Специальная оценка условий труда дистанционных работников

Типичные сложные ситуации при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда дистанционных работников

Рассмотрим типичные ситуации при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).

Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Нужно ли проводить СОУТ рабочих мест офисных работников?

Согласно требованиям законодательства СОУТ нужно проводить всем и в отношении условий труда всех работников, работающих в компании или ИП. Таким образом, под требования попадают и офисные работники.

Исключение: не нужно проводить СОУТ для надомников и дистанционных работников.

Кто должен проводить СОУТ, если рабочие места находятся на территории заказчика (клиента)?

Бывают такие ситуации, когда работник выполняет свои обязанности на территории клиента (заказчика). Например, страховые агенты в медицинских учреждениях, где страховая компания является работодателем, а медучреждение – клиентом.

Или другой пример, фельдшер в образовательной организации, где работодателем выступает медорганизация, а образовательная организация – клиент.

Тоже самое касается постов службы охраны на объекте, где охранное предприятие – работодатель, а объект охраны – клиент этой организации, где охранник ведет службу на объекте клиента. Возникает вопрос: кто должен проводить оценку условий труда на этих рабочих местах?

Согласно требованиям законодательства СОУТ и в таких случаях проводит работодатель, а не клиент.

СОУТ на рабочих местах в арендуемом помещении

Очень часто работодатель арендует площади, склады, офисы и производственные помещения. При этом за все оборудование, мебель, освещение и т.д. несёт ответственность арендодатель.

Описанная ситуация очень часто распространена, особенно в Москве и крупных городах, например, бизнес-центры. Кто в таких случаях проводит спецоценку условий труда: работодатель, который выступает арендатором, который арендует помещения или же собственник – арендодатель?

Закон однозначно указывает, что СОУТ проводит именно работодатель, который арендует помещения.

Нужно ли проводить СОУТ для вновь созданных рабочих мест?

Работодатель уже провёл спецоценку условий труда… Но в результате расширения и развития компании было принято решение создать новые рабочие места. Нужно ли для них проводить спецоценку?

Несомненно, нужно. В течение 6 месяцев после введения нового рабочего места нужно провести внеплановую СОУТ. Важно учитывать, что эти новые рабочие места не аналогичны тем, в отношении которых уже проведена СОУТ.

Если же эти рабочие места аналогичны тем, в отношении которых уже проводилась оценка, то здесь СОУТ проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест.

Другими словами, 2 старых места и 11 новых аналогичных рабочих мест. Понятно, что после введения новых мест получается, что меьше 20% всех мест получили оценку. Это значит, что СОУТ нужно проводить.

Реорганизация: нужен ли СОУТ, если организация расформирована (ликвидирована), а на ее месте создана другая?

Часто происходит ситуация, когда организация провела СОУТ, но вскоре была расформирована (ликвидирована). На месте этой организации создана другая, новая организация. При этом рабочие места те же, ничего не поменялось в отношении этих рабочих мест. Нужно ли снова проводить СОУТ?

Конечно, нужно. Это необходимо сделать в течении 6 месяцев после введения новой организации. А в трудовых договорах необходимо указывать сведения об условиях труда, где прописываются класс (подкласс) условий труда, обозначенный в карте специальной оценки условий труда. Карту условий труда другой организации нельзя использовать для вновь созданной.

Куда направлять документы, доказывающие то, что работодатель провел СОУТ?

После прохождения процедуры работодатель должен направить декларации соответствия условий труда в территориальную Государственную инспекцию труда (ГИТ). При этом отправляются именно те сведения, которые касаются тех рабочих мест, в отношении который не установлены вредные и опасные условия труда.

То есть, если у работодателя все рабочие места без вредных и опасных условий труда, то нужно направить декларацию.

Напомним, что эти декларации нужно направить до 1 января 2019 года. После нового года работодателей ожидают неприятности. Об этом читайте нашу предыдущую публикацию

Куда направлять декларации СОУТ, если у организации много филиалов и подразделений в разных регионах?

Многие организации имеют свои филиалы и подразделения в разных регионах. В таких случаях декларации направляются по месту нахождения каждого филиала и подразделения. Головной офис – в Москве, подразделение в Московской области – в ГИТ Московской области, другое подразделение в Екатеринбурге – в ГИТ Екатеринбурга.

Источник: https://www.snta.ru/press-center/osobye-sluchai-provedeniya-sout-rostrud-razyasnyaet/

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Специальная оценка условий труда дистанционных работников

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ
Что такое специальная оценка?Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку?Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке?Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.  При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Источник: https://kontur.ru/articles/2263

Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность, сертификация процессов, машин и оборудования

Специальная оценка условий труда дистанционных работников

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену аттестации рабочих мест. СОУТ является обязательным комплексом мероприятий, направленных на выявление вредных и/или опасных факторов окружающей среды и трудового процесса на рабочих местах и оценки влияния на сотрудников.

Специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, кроме надомников и дистанционных работников, работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Введение СОУТ направлено на совершенствование всей системы охраны труда, но одной из главных целей ее проведения является экономическая мотивация работодателей для улучшения условий труда на рабочих местах, что ощутимо снизит нагрузку на бизнес.

Регламентируется следующими документами:

  • 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда, проводить которую должны все без исключения работодатели
  • На основании 212 ст. ТК РФ каждый работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ на рабочих местах не реже одного раза в 5 лет. .

Работодатель несет административную и уголовную ответственность за не проведение специальной оценки условий труда.

Кодекс об административных правонарушениях Статья 5.27.1. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Штрафы от 50 000 руб. до 200 000 руб.

Уголовный кодекс Российской Федерации статья 143.

Отсутствие результатов СОУТ, при несчастном случае, может являться доказательной базой вины Работодателя.

Этапы проведения СОУТ

  1. Идентификация опасных и вредных факторов.
  2. Проведение инструментальных измерений на рабочих местах.
    • Химические
    • Физические
    • Биологические
    • Тяжесть трудового процесса
    • Напряженность трудового процесса

    Если на рабочих местах не было выявлено вредных и опасных факторов Работодатель подает декларацию соответствия нормативам условий труда, что позволяет, по истечении 5 лет, если условия труда не изменились, продлить декларацию еще на 5 лет.

  3. Сведение результатов замеров и присвоение класса условий труда.
    • Оптимальный
    • Допустимый
    • Вредный
    • Опасный
  4. Оформление результатов проведения СОУТ.
  5. Передача результатов проведения СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Взносы

212-ФЗ предусматривает дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на рабочих местах с заведомо вредными и опасными условиями труда. С 2015 года и на последующие тариф составляет 9%.

Тариф можно снизить применив результаты СОУТ.

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный48,0 процента
Вредный3.47,0 процента
3.36,0 процента
3.24,0 процента
3.12,0 процента
Допустимый20,0 процента
Оптимальный10,0 процента

Льготы и компенсации

По результатам специальной оценке условий труда работникам в зависимости от присвоенного класса условий труда положены дополнительные льготы и компенсации.

Классы условий труда по гигиенической классификации/виды гарантий, компенсацийВредные и (или) опасные условия труда
Класс3.1Класс3.2Класс3.3Класс3.4Класс 4(опасные условия труда)
Сокращённая продолжительность рабочей недели (в часах)Не более 36Не более 36Не более 36
Продолжительность ежегодного доп. оплачиваемого отпуска (в календарных днях)7777
Размер повышения оплаты труда (в % к тарифной ставке, окладу)4%4%4%4%4%

Вы можете заказать услугу или получить предварительную бесплатную консультацию просто заполнив форму ниже. Ваши контактные данные и информация для оценки ситуации/проекта в произвольной форме.

Источник: http://trud-nadzor.ru/services/sout/

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда дистанционных работников

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.

От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.

Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно – как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица – от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации – от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% – для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Адвокат24
Добавить комментарий