Можно ли не убирать территорию рядом со школой?

Санитарные нормы для школ

Можно ли не убирать территорию рядом со школой?

Эти и многие другие тонкости регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, утвержденными Главным государственным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. И все школы страны обязаны им соответствовать.

Гигантомания сегодня не в почете. По соображениям безопасности разрешено строительство лишь невысоких школ – максимум в три этажа.

Лишь в мегаполисах, где свободного места катастрофически не хватает, допускается четвертый этаж. Новые здания проектируются с расчетом, что грызть гранит науки в них будут не больше тысячи ребят.

А в классе могут учиться до 25 человек. Причем на одного школяра положено минимум 2,5 квадратных метра учебной площади.

Красиво смотрятся расставленные аккуратными рядами одинаковые парты. Только от этого единообразия страдают дети.

Ведь в классе учатся ребята разного роста, и каждый должен быть обеспечен подходящей ему мебелью. Парты для “коротышек” ставят ближе к доске. И еще один очень важный момент.

Плохо видящих и слышащих детей обязаны усаживать в первом ряду, а часто болеющих – подальше от наружной стены.

Важнейшим показателем для оценки санитарного состояния школы является чистота в туалетах. Но не менее важно и другое – число “посадочных мест” должно соответствовать количеству учащихся.

Врачи предписывают иметь 1 унитаз на 20 девочек, 1 унитаз на 30 мальчиков и 1 писсуар на 60 мальчиков.

Кроме того, для школьниц, начиная с 5-го класса, оборудуются помещения личной гигиены из расчета 1 комната – на 70 учениц.

В хорошей школе не бывает ни жарко, ни холодно. Температура воздуха в классе поддерживается в пределах 18-20 градусов, в коридорах – 16-18, в учебных мастерских – 15-17 градусов. Даже когда нет занятий, температура не опускается ниже 15 градусов. А относительная влажность может колебаться в интервале 40-60 процентов.

Во всех классах должно быть естественное освещение. Окна должны выходить на юг или восток. Лишь кабинеты черчения, рисования и информатики могут быть ориентированы на север. Строго регламентирована и окраска стен. Разрешены светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого цветов. Они не раздражают зрение и не привлекают к себе лишнего внимания учеников.

Администрация школы обязана обеспечить горячие завтраки для всех детей и двухразовое питание для групп продленного дня.

Особое внимание к меню: в нем не должно быть продуктов и блюд, которые могут вызвать массовые отравления.

Под запретом в школах макароны по-флотски, блинчики с мясом, студень, окрошка, паштеты, квас, грибы, яичница-глазунья, пирожные, кремовые торты, пончики и многое другое.

Большинство из вышеперечисленных правил в школах стараются соблюдать. Но одно требование нарушается повсеместно. В редком классе подоконники не заставлены цветочными горшками. Учителей, разводящих на окнах настоящие ботанические сады, обычно ставят в пример. Но цветы загораживают солнце, и место для них – кашпо в простенках окон.

– Почти 14 процентов школ мы относим к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия, – рассказывает заведующая отделом гигиены детей и подростков Федерального центра госсанэпиднадзора Ольга Милушкина. – Чтобы дети могли в них нормально учиться, необходимы кардинальные изменения.

Во Владимирской и Кемеровской областях, Дагестане, Чечне, Якутии, Карачаево-Черкесии и Хабаровском крае таких школ больше 25 процентов. В некоторых из них выявлены нарушения вопиющие. До 1 сентября они должны быть устранены. Если нет – школа может быть временно закрыта. Такое, кстати, случается каждый год.

Скажем, прошлой осенью 15 российских школ открыли свои двери с опозданием.

Своя ноша тянет

Наверное, все видели малышей, бредущих в школу с согнутой под тяжестью ранца спиной. Чтобы немножко передохнуть, они прислоняются к стенам. Так что не надо удивляться, что сейчас почти нет детей с идеальной осанкой.

– Сам ранец первоклассника весит не больше 500 граммов, – говорит Ольга Милушкина. – Но дети в него часто запихивают множество нужных и ненужных вещей. Научить малыша брать с собой только действительно необходимое должны родители и учителя. Тому же первокласснику не следует носить за плечами больше двух килограммов.

Очень важен цвет ранца. Ведь в некоторых наших регионах дети полгода ходят в школу в сумерках. Яркий ранец хорошо заметен водителям машин, а рефлектирующее покрытие обеспечит отражение света фар, и школяр на дороге будет заметен издалека.

Учащиеся начальных классов, чей позвоночник еще очень гибок, должны носить только ранцы, а дети постарше – могут и портфель, не забывая менять руки. По мнению специалистов, максимальный вес ранца или портфеля учеников средней и старшей школы – 8-10 процентов от веса хозяина.

– Если вес собранного портфеля в первую очередь определяет сам ребенок, то вес учебников строго регламентирован, – продолжает Ольга Милушкина. – Учебники для 1-4-х классов должны весить не больше 300 г, для 5-6-х классов – 400 , для 7-9-х классов – 500 , для 10-11-х классов – 600 г.

Есть и другие ограничения. Например, в учебных пособиях для 1-6-х классов не допускается набор текста в две колонки. Также запрещена печать на цветном или сером фоне.

Санитарные нормативы запрещают использование учебников с полиграфическим браком: смазанными красками, склеенными страницами, поврежденным переплетом.

Понедельник – легкий день

Какой ребенок не жалуется на нелепое расписание уроков? Оказывается, составлять его надо по науке. Пик умственной активности школьника приходится на 10-12 часов утра. Поэтому самые трудные предметы должны идти вторым, третьим и четвертым уроками. А вот сдвоенная математика в конце учебного дня – это форменное безобразие и законный повод для жалобы директору.

Ученые доказали, что в понедельник и пятницу материал воспринимается хуже, чем в середине недели. Поэтому пик учебной нагрузки должен приходиться на вторник и среду. Это может быть максимальное количество уроков либо самые тяжелые предметы.

Самой-самой признана математика – 11 условных баллов. Для сравнения: иностранный язык – 10 баллов, физика и химия – по 9, русский язык и литература – по 7. Легкими считаются черчение – 3 балла, рисование – 2, пение – 1 балл.

А вот физкультура, вопреки расхожему мнению, совсем не легка – ей присвоено целых 5 баллов.

Правильным считается расписание, когда максимальная нагрузка по сумме баллов приходится на середину недели. Напротив, если она распределена равномерно или максимум приходится на понедельник и пятницу, расписание необходимо срочно менять!

В гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением отдельных предметов не допускается занятий в две смены. А первые, пятые и выпускные классы в любом случае учатся только с утра.

Уроки не должны начинаться раньше 8 часов, и никаких “нулевых” уроков, в том числе факультативов! Максимальная нагрузка зависит от возраста. Например, для учащихся 2-4-х классов это 22 часа при пятидневной учебной неделе и 25 часов – при шестидневке.

6-й класс – 29 и 32 часа, соответственно, 8-9-е – 32 и 35, 10-11-е – 33 и 36 часов.

Есть санитарные нормы даже для домашних заданий. Так, первоклассники не должны их делать дольше 1 часа, второклассники – 1,5 часа, учащиеся 3-4-х классов – 2 часов. В 5-6-х классах дети могут готовить уроки до 2,5 часа, в 7-8-х классах – до 3 часов, а в 10-11-х – до 4 часов. Лучшим временем для начала самоподготовки считается 4 часа дня.

Кстати

Специалисты Госсанэпиднадзора напоминают: соблюдение санитарных нормативов – обязанность школьной администрации. Если же она сидит сложа руки, родителям следует обратиться к местным санитарным врачам. Тревожные сигналы из школ проверяются в обязательном порядке.

Многие специалисты считают: ранец будущего – это миниатюрный компьютер. В Тайване уже продаются электронные школьные ранцы, которые весят чуть больше килограмма.

В их память легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости таскать книги в школу.

Учитель же может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их.

Источник: https://rg.ru/2004/08/25/sannormy.html

Придомовая территория многоквартирного дома. Права и обязанности жильцов дома

Можно ли не убирать территорию рядом со школой?

В условиях современной жизни важно знать, какая роль отведена придомовой территории вашего дома, а также кто отвечает за поддержание порядка на ней.

Интерес к этой теме совсем не праздный, так как содержание в нормальном виде земельного участка требует от собственников определенных расходов, но при умелом распоряжении этим ресурсом близлежащий участок может стать и хорошим источником доходов.

Так что такое ─ придомовая территория многоквартирного дома и как ее грамотно эксплуатировать?

Приобретая квартиру, каждый дольщик точно знает, что после завершения сделки он станет полноправным хозяином жилья. Но при этом далеко не каждый новосел задумывается о том, кому принадлежит прилегающая к дому территория.

По простой логике она должна быть собственностью жильцов построенного на ней многоквартирного дома, ведь придомовой участок с его скверами, лавочками и детскими площадками изначально планировался для отдыха людей, проживающих в доме.

На практике вместо жильцов близлежащую к дому территорию нередко используют все кто угодно и на свое усмотрение. Вместо спортивной площадки вырастает магазин, а на месте сквера – еще одна новостройка. Могут ли жильцы стать полновластными хозяевами придомовой территории?

Состав и площадь придомовой территории

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка.

Кроме самого дома, на этой территории могут находиться принадлежащие дому сооружения и необходимые для эксплуатации многоэтажки и удовлетворения потребности ее жильцов и арендаторов нежилые помещения.

Поддерживать ее состояние в нормальном виде должны жильцы многоквартирного дома, который построен на этом участке, потому что она является их совместной собственностью.

Придомовую территорию собственникам квартир в многоэтажке передают бесплатно, хотя она и считается объектом налогообложения. Размер налога для каждого жильца зависит от количества квартир в доме, между которыми он распределяется пропорционально.

Площадь, границы территории и другие ее параметры отображают в кадастровом паспорте. На основании этих данных управляющие компании проводят расчет расходов на уборку этого участка.

Если нет соответствующего оформления придомового участка, то его содержание обеспечивает администрация муниципалитета.

Как определяется придомовая территория многоквартирного дома? Размеры придомового участка определяются на основе существующей плотности окружающей застройки, количества этажей в жилом доме, наличия дорог общего пользования.

Минимальным размером придомовой территории принято считать участок, равновеликий площади самого дома. Размеры придомовой территории определяют по специальным формулам. За основу берут формулу, где нормативная площадь придомового участка МКД вычисляется произведением общей площади помещений дома на удельный показатель земельной доли на 1 кв.

м жилья с учетом этажности и возраста здания. Фактически же площадь земельного участка определяет расположение всех других объектов по отношению друг к другу, территория, которая была выделена застройщику на строительство зданий и прочие аспекты. Придомовая территория не всегда находится на кадастровом учете.

В таких случаях используют данные техпаспорта земельного участка.

Придомовой участок ─ территория единая, и выделить из нее часть в распоряжение отдельного подъезда или для продажи отдельной квартире нельзя. Согласно Правилам содержания общего имущества многоквартирного дома (№ 491 от 13.08.2006) придомовая территория многоквартирного дома состоит из:

  • участка земли, где возведено строение;
  • элементов озеленения и прочего благоустройства;
  • детских и спортивных площадок;
  • сушилок для белья;
  • коллективных автостоянок;
  • пожарных проездов;
  • трансформаторных подстанций;
  • тепловых пунктов;
  • других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.

Все перечисленные объекты должны быть расположены в пределах границ, которые указаны в кадастровом паспорте. Управление своим участком собственники могут доверить:

  • домовому комитету (самостоятельное управление),
  • ТСЖ или другой специальной некоммерческой организации;
  • управляющей компании.

Использование земельного участка при доме

Ограничивать доступ к территории вокруг дома ее собственники права не имеют, как и чинить любые препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций и обустройства участка.

У них есть возможность передавать часть площади в аренду, размещать на ней рекламные щиты, оборудовать платную стоянку.

Вырученные деньги можно использовать для общедомовых потребностей: ремонта дома, частичной оплаты коммунальных услуг и т.п.

Судьба придомовой территории многоквартирного дома – строительство детских и спортивных площадок, высадка деревьев, обустройство парковок и установка ограждающих столбиков – решается только на общем собрании владельцев жилья. Так же коллективно распределяется и полученная прибыль.

Для того, чтобы решение было правомочным, участвовать в ании должна половина всех проживающих в доме, пропорционально по каждой квартире. Если после установки ограждения на участке нарушаются права людей, проживающих в соседних домах, то согласно решению суда на придомовую территорию может быть наложен сервитут.

После таких мер (если нет иного прохода) соседи получают свое законное право свободно перемещаться по вашему земельному участку.

Плюсы и минусы оформления в собственность придомового участка

Стоит ли оформлять придомовую территорию в собственность? Аргументы «за»:

  • защита двора от незаконного строительства – магазинов, автозаправок, жилых домов;
  • получение прибыли с дальнейшим распределением ее на благоустройство двора и ремонт подъездов;
  • приватизация участка бесплатная.

Выделение придомовой территории в общую долевую собственность дает жильцам право использовать ее по своему усмотрению. Если по строительным нормам на придомовой территории многоквартирного дома можно оборудовать платную парковку, с автомобилистов можно получать неплохой доход.

Можно дать разрешение на установку киоска на территории двора и распоряжаться всем вместе арендной платой его владельца. Собственники придомовой территории имеют право требовать арендную плату с хозяев парикмахерских, супермаркетов и других заведений, которые располагаются на первых этажах с соответствующими подъездными путями и пристройками и переводить ее на счет дома.

Аргументы «против»:

  • необходимость платить налог на землю;
  • на участке можно размещать только детские и спортивные площадки, а также гаражи для инвалидов и участников ВОВ:
  • ремонт и содержание территории (в том числе и дорог, внутридворовых проездов) теперь осуществляется за счет собственников дома.

Пока дороги и придомовая территория находится в муниципальной собственности, их кое-как латают из городского бюджета. Кстати, ямочный ремонт 1 кв. м асфальта обходится в 700 рублей, а капитальный – в 1000 рублей.

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома и кто и за что должен платить? Придомовая территория принадлежит жилому дому, ее содержание и эксплуатация осуществляются вместе с домом из одного источника, то есть за счет владельцев жилья. В соответствии со ст.

158 Жилищного кодекса владелец жилого помещения в многоквартирном доме должен принимать участие и в расходах на содержание общего имущества пропорционально своей части в праве общей собственности. А она в свою очередь соразмерна общей площади квартиры, которая принадлежит ее собственнику.

Схема проста – чем больше жилплощадь, тем более высокую плату за содержание придомового участка ее владелец обязан вносить. Так зачем нужна эта приватизация?

Необходимость приватизации земельного участка МКД

Появление на придомовой территории нового жилого дома, заправки или супремаркета – обычное явление. И происходит это за счет сокращения детских площадок и зеленых зон отдыха. Самое печальное, что жильцы повлиять на ситуацию не могут никак, даже при обращении во все компетентные органы. Если по закону земля вам не принадлежит, значит, ей будет распоряжаться кто-то другой.

Но если земля оформлена в собственность владельцев жилья, то без разрешения собственников никто и ничего построить на ней не сможет. Приватизация земли у дома четко обозначит границы придомовой территории, что позволит скорректировать стоимость уборки и благоустройства участка. Всем, наконец, станет понятно, куда уходит их ежемесячная плата.

Это так сказать, верхушка айсберга.

Большинство свои квартиры сейчас приватизирует, и если вдруг с домом происходит стихийное бедствие (пожар, взрыв газа) или просто жилье будет в аварийном состоянии от старости, надеяться на новые квартиры от государства сегодня не приходится. В такой ситуации землю можно продать, чтобы возместить свои убытки и не оказаться на улице. Если аргументы убедительные, стоит узнать, как оформить права жильцов на свою территорию.

Заявите о правах на участок

Закон предусматривает три способа для определения площади придомовых участков: первый – для новостроек, второй и третий – для домов, построенных уже давно.

В первом варианте МКД проходит обязательную процедуру кадастрового учета, во время которой устанавливаются размер и границы придомовой территории, и только после этого дом сдают в эксплуатацию.

Формирование земельного участка проводит застройщик, соответственно и стоимость работ включается в стоимость приобретаемого жилья.

Если близлежащая к дому территория переходит жильцам в общую долевую собственность бесплатно (для старых многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в советское время, до появления Жилищного кодекса (1.03.2005), то используют два других варианта: когда территория уже находится на кадастровом учете и другой, когда земля не зарегистрирована. Здесь есть некоторые нюансы относительно участков, которые состоят на государственном учете в кадастре.

Если территория была сформирована до начала действия Жилищного кодекса, то формально для перехода в долевую собственность вроде бы ничего не нужно.

Но на практике жильцы должны обратиться в Федеральную регистрационную службу для регистрации своего права долевой собственности на придомовую территорию. На языке юристов такая регистрация является не правоустанавливающей, а правоподтверждающей.

Это означает, что все права и обязанности владельца по отношению к своей территории жильцы дома приобретают независимо от реристрации.

Второй вариант наиболее распространен: придомовая территория не сформирована (это означает, что в кадастровом учете на нее документов нет) до появления Жилищного кодекса. Для бесплатного перехода в общую долевую собственность такой территории надо соблюдать общий порядок его оформления:

  1. Принять решение о необходимости сформировать территорию и провести кадастровый учет (решение принимается общим собранием владельцев жилья).
  2. Подготовить заявление для соответствующих органов о передаче территории из муниципальной (государственной) собственности в собственность владельцев жилья.
  3. Обратиться с документами на государственную регистрацию права общей долевой собственности на придомовую территорию в местное отделение кадастра.

Чиновники рассматривают заявление и формируют земельный участок с постановкой на кадастровый учет. После этой процедуры территория переходит в собственность жильцов дома (бесплатно).

Проведите перерасчет содержания и благоустройства участка

В перечень услуг по благоустройству и санитарному содержанию участка входит:

  • уборка придомовой территории;
  • вывоз мусора и снега;
  • обустройство и уход за газонами;
  • разбивка клумб и уход за цветами в летний сезон;
  • изготовление металлической ограды для территории дворов;
  • оборудование детской площадки (горки, песочницы);
  • чистка и покраска фасада (облицовки, решеток, ворот, скамеек).

Нареканий на качество оказания этих видов услуг всегда было достаточно, особенно зимой, когда снежные заносы не позволяют нормально выбраться из дома, да и несвоевременная уборка участка летом или срыв графика вывоза бытовых отходов также нередкое явление.

Естественно, если услуги или выполненные работы не соответствуют заявленному уровню, компания должна пересмотреть расценки на оплату. Заявление на пересмотр тарифов (с обязательной регистрацией) собственники участка направляют письменно не позднее 6 месяцев после замеченного нарушения.

Основанием для уменьшения размера оплаты за ухудшение качества содержания общего имущества будет акт, отражающий все факты оказания услуг не на должном уровне, который составляют собственники и управляющая компания.

Законодательное несовершенство

Качество содержания и благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов – проблема не единственная для его собственников. По общим формулам площадь придомового участка не должна быть меньше площади всего МКД, чаще она бывает намного больше.

Документы, по которым сегодня проводят все расчеты, после введения Жилищного кодекса РФ морально устарели, чем с успехом пользуются на местах некоторые муниципальные власти.

В некоторых городах на собственников придомовой территории вешают несоразмерно огромные площади земли, которые к их жилому дому никакого отношения не имеют. Ряд других населенных пунктов (например, Ростов) ударились в другую крайность, оставляя жильцов МКД без придомовой территории вообще.

Президент поручил подготовить нормативный документ с новыми принципами формирования придомовой территории под МКД, но и сегодня земля по-прежнему является объектом спекуляций и самоуправства.

Приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома не всегда просто, зато в итоге жильцы будут уверены, что распоряжаться землей возле своего дома будут только они.

Источник: https://domananeve.ru/info/operacii-s-nedvizhimostju/pridomovaya-territoriya-mnogokvartirnogo-doma-kak-eyu-pravil-no-rasporyadit-sya.html

Защита прав учащихся: родители, школа, законы и практика

Можно ли не убирать территорию рядом со школой?

Совсем недавно в Чернигове школьницы жестко избили свою одноклассницу. Общество и социальные сети были шокированы этим происшествием и активно его обсуждали. Вопрос о том, как на практике защитить своего ребенка, становится все более актуальным. Когда ребенок идет в школу, у него появляется масса новых обязанностей.

Но не стоит забывать и о том, что кроме обязанностей у ребенка есть и права. Законодательно права ребенка охраняются Конституцией Украины, Законом Украины “Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка.

В этих нормативных актах перечисляются основные права ребенка, которые обязательно должны соблюдаться, в том числе и в общеобразовательных учреждениях. 

Представителями интересов ребенка являются его родители

Только они вправе принимать решения об основных принципах воспитания сына или дочери. Педагоги имеют право только сообщать родителям об успеваемости ребенка, его поведении на уроках или о пропусках им занятий.

 
Защита прав ребенка в школе – совместная обязанность и родителей, и администрации.

Задача родителей – заметить, что права ребенка ущемляются, и сообщить об этом администрации; задача администрации – разобраться в том, что произошло. 

Юридическая ответственность по определению является индивидуальной, а не коллективной

Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск, например, на школу (как учебное заведение), невозможно. Привлекать к ответственности можно только отдельного педагога или руководителя администрации учебного заведения. Распространенный случай: ребенок во время урока пользуется гаджетом для личной переписки, играет в игры или читает публикации в интернете.

Бывает, что преподаватель отбирает у ребенка телефон и читает последнее сообщение из личной переписки при всем классе. Такими действиями учитель нарушает основной принцип статьи 3 Конвенции о правах ребенка: “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка”.

К тому же, такие публичные порицания наносят детям огромный моральный ущерб, и таой поступок, согласно положениям ст. 60 Закона Украины “Об образовании”, может привести к судебному иску против педагога.  Категорически недопустимо, когда поводом для порицаний становится даже не поведение ученика, а его убеждения или внешний вид. Конституция Украины, а именно ст.

34, устанавливает право на свободу мнений и убеждений: “Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений”. Из этого следует, что педагог в принципе не имеет права выносить на суд класса убеждения и мысли ученика без его согласия.

  Педагоги могут обсуждать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме, достаточном для оказания им возможной помощи.  С жалобой на действия педагога в любом случае следует сразу обращаться к директору учебного заведения, который обязан принять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника.

  Не редки также конфликтные ситуации между учениками. Если вашего ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, -возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних.

За поступки детей младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику более 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать уже самостоятельно. 

В учебных заведениях очень любят использовать труд своих подопечных для благоустройства территории или для облагораживания или уборки помещения.

Такие действия администрации учебного заведения не вполне законны. Согласно статьи 43 Конституции Украины, “использование принудительного труда запрещается”. То же самое записано и в статье 52 Закона Украины “Об образовании”: “отвлечение учеников за счет учебного времени на работу и осуществление мероприятий, не связанных с процессом обучения, запрещается”.

Для того, чтобы привлечь учеников к физическому труду, школа должна получить не только согласие самих учеников, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей. 

Если следовать букве закона, даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей

В защиту интересов учащихся говорят нормы статьи 50 Закона Украины “Об образовании”, которая запрещает привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих. Это означает, что школа также не может приказывать ученикам участвовать в дежурстве.

Если школа заставляет ученика дежурить, то он может обжаловать действия администрации. Для начала ученик может обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя или иного конкретного педагога, который заставляет его заступать на “пост номер один”.

Если директор откажется освободить ученика от дежурств, тот имеет право написать жалобу в управление (отдел) образования и органы по защите прав ребенка. Если же и это не поможет, родители ученика могут подать на школу в суд.  Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия обучения.

Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах из-за незаконченного вовремя ремонта, холод в классах в зимнее время – все, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии администрации учебного заведения.

  Защищая права своего ребенка и отстаивая его интересы, следует помнить, что любой конфликт разрешается прежде всего с администрацией учебного заведения, следующей инстанцией является комиссия по делам несовершеннолетних, управление образования и уже в самом крайнем случае дело может дойти до судебного разбирательства. 

Катерина Лысечко
юрист в сфере практики семейного права

Источник: https://osvitanova.com.ua/posts/199-zashchyta-prav-uchashchykhsia-rodytely-shkola-zakony-y-praktyka

Защищаем права ребенка в школе

Можно ли не убирать территорию рядом со школой?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Можно ли заставить учащихся убирать классы и проходить летнюю практику

Можно ли не убирать территорию рядом со школой?

Студенты одного из вузов Барнаула обратились в прокуратуру из-за того, что преподаватель отправила их на уборку помещений. Прокуратура встала на защиту учащихся. В редакции Amic.

ru вспомнили, с какой тоской в детстве после уроков мыли пол в классе, вытирали доску, а в студенчестве весело очищали сквер от опавшей листвы.

И решили выяснить, как сегодняшние школьники и студенты относятся к такой “трудотерапии”, и если все это незаконно, то как сейчас детям прививают любовь к труду.

Кто на что учился

“Студенты не должны осуществлять уборку в учебных заведениях — это противоречит политике вуза, который оказывает образовательные услуги”, — категорично заявила студентка АлтГУ Анастасия Патуля.

“Наводить чистоту должна техничка, поскольку это её работа, а администрация учебного заведения должна обеспечить комфортные условия для обучения”, — считает студентка АФ РАНХиГС Варвара Эрмиш.  

“Каждая услуга должна быть оплачиваемой. Если я каждый месяц плачу за уборку людям, специально нанятым именно на эту работу, или плата за неё включена в стоимость обучения в университете, то вряд ли я захочу дополнительно по просьбе преподавателя мыть пол или стены. Если заплатят, то можно выполнить чужую работу”, — высказывается студентка  Олеся.

“С точки зрения закона, принудительный труд и в университете, и в школе недопустим. Обучающиеся должны учиться, а уборка предоставляется другим нанятым людям”, — поддержал студентов доцент Алтайского государственного университета Владимир Витвинчук.

А вот председатель Лиги студентов АлтГУ Савва Шипилов считает, что помощь родному вузу – абсолютно нормальное явление: “Мы живём в обществе, и нужно следить за самим собой, не мусорить, уважать чужой труд. Ученики могут проводить субботники или, например, помогать переносить парты, если это потребуется”.

Школьная практика

Как выяснилось, школьники в Алтайском крае тоже стонут от “непосильного гнета”.

Так,  Виктория, выпускница Павловской средней школы, рассказала, что, начиная с 7-го класса, в летнее время ученики обязаны мыть плитку, окна и подоконники в классах. И такой принудительный труд детей не устраивает. А с 10-го класса учеников даже обязывают проводить генеральную уборку в классе. Освобождаются только те, кто работает в другом месте, например, вожатыми в детском лагере.

Во многих школах края для учащихся введена обязательная летняя практика. С 5-го класса ученики полют и поливают клумбы, следят за газоном.

“У нас в классе обязаны отрабатывать все. Нет освобождения даже для тех, кто уехал на все лето. Осенью его попросят что-нибудь сделать. Было бы, конечно, хорошо, чтобы без школьной практики – все-таки лето”, — считает 10-классник Максим, ученик барнаульской школы.

У педагогов же своя головная боль: как организовать порядок в классе, если детей привлекать нельзя, а родителям некогда.

 “С точки зрения воспитания, мыть кабинеты самостоятельно — полезно. Но дети сейчас совсем не приучены к общественному труду. Педагогам приходится с трудом организовывать уборку класса учениками после проведённых уроков. Это дополнительная нагрузка и головная боль”, — согласна с коллегой Альфия Черкашина, учитель средних и старших классов.

“Я считаю, что летняя отработка для школьников полезна. Дети должны привыкать к труду. Школа — это второй дом, там дети проводят большую часть времени. Получают не только знания, но и учатся работать сообща, в коллективе. Считаю, что неделя летней отработки детям не навредит.

Но я против уборки кабинетов после уроков. Во-первых, это полная антисанитария — не будут же дети носить с собой сменную одежду для уборки. Да и после уроков им есть чем заняться: кружки, секции… Поэтому в штате школы должны быть уборщики”, — уверена Ирина, мама школьницы.

“У детей должно быть и трудовое воспитание. Уборки — занятие не ежедневное, проводятся раз в полгода или год. Конечно, есть технички, но школьники вполне могут убрать в классе, который они любят и облагораживают. Мы, например, делали сами ремонт в своём учебном кабинете, очень гордились этим”, — не согласна студентка АлтГУ Анастасия Коваль.

Что говорит закон

Закон Российской Федерации говорит о том, что основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является принцип добровольности. При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно (если они несовершеннолетние), необходимо еще согласие родителей или законных представителей.

“Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Привлечение обучающихся без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается”, — выдержка из Федерального закона РФ “Об образовании в Российской Федерации”.

Как воспитывать любовь к труду?

Фото: Old.zwezda.su

Поскольку воспитывать любовь к труду принуждением закон запретил, педагогам остается уговаривать родителей и детей принять участие в наведении порядка класса или пришкольной территории.

Но есть еще вариант, когда дети трудятся на пришкольном участке за деньги. Ежегодно в Алтайском крае в период летних каникул организуется акция “5-я трудовая”, которую проводит региональное министерство труда и социальной защиты.  

Принять в ней участие могут дети в возрасте с 14 лет. Школьники трудятся в составе школьных ремонтных бригад, на благоустройстве, озеленении, ухаживают за памятниками и мемориалами, привлекаются к выращиванию растений, выполняют различные виды легкого неквалифицированного труда на предприятиях и в организациях,  получая при этом заработную плату и материальную поддержку.

И такой вариант устраивает всех.

Так, например, заместитель директора по воспитательной работе новоалтайской школы №1  Елена Подолянченко говорит, что число желающих таким образом потрудиться очень высоко, даже мест не хватает: “В нашем учебном заведении не было и нет никаких трудовых практик и отработок, поскольку школа молодая и современная.

Плюс не каждый родитель согласится на то, чтобы его чадо занималось физическим трудом. Но есть трудовая четверть — ученики за деньги приносят благо и школе, и городу, и самим себе. Желающих работать очень много, но для школы существует специальная квота, которую выделяет администрация и служба занятости.

Основных объектов у нас три: бульвар им. Героя Советского Союза А. Е. Землянова, здесь идёт посадка цветов, полив, прополка; пришкольный лагерь, в котором работают вожатые; и территория школы, здесь трудятся работники строительной бригады. Занимаются мелким ремонтом и подготовкой школы к новому учебному году”, — рассказала Елена Подолянченко.

 Как было в Советском Союзе

“В 1980-е годы у нас были дежурства, мы сами убирали кабинеты. Была и пятая трудовая. И мы с девочками белили всю школу. А чтобы достать до потолка, ставили парту на парту.

Мальчики находились в школьном гараже, что-то ремонтировали.

Кроме этого, мы собирали березовые почки и сдавали в аптеку, собирали металлолом, а на вырученные деньги школа покупала какие-то предметы, которые были необходимы для обучения”, — вспомнила Наталья, мама выпускницы средней школы.

“Мы дежурили классами. Нам выдавали огромное ведро и грязную тряпку из старого мешка, мы этой тряпкой тщательно размазывали грязь по полу. Осенью заклеивали дыры в окнах, весной убирали дворик, территорию”, — поделился воспоминанием Владимир Витвинчук, доцент Алтайского государственного университета.

А как за границей? 

Fishki.net

В Великобритании чистоту учебных помещений поддерживают специальные организации — клининговые компании, а школьники наводят порядок только на своём рабочем месте.

А вот японские школьники не только моют свои парты и доски, но и в целом  отвечают за чистоту классов, а еще и туалетов и коридоров.

В Южной Корее школьники убирают в кабинете сразу после уроков.

В итальянских школах есть уборщики, поэтому ученикам проявлять инициативу в поддержании чистоты незачем.

В Германии существует система дежурств: каждый класс по очереди убирает пришкольные  участки.

А вот на острове Тайвань уборка школьной территории проводится ежедневно за час до начала занятий: ученики готовят кабинеты к новому учебному дню.

Елена Кукина

Источник: https://www.amic.ru/news/417250/

Адвокат24
Добавить комментарий