Постановка на очередь получения жилья сироте

Попечителей обяжут ставить детей-сирот в очередь на получение жилья

Постановка на очередь получения жилья сироте

По информации «Известий», Министерством образования и науки подготовлен проект федерального закона, вносящий изменения в действующие нормативные акты в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поправками предлагается обязать законных представителей ребенка (опекун, попечитель, организация) ставить его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

Изменения будут внесены в целый ряд действующих нормативных актов: Жилищный кодекс РФ, федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О социальной защите инвалидов в РФ» и т.д.

Согласно действующему законодательству сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в соответствующих государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и в приемных семьях. Однако есть ограничение по возрасту — необходимые бумаги нужно оформить до достижения 23 лет.

Как показал мониторинг, проведенный ведомством с целью установления мест и условий проживания почти 130 тыс.

детей-сирот, имеющих основания для получения жилья, по состоянию на 1 ноября 2014 года местонахождение порядка 11 тыс. человек из них неизвестно.

Фактически дети-сироты, а возможно, и их законные представители не были в курсе подобной возможности, а их законная недвижимость могла уйти в третьи руки.

Как поясняют в самом ведомстве, сложившаяся ранее практика постановки детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем без участия в этом процессе их законных представителей (например, приемных родителей) приводила зачастую к тому, что молодые люди, достигнув 23-летнего возраста, не использовали свое право на получение жилья вследствие несвоевременного информирования со стороны региональных органов исполнительной власти.

— Министерство считает, что наиболее эффективным с точки зрения защиты и прав интересов детей-сирот будет наделение их законных представителей обязанностью включать своих подопечных в список нуждающихся в обеспечении жильем, — поясняют в пресс-службе Минобрнауки.

Предполагается, что заявление о включении ребенка в список будет подаваться законными представителями в течение трех месяцев со дня достижения ребенком 14-летнего возраста. А сами жилые помещения предлагается предоставлять детям-сиротам при достижении 18 лет по их заявлению в письменной форме.

Также законопроект расширяет возможности защиты предоставленного детям-сиротам жилья от преступных посягательств. В настоящее время жилье предоставляется детям-сиротам по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет с возможностью продления этого срока еще на 5 лет, но только единожды.

Сам по себе «специализированный договор найма» является первой ступенью к получению жилого помещения. По истечении данного срока жилье исключается из специализированного жилищного фонда и с его нанимателем заключается договор социального найма, после чего оно может быть приватизировано.

В случае если ребенок боится, что его имущество может быть кем-то отобрано, законопроектом предоставляется возможность по желанию нанимателя заключать договор найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок неоднократно, что позволит обезопасить его от насильственной передачи в третьи руки.

Таким образом, получается, что квартира будет находиться в реестре специализированного жилищного фонда, но закрепленная на законных основаниях за бывшим ребенком-сиротой, что защитит его от неправомерного отъема имущества.

— Это предложение актуально для регионов, но здесь необходимо понимать, как всё будет работать. В Москве эта проблема уже решена. Детей ставят на учет в 16 лет, и в 18 уже рассматривается вопрос о жилом помещении. Если говорить о регионах, то там не настолько всё просто.

Детей ставят в очередь наравне с социальными льготниками и так далее, и они просто ожидают, пока их очередь на квартиру дойдет.

У меня был пример в Московской области, когда человек до 26 лет ждал, — рассказал директор государственного бюджетного учебно-воспитательного учреждения «Социальный приют для детей и подростков» Сергей Альбертов.

https://www.youtube.com/watch?v=2FAeaAuSGTc

Исполнительный директор в России SOS Childrens Villages Николай Слабжанин поддерживает предложение ведомства.

— К сожалению, история с неполучением жилья сиротами является типичной ситуацией. Хорошо, что на это обратили внимание. Бывают случаи, что даже какие-то пособия или денежные вычеты люди не получают.

Жилье в данном случае является некой опорой для человека, входящего в большую жизнь. Конечно, могут возникать проблемы с получением этого жилья, но то, что хотят хотя бы обязать ставить на учет — уже хорошо.

Это первый шаг, — считает Николай Слабжанин. 

Источник: https://iz.ru/news/591605

Жилье сиротам

Постановка на очередь получения жилья сироте

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, является вопрос обеспечения жилыми помещениями. В отношении таких детей определены особые условия постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К правовым актам, которые устанавливающие такой порядок, относятся – Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) и Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее – Положение).

Согласно п.

2 Положения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа таких детей (в возрасте от 18 до 23 лет) могут состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты их постановки на учет в семье родителей. Этим правом сироты могут пользоваться если они:

– не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;

– проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям признания нуждающимися в улучшении жилищных условий;

– при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям;

– не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом – по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих наличие оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (3 и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение должен определяться облисполкомами, Минским горисполкомом.

С 01.01.

2011 учет граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением поселков городского типа и городов районного подчинения), осуществляется соответствующими сельскими исполнительными комитетами, а учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования (в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа), – районными исполнительными комитетами.

Статьей 12 Закона для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены следующие гарантии:

право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Так, лицам указанной категории жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение 6 месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, по окончании срочной военной службы;

право на получение льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством. Согласно подпунктам 1.10 и 1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.

2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» граждане данной категории имеют право на внеочередное получение льготного кредита, а также на совместное использование льготного кредита и безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, из которого они выбыли.

Порядок сохранения права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, из которого они выбыли, определен ст.12 Закона, нормами Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2007 № 378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п.2 ст.

12 Закона в течение 2 месяцев после приобретения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, дееспособности в полном объеме либо по их желанию в течение 2 месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы местный исполнительный и распорядительный орган (другой государственный орган, иная государственная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда) обязан предоставить им ранее занимаемое жилое помещение государственного жилищного фонда, соответствующее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

Для постановки на очередь, получения социального жилья, получения кредита необходимо обращается в исполком по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту предоставления первого рабочего места.

Источник: http://sirota.by/sirotam/zhile/

Перечень документов для постановки на очередь для обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Постановка на очередь получения жилья сироте

С 1 января 2013 г.

в законную силу вступили Закон Орловской области от 5 сентября 2012 года № 1400-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Орловской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 15 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Перечень документов необходимых для постановки на учёт для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей в Малоархангельском районе

      1.

Законные представители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (администрация соответствующего учреждения, опекун (попечитель), приемные родители), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учёт представляют в администрацию района следующие документы:

     1) заявление лица, указанного в пункте 1, в случае достижения им совершеннолетия;

     2) ходатайство администрации соответствующего учреждения, опекуна, попечителя, приёмного родителя, если лицо, указанное в пункте 1, является несовершеннолетним;

     3) паспорт гражданина Российской Федерации или документы, заменяющие паспорт

гражданина Российской Федерации, к которым относятся: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

    4) копии документов, подтверждающих статус ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
 

    5) справка из соответствующего учреждения о пребывании ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о сроке окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;

     6) справка с места жительства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов;

     7) документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в статье 17.

3 Закона Орловской области от 22 августа 2005 года № 529-ОЗ «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» – проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: – лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

          – страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном  жилом помещении невозможно;         – жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;         – общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;          – иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

     2. Ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе по собственной инициативе предоставить в администрацию района следующие документы:

1) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах лица, указанного в пункте 2.1 настоящего Положения, либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества;

2) документы соответствующей организации по технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рожденных до 1 января 1998 года, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения.

Источник: http://www.maloarhr.ru/article854

Несоблюдение очередности и ненадлежащее содержание жилья: прокуратура Минской области выявила факты нарушений жилищных прав детей-сирот

Постановка на очередь получения жилья сироте

 CREDITPROFY.COM

Дети и гнезда

Пожалуй, мало найдется сегодня молодых людей, которых так или иначе не волновал бы жилищный вопрос. Варианты его решения есть: аренда, покупка, строительство или, в конце концов, проживание с родителями.

Кстати, именно на поддержку мам и пап, моральную и материальную, опирается множество подросших детей. Правда, некоторым юным гражданам рассчитывать совершенно не на кого. Это дети­-сироты, чьи родители или погибли, или утратили право так называться.

Как соблюдаются их жилищные права — в этом корреспондент «Р» разбиралась вместе с сотрудниками прокуратуры Минской области.

Шаги в большой мир

До совершеннолетия дети, потерявшие родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

Они получают кров и пищу, одежду и обувь, учатся и занимаются в кружках и секциях по интересам, организуется их отдых и досуг.

Однако в 18 лет, а в случае учебы — в 23 года сироты покидают стены заведений, где воспитывались, и выходят в большой мир. проблема, которая перед ними встает, — где дальше жить.

В идеале жилищный вопрос сирот начинает решаться в тот самый момент, как ребенок получает статус «оставшийся без попечения родителей». Ситуация может развиваться в двух направлениях — в зависимости от того, имеется ли жилье у его матери или отца.

Если те владели домом или квартирой, ребенок закрепляется в этом жилище: регистрируется запрет на отчуждение, то есть его нельзя продать, подарить, обменять без разрешения органов опеки, которые, разумеется, не оставят сироту без жилья. Ни кадастровое агентство, ни нотариус не проведут и не зафиксируют ни одну сделку с таким жильем.

Пока ребенок подрастает, местные исполнительные и распорядительные власти должны заботиться о сохранности помещения и имущества, находящегося в нем. Два раза в год проводятся обследования и в случае, если дом или квартира начинают ветшать, их должны «реанимировать». Если же никакой жилой недвижимости нет, ребенок сразу ставится на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кстати, дети­сироты — единственные люди, чей возраст при этом не имеет значения, все остальные граждане могут встать в очередь нуждающихся только по достижении совершеннолетия. 

Однако на практике этот алгоритм четко работает далеко не всегда.

На протяжении минувшего и этого года увеличилось количество обращений сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по фактам нарушения их жилищных прав.

Поэтому прокуратура Минской области проверила эффективность работы государственных органов по соблюдению законодательства о защите жилищных прав лиц сиротской категории. 


— Одно из самых распространенных нарушений случается при постановке этих детей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, — рассказывает Ольга Клещенко, старший помощник прокурора Минской области по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

— По закону ребенка, у родителей которого нет жилья, необходимо ставить на учет нуждающихся с даты приобретения им статуса оставшегося без попечения родителей. В большинстве случаев это дата принятия решения об отобрании его у родителей.

При проверке выяснилось, что во многих районах области государственные органы делают это с даты вступления в законную силу решения о лишении его близких родительских прав.

Это неправильно! Ведь фактически с момента изъятия ребенка из семьи до решения суда проходит как минимум полгода, и этот срок может оказаться решающим при получении социального жилья. Дома сдаются не каждый день, и квартиру могут предоставить тому, кто встал на учет позже, а очереднику снова придется ждать.

К слову, согласно требованиям законодательства, жилые помещения социального пользования предоставляются сиротам в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение полугода после отчисления из учебных заведений, по окончании срочной военной службы.

С этим, конечно, есть трудности, ведь жилье предоставляют согласно очередности. Тогда сиротам выделяют места в общежитиях, скажем, от организации, где они работают. Поэтому очень важно сохранить имеющееся у них жилье (читай — и государственные деньги. — Прим. авт.). Но с этим тоже все не так просто… 

Разруха в отчих стенах

Дома, в которые возвращаются достигшие совершеннолетия сироты, могут быть совершенно непригодны для жилья. В некоторых, например, нет электричества, воды, в другие и вовсе входить опасно из­-за их ветхости. 

— Подобной ситуации в принципе не должно быть! Ведь существует такое понятие, как постинтернатное сопровождение сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — напоминает Ольга Клещенко.

— Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны контролировать сохранность жилых помещений, предназначенных для таких детей.

Если при обследовании выясняется, что жить в доме или квартире невозможно, составляется акт о несоответствии его санитарным и техническим требованиям, а ребенка тут же ставят на учет нуждающихся в жилье.

Дом или квартира, имущество в отсутствие ребенка не остаются бесхозными, они передаются ответственному лицу, которое, как правило, является представителем местного исполкома. Доступ в жилище есть, так что организация, эксплуатирующая жилой фонд, вполне может оценить его состояние. 

— Увы, исполнительная власть не всегда контролирует положение дел. Бывает так, что сироты по полтора года просят сделать осмотр их жилища, а в это время им жить негде! — сокрушается Ольга Владимировна.

— Фактически жилье их ветхое, но в установленном порядке таковым не признано. Соответственно, на учет нуждающихся человека не поставят.

Между тем сделать это можно лишь до 23 лет, позже — только через суд, доказав, что были нарушены жилищные права. 

В подобной ситуации едва не оказался теперь 21­-летний Андрей Мирончик. Он жил с родителями в Логойском районе, а когда учился в седьмом классе, мальчика изъяли из семьи, потому что мать с отцом слишком много пьянствовали и не обращали внимания на ребенка. 

— Забрали прямо из школы, — вспоминает молодой человек. — Несколько лет жил в интернате в Копыле. После того, как закончил школу, поехал учиться в Червень, в профессионально­-строительный лицей.  Когда ребенок-­сирота учится, его опекуном является руководитель учебного заведения.

На протяжении полутора лет директор лицея обращался в Логойский райисполком с просьбой предоставить акт обследования жилого помещения, закрепленного за его подопечным, однако ответа так и не дождался. Дом осмотрели лишь после того, как с просьбой об этом обратился сам Андрей, когда ему исполнилось восемнадцать.

Обитель его пьющих родителей вполне ожидаемо признали непригодной для жилья, и юношу поставили на учет нуждающихся — с опозданием на полтора года. Впрочем, Андрей не унывает:

— Я по специальности отделочник, маляр, штукатур, сейчас живу в Клецке, работаю на стройке. От работы получил общежитие: комнату в двухкомнатном блоке.

Блок почти как квартира: здесь же кухня, ванная, туалет. 

С детской непосредственностью Андрей признается, что сначала жил на первом этаже общежития, а там было холодно, но сейчас переселился на второй и больше не мерзнет. В принципе, он доволен решением своей жилищной проблемы, но очень ждет, когда подойдет его очередь на социальное жилье. 

Жилье девочек-­близняшек из Борисовского района признали ветхим достаточно быстро. Но ставить их на учет нуждающихся не спешили. Прошел почти год, прежде чем соответствующее решение приняли после вмешательства сотрудников прокуратуры. 

Тонкие нюансы прочных стен

В ходе проверки выявились и другие нарушения. 

Оказывается, за детьми, лишившимися родителей, можно закрепить далеко не каждое жилое помещение.

Например, не подлежат такой процедуре арендное, служебное жилье, квартиры или дома, которые их родители снимали, комнаты или блоки в общежитиях ну и, конечно, чужая недвижимость, например, дом бабушки или дедушки. Значительную роль играет и метраж жилого помещения.

Тем не менее такие нарушения законодательства тоже случаются, и свидетельствуют они о том, что органы опеки и попечительства свои обязанности выполнили спустя рукава, даже не уточнив, кому принадлежит жилье, откуда забрали ребенка и сколько человек там зарегистрировано. 

— Дом в сельской местности находился на балансе СПК — сельскохозяйственного производственного кооператива, — приводит пример Ольга Владимировна. — Его предоставили родителям ребенка на время, пока они там работали.

Естественно, такое жилье нельзя закрепить за ребенком, тем не менее это было сделано. Получается, по документам у сироты есть жилье и на учет нуждающихся он не становится. Но фактически­то его нет.

Решение о закреплении жилого помещения незаконно, подлежит опротестованию с последующей постановкой на учет, но время­-то упущено!  

Иногда детей, оставшихся без попечения родителей, ставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельских исполкомах — несколько таких фактов вскрылось в Минском районе. Формально получается, что права сироты соблюдены, а на деле сельсоветы даже не наделены правом строительства жилья, так что такая постановка на учет бессмысленна. 

Еще одно нарушение, которое грозит серьезными юридическими последствиями, — отсутствие государственной регистрации запрета на отчуждение дома или квартиры, закрепленных за ребенком.

— В 2017 году несовершеннолетнюю девочку передали на воспитание в детский дом семейного типа, — листает записи Ольга Владимировна. — При определении статуса ребенка жилищный вопрос своевременно не решили, хотя происходить это должно одновременно.

Два года за девочкой не была закреплена имевшаяся у родителей квартира, то есть не произошло государственной регистрации запрета на ее отчуждение. К счастью, за это время квартиру не продали и не разменяли, иначе ребенок остался бы ни с чем.

По документам квартира была бы «чистая» — изъятый из семьи ребенок обычно регистрируется по новому месту проживания. 

Очередь решает все

Необъяснимая история, потребовавшая вмешательства прокуратуры, произошла в Молодечно. Еще в 2008 году проживавшая там девочка Маша обрела статус оставшейся без родительского попечения, ее поставили на учет нуждающихся в жилье. Достигнув совершеннолетия, Маша стала лицом сиротской категории, за которым сохраняются права детей-­сирот.

Вскоре девушка родила дочь, которую зарегистрировала в июле 2016 года и… внезапно дата постановки ее на учет нуждающихся сместилась на восемь лет вперед, на дату регистрации дочери. Неизвестно, какими законами руководствовались при этом в Молодечненском исполкоме, однако очередность молодой мамы прокуратура потребовала восстановить.

 

В прокуратуре подчеркивают: недопустимо создание ситуации, когда ЖКХ пытается взыскать с повзрослевших детей­-сирот плату за коммунальные услуги, потребленные их родителями.

Кстати, в случае если родители­-воспитатели, опекуны, приемные родители более трех месяцев не оплачивают коммуналку в жилье, принадлежащем детям­-сиротам, местная администрация имеет полное право сдать это жилище в аренду.

Разумеется, договор найма будет расторгнут, как только вернется повзрослевший хозяин. 

Предоставить молодому человеку из категории детей­-сирот социальное жилье недостаточно, необходимо еще контролировать его целевое использование.

Так, сотрудники Мядельской и Солигорской прокуратуры при посещении квартир, выделенных такой молодежи, обнаружили, что в одной из них более двух лет никто не живет, а в другой поселился совершенно посторонний человек, а сам наниматель уехал в Минск.

Между тем в социальном жилье имеют право проживать только те, кто его получил, иное недопустимо. Если «метры» используются не по назначению, их могут изъять и передать действительно нуждающемуся человеку.

Районные и городские прокуратуры Минской области внесли 11 представлений в местные исполнительные и распорядительные органы об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сотрудники прокуратуры Минской области проанализировали практику в этой сфере, обобщили результаты и потребовали рассмотреть их на внеочередном заседании координационного совета Миноблисполкома, чтобы решить, какие дополнительные меры нужно принять для защиты прав сирот. 


КОМПЕТЕНТНО

Алексей ПОДВОЙСКИЙ, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры:

— Вопросы защиты прав детей-сирот, лиц сиротской категории находятся на постоянном контроле, причем не только в жилищном аспекте, но и многих других.

Дети, пребывающие в интернатных учреждениях, особенно отягощенные инвалидностью, — наиболее сложная категория, требующая особого внимания.

Они нуждаются в социализации, в замещающих семьях, и государство готово максимально содействовать таким семьям социальными льготами и услугами.

Лица сиротской категории, то есть сироты, достигшие совершеннолетия, могут встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 23 лет. Однако нередко при всем содействии государства они не способны самостоятельно реализовать свои жилищные права.

В этом возрасте молодых людей больше интересуют учеба, общение, работа, они довольны предоставленным общежитием и могут упустить время, а если еще при постановке на учет произошли ошибки, возможны проблемы, с которыми они не могут справиться.

Видимо, проведен все же не весь комплекс мер для полноценного включения их в общество. 

Генеральная прокуратура постоянно и системно поднимает темы, касающиеся детей-сирот и инвалидов. Обеспечение их прав и законных интересов — приоритетная задача нашей деятельности.

 Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ

Оригинал материала: https://www.sb.by/articles/deti-i-gnezda.html

Источник: http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/o-nesovershennoletnikh-i-molodezhi/nesoblyudenie-ocherednosti-i-nenadlezhashchee-soderzhanie-zhilya-prokuratura-minskoy-oblasti-vyyavil/

Согласно Федеральному закону от 21.12.

1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения должны соответствовать условиям благоустройства конкретного населенного пункта и предоставляются без учета членов семьи.

При наличии у детей-сирот жилья, проживание в котором признано невозможным, они также могут быть обеспечены квартирами из специализированного жилищного фонда. Проживание в жилом помещении признается невозможным органами опеки и попечительства в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

– проживанием в нем родителей, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот;

– проживанием людей, страдающих заболеваниями, при которых совместное проживание невозможно;

– если данное жилое помещение непригодно для проживания или его общая площадь, приходящаяся на одного человека, менее учетной нормы.

Для того чтобы получить жилье, необходимо подготовить документы, указанные ниже.

Далее необходимо обратиться с данными документами в органы опеки и попечительства по месту жительства, которые находятся в каждой районной администрации (адреса указаны в приложении).

Органы опеки и попечительства в случае подтверждения права заявителя на обеспечение жильем, готовят постановление о постановке на учет. На основании этого итогового документа заявителя включат в Единый Список на обеспечение жильем.

Список формируется в порядке очередности по дате рождения, т.е. чем старше гражданин, тем более первоочередным он представлен в Списке. Предоставление жилых помещений производится строго в соответствии со Списком.

Номер очереди можно узнать по ссылке, а также обратившись по телефону Горячей линии – 8(3012) 55-39-40.

При наступлении очередности гражданину направляется уведомление о наличии жилых помещений специализированного жилищного фонда в разрезе муниципальных образований республики.

Очереднику необходимо выбрать район проживания. В случае если ни один из вариантов не устраивает, гражданин пишет заявление об отказе, при этом он не выбывает из Списка. На следующий год ему будут предложены другие варианты.

Если гражданин осуществляет выбор, он должен подать заявление с указанием выбранного района в ресурсный центр «Семья» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, д. 10, каб. 107/1.

Квартиры распределяются путем проведения жеребьевки, после которой с гражданином заключается договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Новоселы обязаны содержать жилье в чистоте и порядке и своевременно оплачивать коммунальные услуги.

Перечень документов для постановки на учет для обеспечения жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

1) копии документов, удостоверяющих личность законных представителей, подавших заявления о постановке на учет;

2) копии свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, копии паспортов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 14 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) документы, подтверждающие утрату в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения:

а) копии свидетельств о смерти родителей;

б) справки органов записи актов гражданского состояния, подтверждающие внесение сведений об отце в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери ребенка;

в) копии решений судов о лишении родителей родительских прав (ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

г) копии решений судов об установлении факта оставления детей без попечения родителей;

4) документы, подтверждающие невозможность проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях:

а) вступившие в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилых помещений, право пользования которыми по договорам социального найма имеют лица, лишенные родительских прав (при наличии);

б) справки учреждений здравоохранения о наличии тяжелой формы хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным федеральным законодательством, у лиц, проживающих в жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии);

в) справки о составе семьи с указанием общей площади жилого помещения по последнему месту регистрации и по всем адресам его перерегистрации, начиная с адреса сохраненного за ним жилого помещения (при наличии). Справки действительны в течение 3 месяцев с даты выдачи;

г) документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник: https://egov-buryatia.ru/minsoc/include/RUS/zhile-sirotam/index.php

Адвокат24
Добавить комментарий