с виновником аварии придется самому.

Таких водителей сейчас много. В 2016 году на дорогах Украины произошло 158 776 ДТП. Но обращения в страховые компании последовали только в 119 186 случаях.

Получается, что около 38 тыс дорожных происшествий урегулируются не в рамках страхования, а по старинке. 

“Часть из этих ДТП приходится на случаи, где оба водителя не имели полиса страхования или полис был выдан компанией, которая неплатежеспособна. Среди них есть и фальшивые полисы и сфальсифицированные. Около полумиллиона водителей не застраховали свою ответственность. Это около 7% или каждый четырнадцатый водитель“, – рассказал гендиректор Ассоциации Страховой бизнес Вячеслав Черняховский.

Почему водители не страхуются:

  1. Полиция толком не контролирует наличие полисов ОСАГО у водителей.
  2. Кризис и снижение уровня жизни заставляет украинцев экономить. 
  3. Плохая репутация страховщиков и низкое доверие к страхованию.

На страховщиков много других нареканий: компании затягивают с выплатой страхового возмещения или стараются всячески снизить размер суммы, положенной водителю. Ведь они платят не своим клиентам, а третьим лицам – потерпевшим. Поэтому не особо церемонятся.

Что делать, если у виновника ДТП нет полиса автогражданки

Читай также: ТОП-5 самых забавных страховых случаев

Прежде, чем переходить к оформлению ДТП, необходимо удостовериться в том, что полисы ОСАГО всех участников происшествия действительны. Сделать это можно, отсканировав QR-код на страховом полисе.

Еще один вариант – зайти на сайт МТСБУ и найти в базе свой договор по номеру авто или серии и номеру страхового полиса.

Также, чтобы проверить действительность полиса, можно просто позвонить в МТСБУ или в свою страховую компанию.

Если в результате проверки выяснилось, что у виновника аварии ответственность не застрахована, необходимо вызвать полицию. После оформления ДТП, потерпевшему следует обратиться за возмещением в МТСБУ.

Но сперва ему придется пойти в суд и получить решение о признании незастрахованного водителя виновным в ДТП.

При этом Моторное бюро заплатит пострадавшему только в том случае, если у него самого на момент аварии был полис “автогражданки“.

Внимание – регресс

Читай также: Украинцы готовы переплачивать за кредиты на автомобили

Мнение о том, что автогражданку можно не покупать – мол, Моторное бюро все равно заплатит пострадавшим, а виновник выйдет сухим из воды – ошибочно.

После того как МТСБУ выплатит возмещение потерпевшему, оно потребует нерадивого водителя компенсировать расходы.

То есть виновник, не застраховавший свою ответственность, в любом случае будет вынужден искать деньги и возмещать ущерб. Но уже по решению служителей Фемиды.

Также потерпевший имеет право обратиться с иском о возмещении ущерба непосредственно к виновнику ДТП, независимо от того, имел он полис страхования или нет. Такое право предусмотрено Гражданским кодексом и Постановлением Пленума ВСУ.

Потому в случае, если потерпевшему недостаточно страхового возмещения для проведения ремонта или виновник ДТП не имел полиса “автогражданки“, потерпевший может сразу обратиться в суд с требованием к виновнику возместить ему причиненный ущерб.

МТСБУ платит за ущерб, нанесенный жизни, здоровью имуществу, если:

– виновникам ДТП стал водитель, у которого нет полиса автогражданки;

– виновник ДТП самовольно покинул место происшествия;

– виновником аварии является лицо, которое входит в категорию “льготников“: инвалид войны, инвалид I группы или лицо, управляющее авто в присутствии инвалида I группы, УБД;

– ответственность виновника происшествия застрахована в компании, которая была признана банкротом и/или ликвидирована;

– автомобиль, ставший виновником ДТП, был похищен у владельца.

Ранее сообщалось, что водителей будут дистанционно штрафовать за отсутствие страховки.

Смотри также – Как выбрать надежную страховую компанию в Украине:

Как выбрать надежную страховую компанию в Украине

Источник: http://dengi.ua/business/299695-Chto-delat-esli-vinovnik-DTP-bez-polisa-avtograzhdanki

Как страховщики отсуживают деньги у невиновных в ДТП водителей

У потерпевшего нет полиса ОСАГО, может ли он с виновника взыскать ущерб?

  • Общество
  • Страхование и налоги

Число полисов ОСАГО, покупаемых автовладельцами, постепенно снижается, несмотря на рост автомобильного парка в России. Причем статистику портят не только водители, сознательно решившие сэкономить на приобретении «автогражданки».

Есть и добросовестные автолюбители, не подозревающие о том, что обзавелись подделкой.

Любопытно, но страховые компании даже в спорных случаях отказываются нести ответственность, оставляя потерпевших без выплат, хотя Верховный суд РФ уже выносил решения не в их пользу.

Об одной из таких спорных ситуаций порталу «АвтоВзгляд» рассказал житель Подмосковья Евгений Багдасаров. Еще в декабре 2017 года принадлежавший ему автомобиль Volvo C30 попал в серьезную аварию. Виновником ДТП признали водителя видавшего виды седана Nissan Primera Андрея Белозерова. Тот двигался с очень большой скоростью и явно не имел представления о правилах проезда перекрестков.

Независимая экспертиза показала, что Volvo после удара восстановлению не подлежит, но с получением страховой выплаты не должно было возникнуть никаких проблем. У Белозерова имелся действующий полис ОСАГО ЕЕЕ №0371478739 от компании «Росгосстрах» (РГС).

Но когда Багдасаров обратился в свою страховую — «РЕСО-Гарантия» — то ему, на удивление, в возмещении ущерба отказали.

Оказалось, в базе «Российского союза страховщиков» (РСА) полис с такими серией и номером числился за другим человеком и был оформлен на иной автомобиль.

– Согласно действующему законодательству, страховая компания несет ответственность за полисы ОСАГО, которые переданы в СК из РСА, — заявили представители РГС. Фактически, если «автогражданки» в базе нет, то ответственность за причиненный в аварии ущерб несет виновник ДТП. Как если бы он ездил вообще без действующего ОСАГО или же с подделкой.

Багдасаров подал судебный иск на Белозерова, чтобы добиться от него компенсации ущерба.

Но и здесь возникли сложности: виновник ДТП представил оригинал полиса и квитанцию об оплате суммы в 14 231 рубль от 11 июня 2016 года, тем самым доказав, что договор он заключал у реального страхового агента, не мошенника.

Сотрудники «Росгосстраха» в свою очередь заседания суда игнорировали, несмотря на несколько официальных извещений. А подтверждать, что полис Белозерова на самом деле поддельный, не стали.

В итоге спустя год после ДТП Бабушкинский районный суд Москвы суд принял решение о взыскании всей суммы ущерба с «Россгосстраха» — плюс штраф в размере 150 000 рублей, а также компенсация расходов на юристов и экспертизы.

– Если полис поддельный, то это все равно, что его нет вообще. То есть выплаты по нему производиться не должны. Однако в этом случае страховой компании в суде необходимо доказать, что договор «левый». Если же она этого не сделала (а это, видимо, в данном случае так и было), то суд может и взыскать выплату, — прокомментировали решение суда в РСА.

Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы, прошел, и Багдасаров получил полную компенсацию ущерба. Но это был далеко не конец истории.

Внезапно страховая попросила восстановить процессуальные сроки, оправдываясь тем, что постановление суда, отправленное по почте, затерялось где-то в пути.

Фемида ответила на заявление положительно: на апелляционном заседании предыдущее решение было полностью отменено.

В своем определении суд апелляционной инстанции признал юридически значимым факт наличия страхового полиса, зарегистрированного на другой автомобиль и человека, что исключает возможность выдачи такого же договора ОСАГО Белозерову. Теперь РГС пытается вернуть в судебном порядке у Багдасарова ранее выплаченную компенсацию, и автомобилист вынужден обратиться в кассационную инстанцию для защиты своих интересов.

Не приняли во внимание

Адвокат Дмитрий Зацаринский, изучивший детали этого дела, удивился апелляционному решению и отметил, что судом не были приняты во внимание важные обстоятельства.

Так, в материалах, представленных РГС, обнаружилась только копия якобы оригинального страхового полиса. Причем, как оказалось, тому автовладельцу выдали «автогражданку» взамен другой — в связи с изменением условий соглашения.

Более того, новый договор заключили 15 июня 2016 года, то есть спустя несколько дней после того, как полис-близнец получил Белозеров.

По непонятным причинам этот суд не принял во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно ему, полис подтверждает факт заключения договора ОСАГО владельцем транспортного средства, пока не доказано иное.

От исполнения своих обязательств страховщика не освобождает даже несанкционированное использование бланков — а снять с себя ответственность компания может лишь, своевременно обратившись в уполномоченные органы с заявлением о хищении бумаг.

Судья проигнорировал факт отсутствия в материалах дела доказательств того, что полис, имеющийся у Белозерова, является недействительным или поддельным, считает Зацаринский. А ведь это именно так: герою нашей истории «автогражданку» выдали на несколько дней раньше, чем тому, второму человеку.

– Более того, в материалах дела имеются оригиналы полиса и квитанции о внесении клиентом денежных средств за страховку, которые также подтверждают факт законного приобретения договора ОСАГО. Невнесение данных о заключении соглашения работниками «Росгосстраха» не может повлиять на выплату по страховому случаю, отметил адвокат.

Как узнать, что полис — поддельный

В «Росгосстрахе», чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуют оформлять ОСАГО исключительно в офисах и агентствах страховых компаний, а также запрашивать у агента оригинал доверенности, выданной СК. Однако и это не всегда работает, о чем свидетельствует история москвича Андрея Авдонина.

В его случае автомобиль виновника ДТП принадлежал крупной торговой сети, а полис на него приобретался напрямую в «Росгосстрахе» по безналичному расчету. И снова в базе РСА по серии и номеру другой автомобиль и другой водитель. И снова у потерпевшего нет уверенности, что страховщик явится в суд.

Естественно, всегда можно проверить подлинность своего полиса ОСАГО на сайте РСА, однако не факт, что другой участник ДТП тоже это сделает.

В РСА предлагают контролировать наличие у водителей «автогражданки» с помощью дорожных камер. Исполнительный директор союза Евгений Уфимцев, комментируя первые итоги такого эксперимента, признавал: в базе РСА может быть «небольшой процент грязи».

По некоторым сведениям, всероссийский старт этой новации постоянно откладывается как раз из-за сложностей синхронизации баз РСА и МВД.

И потому не исключено, что когда камеры начнут таки следить за ОСАГО, штрафы будут получать и автовладельцы с действующим полисом на руках — по ошибке.

Страховая ответит

Проблему с фальшивыми полисами ОСАГО понимают и в Госдуме. Там предложили законопроект, возлагающий на страховщиков обязанность по полной выплате ущерба и компенсации судебных расходов, даже если виновник аварии не покупал «автогражданку».

Депутат Ярослав Нилов, один из авторов документа, говорит, что СК располагают и кадровыми ресурсами, и возможностями для того, чтобы взять на себя ответственность.

Сегодня потерпевший в ДТП вынужден самостоятельно собирать документы и доказательства, а также тратить много времени и свои кровно нажитые.

Автомобильный эксперт, лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал «дикостью» ситуацию, когда уже уплатившая автомобилисту ущерб страховая компания пытается вернуть эти деньги назад:

– Человек, который был застрахован, ничего не нарушал, сам стал потерпевшей стороной, потратил практически годы на суды, на то, чтобы получить положенную ему компенсацию ущерба, — говорит Шкуматов. — Теперь же ему придется пройти все заново.

Поэтому я поддерживаю инициативу, согласно которой гражданин, застрахованный и попавший в ДТП по вине другого человека, должен иметь право получить возмещение от собственной страховой.

А она уже пусть разбирается с должником — у страховых компаний есть адвокаты, административные ресурсы.

Да, стоимость полиса ОСАГО в таком случае возрастет, но по моим подсчетам, не более чем на 3%.

Практическая же ценность такой «автогражданки» увеличится в разы, поскольку я буду знать, что если в меня врежется человек без страховки, я все равно получу компенсацию, причем сразу — не придется тратить на выбивание средств полжизни. Пока же ценники на ОСАГО ползут вверх, купить полисы становится все сложнее, а взамен те, кто ездит без аварий, не получают ничего…

«Росгосстрах», несмотря на громкое и многолетнее лидерство на рынке ОСАГО, перестал быть прибыльной компанией в 2015 году — тогда он показал убыток в 5 млрд. рублей. В декабре 2016 года стало известно, что владелец фирмы Данил Хачатуров решил передать активы банку ФК «Открытие».

В августе 2017 ЦБ объявил о санации группы «Открытие» и ее основных активов, в том числе и РГС.

Новый глава ФК и председатель совета директоров «Росгосстраха» Михаил Задорнов в интервью «Коммерсанту» заявил, что в страховой компании «сверху донизу царило воровство», а бизнес-модель «никогда не была направлена на то, чтобы приносить акционерам реальную прибыль».

Экс-руководители жаловались, что страховой пришлось работать в «токсичных» регионах, где орудуют мошенники-автоюристы, а Задорнов ответил: «так было удобно подавать ситуацию».

Обвинения в воровстве не были голословными: в рамках масштабного уголовного расследования арестованы экс-акционер РГС Надежда Клепальская и бывший вице-президент компании Сергей Хачатуров, а по десяткам адресов, связанных со структурами страховой, прошли обыски.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что ситуация на рынке ОСАГО более, чем серьезная. По его словам, ущерб от действий недобросовестных страховщиков составляет 24,2 млрд. рублей. Озвученную депутатом цифру подтвердили и в МВД, назвав ее корректной.

На что обратить внимание, эксплуатируя авто в морозы На что обратить внимание, эксплуатируя авто в морозы

Источник: https://www.avtovzglyad.ru/obshestvo/strahovanie/2018-11-13-kak-strahovschiki-otsuzhivajut-dengi-u-nevinovnyh-v-dtp-voditelej/

Адвокат24
Добавить комментарий