Покупка иностранцем земли для ведения сельского хозяйства

Иностранцы не могут купить земли сельхозназначения в Казахстане, но вправе арендовать – МНЭ РК

Покупка иностранцем земли для ведения сельского хозяйства

Иностранцы не могут купить земли сельхозназначения в Казахстане, но вправе арендовать – МНЭ РК

Об этом заявил вице-министр национальной экономики РК Кайрбек Ускенбаев на совещании по разъяснению норм Земельного кодекса и других законодательных актов в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов», которое прошло в Костанайской области, передает BNews.kz.

 «Иностранные граждане не могут участвовать на аукционах по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения», – подчеркнул Кайрбек Ускенбаев.

В то же время они могут участвовать на торгах по продаже земли сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

В ходе совещания также были обсуждены такие вопросы, как эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, нововведения в строительной отрасли, а также планируемые изменения в налоговое законодательство.

Как отметил вице-министр национальной экономики РК Кайрбек Ускенбаев, в настоящее время общая площадь земель, предоставленная для ведения сельского хозяйства, составляет 100,8 млн га, при этом лишь 1,3% (1,3 млн га) земель сельхозназначения находятся в частной собственности.

В этой связи в рамках реализации 35-36 шагов Плана Нации «100 конкретных шагов» с целью внедрения новых механизмов, стимулирующих передачу земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность, 2 ноября 2015 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Земельный Кодекс Республики Казахстан», который вводится в действие с 1 июля 2016 года.

Поправки в Земельный кодекс предусматривают:

1. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность посредством аукционов.

Земельные участки будут предоставляться физическим и юридическим лицам РК на праве частной собственности посредством аукционов в следующей последовательности.

В первую очередь – через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

Если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50 % от кадастровой стоимости).

2. Предоставление льготных условий по выкупу земельных участков, находящихся в аренде.

Данная норма учитывает интересы нынешних землепользователей, им предоставлено право выкупа в частную собственность ранее предоставленных земельных участков сельхозназначения до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50% от его кадастровой стоимости с рассрочкой до 10 лет.

Также землепользователи, заключившие договор купли-продажи земельного участка, но не оплатившие полную стоимость выкупа до введения в действие данного Закона, становятся собственниками земли при условии оплаты не менее 50% от его кадастровой (оценочной) стоимости.

Кроме того, предусмотрена норма, защищающая права обладателей земельных долей, передавших данные доли в уставный капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса.

3. Снятие ограничений по использованию земель сельхозназначения, находящихся в аренде.

Норма позволяет землепользователям совершать правовые сделки с правом аренды, в частности, закладывать в банк, отчуждать и передавать в течение всего срока аренды (за исключением передачи в субаренду).

4. Исключение процедуры изменения целевого назначения сельхозземель.

В целях создания благоприятных условий аграриям через снятие административных барьеров и сокращение издержек исключается процедура изменения целевого назначения земельного участка при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования.

 «Данные меры создадут необходимые условия для введения в полноценный рыночный оборот земель сельхозназначения, повысят ответственность и мотивацию землепользователей по рациональному использованию земельных ресурсов», – подчеркнул Кайрбек Ускенбаев.

Также в рамках реализации 44-45 шагов Плана Нации «100 конкретных шагов, а также Послания Главы государства к народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», антикризисного плана действий правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы предусмотрено кардинальное реформирование налоговой системы.

В целях разработки проекта Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании» (налогово-таможенный кодекс) при Министерстве национальной экономики создана рабочая группа, в состав которой вошли представители государственных органов, НПП «Атамекен», НПО и бизнес-организаций.

Рабочая группа проводит работу по изучению мировой практики применения налога с продаж с учетом экономической эффективности как для государства, так и для налогоплательщиков, прорабатываются вопросы реформирования специальных налоговых режимов для малого бизнеса на основе патента и упрощенной декларации, специальных налоговых режимов для крестьянских и фермерских хозяйства. Также проводится анализ действующих налоговых льгот и действующих механизмов администрирования налоговых и таможенных процедур.

В соответствии с планом законопроектных работ проект налогово-таможенного кодекса будет внесен в парламент в августе текущего года, сообщает пресс-служба Министерства национальной экономики РК.

Источник: https://www.zakon.kz/4789023-inostrancy-ne-mogut-kupit-zemli.html

Почему Грузия запретила продажу земли иностранцам

Покупка иностранцем земли для ведения сельского хозяйства

Нина Ахметели Русская служба Би-би-си

Image caption Прежние грузинские власти надеялись, что опыт и инвестиции иностранных фермеров помогут оживлению сельского хозяйства Грузии

Грузия, некогда приглашавшая фермеров из разных уголков мира, сегодня вводит ограничения на передачу земель в собственность иностранцам. Мораторий на продажу сельскохозяйственной земли иностранным гражданам уже в силе, а в будущем соответствующая запись появится и в конституции страны.

На пшеничных полях под палящим солнцем в Кахетии слышны гул комбайнов и пенджабская речь. Несколько лет назад десятки индийских фермеров купили здесь земли, надеясь, что плодотворная почва и мягкий климат помогут им развить прибыльное хозяйство.

“В Индии населения гораздо больше, чем землевладельцев. А в Грузии тогда можно было купить земли, поэтому мы решили расширить наше фермерское хозяйство здесь, в Грузии. Много было свободной, не используемой земли, когда мы приехали в Грузию”, – говорит Гурприт Сингх Брар, который в 2012 году купил в Кахетии около пятидесяти гектаров земли.

О своем решении он не жалеет и говорит, что получает хороший урожай, который реализует на местном рынке.

Но объявленный мораторий на продажу земель иностранцам означает, что его планам о покупке новых земель в Грузии не суждено сбыться.

Новая конституция

Прежние власти надеялись, что опыт и инвестиции иностранных фермеров помогут оживлению сельского хозяйства Грузии.

Но сегодня в правительстве говорят, что такая свободная продажа земель для страны, где на душу населения приходиться в среднем всего 0,24 гектара сельскохозяйственной земли, не оправдана и противоречит национальным интересам.

Мораторий на продажу сельскохозяйственной земли иностранцам, принятый парламентом в ускоренном режиме 16 июня, будет действовать до вхождения в силу новой редакции конституции Грузии.

Image caption Индийские фермеры говорят, что никакой неприязни они к себе в Грузии не чувствуют

В этот период иностранные граждане не смогут зарегистрировать собственность на земли сельскохозяйственного назначения. Ограничения также распространяются на иностранных юридических лиц.

Согласно министерству юстиции, законодательные изменения не коснутся тех земельных участков, которыми уже владеют иностранцы.

В правительстве отмечают, что после вступления в силу изменений в конституции иностранцы не смогут приобрести земли, а долгосрочная аренда будет возможна лишь в особых случаях.

Согласно изменениям в конституции, принятие которых ожидается осенью этого года, земля как ресурс особой значимости может быть в собственности государства, граждан Грузии и их объединений, а также единиц самоуправления. Исключения могут быть определены законом.

Защита или фобии?

В правящей партии говорят, что введение ограничений на продажу земли иностранцам является требованием населения Грузии. Кроме того, этот вопрос связан с безопасностью страны.

“У нас очень специфическое геополитическое расположение. Довольно большая территория Грузии оккупирована, и мы должны принять меры предосторожности. В первую очередь с точки зрения национальной безопасности”, – говорит Би-би-си председатель парламентского комитета по аграрным вопросам Отар Данелия.

Часть оппозиции и экспертов считают новые ограничения популизмом со стороны властей, результатом которого станет падение иностранных инвестиций и цен на землю в Грузии.

Но в правящей партии говорят, что и свободная продажа земель не обеспечила сельскохозяйственному сектору значительных прямых иностранных инвестиций.

“Критической массы прямых иностранных инвестиций в сельском хозяйстве не было зафиксировано, несмотря на такую свободную политику. Более того, после того, как государство объявило сельское хозяйство приоритетным сектором, мобилизованные в секторе местные инвестиции в несколько раз превышают прямые иностранные инвестиции”, – говорит Данелия.

Согласно предварительным данным Национальной службы статистики Грузии, объем прямых иностранных инвестиций в прошлом году составил 1,64 миллиарда долларов. Из них в сельское хозяйство было инвестировано лишь 10 миллионов долларов.

“Антиконституционный запрет”

Ведение моратория – не первая попытка властей ограничить продажу земель иностранным гражданам. Аналогичное изменение в законодательстве страны было принято парламентом в 2013 году, однако тогда введенное ограничение было признано неконституционным.

Согласно грузинскому отделению организации Transparency International, обжаловавшему ограничение в 2013 году, объявленный ныне мораторий повторяет уже однажды признанное неконституционным изменение и также является неконституционным.

По словам юриста организации Теоны Закарашвили, проблемой является и то, что не было представлено оценки возможных экономических последствий, к которым приведут подобные ограничения.

Она отмечает, что сегодня лишь 0,8 % земель сельскохозяйственного назначения находятся в собственности иностранцев, что составляет около 5% пахотно-посевных земель.

“Это очень малый показатель, чтобы мы говорили о каких-то больших угрозах, масштабной покупке земель и так далее”, – говорит она.

Между тем появление иностранных землевладельцев в Грузии не всегда проходило гладко.

Image caption Гурприт Сингх Брар, который который купил в Кахетии около 50 гектаров земли, говорит, что ради аренды индийские фермеры в Грузию не поедут

В некоторых случаях в руках иностранных владельцев оказывались земли, которые до этого были в общем пользовании, и это становилось причиной конфликтов и протестов со стороны местных жителей.

“В таких случаях, как правило, земли были проданы государством. Государство владеет более половиной таких земель… У нас было много случаев, когда были проданы территории, использовавшиеся как пастбища, хотя рядом был участок, который можно было передать безболезненно… Поэтому роль государства очень важна в этом случае”, – говорит она.

“Ради аренды сюда не приедут”

В Сигнахском районе Кахетии, где приобрели земли индийские фермеры, вопрос о передаче земли в собственность иностранным гражданам мало кого оставляет равнодушным.

Здесь трудно найти противников запрета на продажу земель иностранцам.

“Это очень хорошая новость. Если такое ограничение будет узаконено, грузинский народ вздохнет с облегчением. Мы – малоземельная страна, нам флаг Грузии даже негде водрузить: земли столько нет у грузин! Как можно продавать земли иностранцам! Я лично категорически против такой продажи земли в Грузии”,- говорит житель села Сакобо Шота Канашвили.

По словам его собеседника Георгия Джибгашвили, жители продавали свои участки из-за нужды. Но иностранным фермерам продавались заброшенные земли. Сегодня они обрабатываются.

“Передача в собственность навсегда – другое дело. Но если это аренда, что – этот иностранец возьмет эту землю и унесет с собой в другую страну? Эта земля останется здесь”, – говорит Георгий.

Гурприт Сингх Брар говорит, что не чувствует никакой неприязни, и у него не было конфликтов с местными жителями.

Он уверен, что пенджабские фермеры могли бы внести значительный вклад в развитие сельского хозяйства страны, особенно с учетом того, что большая часть земель в Грузии сегодня не обрабатывается.

Но в том, что кто-то из его соотечественников в будущем приедет в Грузию, чтобы арендовать землю без права стать собственником, он сомневается.

“Мы очень трудолюбивый народ, особенно, когда речь идет о фермерстве. Поэтому у всех есть желание расширяться, купить новые земли. С вхождением в силу этого запрета это стало невозможным, – говорит он – Но мы уже здесь, у нас здесь земли, поэтому мы арендуем земли, чтоб расширить наше хозяйство. Но новые фермеры только ради аренды сюда не приедут”.

Источник: https://www.bbc.com/russian/40401431

Рынок земли в других странах мира

Покупка иностранцем земли для ведения сельского хозяйства

30 сентября 2019, 09:00

Вопрос земли для Украины всегда был особенным, непростым. Вероятно, в значительной мере это обусловлено историей нашего государства, которому всегда приходилось отвоевывать свои территории. А еще ментальностью украинцев, ведь нам из поколения в поколение передавалось незыблемое понятие ценности земли, восприятие ее как самого главного атрибута благополучия.

Будет ли жизнь после снятия моратория?

Читать по теме 

Особенно «горячей» эта тема стала сейчас, когда представители власти всерьез заговорили о скором снятии моратория на продажу земли. Невзирая на опыт большинства развитых стран мира, в которых рынок земли уже давно открыт, у нас все еще очень много неприятия этого процесса.

Многие украинцы в большей мере боятся даже не отечественных агрохолдингов, а так называемой «заграничной экспансии».

Возникает вопрос — а что же сами «фриленд» страны, открыв рынки, позаботились о том, чтобы их земля не ушла в руки к иностранцам? Или же приобрести землю за границей стало легко и доступно каждому желающему? 

Предлагаем в поисках ответа рассмотреть тенденции и имеющейся опыт в этой сфере. Начнем с того, что условия покупки земли в разных странах различны.

Но есть и общий фактор — рост ее стоимости вследствие баланса спроса и предложения. То есть открытый рынок превратил землю в реальный актив.

И чтобы обезопасить этот актив, в каждой стране существует своя система ограничений относительно купли-продажи.

Например, в Норвегии и Польше иностранцы должны получить специальное разрешение. В Литве, Латвии, Эстонии, Венгрии и Словакии покупатель может быть гражданином Евросоюза или же стран Европейской экономической зоны.

А в Германии, Финляндии, Италии — только местным жителем.

И хотя в мире есть страны, где иностранцы имеют такие же права на приобретение земли, как и сами ее подданные (Франция, Соединенное Королевство, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), все же наиболее распространено применение ограничений.

Предприимчивые европейцы

Возьмем для детального изучения несколько конкретных стран. К примеру, нашу соседку и во многом образец достаточно быстрого и качественного европейского преобразования — Польшу. В ее конституции так и зафиксировано: основа сельского хозяйства страны — семейное фермерское хозяйство.

Это к тому, что сегодня польскую землю иностранец может приобрести, только если докажет свое намерение самостоятельно ее обрабатывать, а также живет не менее 5 лет не просто в Польше, а именно в той гмине, где хочет купить участок.

И еще — в приобретении ему откажут, если на эту землю претендует кто-то из членов семьи предыдущего собственника или соседей-фермеров. Если же таких желающих нет, преимущественное право купить землю получает агентство сельскохозяйственной недвижимости.

И только в случае, если оно откажется, земля достанется иностранцу, который, к тому же, заранее должен получить разрешение от профильных министерств государства — Внутренних дел и Сельского хозяйства.

Похожая система, но со своими особенностями, действует и в других странах Восточной Европы, а также Прибалтики.

Например, чтобы купить землю в Болгарии, иностранцы должны проживать в стране не менее 5 лет или же вести там свою частную деятельность.

В Молдове же «чистые» иностранцы не могут покупать землю, зато личности с двойным гражданством — пожалуйста. Хотя сейчас активно обсуждается возможность легализации доступа к земле для иностранцев.

Аналогичное право рассматривают и в Грузии, невзирая на то, что на сегодняшний момент нерезиденты могут только унаследовать участок или же получить вместе с купленным домом.

В свою очередь, в Эстонии граждане стран ЕС могут принимать участие в операциях купли-продажи земли, но при условии, что будут использовать ее в сельскохозяйственных целях не раньше, чем через пять лет.

Гражданам стран, которые не являются членами ЕС, разрешено использовать не более 10 га земли. Мелкие же участки находятся в свободной продаже для всех независимо от гражданства.

Несколько иной пример Франции. Здесь иностранцам не запрещается покупать землю, однако земельный рынок очень жестко регулируется государством. Для этого существует SAFER — сообщество, занимающееся менеджментом земли.

О его авторитете свидетельствует даже тот факт, что нотариусы должны предупреждать их о каждом намерении продать земельный участок.

SAFER активно противодействует попыткам изменить целевое назначение сельскохозяйственных земель, а также применяет механизмы для того, чтобы не допустить скупку земли на окраинах городов для застройки. Возвращаясь к иностранцам, продавать им можно, но есть лимит.

Стоимость покупки не должна превышать €38 млн. Отдельная тема — виноградники. Во Франции они считаются национальным богатством и продаже иностранным гражданам не подлежат.

Схожая ситуация и в соседней Испании. Местное законодательство не запрещает иностранным гражданам покупать здесь землю, причем они могут это делать наравне с резидентами страны. Но есть нюансы.

Земельный участок должен находится не ближе, чем в 150 метрах от берега моря, поскольку вся прибрежная территория принадлежит королевству. Поэтому, выбирая надел, например, в Коста-Брава, стоит убедиться выдержано ли нужное расстояние.

Ну и если целью покупки земли является строительство дома, то важно учесть, что это можно сделать только на целевых участках под застройку.

Напрашивается вывод — показательным в политике открытого рынка в странах Европы является не возможность для иностранцев покупать землю, а регулирование такой возможности на уровне государства.

То есть для того, чтобы зарабатывать на земельном активе, но при этом не терять его, нужны качественные и действенные правила в интересах страны и, в частности, местного фермера, который практически во всех европейских странах в приоритете.

Здесь также важно отметить, что европейские страны, особенно новые члены ЕС, не сразу открыли рынок землепользования для иностранных граждан. Большинству на это понадобилось от 7 до 12 лет. И это еще раз подтверждает, что за прогрессивными европейскими взглядами всегда стоит четкая государственная позиция.

Посмотрим на Восток

Относительно же стран Азии, то здесь все более консервативно.

К примеру, в Таджикистане право на пользование землями сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам не предоставляется.

Такое право, к тому же с возможностью дальнейшего отчуждения, имеют только физические и юридические лица Республики Таджикистан, которые принимают непосредственное участие в сельскохозяйственном производстве.

В России также все строго — иностранные граждане и юридические лица могут владеть земельными участками сельскохозяйственного назначения только на правах аренды.

Насколько либеральны либералы

Нет сомнений, что о безопасности своих «стратегических запасов» земли позаботились и такие крупные страны, как США, Канада и Австралия.

Кстати говоря, именно здесь ограничения устанавливаются по большей мере на региональном уровне штатов и провинций, нежели на государственном. В Канаде ограничения на приобретение земли иностранцами вообще не имеют ничего общего с либерализмом.

В целом ряде провинций, имеющих сельскохозяйственное значение, существует запрет на приобретение земли не только иностранцами, но даже резидентами других провинций. В ряде провинций имеется система льготного кредитования на покупку сельхозземель, но она не распространяется на нерезидентов.

И это при том, что недостатка в земле Канада явно не испытывает, ведь является второй в мире по площади, при том, что население этой страны меньше населения Украины. 

То же самое касается и США. Хотя формально на федеральном уровне приобретать сельскохозяйственные и лесные угодья иностранцам не запрещено, реально иностранцы владеют не более 1% угодий из-за местных ограничений в штатах и серьезных бюрократических преград.

В той или иной степени жесткости ограничения на покупку сельхозземель иностранцами существуют более чем в половине американских штатов. В ряде штатов она запрещена вообще, в некоторых это распространяется только на земли, принадлежащие штатам.

Во многих штатах землю запрещено покупать выходцам из так называемых недружественных стран, списки которых меняются. Также часто ограничивается максимальная площадь земли во владении иностранного гражданина и т. д.

В целом же политика и Канады, и США направлена на то, чтобы сельхозземли оставались в собственности их граждан.

Что касается Австралии, то это страна с полностью открытым и либеральным рынком. Иностранцы могут купить землю на таких же условиях, как и местные граждане.

Единственное требование к иностранцам — получение разрешения государства, если сумма сделки более $15 млн.

Но несмотря на открытость, рынок развивается слабо, поскольку в стране неблагоприятные климатические условия и сильная засоленность грунтов.

Китайский фактор

Отдельная тема — Китай. В контексте земельного вопроса более актуально будет рассмотреть даже не возможности приобретения здешней земли, а наоборот — «китайскую тенденцию» по скупке земли в мире.

Стоит отметить, что КНР находится на первом месте в мире по количеству населения, занимая при этом лишь 9% площади суши, причем спрос на продукты питания в Китае продолжает расти. С каждым годом страна импортирует все больше зерновых и муки, чтобы обеспечить свои потребности.

При таком раскладе неудивительно, что китайские инвесторы очень активно покупают землю за границей. К примеру, среди их реализованных интересов — Австралия. В настоящее время китайцам принадлежит почти 5% всех сельхозземель в Австралии, в основном это пастбища.

Землю используют главным образом для разведения крупного рогатого скота с целью производства мяса и молока. Полевые культуры выращиваются только на 3% площадей. В целом же Китай занимает второе место по величине иностранного землевладения в Австралии после Великобритании.

Амбициозные планы у Китая и относительно покупки земли на Дальнем Востоке России. Предполагается, что из миллиона гектаров, которые Россия планирует отдать в аренду иностранным инвесторам, на долю китайских фермеров придется не менее 50%. 

Отдельно стоит упомянуть о движении китайцев в сторону Африки. По словам экспертов, на сегодня китайские корпорации уже купили или арендовали в странах Африки достаточно большие территории — более 3,5 млн га плодородной земли.

Взамен же ранее обещанным инвестициям и благам местным жителям пришла настоящая экспансия. Да, китайцы, арендуя дешевые африканские земли, прокладывают дороги, строят элеваторы и перерабатывающие заводы.

Но их приход на африканские земли создал большую проблему: интенсивное сельское хозяйство лишает работы аграриев Африки.

Там, где раньше пашню возделывали сто человек, их остается десять, да и то это относительно квалифицированные аграрии — обученные китайцами трактористы, комбайнеры и т. д. Оставшиеся без работы 90 сельхозработников из этой сотни вынуждены или голодать, или перебираться в трущобы городов. 

В контексте анализа так называемого «фактора Китая» нельзя не отметить тот факт, что китайцы уже давно интересуются плодородными землями Украины. Несколько лет назад очень активно обсуждалась информация о передаче им в аренду 100 тыс. га земли в Днепропетровской области.

По данным украинских и китайских СМИ, земли должны были отойти в аренду на 50 лет и обрабатываться Синьцзянской производственно-строительной компанией. Впоследствии площадь арендуемых угодий должна была вырасти аж до 3 млн га. Но эта новость вызвала большой общественный резонанс и сделка не была реализована.

К слову, по данным экспертов, на сегодня иностранный капитал контролирует 2,4 млн га сельскохозяйственных земель Украины. 

Делаем выводы

Обобщая ситуацию относительно лояльности рынка земли в разных странах мира, надо отметить, что, согласно изученным данным, ни в одном государстве больше 10-12% земли иностранные инвесторы не скупили.

Конечно, нам удалось рассмотреть не весь мировой опыт, но и эта информация может стать ориентиром для соискателей. В целом же надо отметить, что этап сбора данных о возможностях покупки земли за границей очень важен и не нужно его игнорировать.

Лучше, как говорится, предусмотреть все «на берегу», это позволит не только найти для себя наиболее выгодные условия, но и, возможно, избежать потери времени и денег.

Ольга Боброва, Latifundist.com

Источник: https://latifundist.com/spetsproekt/514-kupit-zemlyu-za-granitsej-vozmozhnosti-i-zaprety

Земельный кодекс. Вопрос – ответ: кто? сколько?

Покупка иностранцем земли для ведения сельского хозяйства

Фото Дамира Айдарова

Как будет продаваться земля?
Участок на аукцион будет выставляться дважды методом повышения стоимости. Если за это время не найдется покупатель, то будет проведен еще один аукцион, в котором цена может быть снижена до 50%. Если и в этом случае не будет желающего купить, то участок снимут с аукциона.

Аукционы вводятся для прозрачности сделок. В них могут участвовать только граждане и юридические лица Республики Казахстан.
(Ст. 48-1 и 171 в редакции от 1 июля 2016 г. Земельного кодекса РК, приказ МНЭ № 290 от 31 марта 2015 г.

)

Получается, государство таким образом хочет пополнить бюджет за счет продажи земли?

Во-первых, средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения, зачисляются в Национальный фонд, а не в бюджет.Во-вторых, как таковой цели получения государством дохода от продажи земли нет. Основная идея – вовлечение земли в экономический оборот.

Что будет с земельными участками, уже взятыми в аренду до 49 лет?

Норма о сдаче земли в аренду до 49 лет была введена еще в 2003 году, когда принимали Земельный кодекс. После 1 июля 2016 года все договора на аренду сохраняют свою силу, их никто трогать не будет. Более того, у нынешних арендаторов, граждан и юридических лиц Казахстана появится возможность наконец выкупить эти участки на льготных условиях. Для этого нужно будет написать заявление в акимат. Там составят договор прямой продажи, то есть без аукциона, и арендатор становится собственником земли. При этом стоимость земельного участка составит 50% от кадастровой стоимости, и арендатор сможет выкупить участок в рассрочку на 10 лет.
(Ст. 49 Земельного кодекса РК)

● А что с иностранцами? Они могут купить землю?

В соответствии со статьей 24 Земельного кодекса иностранцам и иностранным компаниям запрещено на правах собственности владеть казахстанской землей.

● А если им нельзя купить землю, то что можно?

С 2001 года иностранцам отдавали земли сельхозназначения в аренду на 10 лет.
Начиная с 2011 года иностранцы и юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем 50%, могут использовать земельные участки сельхозназначения только на праве аренды сроком до 10 лет.
А с 1 января 2015 года этот срок увеличили до25 лет. Это связано с тем, что в сельском хозяйстве низкая рентабельность и нужны большие инвестиции, поэтому они долго окупаются, в среднем до 10–15 лет.

● Может ли казахстанец сначала купить землю и затем перепродать ее иностранцу?

Если гражданин Казахстана купил землю, а потом захотел продать иностранцу, то по закону это запрещено. А если вдруг он даже это сделает, то такой договор будет недействительным. Согласно закону, нотариусы не имеют права регистрировать такие сделки, а органы юстиции не зарегистрируют права, вытекающие из них.
(Приказ МЮ от 31 января 2012 г. № 31)

● Сколько земли в Казахстане находится в аренде и сколько можно продать?

Общая площадь земель для ведения сельского хозяйства, которая находится в аренде, составляет 99,5 млн га. При этом лишь 1,3 млн га находится в частной собственности. Из этих земель площадь пастбищ – 68, 4 млн га.
С 1 июля 2016 года акиматы планируют выставить на аукцион 1,7 млн га из земель запаса. Всего государственных земель запаса 100,1 млн га, и надо отметить, что необводненные пастбища составляют львиную часть, или 78, 5 млн га.

● Какова ситуация с целевым назначением земель?

С 1 июля 2016 года вводится упрощенная процедура изменения целевого назначения участка. Если раньше приходилось менять целевое назначение, например, при изменении вида деятельности с выращивания овощей на производство молока, то теперь этого не требуется. Главное – сохранить сельхозпроизводство.

(П. 3 ст. 97 в редакции от 1 июля 2016 г. Земельного кодекса РК)

● Что означает нерациональное использование земли и как это контролируется?
Нерациональное использование сельхозземель – это когда происходит ухудшение состояния земли в связи с использованием запрещенных гербицидов и пестицидов либо когда земля вообще не используется и зарастает сорняками.
Сегодня при акиматах действует специальный орган по контролю за рациональным использованием земли – земельная инспекция. Ее главная функция – контроль за правильным и рациональным использованием земли.При выявлении нарушений в отношении лиц, их допустивших, должны применяться меры административного воздействия вплоть до изъятия земли.

(Приказ МНЭ от 27 марта 2015 г. № 268)

● Каковы действия со стороны государственных органов в случае выявления нерационального использования сельхозземель?

Если землепользователь нерационально использует земельный участок, то ему выписывается предписание об устранении нарушений. Если за следующий год после предписания ситуация не изменится, то местные исполнительные органы должны направить исковое заявление в суд об изъятии данного земельного участка.

● А что с иностранными инвестициями в сельское хозяйство? И сколько земли у них в аренде на сегодня?

Из 99,5 млн га арендованной земли у иностранцев находится всего лишь 65 тыс. га, а это приблизительно 0,06%. Все остальное находится в аренде у казахстанцев и казах­станских компаний. К примеру, крупнейшая агропромышленная транснациональная корпорация Inalca Eurasia, входящая в структуру итальянской группы Cremonini, приняла решение об инвестировании в казахстанскую компанию «Актеп», занимающуюся производством мяса, более 100 млн евро. Уже построен современный мясоперерабатывающий завод с годовой мощностью 7 200 тонн мяса. В текущем году объем экспорта составит 12 тыс. тонн.

● В обществе существует такое опасение, что иностранцы могут получить земельные участки в собственность посредством приоб­ретения доли в казахстанском юридическом лице, имеющем землю на праве собствен­ности. Так ли это?

Если доля, приобретаемая иностранцем, будет превышать 50%, то земельный участок такого юридического лица будет подлежать в течение трех месяцев отчуждению или должен быть переоформлен на аренду с права собственности.
В случае неисполнения данного требования акимат подает иск о возврате земельного участка государству.
(Ст. 66 Земельного кодекса РК)

А в случае если иностранец приобретает долю менее 50% в таком юридическом лице, не обходит ли он запрет?
Надо отметить, что собственником такого земельного участка является исключительно юридическое лицо – резидент Казахстана, которое зарегистрировано и осуществляет деятельность по нашему законодательству и платит здесь все налоги.
Если вдруг иностранец захочет выйти из состава участников, то свою долю он может получить только деньгами.Это также относится и к случаям, когда участниками юридического лица являются супруги, один из которых иностранец.

● Как иностранцы могут взять землю в аренду?

По закону земли в аренду предоставляются иностранцам только через конкурс. При этом Правительство утвердило еще в 2003 году максимальный размер земли в одни руки для иностранцев по каждому району всех областей страны. Например, в Целиноградском районе Акмолинской области – это 1 500 га, а нашим гражданам – 7 500 га.

При этом условия конкурса таковы, что потенциальный арендатор в обязательном порядке должен предоставить план использования земли.

Если иностранцы нарушают наши требования, мы имеем право расторгнуть контракт и изъять земельный участок у иностранцев.

С правилами рационального использования земель сельхозназначения вы можете ознакомиться по ссылке http:⁄⁄adilet.zan.kz⁄rus⁄docs⁄V1500011549.

Источник: https://www.kazpravda.kz/articles/view/zemelnii-kodeks-vopros--otvet-kto-skolko?print=yes

Может ли итальянец купить землю в Крыму?

Покупка иностранцем земли для ведения сельского хозяйства

Поскольку территории Республики Крым в настоящее время находятся в уникальном правовом статусе, а именно: и Российская Федерация, и Украина полагают Крымский полуостров своей административно-территориальной единицей, – следует одновременно рассмотреть законодательство обоих государств.

С точки зрения РФ, сделки с землями сельскохозяйственного назначения регулируются ФЗ от 24.07.2002 г.

№ 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которым иностранным гражданам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля лиц-неграждан РФ составляет более чем 50%, владеть земельными участками сельскохозяйственного назначения по праву собственности запрещено.

Может ли иностранец купить недвижимость в Крыму?

Может ли иностранец владеть землей на приграничной территории?

Единственный законный режим владения данными земельными участками – право аренды, которое может быть предоставлено как частными лицами (собственниками земельного участка), так и государственным и муниципальным образованием, выступающим в качестве арендодателя. Арендатором в этом случае может быть любое лицо, физическое или юридическое, резидент или нерезидент.

Аналогичной позиции придерживается и законодательство Украины.

Приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения, включая земли для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества и прочие, негражданами и нерезидентами Украины строжайше запрещено.

Более того, в случае если негражданин Украины получает землю сельскохозяйственного назначения по наследству, то ст. 81 Земельного кодекса Украины предписывает обеспечить отчуждение данного земельного участка в течение одного года со дня приобретения.

Таким образом, единственный законный (да и безопасный) способ как для иностранного гражданина, так и для юридического лица (например, ООО, образованного им) – взять земельные участки в долгосрочную аренду, максимально внимательно оценив все договорные и финансовые риски.

Отвечает генеральный директор «Форос Аудит» Елена Васильева:

Иностранные граждане, как и граждане РФ, имеют возможность приобретать в собственность жилую недвижимость (комнату, квартиру) на территории России, но существует несколько ситуаций, влияющих на возможность приобретения земельных участков иностранными гражданами, определенных на законодательном уровне.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ, установлено, что нерезиденты не имеют права приобретать земельные участки, расположенные на приграничных территориях, к которым относятся в том числе и все населенные пункты Южного берега Крыма.

Также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что возможность получить участки такого типа иностранные граждане могут только на правах аренды, без оформления права собственности.

Нерезиденты могут использовать землю для следующих целей:

  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • индивидуальное жилищное строительство;
  • использование участка с расположенным на нем жилым домом для постоянного или временного проживания.

Может ли иностранец купить жилье с землей в России?

Покупка недвижимости в Крыму: остались ли риски?

Существует и ограничение в праве приобретения земельных участков, являющихся «особо установленными». При это Земельный кодекс РФ не дает четкого определения формулировки и как ее правильно можно трактовать.

Еще стоит отметить, что не имеет особого значения, в каком качестве выступает иностранный гражданин: как физическое лицо или как юридическое. Важно только, в каком районе приобретается земля для коммерческого использования, будет ли она относится к приграничной территории.

А земли сельскохозяйственного назначения априори приобрести в собственность нельзя, только взять в аренду.

Отвечает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

Вы сами ответили на свой вопрос. Несомненно, Вы можете открыть в Крыму юридическое лицо или купить уже готовое, а также зарегистрировать фермерское хозяйство, что в Вашем случае будет значительно удобнее. Но Вам все равно понадобится партнер или управляющий с российским гражданством.

Можете открыть фермерское хозяйство на него или в паях или записать на себя, но партнера при этом сделать генеральным. В этом случае как фермеры-резиденты вы можете получить какие-то льготы по налогам, по расчету прибылей, возможно, льготные кредиты от государства на подъем сельского хозяйства.

Также вы сможете купить землю или получить ее в аренду от администрации района на торгах. Потом построить там ферму или винзавод и приватизировать землю в собственность фермерского хозяйства. Вариант с арендой от государства значительно дешевле покупки.

А как фермер Вы вполне можете организовать там и гостиничный бизнес, и ресторан фермерской кухни. Главное – чтобы ферма все же была, чтобы не было претензий к нецелевому бизнесу.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

В ДДУ застройщика в Крыму указан незнакомый мне документ – что делать?

Купить доверенность на наследство в Ялте – это рискованно?

Как взять ипотеку в Крыму?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/mozhet_li_italyanets_kupit_zemlyu_v_krymu/7306

Адвокат24
Добавить комментарий