Приказ президента РФ об изменении дополнительного отпуска ветерана боевых действий

Право ветеранов боевых действий на дополнительный отпуск никто не отменял (или о том, как стремление законодателя к юридической точности может иногда ввести людей в заблуждение)

Приказ президента РФ об изменении дополнительного отпуска ветерана боевых действий

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 6)

ПРАВО ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ (ИЛИ О ТОМ, КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ К ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ МОЖЕТ ИНОГДА ВВЕСТИ ЛЮДЕЙ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ)

В. М. КОРЯКИН

В. М. Корякин, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор юридических наук, полковник юстиции.

Начиная с конца прошлого года к автору настоящей статьи стали регулярно обращаться военнослужащие — ветераны боевых действий из числа лиц, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона России. В указанных обращениях задается один вопрос: действительно ли в конце 2006 г.

Государственной Думой принят закон, отменяющий с 1 января 2007 г. их право на дополнительный отпуск? Несмотря на все разъяснения о том, что такого закона не существует в природе и что право ветеранов боевых действий на дополнительный отпуск никто не отменял, вопросы подобного рода продолжают поступать.

Более того, на состоявшихся в конце марта текущего года сборах должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации была озвучена информация, согласно которой военным прокурором одного из гарнизонов Северо-Кавказского военного округа был опротестован приказ командира воинской части о предоставлении офицеру — ветерану боевых действий дополнительного отпуска.

При этом опять-таки была сделана ссылка на некий закон, отменивший с 1 января 2007 г. право данной категории военнослужащих на указанный дополнительный отпуск. Что же случилось в конце 2006 г.? Что так обеспокоило военнослужащих-ветеранов? Какой закон ввел в заблуждение даже некоторых военных юристов? Попробуем в настоящей статье найти ответы на поставленные вопросы.

Прежде всего, обратимся к первоисточнику — п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», который до 1 января 2007 г. был сформулирован следующим образом: «Военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе «О ветеранах», предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток». В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 г.

N 203-ФЗ указанный пункт после слов «Федеральном законе «О ветеранах» был дополнен словами «(в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ)».

Почему-то эта сугубо техническая поправка уточняющего характера была многими военнослужащими, и даже некоторыми военными юристами воспринята таким образом, будто бы законодатель, не внося изменений в сам Федеральный закон «О ветеранах», «возвратил» его на семь лет назад — в январь 2000 г.

, когда в нем не содержалось норм о том, что на участников боевых действий на территории Российской Федерации (в Чеченской Республике) распространяется статус ветерана боевых действий . ——————————— Такие нормы появились в Федеральном законе «О ветеранах» только с 30 ноября 2002 г. — даты вступления в силу Федерального закона «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ.

Однако такое понимание внесенного уточнения является ошибочным. Во-первых, согласно общепринятой практике и логике правоприменительной деятельности в случае, когда используется понятие «закон в редакции от такого-то числа», то подразумевается редакция данного закона с учетом всех последующих изменений и дополнений.

Во-вторых, признание каких-либо норм законодательного акта недействующими, утратившими силу либо не подлежащими применению осуществляется только путем прямого указания на это в соответствующем законе. В рассматриваемом нами случае ничего подобного предпринято не было. Внесением указанного выше дополнения в п. 5.1 ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» законодатель, по всей видимости, намеревался уточнить, о какой редакции Федерального закона «О ветеранах» идет речь в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Дело в том, что существуют две редакции Федерального закона «О ветеранах»: первоначальная — от 12 января 1995 г. и новая редакция — от 2 января 2000 г.

Рассмотрим данную ситуацию подробнее. 16 декабря 1994 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О ветеранах», который после его одобрения Советом Федерации был подписан Президентом Российской Федерации 12 января 1995 г. и вступил в силу с 15 января 1995 г. — дня его официального опубликования. В последующем в данный Закон дважды (в 1998 г.

) вносились изменения и дополнения. Однако пятилетняя практика его применения показала, что он не в полной мере соответствует изменившимся социальным и экономическим условиям нашей страны и нуждается в совершенствовании. Отдельные его положения вошли в противоречие с другими вновь принятыми законами.

Практика потребовала уточнения ряда статей данного Федерального закона, несовершенство которых затрудняло его применение. Возникла необходимость устранения правовых пробелов, касающихся статуса отдельных категорий ветеранов, установления механизма реализации его норм. В этих целях была подготовлена и Федеральным законом от 2 января 2000 г.

N 40-ФЗ утверждена новая редакция Федерального закона «О ветеранах».

На протяжении последующих семи лет в эту новую редакцию, в свою очередь, не менее 12 раз вносились изменения и дополнения, в том числе и уже упоминавшиеся выше нормы о распространении статуса ветерана боевых действий на лиц, принимавших участие в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в 1994 — 1996 гг. и с августа 1999 г.

по настоящее время. Именно на указанную редакцию Федерального закона «О ветеранах», т. е. от 2 января 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями), и сделана ссылка в действующей с 1 января 2007 г. редакции п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом формально существует и редакция Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г.

, которая официально утратившей силу не признавалась, а является недействующей в связи с вступлением в силу новой редакции от 2 января 2000 г. (в этом можно легко убедиться, если обратиться к справочной системе «КонсультантПлюс»).

Поэтому во избежание возможной путаницы и смешения двух редакций Федерального закона «О ветеранах» законодателем и было принято решение о внесении рассматриваемого уточнения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Следует отметить, что совершенствование законодательства путем принятия законодательных актов в новых редакциях в законотворческой практике используется достаточно часто.

При этом встречаются две разновидности данной формы законотворчества: а) первая разновидность: Государственная Дума принимает новый федеральный закон, одновременно признавая утратившим силу одноименный закон, ранее регулировавший данную область правоотношений. В качестве примеров такой формы законотворчества можно привести: — Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ.

С его принятием утратил силу Закон Российской Федерации «Об обороне» от 24 сентября 1992 г. N 3531-1; — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. Одновременно утратил силу Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. N 4455-1; — Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.

N 76-ФЗ. Одновременно с его вступлением в силу признан утратившим силу Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г.

N 4338-1; б) вторая разновидность: Государственная Дума принимает федеральный закон, в котором используется формулировка примерно такого содержания: «Внести изменения и дополнения в Федеральный закон (указывается наименование закона), изложив его в следующей редакции: (излагается новая редакция закона)». При этом первоначальные номер и дата закона остаются прежними.

Именно такой способ и был применен законодателем при введении в действие новой редакции Федерального закона «О ветеранах».

В качестве других примеров такой разновидности законотворчества можно привести следующие законодательные акты: — Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. N 1244-1, который сегодня действует в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г.

N 3061-1 (с последующими изменениями и дополнениями); — Закон Российской Федерации «О прокуратуре» от 17 января 1992 г. N 2202-1, который сегодня действует в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); — Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г.

N 3266-1, который действует сегодня в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Более предпочтительной с точки зрения юридической техники выглядит, безусловно, первая из указанных разновидностей законотворческой деятельности, поскольку устаревший, не отвечающий потребностям времени законодательный акт официально признается утратившим силу и ему на смену приходит новый закон. В рассматриваемом в настоящей статье случае с Федеральным законом «О ветеранах» законодателем в 2000 г. была использована вторая разновидность законотворчества, когда новая редакция данного Закона была принята путем внесения изменений и дополнений в первоначально принятый Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, который не был признан утратившим силу. На практике же внесение в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» дополнения с указанием ссылки на редакцию Федерального закона «О ветеранах» от 2 января 2000 г. привело к путанице и неполному пониманию военнослужащими сути этого дополнения. В итоге получила свое очередное подтверждение народная мудрость: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Юридическая точность, таким образом, иногда бывает лишней: стремление законодателя к юридической точности привело к обратному эффекту, поскольку военнослужащие — ветераны боевых действий в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, в большинстве своем не искушенные в тонкостях юридической техники, восприняли поправку в ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как покушение на свое законное право иметь ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток. Однако, как это показано в настоящей статье, это далеко не так. Поэтому, резюмируя сказанное, еще раз успокоим уважаемых военнослужащих — ветеранов боевых действий: ваше законное право на получение ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 15 суток никто не отменял. Внесенное Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ дополнение в п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» носит сугубо технический характер и никоим образом не умаляет прав и социальных гарантий военнослужащих-ветеранов.

——————————————————————

Источник: http://www.center-bereg.ru/c668.html

Указ Президента РФ от 30 апреля 2015 г. № 218 “О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237”

Приказ президента РФ об изменении дополнительного отпуска ветерана боевых действий

1. Внести в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534; № 42, ст.

 5008; 2000, № 16, ст. 1678; № 27, ст. 2819; 2003, № 16, ст. 1508; 2006, № 25, ст. 2697; 2007, № 11, ст. 1284; № 13, ст. 1527; № 29, ст. 3679; № 35, ст. 4289; № 38, ст. 4513; 2008, № 3, ст. 169, 170; № 13, ст. 1251; № 43, ст. 4919; 2009, № 2, ст. 180; № 18, ст. 2217; № 28, ст.

 3519; № 49, ст. 5918; 2010, № 27, ст. 3446; 2011, № 4, ст. 572; № 13, ст. 1741; № 40, ст. 5532; 2012, № 2, ст. 244; № 29, ст. 4075; № 47, ст. 6457; 2013, № 7, ст. 633; № 13, ст. 1526; 2014, № 8, ст. 783; № 27, ст. 3754; № 40, ст. 5413; 2015, № 1, ст. 199, № 13, ст.

 1909), следующие изменения:

а) пункт 11 статьи 22 изложить в следующей редакции:

“11.

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации, – не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.”;

б) в статье 29:

подпункт “а” пункта 4 изложить в следующей редакции:

“а) ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ “О ветеранах” (далее именуется – Федеральный закон “О ветеранах”), – на 15 суток;”;

подпункт “б” пункта 12 изложить в следующей редакции:

“б) ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе “О ветеранах”;”;

абзац первый пункта 14 изложить в следующей редакции:

“14.

В случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска, предусмотренные подпунктами “б” и “г” пункта 15 статьи 31 настоящего Положения, не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.”;

в) подпункт “б” пункта 15 статьи 31 изложить в следующей редакции:

“б) отпуска, установленные для военнослужащих – ветеранов боевых действий, указанных в Федеральном законе “О ветеранах”;”.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль30 апреля 2015 года

№ 218

Скорректировано Положение о прохождении военной службы.

В основном изменения коснулись порядка предоставления отпусков некоторым категориям военнослужащих.

Так, теперь основной отпуск предоставляется по желанию в удобное время всем ветеранам боевых действий. Ранее – только ветеранам боевых действий на территориях других государств.

Кроме того, ветеранам боевых действий – контрактникам основной отпуск увеличивается на 15 суток. До этого такая привилегия была дана ветеранам боевых действий за границей.

Отпуска, установленные для военнослужащих – любых ветеранов боевых действий, являются дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются. Ранее речь шла об отпусках для военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территориях иностранных государств.

Если основной и (или) дополнительные отпуска не были предоставлены военнослужащему-контрактнику в текущем году из-за болезни или других исключительных обстоятельств, они могут быть перенесены на следующий год. При этом их нужно использовать до окончания года. Ранее в таких ситуациях отпуск давался только в I квартале следующего года.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70901334/

Переносится ли ветеранский отпуск на следующий годОтделения и банкоматы АО «Россельхозбанк»

Приказ президента РФ об изменении дополнительного отпуска ветерана боевых действий

Указом Президента РФ от 30 апреля 2015 г. N 218 внесены изменения в Положение о порядке прохождении военной службы.В основном изменения коснулись порядка предоставления отпусков некоторым категориям военнослужащих.

Так, теперь основной отпуск предоставляется по желанию в удобное время всем ветеранам боевых действий. Ранее — только ветеранам боевых действий на территориях других государств.Кроме того, ветеранам боевых действий — контрактникам основной отпуск увеличивается на 15 суток.

До этого такая привилегия была дана ветеранам боевых действий за границей.Отпуска, установленные для военнослужащих — любых ветеранов боевых действий, являются дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются.

Ранее речь шла об отпусках для военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территориях иностранных государств.

Если основной и (или) дополнительные отпуска не были предоставлены военнослужащему-контрактнику в текущем году из-за болезни или других исключительных обстоятельств, они могут быть перенесены на следующий год. При этом их нужно использовать до окончания года. Ранее в таких ситуациях отпуск давался только в I квартале следующего года.

Указ Президента РФ от 30 апреля 2015 г. N 218
“О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237”

1. Внести в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678; N 27, ст. 2819; 2003, N 16, ст. 1508; 2006, N 25, ст.

2697; 2007, N 11, ст. 1284; N 13, ст. 1527; N 29, ст. 3679; N 35, ст. 4289; N 38, ст. 4513; 2008, N 3, ст. 169, 170; N 13, ст. 1251; N 43, ст. 4919; 2009, N 2, ст. 180; N 18, ст. 2217; N 28, ст. 3519; N 49, ст. 5918; 2010, N 27, ст. 3446; 2011, N 4, ст. 572; N 13, ст. 1741; N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 244; N 29, ст. 4075; N 47, ст. 6457; 2013, N 7, ст.

633; N 13, ст. 1526; 2014, N 8, ст. 783; N 27, ст. 3754; N 40, ст. 5413; 2015, N 1, ст. 199, N 13, ст. 1909), следующие изменения:а) пункт 11 статьи 22 изложить в следующей редакции:”11.

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации, — не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.”;б) в статье 29:подпункт “а” пункта 4 изложить в следующей редакции:”а) ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах” (далее именуется — Федеральный закон “О ветеранах”), — на 15 суток;”;подпункт “б” пункта 12 изложить в следующей редакции:”б) ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе “О ветеранах”;”;абзац первый пункта 14 изложить в следующей редакции:”14. В случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска, предусмотренные подпунктами “б” и “г” пункта 15 статьи 31 настоящего Положения, не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.”;в) подпункт “б” пункта 15 статьи 31 изложить в следующей редакции:”б) отпуска, установленные для военнослужащих — ветеранов боевых действий, указанных в Федеральном законе “О ветеранах”;”.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Читать еще:  Требования к полицейскому при устройстве на работу

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль30 апреля 2015 года

N 218

Здравствуйте! Могу ли я перенести льготный отпуск в количестве 15 суток (ветерана БД) с 2017 г. На 2018 г. Если я нахожусь в командировке, но при части где и прохожу военную службу по контракту. Спасибо

Ответы пользователей

1 декабря 2017 в 12:25

Я не согласен с отрицательным ответом на вопрос о возможности переноса на следующий год отпуска, положенного ветерану боевых действий.

Роман, Вы имеете законное право и возможность перенести свой дополнительный отпуск ветерана боевых действий на следующий год в связи с наличием у Вас исключительных обстоятельств (нахождение в служебной командировке), о чем и укажите в своем рапорте на имя командира войсковой части.

Отпуск, предусмотренный военнослужащим — ветеранам боевых действий, действительно законодателем отнесен к числу дополнительного и в счет основного отпуска не входит (п. 12 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ), о чем нам и напомнил Никита Валерьевич.

Однако, данная норма закона предоставляет право военнослужащим как использовать указанный отпуск отдельно, так и присоединить к основному отпуску, но она не ограничивает возможность переноса военнослужащим-контрактникам данного вида отпуска на следующий год при определенных обстоятельствах.

Источник: https://rosselhozbank-info.ru/perenositsja-li-veteranskij-otpusk-na-sledujushhij/

Адвокат24
Добавить комментарий