Ответственноть за неуплату налога

Уголовная ответственность за неуплату налогов: два шага вперед, два назад?

Ответственноть за неуплату налога

Большой резонанс в бизнес-среде вызвало непринятие Верховной Радой Украины законопроекта № 3448 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уголовного производства в налоговых отношениях и вопросов администрирования налогов и сборов” (далее по тексту – Законопроект № 3448). Принятие Законопроекта № 3448 в первом чтении и впоследствии – Закона существенно способствовало б уменьшению налогового давления на бизнес, в первую очередь со стороны налоговой милиции.

Но что-то пошло не так, и 21 апреля документ был отправлен на доработку в профильный комитет. Два шага назад сделано. Стоит ли ожидать два шага вперед?

Напомним, что Законопроектом № 3448 предлагается увеличить порог уголовной ответственности за неуплату налогов (статья 212 Уголовного кодекса Украины), а также запретить возбуждение уголовного дела до момента окончательного согласования сумм налоговых обязательств. Чтобы оценить “патовость” ситуации, попробуем, не углубляясь в специфику, разобраться, что же происходит сейчас за дверьми с надписью “следственное управление финансовых расследований ГФС”.

Как начинается уголовное производство и что может послужить этому причиной? Итак, начинается уголовное производство по результатам налоговой проверки, что происходит в следующие сроки:

– либо на 10-й рабочий день, следующий за днем получения информации о вручении плательщику налогового уведомления-решения,

– либо не позже пятого рабочего дня после завершения административного обжалования (то есть после решения ГФС Украины не в пользу налогоплательщика).

Простыми словами, в случае административного обжалования передача материалов следственным органам происходит исключительно после завершения процедуры обжалования.

Вместе с тем Законопроект № 3448 предлагает процедуру административного обжалования дополнить судебными инстанциями, замкнув таким образом цикл обжалований и “дойдя до истины” в спорных материалах проверки. Что выглядит вполне логично.

Других сроков передачи не предусмотрено.

Вот только почему же тогда повестка на допрос вручается должностным лицам предприятия сразу после завершения налоговой проверки либо вообще без ее проведения? К сожалению, начало уголовного производства в нынешних реалиях происходит не столько по причине того, что так должно быть и так предусмотрено действующим законодательством, а сколько по другим, скорее субъективным факторам.

Основания для начала уголовного производства раньше установленных сроков:

І. Передача материалов налоговой проверки до завершения процедуры административного обжалования или же сразу после регистрации акта.

До завершения процедуры административного обжалования материалы проверки контрольно-проверочным подразделением ГФС передаются следственному подразделению с отметкой “информация касательно обжалования отсутствует”.

Существует много уловок со стороны фискалов, чтобы официально “не узнать” об открытии процедуры обжалования.

Так, например, передачу материалов следственным органам можно зарегистрировать на день раньше официального уведомления предприятия об оспаривании решения либо в журнале входящей корреспонденции сделать отметку о получении уведомления позже, нежели отметка о регистрации передачи, либо просто “забыть” или “не увидеть в связи с большим документооборотом”.

Также материалы налоговой проверки могут передаваться сразу после их регистрации. Такая, можно сказать, “неофициальная передача” происходит путем уведомления (с передачей копий материалов проверки) следственных органов. Информация “по-быстрому” вносится в ЕРДР.

ІІ. Внесение информации в ЕРДР на основании так называемого аналитического исследования или отчета специалиста.

В данном случае материалы проверки вообще отсутствуют. Подобное начало уголовных производств вполне оправданно определяется как “налоговый беспредел”. Это когда уполномоченное должностное лицо налогового органа делает такое себе “аналитическое исследование информации”.

Результатом подобных “аналитических фантазий” становится официальный документ, вывод которого обобщается следующим: “усматривается занижение налоговых обязательств с контрагентом “А” на суму налога Х миллионов гривен”.

Данных аналитического исследования (отчета специалиста) бывает достаточно для внесения информации в ЕРДР, особенно в случае “заказного уголовного производства”.

Стоит отметить, что внесение информации в ЕРДР на основании внутреннего документа фискалов (каковыми являются аналитические материалы) является грубейшим нарушением действующего законодательства, и подобные действия как налоговиком, так и следователем имеют все признаки превышения служебных полномочий с вытекающими из этого обстоятельствами.

Исходя из клиентской практики, существуют следующие причины преждевременного начала уголовных производств, связанных с неуплатой налогов:

1. Выполнение показателей.

Количество начатых уголовных производств, как и суммы ожидаемых доначислений по актам проверок, является величиной планируемой.

Стандартным в работе налоговой милиции является обязательство “начала до конца недели пары уголовных производств”, ну или “пять в месяц” и т. д.

Таким образом, если к концу отчетного периода ответственное подразделение не успевает за плановым показателем – приходится искать лазейки…

2. Субъективные факторы.

Под субъективными факторами скрыта коррупционная составляющая начала уголовного производства. Не будем останавливаться на примерах, достаточно ознакомиться со статистикой, согласно которой 75 % уголовных производств закрываются, даже не доходя до суда…

Вместе с тем суммы, поступившие в бюджет вследствие начала уголовных производств, являются в большей степени раздутыми, сводными показателями, которые нереально привязать к конкретным фактам.

3. Обеспечение поступлений в бюджет.

Эта причина хоть и на последнем месте, но будем объективными, внесение информации в ЕРДР служит таким себе дополнительным стимулом для плательщика налогов касательно уплаты доначисленных сумм в бюджет.

После внесения информации должностным лицам такого плательщика налогов “объясняется”, что в случае неуплаты в кратчайшие сроки начнутся соответствующие процессуальные действия в рамках уголовного производства (выемки, раскрытие банковской тайны, “дерганье” контрагентов и т. д.).

Многие после “общения” с налоговой милицией платят суммы доначислений, продолжая при этом оспаривать налоговые уведомления-решения.

Именно третья причина является основным аргументом противников Законопроекта № 3448, потому что во многих случаях как раз начало уголовного производства становится основополагающим для плательщика налогов в принятии решения об уплате в бюджет сумм по результатам проверки.

Еще одним аргументом против переноса сроков начала уголовных производств является “гуманность” наших судов, а также длительность процесса судебного обжалования. Не редкими являются случаи, когда субъект хозяйствования специально начинает и максимально затягивает судебные разбирательства с целью переноса активов на другое предприятие с последующим банкротством существующего.

Итак, после всего вышесказанного каждый сам вправе принять решение об актуальности Законопроекта № 3448 в нынешних налоговых реалиях. Главный же посыл заключается в том, что оставлять налоговую сферу в таком состоянии, в котором она пребывает сейчас, будет просто преступлением по отношению к каждому, кто хочет работать честно.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA009139

Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность

Ответственноть за неуплату налога

Санкции за неуплату налогов — это налоговое и уголовное наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков и налоговых агентов. Конкретные меры ответственности отличаются в зависимости от состава правонарушения, категории виновного, наличия смягчающих обстоятельств, прочих условий.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Разберемся, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, а в каких случаях за такое нарушение используют санкции, предусмотренные НК РФ.

Когда назначат штраф за неуплату налогов

Для удобства налогоплательщиков каждому сбору посвящена отдельная глава НК РФ. В ней уточняется срок уплаты обязательных платежей, а также санкции за его несоблюдение. Например, налогу на прибыль организаций посвящена глава 25. Согласно ст.

287 НК РФ, юридические лица, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны рассчитываться с бюджетом ежемесячно — до 28 числа месяца, следующего за отчетным.

Для налогоплательщиков, рассчитывающихся поквартально, установлен иной срок — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Другой пример — для плательщиков налога на имущество — граждан.

Владельцы квартир, домов и гаражей расплачиваются с бюджетом раз в год: полностью заплатить за прошлый год необходимо до 1 декабря следующего (ст. 409 НК РФ).

По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа.

То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.

Возьмем те же примеры — налог на прибыль организаций и на имущество для физических лиц. В обоих случаях будут применяться санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.

Штраф за уклонение от уплаты налогов составляет от 20 до 40 процентов суммы, которая своевременно не попала в госказну. Дополнительно нарушителю назначат пени за неуплату налогов.

Правда, их рассчитывают по итогам уплаты самой недоимки, поскольку пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. На основании ст. 75 НК РФ, она составляет:

  • для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
  • для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,

Как материалы попадают к следователям? Существует 2 варианта. Первый (абз. 3 п. 4 ст.

69) — сумма недоимки у налогоплательщика-физического лица превышает 900 000 рублей за последние три года, у налогоплательщика (налогового агента) — организации — 5 млн рублей.

На этом основании документы передают следователям, которые уже изучают причины регулярной неуплаты. Второй вариант (п. 3 ст. 32 НК РФ) — передача материалов в связи с невыполнением требования об уплате обязательного платежа на протяжении двух месяцев.

Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2019), посмотрите в таблицу.

Вид правонарушения, норма УК РФПредусмотренное наказание
Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ).
  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 3 лет.
Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ).
  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.

1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.

2 УК РФ):

  • штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Когда освободят от санкций

Существуют несколько обстоятельств, при которых ни налоговая, ни уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией не наступает. Так, нарушителя не накажут, если он не достиг 16-летнего возраста к моменту совершения преступления. Санкции также не последуют, если истекут сроки давности или не будет доказана вина ИП, гражданина или юридического лица.

Кроме того, освободят от ответственности, если нарушение допущено впервые, а также в случае уплаты недоимки, пени и штрафов до первого судебного заседания по уголовному делу (ст. 28.1 УПК РФ).

Напомним также, что закон запрещает привлекать к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/ugolovnaya-otvetstvennost

Ответственность за неуплату налогов

Ответственноть за неуплату налога

Ответственность за неуплату налогов — это последствия, предусмотренные законом для лиц, нарушивших установленные правила их расчета и уплаты. Ответственность может быть как материальная, административная, так и уголовная. В статье рассмотрены общие вопросы: виды правонарушений и преступлений, составы деяний, сроки давности.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

В действующем российском законодательстве предусмотрена достаточно серьезная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Налоговое правонарушение предполагает привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности, а значит, к обязанности по перечислению сборов необходимо отнестись очень внимательно, так как административная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией накладывается даже в случае неосторожности или небрежности, незнания закона.

Виды налоговых нарушений

НарушениеСтатья НК РФШтраф
Порядка и правил постановки на учет в контролирующем органеСт. 11610 000 рублейили10 % от дохода (не менее 40 000 рублей)
Порядка, правил и способа предоставления отчетности и иных документовСт. 119, 119.1, 119.2От 200 рублей до 5 % от суммы фискального платежа, но не менее 1000 руб.(в зависимости от вида документа)
Неверная информация о размере налогооблагаемой базыСт. 12010 000–40 000 руб.
Неуплата или неполная уплата обязательных сборовСт. 122, 12320–40 % от суммы фискального платежа
Несоблюдение порядка пользования имуществом, находящемся в залоге (в качестве обеспечительной меры) или под арестомСт. 12530 000 руб.
Непредоставление сведенийСт. 126От 200 р. за документ до 1000 р. за каждый месяц задержки

Привлечение налогоплательщика к административной ответственности по такому нарушению, как неуплата налогов, КоАП РФ устанавливает по принципам и нормам, изложенным в главе 15 КоАП: в ней перечислены нарушения в области налогообложения, финансов и сборов. Большинство статей относится к крупным участникам рынка.

За такое правонарушение, как неуплата налогов физическим лицом, привлекают к ответственности по статьям Налогового кодекса, если нет состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

Виды ответственности

При выборе мер воздействия на налогового неплательщика суд рассматривает обстоятельства конкретной ситуации и размер ущерба и на основе этого определяет, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом назначить. За подобное нарушение привлекают к следующим видам ответственности:

  • материальная. В соответствии со ст. 75 НК РФ, пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
  • административная — в соответствии со ст. 122 НК РФ;
  • уголовная — по ст. 198 – 199 УК РФ.

Кого привлекают к ответственности за налоговые нарушения

В соответствии с нормами КоАП РФ, дело об административном нарушении может быть возбуждено в отношении и физического, и юридического лица, а вот уголовное, в соответствии со ст. 19 УК РФ, — только в отношении физического лица.

Составы проступков

Если в НК РФ в качестве объективной стороны нарушения указана неуплата налога вследствие занижения базы для расчетов (случайно или намеренно) или других неправомерных действий, то УК РФ акцентирует внимание на том, что преступление совершается умышленно.

Это логично: по смыслу законодательства уголовные преступления наиболее опасны для общества и наказание за них предусмотрено более суровое.

Уклонение от уплаты налогов выражается в умышленных деяниях, направленных на уменьшение размера сборов и повлекших их непоступление в казну, согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 64.

Уклонение от уплаты налогов физическими лицами составляет преступление только в том случае, если совершено в крупном или особо крупном размере, согласно ст. 198 – 199 УК РФ. Понятие крупного и особо крупного размера дается в примечаниях к статьям.

Сроки давности

Ст. 113 НК РФ установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода. Если налоговая подала в суд за неуплату налога, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате (ст. 115 НК РФ).

В соответствии со ст. 78 УК РФ, срок давности привлечения к уголовной ответственности: два года за совершение преступления небольшой тяжести.

К таковым относится и большинство случаев уклонения от уплаты налогов, так как наказание по этим статьям в виде лишения свободы не превышает 3 лет.

Если совершившее проступок лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа, течение сроков приостанавливается.

Обстоятельства, смягчающие или снимающие вину

Уклонение от уплаты налогов и сборов вряд ли отвечает признакам незначительности проступка, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, когда возможно освобождение.

Смягчающие обстоятельства по КоАП РФ связаны либо с отношением лица к случившемуся: раскаяние, добровольное участие в заглаживании ущерба, либо с личностью правонарушителя: беременная женщина, несовершеннолетний, тяжелое эмоциональное состояние. Отягчающие связаны с усугублением ущерба, повышением общественной опасности деяния.

В уголовном праве действуют те же принципы при выделении подобных обстоятельств. Стремление загладить вину, раскаяние всегда расценивается как признак исправления и поэтому может рассматриваться как причина для смягчения наказания. Напротив, рецидив, совершение проступка в составе группы и т. д. указывает на опасность лица для общества.

Вопрос: Можно ли с руководителя или главбуха взыскать долги по налогам компании?

Да, можно. Руководящих лиц имеют право привлечь к субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. К ним относятся учредитель, директор и главный бухгалтер. Условия, при которых с руководителей и бухгалтеров могут взыскать недоимку компании, разъяснил Конституционный суд РФ. Они указаны в постановлении от 8 декабря 2017 г. № 39-П:

  • в неуплате налогов виноват сам директор (главный бухгалтер), который намеренно хотел причинить ущерб бюджету в корыстных целях;
  • директор (главный бухгалтер) был осужден за неуплату налогов, но уголовное дело в его отношении было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • нет возможности взыскать недоимку по сборам с самой компании.

Последнее условие означает, что инспекторы не смогут предъявить имущественные претензии руководителям, если у компании имеются деньги и имущество. Факт того, что с компании и ее субсидиарных ответчиков ничего взыскать нельзя, подтверждается в случаях:

  • отсутствия у организации и ее учредителей денег и имущества;
  • исключения компании из ЕГРЮЛ или признания ее недействующей.

Ответ на вопрос дан специалистами ЗАО «ТаксНет», разработчика систем электронного документооборота и сервисов для сдачи отчетности

Источник: https://ppt.ru/news/142196

Прокуратура Москвы

Ответственноть за неуплату налога

Разъясняет заместитель начальника управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Ильин

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.За неисполнение налоговых обязательств Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность. За наиболее грубые и тяжкие налоговые нарушения можно подвергнуться уголовному преследованию.

Так, предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица – ст.

198 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица совершается путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Преступным данное деяние будет являться только в случае совершения его в крупном размере.

Крупным размером признается сумма неуплаченных физическим лицом налогов и (или) сборов более 600 тыс. рублей и при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате за три финансовых года, либо превышающая 1 млн. 800 тыс. рублей.

Например, гражданин Российской Федерации получил за год доход от использования принадлежащей ему недвижимости в размере более 10 млн. рублей, однако налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не подал, налог на доходы физических лиц в размере более 1,3 млн.

рублей не заплатил, тогда как за период времени три года (в которые входит и указанный выше один год) он уплатил налоги на общую сумму 60 тыс. рублей.

При этом доля неуплаченного налога превысила 10% от подлежащего уплате налога, что соответствует признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) Уголовного кодекса Российской Федерации.

В данном случае виновный подлежит уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога с физического лица путем непредставления налоговой декларации, совершенное в крупном размере.

Последствием уклонения от уплаты налогов является неполучение государством тех денежных средств, которые оно должно было получить в виде налоговых доходов. В итоге это приводит к недостатку финансирования социальной, оборонительной, правоохранительной, судебной функций государства.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой введение в заблуждение налоговых органов или оставление их в неведении относительно объектов налогообложения и подлежащих с них к уплате налогов и сборов. Исказив в налоговой декларации размер объектов налогообложения, виновное лицо получает возможность не уплачивать или уплачивать в неполном объеме налоги и сборы.

Уголовная ответственность может наступать как за уклонение от уплаты всех налогов и сборов, в отношении которых у физических лиц имеются соответствующие обязанности, так и за уклонение от уплаты обязательных платежей одного вида, например, только налогов или только сборов. В любом случае при квалификации преступлений суммы неуплаченных налогов и сборов подлежат сложению.

Однако основным налогом, который обязаны уплачивать физические лица, по-прежнему является налог на доходы.

В соответствии с законодательством, плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К числу физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. В противном случае они признаются нерезидентами для целей налогообложения.

Перечень доходов от источников в Российской Федерации и доходов от источников за пределами Российской Федерации определяет ст. 208 (доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации) Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 227 (особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц.

Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами) Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Положения данной статьи имеют существенное значение для определения момента окончания преступления, предусмотренного ст.198 Уголовного кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с ними определяется конечный срок уплаты налога.

Согласно ст. 229 (налоговая декларация) Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов. Сведения могут касаться результатов предпринимательской деятельности физического лица, полученных доходах и произведенных расходах, наличия у налогоплательщика права на льготы.

Субъектами преступления являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные практики (частные нотариусы, охранники и детективы и др.). Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

В то же время государство не заинтересовано в использовании карательной функции и обязательном применении наказания к лицу, совершившему налоговое преступление. Уголовным и уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации введен порядок освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Для лиц, впервые совершивших налоговое преступление, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в случае полной уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в размерах, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В случае уплаты указанных сумм уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

Согласно пункту 2 примечаний к статье 198 Уголовного кодекса Российской Федерации следователь обязан освободить от уголовной ответственности лицо на любой стадии досудебного судопроизводства при выполнении указанных условий.

С 1 января 2011 г. расследование налоговых преступлений отнесено к компетенции следователей Следственного комитета России.

Поводом и основанием для возбуждения уголовного дела об уклонении от уплаты налогов физическим лицом могут быть только материалы проверок налоговых органов, в которых содержатся достаточные данные, указывающие на совершение преступления.

Привлечение физического лица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления, т.е. исключается привлечение физического лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Таким образом, в случае привлечения физического лица к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, его привлечение к налоговой ответственности не допускается. Вместе с тем, налоговый орган имеет право взыскать с него соответствующий налог и пени за его несвоевременную уплату.

Источник: https://www.mosproc.ru/prokuratura-razjasnjaet/porjadok-privlechenija-grazhdan-ugolovnoj-otvetstvennosti-osvobozhdenija-ot-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-neuplatu-nalogov.php

Ответственность за неуплату и неполную уплату налогов (сборов)

Ответственноть за неуплату налога

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом.

Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц.

К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный “неплательщиками” общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК.

Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию “компромат”, налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика.

Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

С 01.05.

2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Статья 122 Налогового кодекса РФ – Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(по состоянию на 04.05.2017)

  1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса

    влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  2. Утратил силу (основание – Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

  3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
    (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalog_otvetstv_tax.html

Адвокат24
Добавить комментарий