Можно ли выкупить земельный участок,находящийся в аренде?

Право выкупа земли без торгов относится только к участку, необходимому для обслуживания здания

Можно ли выкупить земельный участок,находящийся в аренде?

Арендатор государственного или муниципального земельного участка, построивший на нем здание, строение или сооружение, имеет преимущественное право приобрести этот участок в собственность без проведения торгов.

Однако площадь приобретаемой таким образом земли должна соответствовать площади возведенного здания.

Если же размер земельного участка больше, чем необходимо для обслуживания недвижимости, то его приватизация без проведения публичных процедур является нарушением законодательства о защите конкуренции (Определение ВС РФ от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 по делу № А40-100700/2015).

Суть дела

Между администрацией города (далее — администрация) и обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество) был заключен договор аренды земельного участка для строительства торгово-офисного центра.

После завершения строительства общество зарегистрировало право собственности на объект и обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу объекта недвижимости.

Между администрацией и обществом был заключен договор купли-продажи земельного участка, право собственности общества на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке. Затем общество разделило земельный участок на два участка и поставило их на кадастровый учет с новыми кадастровыми номерами.

Постановлением администрации обществу были разрешены сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона для строительства на одном из вновь созданных земельных участков супермаркета.

В связи с этим третье лицо — гражданин обратился в антимонопольный орган с заявлением о проверке законности передачи в собственность обществу земельного участка, находившегося в государственной собственности, без проведения предусмотренных законодательством и направленных на защиту конкуренции процедур.

По результатам рассмотрения обращения антимонопольный орган вынес решение о признании администрации нарушившей законодательство о защите конкуренции путем предоставления обществу права осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на земельном участке без проведения публичных процедур, предусмотренных законом, путем заключения устного соглашения об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу спорного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Администрации выдали предписание об изменении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, — договора купли-продажи, а также о применении мер, направленных на возврат муниципальной преференции, предоставленной обществу (права пользования спорным земельным участком).

Общество и администрация, полагая, что решение антимонопольного органа и предписание являются незаконными, а также нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд.

Судебное разбирательство

Суды первой и апелляционной инстанции заявленные администрацией и обществом требования удовлетворили и признали решение и предписание антимонопольного органа незаконными.

Указание антимонопольного органа на необоснованность предоставления спорного земельного участка в собственность общества, поскольку площадь земли существенно превышает площадь построенного на ней торгового центра, суды признали несостоятельным. Так, п. 3 ст.

35 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственник здания, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием.

Положений, касающихся предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность, в Кодексе нет. Администрация не предоставляла обществу муниципальных преференций, поскольку земля была передана на основании федерального закона, в данном случае на основании ЗК РФ.

Общество как собственник первоначального земельного участка реализовало свое правомочие, разделив его на два участка и поставив их на кадастровый учет.

Основанием для принятия оспариваемых решения и предписания стал вывод антимонопольного органа о том, что между администрацией и обществом было заключено устное соглашение об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу вновь созданного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Однако, по мнению суда, этот вывод неверен, поскольку администрация предоставила обществу участок с иным кадастровым номером (первоначальный участок до его разделения). Для приобретения в собственность данного земельного участка проведение публичных процедур не требовалось, поскольку общество обладало исключительным правом на его приватизацию. Став собственником земли, общество вправе было по своему усмотрению осуществлять на ней строительство недвижимых объектов при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.

Необоснованным суд посчитал и вывод антимонопольного органа о том, что администрация в нарушение законодательства о защите конкуренции предоставила обществу право осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на вновь образованном земельном участке без проведения публичных процедур.

Так, на данном участке во время рассмотрения спора не осуществлялось строительство ни коммерческой, ни жилой недвижимости, в связи с чем никакие публичные процедуры не проводились. Администрацией обществу был лишь разрешен сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона.

Суд также указал, что исполнение вынесенного антимонопольным органом предписания технически не представляется возможным, поскольку объектом, подлежащим передаче в собственность по договору купли-продажи, являлся иной земельный участок с иным кадастровым номером, а не вновь образованный после разделения земельный участок.

Арбитражный суд округа оставил судебные акты по делу без изменения.

Позиция ВС РФ

Судьи ВС РФ отменили все принятые по делу судебные акты, оставив требования администрации и общества без удовлетворения.

Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что общество как собственник здания имело преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (на момент рассмотрения дела ныне недействующая ст. 36 ЗК РФ предусматривала специальные правила приобретения прав на землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности и на которой расположены здания, строения, сооружения. — Примеч. ред.).

Доводы антимонопольного органа о необоснованности предоставления в собственность общества земельного участка площадью, значительно превышающей площадь принадлежащего ему торгово-офисного центра, нижестоящие суды не приняли, поскольку ЗК РФ содержит указание на преимущественное право собственника здания, находящегося на чужом земельном участке, покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием. Однако, по мнению ВС РФ, такой вывод является ошибочным и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике. При предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов государственный или муниципальный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта. Такое обоснование у администрации отсутствовало.

Кроме того, антимонопольный орган указывал на согласованность действий администрации и общества по передаче земельного участка в собственность последнего. До передачи земельного участка администрация уже располагала информацией о планируемом строительстве многоэтажного жилого дома на спорном участке.

После регистрации права собственности общество разделило данный земельный участок на два участка, поставив их на кадастровый учет, а администрацией впоследствии было издано постановление, разрешающее обществу сбор исходных данных и разработку проекта планировки части территории для строительства на земельном участке, не занятом принадлежащим обществу строением, супермаркета вместо ранее запланированного городом строительства 25-этажного дома.

Верховный суд РФ указал, что в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение (за исключением случаев, допускаемых законом) не может не влиять на конкуренцию.

Лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

В связи с тем, что администрация и общество не представили в антимонопольный орган и в суд доказательств, подтверждающих соответствие спорного земельного участка площадью 10 000 кв. м размерам, необходимым для использования здания площадью застройки 796 кв.

м, решение и предписание антимонопольного органа были признаны обоснованными.

К сведению

Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ внес изменения в ЗК РФ, в частности, в правила приватизации земельных участков, принадлежащих публичным образованиям, частными собственниками расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений. Норма ст.

36 ЗК РФ «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» с 1 марта 2015 г. утратила силу, а на смену ей в Кодекс ввели новую главу V.

1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальном собственности». Подпункт 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, аналогично отмененной ст.

36, предусматривает возможность продажи или передачи в аренду указанных участков без проведения торгов в случае, если на таких участках расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них. Указанные лица обладают исключительным правом на заключение соответствующих договоров.

В случае же, если собственник (или ни один из сособственников) здания, строения, сооружения не обратился с заявлением о приобретении земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении такого лица заключить договор аренды соответствующего земельного участка (п. 8 ст. 39.20ЗК РФ).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/340740/

Переход права аренды при переходе права собственности на недвижимость: автоматическая неавтоматичность

Можно ли выкупить земельный участок,находящийся в аренде?

Хотелось бы сначала сделать небольшое вступление, которым привлечь внимание коллег-юристов к одному из принципов, косвенно заложенных в отечественное земельное законодательство.

“Земля идет за недвижимостью” – таков этот принцип. Правильный он или неправильный, хорошо это или плохо – оценивать и сравнивать не буду, это не тема статьи. Но отмечу, что он кардинально отличается от подходов к приобретению прав на недвижимость многих развитых государств.

“Кто является владельцем земли, тот и владелец здания на земле” – такой обобщенный тезис передовых стран.

Например, законодательство Германии определяет, что здание, дом – это составная части земельного участка, а законодательство США – что здание является принадлежностью главной вещи – земельного участка, и если такое здание построено на земельном участке другим лицом без разрешения собственника такого земельного участка, оно является собственностью владельца земельного участка. Поэтому в таких государствах и нет самовольных застроек, коррупционных узакониваний и т. д.

У нас есть свое законодательство. Его нам и нужно применять.

А теперь по существу.

В Земельном кодексе Украины уже давно содержится норма, фактически в приказном порядке предусматривающая, что если владелец здания меняется, то к новому владельцу переходит право на землю (право собственности или пользования) под этим зданием.

Указанная норма содержится в ст. 120 Земельного кодекса Украины, ст. 377 Гражданского кодекса Украины и в Законе Украины “Об аренде земли”.

Рассмотрим ситуацию, когда земля под зданием, право собственности на которую перешло к новому приобретателю, находилась в пользовании (аренде).

На такой случай ст.

120 ЗК Украины гласит, что при приобретении права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, который находится в пользовании, к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, что были у предыдущего землепользователя. В случае если право собственности на жилой дом, здание или сооружение приобретается несколькими лицами, право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в праве собственности жилого дома, здания или сооружения.

Существенным условием договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, является кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с приобретением права собственности на эти объекты.

Заключение договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, связанное с переходом права на часть земельного участка, осуществляется после выделения этой части в отдельный земельный участок и присвоения ему отдельного кадастрового номера.

В случае приобретения права собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), который расположен на землях государственной или коммунальной собственности, находящихся в пользовании другого лица, и необходимости разделения земельного участка, площадь земельного участка, который формируется, не может быть меньше, чем максимальный размер земельных участков соответствующего целевого назначения, определенных статьей 121 Земельного кодекса Украины (кроме случаев, когда формирование земельного участка в таком размере является невозможным).

Ст.

377 Гражданского кодекса Украины, в свою очередь, акцентирует также на том, что к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право пользования на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землепользователя. Размер и кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с переходом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, являются существенными условиями договора, предусматривающего приобретение права собственности на эти объекты (кроме многоквартирных домов).

В ст. 31 Закона Украины “Об аренде земли” также указано, что договор аренды земли прекращается в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном другим лицом земельном участке.

То есть из анализа вышеуказанных норм следует, что законодатель прямо связывает момент приобретения права собственности на недвижимость новым владельцем с моментом прекращения землепользователем права пользования земельным участком под недвижимостью.

Суммируем. Похоже, что процесс такого перехода права пользования (аренды) на земельный участок должен быть автоматическим – в силу закона.

Однако…

В Земельном кодексе Украины содержится норма, которая фактически не допускает такой автоматичности. Это ч. 1 ст.

116 ЗК Украины, гласящая, что граждане и юридические лица приобретают право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Земельные участки, находящиеся в пользовании граждан или юридических лиц, передаются в пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только после прекращения пользования ими в порядке, определенном законом.

Данная норма прямо перекликается со ст. 141 ЗК Украины, которая четко указывает, что приобретение другим лицом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, является всего лишь основанием для прекращения права пользования земельным участком, а не фактом прекращения такого права.

Что по этому поводу скажет нам судебная практика?

Высший хозяйственный суд Украины в своем постановлении от 15 марта 2012 по делу № 6/82/5022-1391/2011 указывает, что возникновение права собственности на объект недвижимости не является основанием для автоматического возникновения права собственности или заключения договора аренды земельного участка, что следует из положений ст.

377 Гражданского кодекса Украины, ст. 120 Земельного кодекса Украины.

Кроме того, право пользования земельным участком, на котором находится недвижимость, переходит к приобретателю объектов недвижимости исключительно при условии, что в момент их отчуждения у предыдущего владельца согласно требованиям земельного законодательства такое право было должным образом удостоверено.

Аналогичная по сути правовая позиция содержится и в постановлении Высшего хозяйственного суда Украины от 20 мая 2015 по делу № 5024/2507/2011, в котором констатируется, что земельным законодательством не предусмотрен автоматический переход прав на земельные участки, а требуется оформление прав на них за определенной процедуре, которую нельзя подменять судебным решением.

Коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины в своем постановлении от 15 апреля 2015 по делу № 28/5005/5627/2012 в подтверждение высказанного выше мнения также указывает, что в соответствии со ст. 377 Гражданского кодекса и ст.

120 Земельного кодекса Украины в случае приобретения права собственности на здание, сооружение, находящееся на земельном участке, предоставленном в пользование, к приобретателю переходит право пользования соответствующим земельным участком в том же объеме, что был у предыдущего землепользователя. Однако при этом договор аренды земельного участка предыдущего владельца недвижимого имущества не прекращается автоматически, а новый собственник может требовать переоформления права пользования земельным участком на себя в установленном действующим законодательством порядке.

То есть мы видим, что в данной ситуации суд выражает следующую позицию: в связи с переходом права собственности на здание к новому владельцу данный факт является основанием для прекращения права пользования земельным участком предыдущим землепользователем и к новому владельцу переходит право пользования земельным участком под зданием. Однако право пользования земельным участком предыдущего пользователя следует прекратить и приобрести (переоформить) владельцем здания в установленном законом порядке. От себя скажу, что, как уже говорилось выше, такой порядок предусматривает необходимость принятия уполномоченными органами решений о прекращении/предоставлении в аренду указанного земельного участка и осуществления государственной регистрации указанных прав. Автоматичность в данном вопросе отсутствует.

Но…

Высший хозяйственный суд своим постановлением от 9 июля 2015 по делу № 910/23058/14 формирует в этом вопросе совсем иную, новую практику. Так, кассационная инстанция недословно указывает, что в Законе Украины “Об аренде земли” содержится ст.

7, часть 3 которой гласит, что к лицу, к которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок.

Договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

И теперь внимание. Суд отмечает, что требования ч. 3 ст.

7 Закона Украины “Об аренде земли” следует понимать таким образом, что при возникновении у другого лица права собственности на жилой дом, здание или сооружение право предыдущего пользователя прекращается в силу закона, без оформления прекращения права любыми актами и документами. Эта норма является императивной, отступление от нее на основании договора не допускается. Договор аренды при этом не прекращается в целом, а только в части аренды предыдущим арендатором земельного участка.

То есть имеем кардинально различные правовые позиции, толкования норм, что в совокупности на практике приводит к применению законов по принципу “как кому выгодно”.

Вот и вывод: в украинских реалиях переход права аренды при переходе права собственности на недвижимость является автоматически неавтоматическим.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA008310

Выкуп земельного участка из аренды в собственность: оформление, порядок, заявление, право

Можно ли выкупить земельный участок,находящийся в аренде?

Зачастую граждане и юридические лица не в состоянии сразу же купить землю. В результате они прибегают к аренде участка земли.

Однако со временем может появиться возможность сделать арендованный надел своей собственностью.

Как поступать в таком случае, и на что можно надеяться арендатору, а также как составить договор выкупа права аренды земельного участка постараемся выяснить в нашей статье.

Право на такое действие

Права граждан и предприятий на выкуп снятой ими ранее земли обозначаются Гражданским кодексом (ГК) и Земельным кодексом (ЗК) РФ, а еще рядом федеральных законов.

Особенности процедуры выкупа участка из аренды обосновываются некоторыми обстоятельствами:

  • Расположение надела и отнесенность его к государственным, региональным или муниципальным землям;
  • Тип допустимого использования участка;
  • Характер субъекта, выступающего в роли покупателя.

В некоторых случаях допускается выплата в рассрочку.

О преимущественном праве выкупа земельного участка, находящегося в аренде расскажет юрист в следующем видео:

Во сколько обойдется мероприятие

Цена надела представляет собой процентную ставку от его кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, зависит от региона, в котором расположена земля.

  • Так, традиционно, для граждан, построивших на участке недвижимость, а также для юридических лиц, являющихся собственниками построек, размещенных на данной территории, цена будет составлять до 60% от кадастровой стоимости.
  • Наименьшая из возможных ставок – 2,5% – предоставляется при выкупе земель из федеральной собственности. Этот же процент взимается с юрлиц, когда речь идет о разделенных участках, предоставленных для создания дачного хозяйства.
  • Следует учитывать, что при необходимости изменения характера назначения участка, придется выплатить сумму, равную 80% его стоимости.
  • Если никакие преобразования не нужны, ставка будет куда ниже (порядка 20 %).

Межевание

Случается, что при заключении аренды проект землеотвода не создается. В таком случае, перед тем, как обратиться за получением прав на надел, нужно договориться с администрацией о создании такого проекта и посвященной ему госэкспертизы.

Только после этого можно размышлять о цене, заключать договор купли-продажи и регистрировать участок.

Особенности выкупа земельного участка из аренды в собственность

Поправки, изданные к ЗК в 2015 году, вобрали в себя многолетние наработки по ключевым вопросам этого раздела законодательства. Многие аспекты, связанные с формированием, выделением и переходом участков, ныне рассмотрены подробнее и куда более точно сформулированы.

Что касается аренды земли с дальнейшим правом выкупа ее у государства и муниципалитета, следует отметить несколько основных изменений.

  • Во-первых, разрешено получение наделов в аренду без предварительного проведения торгов, в случае, когда:
  1. речь идет об участках под ИЖС, ЛПХ (в пределах населенных пунктов), а также наделах под садоводство, дачное и фермерское хозяйство;
  2. запрашивается земля под сенокосы и огороды, ЛПХ. Участок при этом должен находиться за границами поселения.
  • Во-вторых, стоимость выкупа теперь представляет собой процент не от рыночной стоимости надела, как было ранее, а от кадастровой. Это касается земель для с\х производства, предоставленных физическим или юридическим лицам, при соблюдении некоторых условий:
  1. Договор аренды должен быть заключен не менее чем на трехлетний срок;
  2. Заявление на выкуп земельного участка из аренды без торгов должно быть подано до истечения срока аренды (3 года, как правило);
  3. Со стороны арендатора не должно быть зафиксировано нарушений пунктов договора аренды.

Стоимость с/х земли практически всегда равна кадастровой. В некоторых субъектах РФ предусмотрен ряд льгот.

К тому же, в ряде регионов, по истечению 10-15 лет аренды, сумма, которую нужно отдать, чтобы стать собственником надела, значительно уменьшается или вовсе нивелируется. Еще ряд областей (Сахалинская, Саратовская, Псковская и др.) и краев (Хабаровский, Приморский) изначально предоставляет фермерам землю бесплатно.

Нюансы процедуры

Процедура выкупа земельного участка из аренды произойдет гораздо проще, если Вы заранее узнаете о правилах ее проведения, необходимых документах и порядке действий.

Правила

Арендатор, вне зависимости от того, физическое или юридическое это лицо, имеет право приобрести надел, оформленный в аренду, когда:

  • в договоре не предусмотрено запрета на данное действие;
  • на участке находится возведенное ним строение.

Перед тем, как приступить к выкупу земли, нужно оформить недвижимость в собственность. Происходит это в несколько шагов:

  1. Обращение в бюро технической инвентаризации за техпаспортом постройки;
  2. Создание на базе техпаспорта технического плана здания;
  3. Регистрация его в кадастре;
  4. Регистрация непосредственно права собственности.

Когда постройка официально принадлежит Вам, можно обращаться в администрацию для выкупа расположенной под ней арендованной земли. Далее мы поговорим о документах для выкупа земельного участка из аренды.

Документы

Первым шагом на пути приобретения арендованной земли является поход в муниципалитет. С собой Вам нужно прихватить несколько бумаг:

  • Паспорт;
  • Квитанцию об уплате установленной пошлины;
  • Договор аренды.

После всех согласований Вы отправляетесь в Росреестр с таким пакетом бумаг:

  • Договор для осуществления сделки купли-продажи;
  • Заявление с просьбой о переведении надела в Вашу собственность;
  • Бумага, подтверждающая оплату утвержденной стоимости, а также, госпошлины;
  • Постановление, согласно которому решено передать Вам во владение данный участок;
  • Бумаги, демонстрирующие порядок расчета стоимости надела (они подготавливаются комиссией по оценке).

Далее мы расскажем о нюансах оформления договора земельного участка в собственность после или во время аренды.

Договор выкупа

Через неделю после того, как арендатор представляет в администрацию кадастровый план интересующего его участка, составляется, согласно требованиям, изложенным в ГК, договор купли-продажи. На основании этого документа производится выкуп.

Данная бумага направляется арендодателю по почте или передается в руки (под расписку). После обсуждения ключевых моментов, сделка заключается.

Настало время поговорить о порядке процедуры выкупа земельного участка, находящегося в аренде, из таковой.

Процедура

Итак, чтобы купить участок, находящийся у Вас в аренде, нужно действовать следующим образом:

  1. Обратиться в администрацию со своим, а также кадастровым паспортом (выпиской из него), договором аренды и планом участка;
  2. Для получения выписок из кадастра следует направиться в Федеральное управление, занимающееся вопросами картографии и постановкой земель на учет. После межевания и согласования границ надела с соседями, Вам выдадут необходимые техдокументы;
  3. Получить в администрации постановление о передаче участка Вам, вынесенное на основании представленных бумаг. В этом документе Вы найдете стоимость, за которую участок перейдет в Вашу собственность;
  4. После того, как сумма будет уплачена, следует написать заявление с просьбой о регистрации сделки и приложить к нему постановление администрации и копию квитанции об оплате. Также надо будет предъявить паспорт;
  5. Через месяц можно получить свидетельство собственника.

И завершим статью мы советами, как продать и выкупить земельный участок, находящийся в аренде.

Полезные советы

Как и арендаторам, желающим приобрести надел, так и собственникам земли, желающим его продать, процедура покупки-продажи земельного участка, находящегося в аренде, дается крайне сложно.

В ней существует ряд нюансов и подводных камней, зная о которых, можно осуществить всю процедуру гораздо быстрее и с меньшими затратами.

Поэтому главный совет тем, кто планирует продать участок – обращайтесь за помощью к специалистам.

Юристы окажут вам помощь в ряде вопросов:

  • Сбор документов или проверка собранных Вами бумаг на предмет их соответствия требованиям, прописанным в законе;
  • Содействие в проведении межевания и постановке надела на учет;
  • Составление либо же проверка текста договора.

К тому же не забывайте, если вы сами решитесь взяться за оформление соответствующих бумаг, то каждую из них стоит вычитывать от корки до корки, чтобы не допустить неприятных оплошностей.

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/arenda-uchastka/protsedura-vykupa-v-sobstvennost.html

Выкуп земли из аренды в собственность у государства в 2019 году: порядок заключения договора купли-продажа, проведение аукциона, срок аренды, закон, способы выкупа, регистрация права собственности | Земельный эксперт

Можно ли выкупить земельный участок,находящийся в аренде?

Государственная или муниципальная земля может быть передана гражданам либо компаниям на основании постоянного или временного пользования (аренды).

В последнем случае при достижении определенных условий участок может быть выкуплен у администрации населенного пункта (где была оформлена аренда) или передан ею на безвозмездной основе.

Сама процедура передачи вещных прав на землю, по-сути, является приватизацией и охватывает аналогичные действия.

Приватизация представляет собой метод преобразования формы собственности земельного участка путем ее передачи в частные руки.

Такой процедуре подлежит государственное или муниципальное имущество, которое находится в фактическом ведении иного заинтересованного лица и необходимо ему для целей, предусмотренных и разрешенных законодательством (развитие инфраструктуры, строительство недвижимости, выделение обособленных объектов из состава кооперативов или объединений).

При этом целевая категория рассматриваемой земли должна входить в следующие группы:

  • Территории населенных пунктов.
  • Земли сельхозназначения.

В отдельных случаях разрешается передача в долгосрочную аренду (до 50 лет) отдельных участков, находящихся в категории лесных, водных или земель запаса. Например, как на Дальнем востоке. Такие земли распоряжением правительства переводятся в иную категорию и передаются в пользование.

В земельном законодательстве под приватизацией понимается передача определенной территории в частные руки тем или иным государственным органом, который является фактическим правообладателем. В ФЗ № 178 от 21.12.01 под этим же понятием подразумевается возмездное отчуждение собственности РФ или ее отдельных субъектов во владение заинтересованным лицам.

В июне 2014 года вступил в действие ФЗ № 171, внесший существенные изменения в ЗК РФ (Земельный кодекс), начавшие действовать с начала марта 2015 года. Благодаря нововведениям была оптимизирована процедура предоставления отдельных участков государственной собственности в частные руки. Основные изменения:

  1. Муниципальная и федеральная собственность стала более доступной для населения.
  2. Отдельные категории лиц могут получить участок бесплатно (многодетные и нуждающиеся семьи, а также арендаторы некоторых местностей).
  3. Территории под строительство стали реализовываться с торгов на определенный срок.
  4. Физические лица или компании могут присоединить соседствующую и пустующую землю к своему участку на льготной основе.

Способы выкупа земли из аренды

Выкуп земли из аренды в собственность регламентируется ЗК РФ и осуществляется двумя способами:

  • На торгах путем проведения аукциона.
  • Без организации такого мероприятия.

Если выкуп земли у государства происходит на торгах, уполномоченным органом объявляется о проведении такого мероприятия и устанавливается начальная стоимость, которая не может превышать фактическую кадастровую цену рассматриваемого объекта. Продажа надела осуществляется претенденту, назначившему более высокую цену за предмет. Если участник аукциона один, продажа ему земли происходит по начальной стоимости.

В следующих случаях реализация имущества происходит без организации конкурса:

  1. Если земельный участок выделен из территории, предоставленной для комплексного освоения территории и строительства недвижимости, за исключением передачи участка для аналогичных целей, но строительной компании, возводящей жилье эконом-класса.
  2. Если надел передан под индивидуальное жилищное строительство. Аренда земли под ИЖС с последующим выкупом или договор безвозмездного пользования должны быть оформлены в соответствии с ФЗ № 161 от 24.07.08.
  3. Для земель сельхозназначения, переданных в аренду физическому и юридическому лицу. При этом с момента заключения такого договора прошло три года и при использовании земли не были выявлены нарушения ее целевого назначения.

Если на арендованном наделе находится недвижимость, ее владельцу предоставляется приоритетное право для выкупа земельного участка, если иное не запрещено законодательными актами. Если владельцев недвижимости несколько, и при этом невозможно выделить отдельные доли такого имущества, государственное владение может быть передано в общую долевую собственность.

Порядок выкупа земельного участка собственником недвижимого имущества

При желании выкупа земельного участка, находящегося в государственной собственности, заинтересованному лицу необходимо обратиться в компетентную службу, в чьем ведении фактически находится рассматриваемый объект. Зачастую, это земельный комитет при местной администрации. В отдельных случаях заявка подается в департамент земельных ресурсов соответствующего субъекта Федерации.

При обращении в компетентный орган оформляется заявление по предоставленному образцу, к которому прикладываются следующие бумаги:

  • Паспорт заявителя или иной документ, удостоверяющий его личность – для физического лица. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП – для компаний и индивидуальных предпринимателей.
  • Выписка из ЕГРП, свидетельствующая о праве собственности претендента на имущество, если на участке имеются зарегистрированные объекты недвижимости.
  • Нотариально удостоверенная доверенность, если заинтересованную сторону представляет доверенное лицо.
  • Кадастровый паспорт. При его отсутствии необходимо произвести обязательные процедуры по межеванию земли в картографической службе.
  • Иной документ, дающий право на покупку рассматриваемого объекта (например, судебное решение или протокол, утвержденный для победителя при реализации земли на аукционе).

Если выкупаемый участок подлежит передаче заинтересованной стороне, в течение одного месяца после подачи заявления от госоргана придет официальный ответ, содержащий образец договора купли-продажи. В случае отказа, извещение с указанием причин будет получено в этот же срок.

Если территория не определена, период делопроизводства может быть растянут в зависимости от наличия пустующих земель и количества претендентов, которых в соответствии с социальным статусом определят в специальную очередь на получение.

В случае выкупа на торгах, с победителем аукциона заключается соответствующий договор в течение 5 дней после выплаты всей суммы за участок.

Договор купли-продажи земельного участка

Договор купли-продажи оформляется в соответствии с законодательством уполномоченным органом или нотариусом и должен содержать следующие сведения:

  • Наименование сторон сделки.
  • Предмет договора.
  • Существующие обременения (при наличии).
  • Цена соглашения и порядок ее уплаты.
  • Реквизиты сторон-участников делопроизводства.

Если арендодатель уклоняется от заключения такого договора, заинтересованное лицо или его представитель могут обратиться в судебные органы.

Заявителю может быть отказано в выкупе, если:

  1. На продажу участка существует ограничение, указанное в нормативных актах федерального или регионального значения.
  2. Претендент во время аренды нарушил условия использования предоставленной ему территории, которые не были устранены.
  3. Перечень предъявленных документов и их форма не соответствуют законодательно установленным требованиям.

Регистрация права собственности на земельный участок

Оформление перехода вещного права на землю производится в Росреестре при предъявлении договора купли-продажи или иного правоустанавливающего документа, а также акта приема-передачи имущества.

Стоимость госуслуги за регистрацию земли согласно ст. 333.33 НК РФ составляет 350 руб. для граждан и 1 000 руб. для компаний. Оформление доли в праве общей стоимости – 100 руб. Госрегистрация доли в многоквартирном доме (при необходимости) – 200 руб.

В регистрирующий орган документы можно представить следующими способами:

  • Лично при непосредственном посещении учреждения по месту жительства или нахождения рассматриваемого участка.
  • Заказным письмом через почту.
  • Через интернет, посредством официального сайта госуслуг.
  • В МФЦ (многофункциональном центре).

Срок рассмотрения обращения –  30 дней с момента регистрации заявки, которая осуществляется в течение 3 дней после ее получения (5 дней, если используются услуги МФЦ). Результатом процедуры будет внесение записи в государственный реестр и выдача заинтересованному лицу свидетельства о собственности.

Пример по выкупу земли из аренды

Гражданин Мелехов П.В. арендовал землю под личное подсобное хозяйство у муниципалитета сроком на 10 лет.

По истечении пяти лет на участке он соорудил различные постройки и сооружения для организации животноводства.

Согласно земельному кодексу, гражданин арендовавший землю в течение более 5 лет, на которую не установлены какие-либо ограничения, вправе ее получить в личную собственность.

Для осуществления этого Мелехов обратился в районный муниципалитет, где составил соответствующее заявление и приложил к нему необходимую документацию. В течение одного месяца от госведомства был получен официальный ответ с указанием выкупной стоимости и содержащий образец договора купли-продажи.

После оплаты объявленной цены, с гражданином был заключен указанный договор и составлен передаточный акт. Эти документы были предъявлены в Росреестр, где был оформлен переход вещного права в частные руки путем занесения записи в госреестр, и было выдано соответствующее свидетельство.

Заключение

Аренда земли с правом выкупа представляется отдельным категориям лиц в соответствии ЗК РФ. Основные положения:

  1. В частную собственность могут быть переданы земли населенных пунктов или сельхозназначения.
  2. Земля выкупается у того государственного или муниципального ведомства, которое является фактическим правообладателем участка.
  3. Рассматриваемая территория может быть реализована на торгах и без проведения такого мероприятия.
  4. Завершение процедуры происходит в Росреестре.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по выкупу земли из аренды

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Анатолий. Как я могу приватизировать арендованную землю, на которой находится жилая недвижимость, находящаяся в моей собственности и во владении иных лиц. При этом некоторые из них являются обладателями вещного права на основании хозяйственного ведения?

Ответ: Добрый день, Анатолий. В вашем случае можно посоветовать применить законодательную норму п.3ст. 39.

20 ЗК РФ, гласящую: если на одном земельном участке находятся сооружения нескольких лиц, обладающих ими на основании прав собственности и хозяйственного ведения, такой надел может быть предоставлен в пользование на основании договора аренды с множественностью лиц.

Список законов

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/ispolzovanie-chuzhix-zemelnyx-uchastkov/vykup-zemli-iz-arendy/

Как выкупить земельный участок из аренды в собственность? | ГК «Абажур»

Можно ли выкупить земельный участок,находящийся в аренде?

Арендуемый земельный участок, находящийся у вас в государственной или муниципальной собственности, в некоторых случаях возможно выкупить из аренды по кадастровой стоимости. Какова же цена выкупа в конечном итоге, и можно ли ее изменить?

Общие основания выкупа из аренды земельного участка в собственность

Общеизвестно, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, выставленный на торги, проводимые в форме аукционов, может быть выкуплен по результатам этих торгов.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, это касается земельных участков, на которых расположены здания, сооружения.

Собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, предоставлено право выкупа земельного участка по кадастровой стоимости, в том числе выкупа ранее арендованного участка.

https://www.youtube.com/watch?v=2Xqh9BbPy7s

Также существует ряд иных случаев продажи земли без проведения торгов, например,

  • земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и т.д.

Кроме того, если единственная заявка на участие в аукционе подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Исключительное право выкупа земельного участка в собственность

Исключительное право на приобретение (выкуп) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Важно помнить, что такие здания и сооружения должны быть возведены на законных основаниях, с соблюдением действующих на момент возведения требований, правил и норм.

Одним словом, постройка не должна отвечать признакам самовольной, т.е.

постройкой, созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданной без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

При этом, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Таким образом, выкупить земельный участок из государственной или муниципальной собственности может собственник зданий, сооружений, находящихся на нем, если такие объекты не являются самовольными постройками.

Выкуп земли из аренды в собственность по кадастровой стоимости

Решение о выкупе из аренды земельного участка в собственность принимается, как правило, исходя из экономической целесообразности, т.е. что выгоднее платить арендную плату или выкупить и распоряжаться землей самостоятельно, как собственник.

Напомним, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Так, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости.

Вместе с тем, нередки случаи, когда кадастровая стоимость земельного участка, который может быть выкуплен из аренды собственником зданий, сооружений, расположенных на таком земельном участке, неоднократно пересматривается в сторону увеличения или же первоначально завышена над рыночной стоимостью такой земли.

В данном случае специалисты компании Абажур рекомендуют и осуществляют процедуру уменьшения кадастровой стоимости земельного участка.

После внесения в государственный кадастр недвижимости измененной кадастровой стоимости земельного участка, его можно выкупить по значительно сниженной цене, по сравнению с первоначальной кадастровой стоимостью, счет может идти на миллионы рублей.

Порядок выкупа арендованных земельных участков

Лицу, заинтересованному в выкупе арендованного земельного участка, следует обратиться в исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления.

Для этого потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • договор аренды земельного участка;
  • заявление по установленной форме.

После подачи заявления нужно согласовать с органами власти вопрос о приобретении земельного участка. Затем в отдел Управления Росреестра следует предоставить:

  • договор купли-продажи;
  • заявление для перехода права собственности;
  • квитанцию об оплате стоимости земли;
  • квитанцию (копию) об уплате госпошлины;
  • постановление о предоставлении участка, выданное органами местного самоуправления;
  • документацию с расчетом стоимости выкупа земельного участка оценочной комиссией.

Документация оформляется в течение 20 дней, после чего заявитель вступает в право собственности.

Возможные основания для отказа в выкупе

  • ненадлежащим образом оформленные документы, либо подача неполного пакета документов;
  • обнаружение недостоверной информации в поданных документах;
  • возбуждение процедуры банкротства или прекращение деятельности покупателя-юридического лица;
  • наличие законодательного запрета на передачу данного участка в частную собственность;
  • невозможность выкупа земли, обусловленная ее целевым назначением (земли лесного и водного фондов, заповедников, общего пользования и др.);
  • если покупатель не является резидентом РФ.

Ну и конечно, наши свежие участки — смотри, выбирай — мы поможем оформить их в собственность:

Источник: https://stroy54.ru/kak-vykupit-zemelnyj-uchastok-iz-arendy-v-sobstvennost/

Адвокат24
Добавить комментарий