Правомерно ли изменение налоговой ставки на з/у?

Изменение ставки НДС с 2019 года: НДС в «переходный период» при получении предоплаты

Правомерно ли изменение налоговой ставки на з/у?

Как известно, с 1 января 2019 года ставка НДС 18% будет повышена до 20%. В связи с этим, ФНС России в Письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ (далее – Письмо) разъяснила ряд вопросов по составлению счетов-фактур и исчислению НДС в различных ситуациях. Позиция ФНС России согласована с Минфином РФ и доведена до сведения налоговых органов. Давайте разберемся.

Изменение ставки НДС с 2019 года: действия в “переходном” периоде

Ставка НДС 20% (вместо 18%) применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с 1 января 2019 г. (п. 4 ст.5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ (далее — Закон № 303-ФЗ), независимо от даты заключения договоров. 

Если предоплата получена до 1 января 2019 года, в т.ч. с учетом двадцатипроцентной ставки НДС, то налог исчисляется по ставке 18/118.

При отгрузке товаров (работ, услуг) в 2019 году и позднее НДС будет исчислен по ставке 20%. При этом продавец примет к вычету НДС, исчисленный по ставке 18/118 в порядке, установленном п.6 ст.

172 НК РФ (с суммы предварительной оплаты, зачтенной в счет оплаты отгруженных товаров (работ, услуг)).

А если покупатель принимал к вычету «авансовый» НДС, то он должен восстановить этот налог по ставке 18/118 в порядке, установленном пп.3 п.3 ст.170 НК РФ (с суммы предварительной оплаты, зачтенной в счет оплаты отгруженных товаров (работ, услуг)) (п.1 Письма).

Пример 1. В 2018 году продавец получил предоплату 120 руб. Исчислил с нее НДС – 18,31 руб. (120*18/118). В 2019 году будут отгружены товары на сумму 120 руб., в т.ч. 20% НДС – 20 руб.

Продавец начислит НДС 20 руб. на дату отгрузки товаров и примет к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты – 18,31 руб. (120*18/118) с суммы предоплаты, засчитываемой в счет оплаты товаров.

ФНС разъяснила, что, начиная с 1 января 2019 в соответствии с п.1 ст.168 НК РФ продавец обязан предъявить покупателю дополнительно к цене товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20 %.

Поэтому внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Но стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС (п.1 Письма).

Действительно, изменение ставки НДС не обязательно оговаривать в договоре, поскольку нормы гражданского законодательства к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст.2 ГК РФ). Иными словами, продавец обязан предъявить НДС по той ставке, которая предусмотрена НК РФ.

Но, по мнению автора, о гражданско-правовых последствиях изменения ставки НДС могут не волноваться только те продавцы и покупатели, у которых в договоре стоимость товаров (работ, услуг) указана без учета НДС, а НДС предъявляется дополнительно к указанной цене. В этом случае с 1 января 2019 г. цена договора изменится автоматически и будет увеличена на 2%.

В противном случае (когда цена включает НДС (например, 118 руб., в т.ч. НДС 18%)), по мнению экспертов, без заключения дополнительного соглашения к договору цена не может увеличиться на 2% НДС (п.1, п.2 ст.422 и ст.451 ГК РФ).

Виктория Варламова
Советник налоговой службы РФ II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

При этом сумма НДС, предъявляемая покупателю с 1 января 2019 г. должна быть рассчитана по обратной ставке – 20/120 от цены, указанной в договоре. Например, в договоре указано, что стоимость услуг составляет 118 руб., в т.ч. 18% НДС.

Если условия договора не изменятся, то при оказании услуг в 2019 году налогоплательщик-продавец предъявит покупателю счет-фактуру на 118 руб., но сумма НДС будет рассчитана по ставке 20/120 и составит – 19,67 руб.

(при этом, по мнению автора в счете-фактуре следует указать: стоимость услуг без НДС – 98,33 руб., ставка НДС 20% и сумма предъявленного НДС – 19,67 руб. ).

Дело в том, что если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ). Так указано в п.17 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.05.2014 N 33.

Но не исключено, что налоговые органы могут забыть о данном Постановлении Пленума ВАС при проведении проверок. В этом случае может быть формально указано, что в соответствии с п.1 ст.

168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик предъявляет покупателю НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав. Т.е.

налоговые органы могут начислить 20% НДС дополнительно к «очищенной от 18% НДС» цене.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/izmenenie-stavki-nds-s-2019-goda-izmenenie-dogovorov-ischislenie-nds-v-perekhodnyy-period-vystavleni/

Правомерно ли изменение цены договора в предпринимательских отношениях в связи повышением НДС?

Правомерно ли изменение налоговой ставки на з/у?

Статья подготовлена в соавторстве с юристом ООО «Мамси» – Анастасией Малых (anastasiya.malyh92@gmail.com)

В начале 2019 года многие организации, которые выступают в качестве продавцом товаров (работ, услуг) в сделках с предпринимателями задумались об индексации цен в своих договорах, так как их издержки на уплату «исходящего» НДС выросли.

В свою очередь, организации – покупатели товаров (работ, услуг) озаботились вопросом правомерности индексации данных цен продавцами, которые заявляют об этом в одностороннем порядке.

В этой связи следует детально определить условия совершения индексации цен в предпринимательских отношениях между организациями в связи с изменением ставки НДС.

В первую очередь, следует обратится к вопросу договорного установления условия о цене.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Из содержания п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Стороны праве установить возможность одностороннего изменения условий договора, о чем свидетельствуют положения п.1 ст.450 ГК РФ.

В иных случаях односторонние действия продавцов по индексации цен противоречат закону по следующим основаниям.

Согласно ст. 424 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – «ФЗ № 303-ФЗ») не содержит прямого указания на распространение положений ФЗ №303-ФЗ на договоры, заключенные до 01 января 2019 г.

Более того, ст. 5 ФЗ № 303-ФЗ прямо указывает на то, что положения данного ФЗ подлежат применению для правоотношений, возникших с 01 января 2019 года.

На основании вышеизложенного следует, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 %, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом согласно п. 1 ст. 168 НК РФ продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01 января 2019 товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20 процентов.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» по смыслу положений п. 1 и 4 ст.

168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.

В этой связи, принимая во внимание, что сторонами согласовали цену услуг/работ с учетом НДС, в целях выполнения требований ст. 168 НК РФ с 01 января 2019 года следует исчислить сумму НДС по ставке 20 % от обшей (согласованной) цены Договора, без ее увеличения. 

Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период», в котором налоговый орган указал, что изменение налоговой ставки не изменяет для налогоплательщика порядок и момент определения налоговой базы по НДС.

Следует напомнить, что аналогичная ситуация сложилась в 2004 году при уменьшении ставки НДС с 20 % до 18 %.

Суды в том период указывали, что одностороннее изменение стоимости товаров (работ, услуг) невозможно; изменить стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки налога можно только по соглашению сторон (См., например, Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2008 г.

N Ф09-4928/08-С5, в котором лизингополучатель требовал снижения цены на 2%, поскольку с 2004 произошло уменьшение ставки налога, однако суд указал, что даже если стоимость услуг указана с учетом 20% НДС — «120, в т.ч.

НДС 20%», то лизинговый платеж можно пересчитывать только по договоренности сторон).  

Таким образом, принимая во внимание действующие положения ГК РФ, НК РФ, а также ФЗ № 303-ФЗ, законодатель не наделяет продавцов товаров (работ, услуг) в предпринимательских отношениях правом в одностороннем порядке автоматически увеличить цену договора на 2 % в связи с увеличением ставки НДС, если данная возможность не определена в самом договоре.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/01/30/pravomerno_li_izmenenie_ceny_dogovora_v_predprinimatelskih_otnosheniyah_v_svyazi_povysheniem_nds

Земельный налог 2019

Правомерно ли изменение налоговой ставки на з/у?

Земельный налог – это местный сбор. Его правовые основы заложены в статье 31 Налогового кодекса РФ, но он должен быть введен на конкретной территории – нормативными актами муниципальных образований, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих городов федерального значения.

На местном уровне устанавливаются ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, льготы. Если они не установлены соответствующим документом, применяются ставки, порядок, сроки уплаты и льготы, установленные федеральным законодательством.

Налогоплательщики

Налогоплательщики земельного налога – это организации и физические лица, имеющие земельные участки:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются плательщиками земельного налога организации и физические лица за земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды.

Организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки (перечисленные в ст. 389 НК РФ), не являются плательщиками данного налога.

Если земельные участки входят в имущество ПИФ (паевого инвестиционного фонда), то земельный налог по ним уплачивает управляющая компания (за счет имущества, составляющего данный фонд).

Объекты налогообложения земельным налогом

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования или городов федерального значения, если на этой территории земельный налог введен нормативным актом.

Какие земельные участки не облагаются налогом?

Согласно статье 389 НК РФ это земельные участки:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, историко-культурными заповедниками, объектами археологического и всемирного наследия;
  • из состава земель лесного фонда;
  • занятые находящимися в госсобственности водными объектами в составе водного фонда;
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база

База по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Если в течение календарного года кадастровая стоимость участка изменяется, то это изменение не учитывается, и сумма налога не изменяется. Есть только два исключения – если изменение является исправлением технической ошибки, допущенной Росреестром, и если стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

Налоговая база определяется отдельно по каждому земельному участку и по каждой доле в праве общей собственности на земельный участок с учетом категории налогоплательщиков и конкретных налоговых ставок.

Организации-плательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщики прежде всего обязаны установить, являются ли данные земельные участки объектом налогообложения. Напомним, что по ст.

389 НК РФ указанным объектом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечень которых приведен в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Если земельные участки признаются объектом налогообложения, то их кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, кроме случаев, указанных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ.

Государственная кадастровая оценка земель проводится согласно законодательству РФ об оценочной деятельности.

Обратите внимание! С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”, согласно статье 24 которого установлен переходный период для него с 1 января 2017 до 1 января 2020 года.

В этот период государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии как с Законом N 237-ФЗ, так и с Законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральными законами.

Решение о дате перехода к осуществлению государственной кадастровой оценки, по новому закону, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

При этом указанные органы вправе принять решение о выборе вида объектов недвижимости, категории земель, государственная кадастровая оценка которых в переходный период проводится в соответствии с Законом N 237-ФЗ. Если государственная кадастровая оценка начата до 1 января 2017 года, то она проводится в соответствии с Законом N 135-ФЗ и должна быть завершена до 1 января 2020 года (п. 5 ст. 24 Закона N 237-ФЗ).

Для всех физических лиц – налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных из Росреестра. Они получают уведомления из налоговой, на основании которого и уплачивают налог. ИП (индивидуальные предприниматели) также уплачивают налог на основании уведомлений из налоговых органов.

Когда налоговая база может быть уменьшена?

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на сумму 10000 руб.

на одного налогоплательщика следующих категорий:

  • Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • физические лица, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, объединении “Маяк”, на р. Теча, на Семипалатинском полигоне;
  • физические лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, в ликвидации аварий (п. 5 статьи 391 НК РФ);
  • физические лица, получившие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, связанных с ядерными установками, включая оружие и космическую технику.

Чтобы уменьшить налоговую базу, необходимо подтвердить свое право на этот вычет, предоставив подтверждающие документы в налоговые органы по месту нахождения земельных участков не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если налоговая база до уменьшения ее по одному из перечисленных выше показателей была меньше 10 000 рублей, то после применения права на ее уменьшение, она принимается равной нулю.

Обратите внимание!

Источник: https://ppt.ru/nalogi/zemelniy

Какой налог на земельный участок придется заплатить в 2020 году

Правомерно ли изменение налоговой ставки на з/у?

Активному внедрению рыночных отношений в нашу жизнь уже 15 лет, а налог на недвижимость все эти годы оставался на уровне, при котором большая часть населения могла его заплатить без ущерба для своего кошелька. Однако, с 2016 года ситуация меняется и ежегодный налог становится ощутим как для граждан, так и для бюджета государства.

Суть новых правил проста — налог будет взыматься исходя из суммы кадастровой, а не инвентаризационной стоимости земельного участка. Новое правило принято с 1 января 2015 года. Рассчитываться по новым правилам налог будет только в 28 субъектах Российской Федерации. Остальные решили пока взимать налог по инвентаризационной стоимости, но с 2020 году на новую форму расчёта перейдёт вся страна.

Какой налог на землю для физических лиц

Земля — это недвижимость и на неё распространяются все нововведения налогового законодательства, а плательщиками земельного налога признаются собственники. Теперь налоговые ставки на земельные участки будут составлять:

  • 0,3% от кадастровой стоимости на земли сельскохозяйственного назначения, ИЖС и ЛПХ;
  • 1,5% — на земли, предназначенные для иных целей.

Величина налога рассчитывается по схеме: площадь участка умножается на кадастровую стоимость 1м2, а потом на 0,3% или 1,5%.

Сразу следует отметить, что в первый год граждане заплатят только пятую часть реальной величины налога. Затем каждый год будет прибавляться ещё по 20%, до тех пор, пока величина не достигнет 100%. Например для участка под ИЖС, налог будет увеличиваться на 0,06% кадастровой стоимости в год. При этом все существовавшие ранее льготы сохраняются.

Для удобства граждан, на сайте ФНС появился налоговый калькулятор на основе кадастровой стоимости. Чтобы узнать сумму налога на землю, достаточно вести кадастровый номер участка.

Для жилых объектов вводится такое понятие, как налоговый вычет. Это так называемые бесплатные метры, некая норма, которая вычитается из общей площади жилья. Например, если квартира имеет площадь в 60 м2, а количество бесплатных метров составляет 20, то облагаться налогом будет только площадь в 40 м2.

Кроме того, вводится трёхуровневые ставки:

  1. Для жилых зданий, гаражей и хозяйственных строений — 0,1%;
  2. Для производственных, торговых, административных, офисных и иных коммерческих помещений — 0,5%;
  3. Для элитной дорогой недвижимости повышенной комфортности — 2%.

Кто освобождается от уплаты земельного налога

Освобождаются ли пенсионеры от уплаты земельного налога — вопрос как никогда актуальный. В конце 2017 года по поручению В.В. Путина Госдума и Правительство предусмотрели возможность, при которой пенсионеры и некоторые категории льготников могут быть освобождены от земельного налога.

В налоговый кодекс РФ внесли изменения, заключающиеся в том, что с 2018 года пенсионерам предоставлено право на налоговый вычет, который снижает размер земельного налога на кадастровую стоимость 6 соток земли. Согласно новым поправкам, теперь земельный налог на территорию площадью 600 кв.м.

пенсионерами не платится вообще.

Все категории граждан, которые освобождается от уплаты земельного налога, перечислены в статье 395 Налогового Кодекса РФ, но к физическим лицам применим только один пункт — это жители северных и дальневосточных малочисленных народов. Однако правовыми актами и законами муниципальных образований могут устанавливаться льготы для отдельных категорий граждан, включая пенсионеров.

Какой налог на землю для юридических лиц

Рассчитывается земельный налог для ИП и ООО, исходя из кадастровой стоимости участка и ставки налога, определенной местными органами власти.

Ставка налога на землю для юрлиц не должна превышать:

  • 0,3% от стоимости для участков сельхозназначения, жилищного фонда и его инфраструктуры;
  • остальные земли облагаются налогом 1,5% от кадастровой стоимости в год.

Размер и ставку налога на землю юрлица рассчитывают самостоятельно (гл. 31 НК РФ) и оплачивают по месту нахождения. Налоговый период — календарный год. По окончании периода в налоговую нужно предоставить декларацию по земельному налогу. Сроки уплаты земельного налога для юридических лиц до 1 февраля.

Как снизить земельный налог для юридических лиц

Некоторые организации пользуются льготами по земельному налогу — перечислены условия в налоговом кодексе РФ.

  • Например, при прохождении по участку государственной автодороги владелец участка освобождается от уплаты земельного налога;
  • Также не предусмотрено налогообложение участков в свободных экономических зонах, если владельцы являются резидентами. В данном случае освобождение от налогообложения действует только первые пять лет с момента вступления в право собственности.
  • Кроме того, местные администрации имеют право на введение дополнительных льгот и снижение налоговой ставки;
  • Не нужно платить налог за изъятые или ограниченные в обороте земли лесного фонда, государственных водных объектов, заповедников и т. д.

Подробности о начислении, уплате и налоговых льготах для юридических лиц изложено в документе ФНС РФ от 13.07. 2011 г.

Обратите внимание, что вы можете уменьшить земельный налог до 50% путем снижения кадастровой стоимости.

2. Налог при продаже земельного участка

Ситуация имеет свои особенности — при общей либерализации земельного права наблюдается ужесточение налогового пресса.

До изменений в налоговом законодательстве 2015 года продажа недвижимости не облагалась налогом только в том случае, если она находилась во владении одного человека не менее трёх лет, а также при продаже за сумму менее 1 миллиона рублей.

Это правило позволило создать хорошо работающий рынок жилья и избавить от дополнительного налогового бремени владельцев дешёвой недвижимости, построенной в советский период.

В соответствии с новыми правилами, сделка на сумму менее миллиона рублей теряет свою защищённость от налогообложения. Вводится так называемая минимальная сумма налога. Неважно, какая сумма была указана в договоре — хоть 10 000 рублей, платить налог всё равно придется. Налог с продажи земельного участка теперь будет рассчитываться от кадастровой стоимости.

То есть, если земля в собственности менее 3-х лет, то в любом случае придётся заплатить 13% НДФЛ, от 70% кадастровой стоимости объекта, либо от суммы указанной в договоре, если она превышает те самые 70% кадастровой стоимости.

Единственным способом законно уйти от налога при продаже жилья — осталось длительное владение недвижимостью. Правда гражданам, которые купили недвижимость после 1 января 2016, нужно пробыть собственником уже не 3, а целых 5 лет.

Какой налог с продажи земли для физических лиц

Аналогичные изменения внесены и в правила начисления налога при продаже земельного участка физическим лицом.

Поскольку это тоже недвижимость, то налог с продажи и расчет земельного налога, будет идти по кадастровой стоимости. Определить объективно кадастровую стоимость земельного участка крайне трудно.

Она хоть как-то будет приближена к действительно рыночной оценке только в больших городах, да и то лишь в некоторых районах.

За пределами городов приблизить рыночную стоимость к объективной оценке можно только на особо ценных сельхоз угодьях, например, в чернозёмной зоне. В некоторых регионах рыночная цена вообще может отсутствовать по причине минимального спроса.

Например, в Сибири и на Дальнем Востоке продать дачный участок бывает просто невозможно — земли и так полно, зачем её покупать? Однако это не мешает рассчитывать налог на такой участок по кадастровой стоимости. Возможно появление парадоксов, когда налог с продажи превысит сумму продажи.

Какой налог при продаже земли юридическим лицом

При продаже земли юридическим лицом нужно рассматривать три варианта налоговых обязательств, которые зависят от принятой системы налогообложения.

  1. На общей системе налогообложения. Юридические лица общей системы налогообложения с продажи земли должны платить налог на прибыль (ставка 24%), где налоговая база — разница между стоимостью продажи и покупки. Налоговую базу допустимо уменьшить на сумму расходов, которыми могут быть затраты, связанные с извлечением доходов.
  2. На упрощенной системе УСН по ставке 6% от дохода. Согласно п. 1 ст. 346.20 НК налог составит 6% от стоимости продажи земли. Земельный налог при УСН доходы минус расходы здесь не работает.
  3. На упрощенной системе по ставке 15% от дохода за вычетом расходов. Перечень расходов при начислении базы налога при этом лимитирован. Важно, что в него не войдет первоначальная стоимость земли, т. к. земля входит в основные средства (п. 2 ст. 256 НК РФ). К расходам здесь можно отнести нотариальные услуги, оплату кадастровых и технических документов, госпошлину за регистрацию прав на участок.

Обратите внимание, что обязательств по НДС при продаже земельного участка юридическим лицом не возникает.

Налоговые риски при продаже земли юридическим лицом

  • Фирма должна быть действующей. Если деятельность не ведется, а на балансе фирмы только земельный участок, это может стать поводом для повышенного внимания налоговых органов.
  • Если при реализации земли цена была занижена, то налоговая вправе доначислить налог, учитывая рыночную стоимость участка, а также дополнительно наложить штраф и пеню.
  • Если конечным покупателем земли является юридическое лицо, следует обратить внимание, на предельную сумму расчета наличными между организациями — на сегодня 100 тыс. рублей.
  • При приобретении земли у физического лица, юридическое лицо (покупатель) обязано удержать 13% НДФЛ с суммы покупки.

Какой налог при продаже земли сельскохозяйственного назначения

По этому вопросу есть судебная практика и она признает продажу основных средств не выручкой по основной деятельности, а внереализационным доходом, который не должен учитываться при расчете 70% доли доходов от реализации сельхозпродукции, при условии, что такая реализация носит разовый характер, а проданный актив использовался в сельскохозяйственной деятельности. ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 февраля 2010 г. N 10864/09 (Выдержка из решения — Согласно пункту 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если кооператив не осуществлял продажу основных средств и других материалов на систематической основе, а реализация носила разовый характер, то в целях признания кооператива сельскохозяйственным товаропроизводителем при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции полученные кооперативом денежные средства не должны учитываться в общем доходе от реализации упомянутого имущества. Судом первой инстанции установлено, что в таком случае доля дохода кооператива от продажи сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации составляет более 70 процентов, в связи с чем кооператив не утратил права на применение единого сельскохозяйственного налога.

Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд 1 декабря 2011 г. (Дело № А35-7574/2011) Выдержка из решения — Суд установил что полученные средства от реализации имущества не должны учитываться в общем доходе при расчете долей для определения возможности применять ЕСХН, потому что организация не продавала имущество систематически.

Вывод: Допускается РАЗОВАЯ продажа имущества и сохранение при этом ЕСХН.

Когда не платится налог с продажи недвижимости

Законодатели предусмотрели только одно исключение из правил — владельцы недвижимости, которые вступили в права владения по наследству или в процессе приватизации, могут не платить налоги при продаже. Но до продажи они несут всю полноту ответственности по содержанию жилья и оплате налогов собственника недвижимости.

Также, налога с продажи недвижимости можно избежать, если подать налоговую декларацию и документально подтвердить покупку у предыдущего собственника.

Так вы заплатите 13% только от разницы между ценой покупки и продажи, если сумма превысит 1 млн. рублей за налоговый период (один год). Обратите внимание, что не облагаемая налогом сумма (1 млн. руб.

) складывается со всех объектов недвижимости, проданных в течение года.

Что делать, если приходит налог на проданную землю

С момента составления договора купли-продажи земельного участка, номинально этот объект переходит в собственность приобретателя, но только «номинально» т.е.

официально право собственности переходит к другому лицу с момента государственной регистрации.

Бремя содержания и распоряжения объектом недвижимости ложится на собственника, соответственно, пока вы собственник — вы должны совершать все необходимые действия для уплаты земельного налога.

Отменить составленный и законно зарегистрированный договор купли-продажи через суд можно только на основании не уплаты земельного налога. В своей практике я такого никогда не встречал, да и взыскать с вас необоснованно уплаченный земельный налог тоже вряд ли получится.

Выводы

Увеличение налоговой нагрузки на граждан может носить прямой и косвенный характер. Переход на кадастровый расчёт — это пример прямого увеличения. К косвенному характеру увеличения нагрузки относится изменение системы налогообложения при продаже жилья.

Вполне возможно, что косвенное повышение налогов скажется на финансовом благополучии граждан гораздо сильней, чем прямое. В любом случае реализация своего права на жилье, которое, согласно ст. 40 Конституции РФ, государство гарантирует своим гражданам, становится всё более сложным.

Источник: https://zembaron.ru/raznoe/nalogi-na-zemlu/

Адвокат24
Добавить комментарий