Облагается ли налогом участие физического лица в гос закупках?

Ндс в цене закупки

Облагается ли налогом участие физического лица в гос закупках?

Статья актуальна на 1 июля 2019

В законе и рекомендациях из приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013г. № 567 нет прямого указания на то, должен ли заказчик включать НДС в цену контракта. Заказчики руководствуются общими принципами 44-ФЗ и Налоговым Кодексом (НК), из которых можно сделать следующие три вывода.  

Ндс нужно включать всегда

Если объект закупки — объект налогообложения по НДС, заказчик всегда НМЦ с учетом налога на добавленную стоимость. Из правила есть исключение — товары, работы и услуги, которые не облагаются НДС. Перечень объектов указан в  ч. 2 ст. 146 и ст. 149 НК. Среди них есть: 

  • Земельные участки.
  • Медицинское оборудование. 
  • Работы и услуги для улучшения ситуации на рынке труда.
  • Выполнение работ бюджетными и автономными учреждениями, а также учреждениями за счет субсидий и др.

Если вы видите, что в проекте контракта не сказано, цена с НДС или без, пишите запрос на разъяснения с просьбой уточнить, на каких условиях будут проходить расчеты с победителем на УСН.

Не включая НДС в НМЦ, заказчик ограничивает конкуренцию

Не включая НДС в стоимость товара, заказчик ставит в невыгодное положение поставщиков-плательщиков НДС. Например, если заказчик не укажет НДС в НМЦ закупки, а победит плательщик НДС, то заключить контракт можно только вычтя 20% из цены победителя:

  • Если увеличить итоговую цену на сумму НДС, это будет противоречить п. 2 ст. 34 44-ФЗ.
  • А если оплачивать товар без НДС — Налоговому кодексу. 

Эту позицию выражает Минэкономразвития в письме от 11.04.2016 № Д28и-900. Удерживать НДС при оплате контракта неправомерно независимо от того, платит победитель закупки НДС или нет.

Нельзя добавить налог к цене контракта после подведения итогов

Цена контракта не может быть выше предложенной победителем закупки (п. 2 ст. 34 44-ФЗ). 44-ФЗ разрешает по согласованию сторон увеличить или уменьшить количество товара, но не больше чем на 10%. При этом допускается пропорционально увеличить или уменьшить сумму контракта (пп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

НДС в коммерческих торгах и в закупках по 223-ФЗ

Заказчики не ограничены законом: 

  • Могут устанавливать цены с учетом НДС или без. 
  • Сами устанавливают правила, по которым оценивают заявки. Например, если заявки подадут участники, которые платят НДС и которые не платят, то их цены могут сравнивать без учета НДС. 

Правила для поставщиков

В электронных аукционах и запросах котировок побеждает участник с минимальным ценовым предложением. Менять цену контракта нельзя, поэтому все налоги, которые победитель должен оплачивать, должны быть включены в предлагаемую цену. Рассмотрим три ситуации. 

Поставщик — плательщик НДС

В этом случае участник закупки делает ценовое предложение, которая включает НДС. Заказчик полностью выплачивает стоимость контракта победителю после выполнения работ. Победитель  перечисляет НДС с этой суммы  в бюджет, как с любой другой сделки, и затем учитывает в декларации по НДС. 

Поставщик на упрощенной системе налогообложения

Поставщик, применяющий «упрощенку», не платит НДС и находится в более выгодном положении, чем участник на ОСН. Например, поданы две котировочные заявки. В одной участник предложил цену «350 000 руб. (НДС не облагается на основании применения «упрощенки»)», а в другой — «389 400 руб., включая НДС». 

Побеждает участник, предложивший более низкую цену контракта, то есть участник на спецрежиме. Вместе с тем цена товаров, которую предлагает второй участник, на самом деле ниже, чем цена первого участника (без учета НДС 20 % она составит 324 500 руб.)

Разберем три ситуации, когда в закупке с ценой с НДС побеждает «упрощенщик». 

Ситуация 1. Заказчик заранее учитывает возможность, что в закупке победит «упрощенщик». 

Например, пишет в проекте контракта: «Если подрядчик имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством, то слова «в том числе НДС» заменяются словами «НДС не облагается».

Если победит поставщик, который не обязан платить НДС, он указывает цену без налога и предоставляет документы на освобождение от уплаты. Заполнение графы «НДС не предусмотрен» не меняет существенных условий контракта. 

2. Заказчик указал в контракте цену с формулировкой «в том числе НДС» и просит победителя выделить НДС в составе цены. Можно ли это сделать?  

Это можно сделать, но для поставщика будет невыгодно, так как выделенный НДС придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК). То есть оплата за поставленные товары или оказанные услуги уменьшится на 20 % (например, будет составлять 83 333 руб. вместо 100 000 руб.). 

Как сказано выше, добавить НДС к цене тоже нельзя — сумма в контракте не может быть выше предложенной победителем. Советуем предложить заказчику подписать контракт на ту же цену, но без выделения НДС. Заказчик не может в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС. 

3. Заказчик установил цену закупки с НДС, выделил налог из предложенной цены и планирует перевести победителю сумму за вычетом НДС. 

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС.

Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.

2019 N 306-ЭС19-15999. 

Физические лица и НДС

Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не платят НДС (ст. 143 НК РФ).

То есть участник-физическое лицо не должен включать НДС в свое ценовое предложение, а заказчик не может требовать включить НДС в контракт или счет-фактуру.

С физического лица заказчик должен удержать только НДФЛ, который он переводит в бюджет, как налоговый агент. Физические лица должны учесть это, предлагая свою цену в заявке. 

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1165-nds-v-nmc

Учитываем расходы на тендер. Налоги и бухгалтерский учет, № 37, Май, 2018 |

Облагается ли налогом участие физического лица в гос закупках?

Сразу скажем: для целей определения объекта обложения налогом на прибыль ориентироваться следует полностью на бухгалтерский учет.

Поскольку, в общем случае, никаких налоговых разниц в отношении «тендерных» расходов НКУ не предусматривает.

Лишь в исключительном случае, когда участник не выполняет своих обязательств, может «сработать» «штрафная» разница, но о ней мы скажем позже.

А прежде чем приступить к описанию бухучета, давайте разберемся с тем, с какими расходами участнику тендера придется столкнуться.

Какие бывают «тендерные» платежи?

Можно обозначить две статьи денежных затрат, с которыми сталкивается участник тендера:

(1) плата за подачу тендерного предложения (тарифы установлены в п. 4 Порядка № 166*), оплата прочих услуг авторизированной электронной площадки и расходы на подготовку тендерной документации;

(2) обеспечение тендерного предложения (ст. 24 Закона № 922) и от участника-победителя обеспечение обязательств выполнения им договора о закупке (ст. 26 Закона № 922). Эти платежи осуществляются при условии, что такие требования указаны заказчиком в объявлении о проведении закупки.

При этом первая статья денежных расходов напрямую связана с подготовкой к участию в тендере, а вторая носит характер гарантийных сумм, обеспечивающих выполнение участником конкретных действий. Как правило, гарантийные средства подлежат возврату участнику.

Ниже кратко расскажем обо всех этих денежных платежах.

Расходы на подготовку

В первую очередь участнику следует помнить, что за подачу тендерного предложения, раскрытого в ЭСЗ, на электронной торговой площадке взимается плата. Тарифы за участие установлены п. 4 Порядка № 166 и зависят от ожидаемой стоимости предмета закупки (см. в таблице).

Тарифы для участия в тендере

Бюджет закупкиРазмер платы*, грн.
Не более 20 тыс. грн.17
Не более 50 тыс. грн.119
Не более 200 тыс. грн.340
Не более 1 млн грн.510
Более 1 млн грн.1700
* Размер платы определен с учетом налога на добавленную стоимость (п. 4 Порядка № 166, см. также письмо ГФСУ от 06.10.2016 г. № 21765/6/99-99-15-03-02-15).

В случае отмены торгов или признания их несостоявшимися оператор авторизованной электронной площадки возвращает плату участнику/победителю, кроме случаев, когда предложение участника/победителя было отклонено.

Кроме того, для участия в тендере на конкретный предмет закупки участнику необходимо в электронной форме подать тендерное предложение, которое должно соответствовать тендерной документации заказчика.

Документы должны подтверждать соответствие участника квалификационным критериям (ст. 16 Закона № 922) и содержать техническое описание предмета закупки Поэтому участнику, возможно, придется потратиться на подготовку таких документов.

Ведь этот момент может существенно повлиять на результаты торгов.

Гарантийные платежи

Как мы уже сказали, гарантийных платежа может быть два.

1. Заказчик от всех участников (потенциальных поставщиков) имеет право требовать обеспечения тендерного предложения. Иными словами, предоставления денежной гарантии исполнения обязательств участника перед заказчиком, возникших в связи с представлением тендерного предложения (ч. 8 ст. 1 Закона № 922).

Причем размер обеспечения в денежном эквиваленте не может превышать:

0,5 % ожидаемой стоимости закупки в случае закупки работ и 3 % — в случае проведения торгов по закупке товаров или услуг

Такой гарантийный платеж уплачивается участником одновременно с подачей тендерного предложения и подлежит возврату в сроки, указанные в ч. 4 ст. 24 Закона № 922. Исключительные случаи, при наступлении которых суммы гарантий не возвращаются участнику, прописаны в ч. 3 ст. 24 Закона № 922.

2. Еще один гарантийный платеж может взиматься только с участника— победителя тендера.

Этот платеж предназначен для обеспечения исполнения обязательств участника перед заказчиком по договору о закупке.

Размер его не может превышать 5 % стоимости договора и такое обеспечение также подлежит возврату после выполнения участником своих обязательств.

Заметьте: и первый, и второй гарантийные платежи в тех исключительных случаях, когда они не возвращаются участнику, подлежат перечислению заказчиком в соответствующий бюджет (п. 5 ст. 24 и п. 3 ст. 26 Закона № 922).

Отражаем в учете

В бухучете все траты, связанные с подготовительными работами по участию в тендере, в частности оплата за услуги электронной площадки, подготовку тендерной документации и т. д., напрямую связаны со сбытом товаров, работ (услуг).

При этом расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены.

Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 7 П(С)БУ 16 «Расходы»).

В общем, руководствуясь стандартами бухучета (пп. 5, 7 П(С)БУ 16, п. 3 разд. І НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»),

«тендерные» расходы следует относить в состав расходов на сбыт в периоде их фактического осуществления

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2018/may/issue-37/article-36281.html

Об участии в госзакупках физических лиц, не являющихся ИП

Облагается ли налогом участие физического лица в гос закупках?

Общим ограничением для лиц, не являющихся ИП, является невозможность выступать в роли поставщика товаров для государственных нужд.

Это связано с тем, что поставщиком или продавцом товаров может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

То есть заключение контрактов на поставку товаров возможно только с корпоративным участником госзакупки (организацией или ИП).

Физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров, но может выступать в роли исполнителя услуг или подрядчика работ.

Также в отношении отдельных видов экономической деятельности могут существовать запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы.

Еще одним условием ограничения участия физлиц без статуса ИП в госзакупках является невозможность участия в торгах, ориентированных на участников из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)- данный факт обязательно указывается заказчиком в закупочном извещении.

Но в случаях, когда производится закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, возмездного оказания услуг, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, участие в закупке физических лиц без статуса ИП вполне возможно.

Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды, если заказчик арендует жилое/нежилое помещение или транспортное средство.

Нормы законодательства, позволяющие физлицам участвовать в госзакупках, как правило, находят отражение в локальных положениях о закупке, утвержденных конкретными госзаказчиками.

Практика госзакупок показывает, что физические лица без статуса ИП редко участвуют в госзакупках.

Это связано с тем, что одному человеку трудно нести издержки, необходимые для участия в госзакупках: аккредитироваться на электронных площадках, предоставлять обеспечение заявок и контрактов и т. д.

Но не невозможно. В тех случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в участии в госзакупке нет оснований.

Физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении госзакупок у единственного подрядчика (исполнителя).

Участие же в госзакупках, проводимых конкурентными способами, и тем более победа в них – явление крайне редкое среди участников-физических лиц.

Заключение контракта с физлицом без статуса ИП полностью аналогично тому, как заключается контракт с любым корпоративным участником госзакупок, выигрывшем тендер.

Но для госзаказчика и исполнителя существуют нюансы при заключении контракта с физлицом без статуса ИП. Они связаны с выполнением госзаказчиком в соответствии с законом обязанностей налогового агента и страхователя в отношение выплат исполнителю-физлицу.

В федеральном законодательстве в сфере госзакупок действует норма, согласно которой при заключении контракта с физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В связи с тем, что настоящий Контракт заключен с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта.

Здесь речь идет об удержании НДФЛ с начисленной выплаты исполнителю-физлицу и выплате ему суммы за вычетом удержанных сумм налога.

Кроме НДФЛ, на госзаказчика возлагаются обязанности страхователя физлица. К выплатам физлицу страховые взносы за него уже не имеют отношения, они с него не удерживаются, но для госзаказчика цена контракта возрастает на сумму обязательного страхования, так как страховые взносы начисляются сверх на сумму контракта и с исполнителя-физлица не удерживаются.

В силу налогового законодательства объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а плательщиками этих взносов в числе прочих называются организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Базовые тарифы страховых взносов составляют 22% в ПФР и 5,1% в ФФОМС (взносы в ФСС по договорам гражданско-правового характера не платятся) .

Причем базой страховых взносов будет считаться вся сумма начисленных выплат, а не только непосредственно выплаченных физлицу, т.е. база включает в себя и удерживаемый НДФЛ.

(Допустим, к примеру, размер выплаты по контракту составляет 100 тыс. руб.
В этом случае общий размер расходов госзаказчика по контракту с учетом страховых взносов составит 127,1 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 100 тыс. руб. х 27,1%), а сам подрядчик или исполнитель получит “на руки” 87 тыс. руб. (100 тыс. руб. – 100 тыс. руб. х 13%))

Таким образом, заключение контракта с физлицом без статуса ИП повлечет за собой выплаты физлицу и государству в размере несколько большем, чем стоимость самого контракта.

Соответственно, госзаказчику придется заплатить средств больше, чем предусмотрено контрактом за счет уплаты страховых взносов за исполнителя-физлица, а физлицо – в свою очередь – получит меньше за счет удержания с него сумм НДФЛ.

Операторы федеральных электронных торговых площадок вправе с 1 июля 2018 года взимать плату с участников госзакупок, выигрывших тендер.

Нововведение установлено постановлением правительства РФ.

    Указанным постановлением размер платы ограничен 1% от начальной, т.е. максимальной цены контракта, но не более:
  • 5000 рублей в общих случаях;
  • 2000 рублей, если победителем является представитель малого и среднего предпринимательства при условии, что к участию в тендере допускались только субъекты МСП.

Еще одно нововведение, связанное с оплатой ЭТП, касается случаев уклонения победителей тендеров от заключения контрактов.

Если победитель закупки уклонился от заключения контракта и заказчик заключает контракт со вторым участником, платить за проведение закупки будет уклонист.

Таким образом, со второго участника, с которым фактически заключат контракт, плату взиматьне станут.

Если действующие платежи участников госзакупок на обеспечение заявки и обеспечение контракта являются возвратными, то платеж за победу в тендере является уже безвозвратным.

До настоящего времени электронные торговые площадки зарабатывали в основном за счёт размещения на депозитах средств участников закупок, предоставленных для обеспечения заявок на участие в закупках и для обеспечения исполнения контрактов.

Теперь они смогут увеличить свои обороты за счет взимания платы с победителей тендеров.

(Благодаря новым правилам ожидается, что операторы федеральных ЭТП смогут заработать до 6 млрд рублей в год)

    Правила взимания платы также строго регламентированы правительством:
  • если участник закупки открыл специальный счёт в банке, оператор электронной площадки направляет требование для списания денежных средств в этот банк;
  • если у участника пока нет такого специального счёта, то оператор направляет требование о перечислении денежных средств непосредственно участнику через свою ЭТП.

Платежные требования ЭТП в адрес победителя направляются не позднее одного рабочего дня с момента, когда заказчик разместил в ЕИС и на электронной площадке контракт, подписанный заказчиком, либо протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.

В настоящее время, с 01.07.2018 действует уже восемь электронных торговых площадок и одна специализированная ЭТП по процедурам, установленным в 44-ФЗ, допущенных правительством к проведению закупочных процедур.

Вне сферы действия 44-ФЗ, действует уже большое множество ЭТП, предлагающие разнообразные формы проведения коммерческих торгов и различные тарифные планы.

Выбор ЭТП для проведения закупочных процедур законом закреплен за заказчиками.

Источник: https://vrn-buh.ru/articles-2019/08/30-goszakupki.php

Вопрос-ответ: Госконтракт с физлицом

Облагается ли налогом участие физического лица в гос закупках?

29 мая 2018 года

ВОПРОС:

Каковы особенности заключения государственного контракта с физическим лицом, если он не имеет статуса ИП?

ОТВЕТ:

При заключении договора с физлицом без статуса ИП учреждению стоит обратить внимание на следующие моменты.

Необходимо предусмотреть осуществление учреждением функции налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% для налоговых резидентов РФ и 30% в отдельных случаях для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

В соответствии с налоговым законодательством налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

А на заказчиков, которые являются российскими организациями, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, как раз возложена в данном случае функция налогового агента (п. 1 ст. 24 и п. 1 ст.

226 НК РФ).

Примечательно, что в Законе о контрактной системе прямо говорится: при заключении контракта с физлицом, кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Таким же образом можно поступать заказчикам и по Закону N 223-ФЗ – положение об уменьшении оплаты по контракту на размер налогового платежа в случае заключения контракта с физическим лицом без статуса ИП необходимо закрепить в контракте, а кроме того, при использовании конкурентных способов закупки – и в документации о закупке как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг (п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). А если в составе документации размещается проект контракта, то положение надо закрепить и в этом проекте. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что учреждение-заказчик не может знать заранее, будет ли среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП. А само это лицо, принимая решение об участии в закупке, должно понимать, что размер предлагаемой им цены контракта будет уменьшен на размер налогового платежа.

К сведению. Договоры, заключаемые учреждениями в рамках Закона о контрактной системе с физлицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у ЕП), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики должны осуществлять у субъектов малого предпринимательства , поскольку указанные лица к данным субъектам не относятся.

Необходимо также предусмотреть выполнение учреждением функции плательщика страховых взносов.

Отметим, что существует мнение, согласно которому в рамках Закона о контрактной системе заказчику необходимо уменьшать подлежащую уплате сумму только на размер НДФЛ, поскольку именно данный налог (а не страховые сборы) относится к понятию “налоговые платежи”. Однако уплата страховых взносов не может “повиснуть в воздухе” и, как говорилось выше, ответственность за это возлагается на заказчика.

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег оно и должно получить от заказчика. При этом оно не будет учитывать, что заказчику еще нужно нести расходы по уплате НДФЛ и социальных взносов.

А потому когда победителем торгов становится такое лицо, чтобы у заказчика не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – нести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены контракта, рекомендуется в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника закупки, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы.

А при заключении контракта в нем необходимо указывать сумму выплаты по НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов, при этом соответствующее положение должно быть и в проекте контракта, входящем в документацию о закупке.

Если же закупка осуществляется у ЕП, то здесь обычно сначала физическое лицо без статуса ИП, с которым заказчик ведет прямые переговоры, обозначает заказчику ту сумму выплаты, которую он хочет получить “чистыми”.

Затем заказчик в своем расчете “накручивает” на эту сумму НДФЛ и страховые взносы, определяя общую итоговую “цену вопроса”, которую ему придется заплатить самому физлицу и государству для привлечения такого лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги.

А потому в данном случае все обходится, как правило, без неприятных для той или иной стороны неожиданностей.

Статья: Участие физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя в закупках бюджетных учреждений (Чагин К.Г.) (“Руководитель бюджетной организации”, 2016, N 7) {КонсультантПлюс}

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК “Земля-СЕРВИС

Источник: https://zemser.ru/news/vopros-otvet-goskontrakt-s-fizlicom

Могут ли самозанятые участвовать в тендерах?

Облагается ли налогом участие физического лица в гос закупках?

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В ноябре 2018 года был подписан Федеральный закон № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “налог на профессиональный доход”…” или как многие его называют “закон о самозанятых”.

С появлением этого закона у многих возник резонный вопрос, а могут ли самозанятые принимать участие в тендерах? Именно на этот вопрос мы и дадим ответ в настоящей статье, а также разберемся чем самозанятые отличаются от физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Итак, давайте начнем…

Кто такой самозанятый?

Согласно ч.1 ст.

4 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход (“самозанятыми”) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.7 ст.2 422-ФЗ профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

То есть это физлицо без работодателя или ИП без работников, которое перешло на специальный налоговый режим и местом ведения деятельности которого является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Стоит отметить что 422-ФЗ это экспериментальный закон по использованию специального налогового режима, который изначально распространялся на Москву, Московскую и Калужскую область, а также Республику Татарстан.

Однако 30.10.

2019 года на официальном сайте проектов нормативных актов Минфином был опубликован проект закона согласно которому с 1 января 2020 года к эксперименту присоединятся 19 новых субъектов РФ: Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан.

Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим. Субъект для ведения деятельности можно менять не чаще 1 раза в год.

Сам же эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно.

Кто не может стать самозанятым?

В ч.2 ст.4 422-ФЗ приведен перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим, а именно:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст. 15 422-ФЗ (ЕСХН, ЕНВД);

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Как перейти на специальный налоговый режим и стать самозанятым?

Статус “самозанятого” постепенно приобретает популярность, поэтому многие физические лица, работающие на себя, задумываются о переходе на специальный налоговый режим.

Тут и правда есть над чем задуматься, налоги ниже (4% при работе с физлицами и 6% при работе с юридическими лицами и ИП), отчисления в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования платить не нужно.

Несомненным плюсом также является и тот факт, что “самозанятым” не нужно подавать декларации о доходах и вести бухгалтерию, уплата налога производится автоматически через мобильное приложение “Мой налог”.

Давайте теперь с вами разберемся, как можно зарегистрироваться в качестве самозанятого и что для этого нужно.

Регистрацию можно пройти одним из перечисленных ниже способов:

— через мобильное приложение «Мой налог» от ФНС России (приложение доступно в App Store и Google Play);
— на сайте ФНС России через веб-кабинет «Мой налог» (https://lknpd.nalog.ru/auth/login);
— через уполномоченный банк (через онлайн-банк или мобильное приложение, например, через Сбербанк-онлайн);
— через портал “Госуслуги”.

Если будете выполнять регистрацию с телефона, то на выбор вам будут доступны три варианта: 

  • регистрация по паспорту;
  • через личный кабинет физлица;
  • через портал “Госуслуги”.

Если у вас есть регистрация в ФНС или на сайте “Госуслуги”, то при регистрации вам будет необходимо указать ИНН и пароль от кабинета ФНС или логин и пароль от сайта “Госуслуги”. Паспорт будет не нужен, так как системы автоматически подгрузят необходимую информацию.

А вот если у вас нет регистрации на “Госуслугах” или в ФНС, то понадобится скан паспорта.

При регистрации действуйте указаниям системы. Само заявление будет сформировано автоматически. По завершению процедуры подтвердите регистрацию.

Регистрация проходит сразу, однако в отдельных случаях срок регистрации может достигать 6 дней.

Если же вы уже находитесь в качестве ИП, но хотите перейти на новый налоговый режим, то сделать это можно следующим образом. Сначала вы регистрируетесь в системе “Мой налог”, а затем подаете заявление в налоговую о переходе на новую систему налогообложения. Сделать это нужно в течение месяца после регистрации в качестве “самозанятого”. 

Нюансы участия самозанятых в тендерах

Как вы, наверное, знаете, и 44-ФЗ и 223-ФЗ допускает возможность участия физических лиц в тендерах. Однако с участием физических лиц здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы спросите, почему?

Во-первых, физические лица платят самый высокий налог — НДФЛ 13%, который будет удерживаться Заказчиком из суммы выигранного контракта (п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ). Помимо этого Заказчик обязан заплатить за физическое лицо страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).  

Во-вторых, физическое лицо может принимать участие в тендерах только на выполнение работ или оказание услуг, но не на поставку товаров. Поскольку перепродажа товара классифицируется как предпринимательская деятельность. А ведение предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации и лицензии грозит штрафами, либо арестом (ст. 14.1 КоАП РФ; ч.1 ст.171 УК РФ).

В-третьих, физическое лицо не может принимать участие в тендерах на постоянной основе. Поскольку систематическая деятельность направленная на извлечение прибыли также классифицируется как предпринимательская. 

Так согласно ч.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Соответственно, такая деятельность требует регистрации, в противном случае может грозить штрафами и арестами (ст. 14.1 КоАП РФ; ч.1 ст.171 УК РФ).

В-четвертых, есть ограничение и по сумме контракта — 1,5 млн. рублей. Это ограничение вытекает из норм ст.169 УК РФ. 

Согласно ч.1 ст.

171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6-и месяцев.

Понятие «дохода в крупном размере» и «дохода в особо крупном размере» приведено в Примечании к статье 169 УК РФ. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1,5 млн. рублей, особо крупным – 9 млн. рублей.

В-пятых, физическое лицо может принимать участие в тендерах на выполнение работ или оказание услуг, не требующих лицензирования (допуска к работам), т.к. физическим лицам такие документы не выдают (ч.1 ст.2. 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

В-шестых, физическое лицо не может принимать участие в закупках, проводимых для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), так как не относится к данным категориям участников закупок.

С физическими лицами мы разобрались, но а что же с самозанятыми?

А с самозанятыми ситуация следующая. 

Во-первых, самозанятые платят налог 4% с дохода, полученного от физических лиц и 6% от юридических. А это уже гораздо выгоднее нежели платить НДФЛ — 13%.

Во-вторых, для самозанятых есть территориальное ограничение. Местом ведения деятельности самозанятого может является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенного в эксперимент.

В настоящий момент это Москва, Московская и Калужская область, а также Республика Татарстан. С 1 января 2020 года в этот перечень добавится еще 19 субъектов. О них мы уже говорили выше в этой статье.

Таким образом самозанятый участник закупок может принимать участие в тендерах в том субъекте РФ, где он поставлен на учет. При условии, что этот субъект РФ включен в эксперимент.

В-третьих, для самозанятых установлен лимит по доходам — они не должны превышать 2,4 млн. рублей в год.

В-четвертых, самозанятые также, как и просто физические лица не могут участвовать в тендерах на поставку товаров (т.е. заниматься перепродажей). А также не могут нанимать исполнителей для выполнения работ и оказания услуг.

В-пятых, в отличие от физического лица самозанятый может принимать участие в тендерах на постоянной основе.

В-шестых, правительство подготовило законопроекты о внесении изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ согласно которым самозанятых приравняют к СМП и СОНКО.

Что в свою очередь даст им привилегии при участии в тендерах, а именно: квота в отношении закупок, проводимых для СМП и СОНКО; сокращенные сроки оплаты по контракту и возврату денежных средств; меньший размер ОИК; участие в программах партнерства.  Эти поправки будут действовать до окончания эксперимента, а точнее до 31.12.2028 г.

Однако эти изменения планируются только с 2020 года.

В-седьмых, в отличие от ИП самозанятые не платят обязательные страховые взносы в ПФР и ФФОМС, что также является определенным преимуществом. Однако есть и минус — период использования специального налогового режима не засчитывается в трудовой стаж.

Поэтому если сравнивать между собой варианты участия в тендерах в качестве физического лица, самозанятого и ИП, то вариант участия в качестве ИП наиболее перспективен.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/mogut-li-samozanyatye-uchastvovat-v-tenderah.html

Ндс в госзакупках: может ли заказчик уменьшить цену контракта на сумму ндс, если вы на “упрощенке”?

Облагается ли налогом участие физического лица в гос закупках?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”.

Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в государственных закупках. И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью.

 (Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.).

1. Что такое НДС?
2. НДС при заключении госконтракта
3. Госконтракт с поставщиком на УСН
4. Госконтракт с физическим лицом
5. Выводы

1. Что такое НДС?

НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость.

Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — http://www.ndscalc.ru/.

2. НДС при заключении госконтракта

При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.

Согласно ч.1 ст.

34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ). По мнению Минфина, представленному в Письме от 29.08.2014 г.

№ 02‑02‑09/43300, Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любоеюридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО).

То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.

95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

3. Госконтракт с поставщиком на УСН

Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.

Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/nds-v-goszakupkah.html

Адвокат24
Добавить комментарий