Может ли суд обязать сервис ремонтировать машину по стоимости независимой оценки ущерба?

Верховный суд РФ разъяснил, как правильно оценить ущерб от ДТП

Может ли суд обязать сервис ремонтировать машину по стоимости независимой оценки ущерба?

Верховный суд принял решение, очень важное для владельцев автомобилей и других транспортных средств. Оно касается оценки ущерба, причиненного в результате аварии.

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей.

Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.

Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

Как изменятся ПДД на перекрестках

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Оценка уничтоженного автомобиля от его стоимости, прописанной в договоре купли-продажи, не зависит. REUTERS

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.

Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.

То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

На подготовку водителей установят минимальные цены

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд.

Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.

То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.

Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.

А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Источник: https://rg.ru/2017/04/24/verhovnyj-sud-rf-raziasnil-kak-pravilno-ocenit-ushcherb-ot-dtp.html

Попали в каско

Может ли суд обязать сервис ремонтировать машину по стоимости независимой оценки ущерба?

В итоге Черников решил обратиться в суд. «Так как суды в стране перегружены, первое заседание состоялось только 7 февраля этого года», — рассказывает Черников. В ближайшие месяцы станет ясно, получит ли страхователь свою выплату.

Как сообщил представитель пресс-службы страховой компании в ответ на запрос РБК, согласно предварительной информации департамента экономической и информационной защиты бизнеса ПАО СК «Росгосстрах», бланк строгой отчетности полиса каско, который предъявил Черников, был ранее из компании украден и в информационные системы РГС не вводился.

По словам юристов, продажи поддельных или краденых полисов не являются в нашей стране редкостью. Как отмечает партнер коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов, важное значение имеет тот факт, является ли бланк полиса поддельным или же он настоящий, но украден у страховщика.

«В случае с поддельным бланком страхователь не вправе рассчитывать на взыскание с компании страховой суммы, — рассказывает Хлюстов. — Страховая организация не несет ответственности за действия мошенников, подделавших полис».

Если же бланк настоящий, но был похищен у страховщика, то он вправе не платить страховое возмещение, только если до даты наступления страхового случая страховщик, брокер или агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков.

«Если страховщик этого не сделал, то он обязан выплатить возмещение даже в том случае, если докажет, что бланк полиса был похищен», — резюмирует Павел Хлюстов. Эта норма прописана в п. 7.1 ст. 15 закона об ОСАГО и в п. 15 постановления пленума Верховного суда РФ от 29.01.

2015 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По словам Хлюстова, эти нормы суды, как правило, используют и в отношении бланков полисов каско.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин и вовсе считает, что самый простой способ обезопасить себя от таких ситуаций — оформлять заявки через сайты страховых компаний и покупать полис у них напрямую. «Необходимо минимизировать количество посредников, — говорит он.

 — Потому что, если вы действуете через агентов, всегда есть риск отдать деньги за качественную распечатку на цветном принтере». Самостоятельно определить подлинность печатей и голограмм, по словам Дмитрия Янина, сложно. «Никакого реестра, где можно было бы проверить актуальность полисов каско, нет, — рассуждает он.

 — Конечно, можно проверить номер полиса, позвонив в страховую компанию, но делать это надо до того, как вы отдали за него деньги». Еще один способ подстраховаться — проверить у агента наличие доверенности, советует Павел Хлюстов.

«Кроме того, цена полиса каско не должна быть ниже стандартных тарифов, которые можно узнать с помощью специальных калькуляторов на сайтах страховых компаний, — говорит он. — А при оплате обязательно должны быть выданы квитанция и правила страхования».

Екатерина Косарева, Москва

Компания «Согласие»

Екатерина Косарева, гендиректор IT-компании, долгое время была клиентом компании «Согласие» и, по ее словам, проблем с ремонтом и выплатами раньше не возникало. Ситуация изменилась после аварии в декабре 2015 года — Косарева резко затормозила перед пешеходом, а ехавший за ней водитель не успел сориентироваться. «Я подала в страховую все необходимые документы, съездила на внешний осмотр.

В феврале 2016 года добралась до СТО, где должны были провести полный осмотр и оценить повреждения», — рассказывает она. Кроме видимых повреждений бампера у автомобиля Косаревой обнаружились и внутренние, однако страховая пришла к выводу, что они не могли быть получены в результате аварии в декабре.

«На основании этого в «Согласии» мне согласились оплатить только ремонт бампера, а ремонт скрытых повреждений — нет, — говорит она. — Хотя это примерно 80% от всего ущерба». После этого началась долгая и безрезультатная переписка со страховой компанией — у Косаревой были сомнения в том, что страховщик правильно провел трасологическую экспертизу.

При этом письма даже не доходили до юристов компании, на них отвечали сотрудники отдела урегулирования убытков, рассказывает она.

Летом Косарева обратилась к юристам, которые составили претензию к «Согласию», и провела независимую экспертизу. Суд назначили на 25 ноября, но за пять дней до заседания страховщик выплатил ущерб.

Суд также обязал компанию выплатить компенсацию морального ущерба, стоимость страховки и штраф от этих сумм по причине того, что страховая не выплатила деньги в досудебном порядке после получения претензии, рассказывает Косарева.

Она намерена судиться с «Согласием» и дальше, чтобы добиться возмещения расходов на услуги юристов.

Директор по урегулированию убытков и экономической безопасности в автостраховании страховой компании «Согласие» Татьяна Федосеева на запрос РБК ответила, что подобные случаи являются исключением и носят единичный, несистемный характер.

Если страховая компания не соглашается оплачивать полную стоимость ремонта, нужно сразу проводить независимую экспертизу, говорит адвокат Московской городской коллегии адвокатов Григорий Колесников.

«Сначала нужно провести независимую экспертизу, а затем потребовать у страховой компании компенсацию — сначала в досудебном порядке, потом, если реакции нет, уже в суде», — рассказывает он.

Независимая экспертиза, которая показывает, что между ДТП и полученными повреждениями есть связь, — это уже серьезное доказательство в суде, отмечает адвокат.

Независимую экспертизу могут проводить все оценщики, чья деятельность отвечает требованиям закона, рассказывает заместитель гендиректора «ГлавСтрахКонтроля» Инна Жаврид.

Стоимость экспертизы, по ее словам, может варьироваться от 3 тыс. до 30 тыс. руб. Средняя цена в Москве, по наблюдениям эксперта, составляет около 10 тыс. руб.

Затраты на экспертизу автомобилист сможет впоследствии взыскать со страховой компании через суд.

Колесников также говорит, что вопрос о компенсации издержек на юристов и требование компенсации морального вреда Косарева могла объединить в один иск. «Тогда суд принимал бы решение сразу по всем вопросам, и у нее не было бы необходимости обращаться в суд вновь», — рассказывает адвокат.

Елена Глотова, Ноябрьск

Компания «РЕСО-Гарантия»

Взятый в кредит автомобиль Елены Глотовой в сентябре 2015 года попал в аварию. «В ДТП был виноват человек со встречной полосы, — рассказывает она. — А за рулем находился мой знакомый, не вписанный в полис каско».

Позже, после осмотра автомобиля на СТО, выяснилось, что ущерб составляет больше 1 млн руб. «По правилам, если ремонт обходится в 80% от суммы покрытия или больше, то случай признается тотальным, а страховая выплачивает всю сумму покрытия (в моем случае — 645 тыс.

 руб.) и забирает себе машину», — говорит Глотова.

В страховой долго отказывались признавать ущерб тотальным: сначала утверждали, что случай рассматривается не в Ноябрьске, а в Москве, потом дело переходило из одного отдела в другой. В итоге компания признала случай тотальным, но не согласилась с тем, что он страховой.

Официального отказа в выплате Глотова не получила, но по телефону сотрудники заявляли ей, что случай не может считаться страховым, так как водитель не был вписан в полис. Кроме того, после аварии его лишили прав. Глотова говорит, что это произошло из-за путаницы в документах.

По ее словам, бумаги были оформлены неверно — в 19 часов, когда произошла авария, был оформлен не протокол, а только определение об отказе в возбуждении административного дела. Соответственно, медицинское освидетельствование сразу после аварии проведено не было.

Протокол оформили позднее — только в 23 часа и по требованию виновника аварии. При оформлении протокола знакомый Глотовой отказался от медицинского освидетельствования. «На момент аварии он не был пьян, выпил только после ДТП.

И это подтверждается оформленным в 19 часов определением об отказе в возбуждении административного дела — в документе написано, что сотрудник ГИБДД освидетельствовал обоих участников и не признал их пьяными», — рассказывает Глотова.

Тем не менее «РЕСО-Гарантия» заподозрила, что знакомый Глотовой был пьян уже в 19 часов, а пьяному водителю страховая имеет право отказать.

В январе прошлого года Глотова обратилась в суд, потребовав со страховщика сумму покрытия — 645 тыс. руб., а также неустойку за просрочку выплаты, штраф за отсутствие выплаты после обращения с досудебной претензией и моральный ущерб.

После этого, не дожидаясь решения суда, в феврале 2016 года «РЕСО-Гарантия» все-таки выплатила требуемую сумму. Правда, на втором заседании, в марте, суд решил, что страховая компания должна выплатить только 358 тыс. руб.

После этого компания стала пытаться вернуть переплаченную часть.

Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов сообщил, что компания будет продолжать судиться и требовать возмещения расходов. Однако страховщик имеет претензии не к Глотовой, а к ее знакомому, который управлял автомобилем и, вероятно, был нетрезв, поскольку отказался от медицинского освидетельствования при оформлении протокола, отмечает Иванов.

Все время, пока страховая затягивала выплаты (по словам Глотовой, несколько месяцев), она платила кредит банку.

Как указывает Инна Жаврид из «ГлавСтрахКонтроля», часть уплаченных банку денег можно будет вернуть в суде: «Заемщик может потребовать от страховой возместить проценты по кредиту, которые он выплачивал банку, пока шло разбирательство.

Не само тело кредита, а только проценты, и только в том случае, если это был целевой автокредит», — рассказывает она.

В случае Глотовой страховая компания должна была выплатить деньги в срок, установленный договором, а не откладывать выплату из-за подозрений в том, что водитель был пьян, говорит Жаврид. По ее словам, обычно срок выплаты устанавливается договором и составляет 15–20 рабочих дней.

Этот срок отсчитывается после подачи заявления в страховую компанию, причем эксперт советует автомобилистам обязательно брать у сотрудника страховой акт приема-передачи документов о ДТП. На нем должны быть указаны дата, печать и подпись человека, который принял заявление клиента, указывает она.

Если через 15–20 дней страхователь не получит выплату, нужно составлять и отправлять в компанию досудебную претензию. В том случае если страховая компания не реагирует на претензию, нужно обращаться в суд, рассказывает эксперт.

Согласно закону о защите прав потребителей, можно обратиться в суд по месту жительства истца или по местонахождению ответчика. В суде клиент имеет право требовать с компании страховую выплату, неустойку за просроченный срок выплат, компенсацию морального вреда, а также штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.

По нормам Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов, истец может компенсировать расходы на адвокатов, отмечает Жаврид, а кроме того, можно компенсировать все остальные расходы, связанные со страховым событием: затраты на эвакуатор, стоянку и независимую экспертизу.

Общие советы по использованию

Кроме специфических советов, связанных с тем, как действовать в конкретных сложных ситуациях, автомобилистам в целом нужно помнить о нескольких моментах, говорят эксперты.

Порядок действий при наступлении страхового случая зависит от прописанных в договоре условий, рассказывает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев.

«В некоторых ситуациях страховая не будет требовать справку от ГИБДД — например, если автовладелец не попал в ДТП, а просто обнаружил на двери царапину. Но такая возможность должна быть обязательно прописана в договоре», — рассказывает он.

По словам Самиева, подобные опции чаще всего включаются в расширенные программы каско, а не в экономварианты — в этом случае страховым компаниям обычно нужна справка. Обойтись без вызова ГИБДД можно в том случае, если оформляется европротокол, но тогда сумма выплат не будет больше 50 тыс. руб., этот упрощенный вариант подходит только для мелких повреждений, рассказывает Инна Жаврид.

Если автомобиль попадает в более серьезную аварию, в первую очередь нужно вызывать ГИБДД, а также звонить в страховую компанию, говорит Самиев. При этом если автовладелец покупал расширенную страховку, то на место ДТП может приехать аварийный комиссар.

«Он занимается оформлением бумаг или объясняет, как правильно заполнять документы. Если страховая не предоставляет такую услугу, то о дальнейших действиях должны рассказать по телефону сотрудники страховой компании», — говорит Самиев.

Затем, обычно в течение трех дней, автовладелец должен приехать в офис компании с документами и написать заявление на возмещение ущерба.

Список документов в разных случаях может меняться, но чаще всего страховщикам требуются заявление со схемой ДТП, документы на машину, права, фотографии повреждений, а также в некоторых случаях копии полиса каско и чека об оплате полиса, перечисляет Самиев.

Чтобы в случае аварии не возникало неожиданностей, нужно внимательно читать договор каско перед подписанием, советуют эксперты. «Страховая компания находится в более выгодном положении и может предлагать неудобные условия или навязывать ненужные услуги», — рассказывает Колесников из Московской городской коллегии адвокатов.

Например, при установлении размера ущерба страховщик может потребовать провести экспертизу в подконтрольной ему СТО.

В идеале клиент должен сам выбирать, где будет проводиться экспертиза, но если страховая не дает такой возможности, нужно хотя бы посмотреть отзывы о страховщике и выбрать наиболее надежного, рекомендует Колесников.

Основная рекомендация — подписывать документы только в том случае, если человек полностью осознает содержание, говорит адвокат. С этим соглашается руководитель службы контроля качества сервиса компании «АльфаСтрахование» Денис Квятковский.

«Читайте правила страхования до покупки полиса, сидя за столом в офисе продаж, или изучите на сайте, активно задавайте вопросы — что входит и что не входит в страховое покрытие», — советует он. «Если что-то непонятно, то лучше перед подписанием проконсультироваться у юриста — это поможет выявить скрытые положения и избежать трудностей в дальнейшем.

И нужно смотреть, какие условия предлагают конкуренты — возможно, найдутся лучшие варианты», — отмечает Колесников из Московской городской коллегии адвокатов.

Авторы: Александра Киракасянц, Екатерина Аликина

Источник: https://www.rbc.ru/money/10/02/2017/589c9c0b9a7947cbd9f779c6

Суд по ОСАГО

Может ли суд обязать сервис ремонтировать машину по стоимости независимой оценки ущерба?

По идее, ОСАГО должно обеспечить водителя гарантией своевременного возмещения материального ущерба в случае ДТП.

Но на практике страховщики затягивают выплаты или перечисляют очень маленькую сумму, которой недостаточно даже на мелкий косметический ремонт авто.

Добиться, в этом случае, от страховой каких-либо изменений практически невозможно. Часто единственным выходом из сложившейся ситуации является обращение в суд.

Но не много найдется владельцев транспорта знакомых с системой судопроизводства. Для рядового водителя обращение в суд является делом довольно сложным, так как для рассмотрения претензии необходимо правильно составить исковое заявление, посещать заседания, доказывать свою правоту.

Все это не редко отпугивает водителей, заставляя соглашаться на тот мизер, который предлагает страховщик. Выход с такой ситуации может заключаться в обращении к профессиональному юристу, который компетентен во всех вопросах, касающихся ОСАГО, и может представлять интересы пострадавшего.

Закон РФ обязывает всех владельцев авто оформлять полис обязательного страхования. Поэтому практически весь транспорт на территории России застрахован.

И в случае аварии страховые организации несут обязательства перед пострадавшим, выплачивая определенную компенсаторную сумму. Для этого, в случае ДТП, представитель страховой компании проводит экспертизу, по результатам которой и начисляется возмещение.

Но чаще всего, перечисленных денег на ремонт машины не хватает, и водитель задумывается: стоит ли судиться со страховой организацией?

Для начала, нужно разобраться в некоторых факторах:

  1. Специалисты компании, которые проводят оценку ущерба, не такие уж и независимые. Они осуществляют экспертизу в интересах того, на кого работают. Даже, если нарушение оценки видно, так сказать, «невооруженным глазом», доказать это вряд ли получится.
  2. Взыскивая ущерб через суд, придется, для начала, потратить деньги на оплату услуг собственного эксперта, юриста. Но все затраты, в итоге, компенсирует страховая фирма. Если судья подтвердит правоту пострадавшего, страховщик выплатит и недостающую сумму.

Конечно, стоит ли добиваться справедливости через судовую инстанцию, решать лично автовладельцу. Но грамотный юрист всегда поможет выиграть дело.

А по статистике, большинство пострадавших, которые обратились в судовой орган за увеличением компенсации, спор выиграли. Кроме того, с недавних пор страховые споры подпали под закон «О защите прав потребителей».

У потерпевших появилась возможность получать компенсацию от суммы, взыскиваемой судом.

Как выиграть суд по ОСАГО?

Иск на страховую компанию направляется в суд по месту регистрации страховщика или прописки пострадавшего владельца транспортного средства. В претензии указывается наименование инстанции, фамилия, имя и отчество заявителя, место прописки, номер полиса и свидетельств дополнительного страхования с названием страховщика.

Важным пунктом является уточнениедаты, когда документ был заключен. Это существенный фактор, касающийся длительного срока исковой давности, который достигает трех лет с дня нарушения. Помимо этого, в заявлении указывается информация о размере выплат, к которым есть претензии.

К иску потребуется приложить пакет документов, подтверждающих написанное. Очень важно, чтобы были собраны все бумаги, подтверждающие факт попыток решения проблемы со страховой до судового разбирательства. Заявление составляется в произвольной форме и подписывается тем, кто его подает.

Иск о неправомочности действий составляется в двух экземплярах. Один надо отправить в головной офис страховой компании (не в филиал указанный в договоре), второй в суд. После того, как заявление подано, надо подождать 30 дней. Такой срок по закону отводится для принятия решения.

В течение этого периода пострадавший получит либо отказ, либо согласие на возмещение.

Страховщик может не уведомить о принятом решении, всячески затягивая процесс выплат. В таком случае можно потребовать неустойку (если в течение 30 дней информации не поступало).

Но, следует знать, что по закону, пеня не может превышать сумму возмещения. Кроме того, чтобы получить неустойку, потребуется обращаться в суд.

Чтобы наверняка выиграть спор по ОСАГО, лучше привлечь опытного юриста, который неоднократно имел дело с подобными случаями.

Какие документы нужны для суда по ОСАГО?

Чтобы предъявить иск, потребуется собрать такие документы:

  • протокол о ДТП;
  • извещение о ДТП;
  • полис;
  • выписки из полиса виновного;
  • результат независимой экспертизы;
  • претензия к компании с подтверждением получения;
  • результаты медицинского обследования (в случае травм);
  • квитанция об уплате.

Помимо этого, прежде чем подавать иск, рекомендуется определить затраты. То есть, подсчитать все расходы, которые понес заявитель, инициируя судебный процесс.

В эту часть включаются услуги юриста, госпошлина, оплата независимых экспертов, стоимость почтовых пересылок. Если в итоге стоимость будет до 50 тыс. руб.

, иск следует направлять в мировой суд, когда сумма превышает это число, обращаться потребуется в районный орган.

Как получить свои деньги после суда по ОСАГО?

Срок выплат по решению суда во многом зависит от действий истцов после аварии. Нередко страховщики стараются не платить компенсацию, прибегая к различным ухищрениям. Например, еще при составлении договора включаются пункты, нарушение которых ведет к отказу в выплатах и так далее.

Потерпевшему необходимо принимать непосредственное участие на всех этапах после ДТП: проведении независимой экспертизы, составлении справок, записи информации об аварии, данных о свидетеле, другом участнике аварии.

Здесь очень важно не допустить ошибок, иначе в итоге у страховщиков появится повод затянуть сроки выплат.

После того, как суд принял сторону истца и обязал компанию выплатить определенную сумму, как правило, денег потребуется ждать долго. Не редко пострадавший получает присужденные финансовые средства спустя год и даже больше.

Главное, что надо всегда помнить во время сотрудничества со страховой компанией по ОСАГО или КАСКО, – любые взаимоотношения необходимо оформлять документально.

Это не только поможет в процессе получения выплаты, но и может стать единственным способом добиться возмещения в принципе. Часто сотрудники агентства «теряют» документы.

А без подтверждения того, что страхующийся предоставлял бумаги и фиксации даты передачи, доказать что-то будет сложно.

Источник: https://www.sravni.ru/osago/info/sud-po-osago/

Я попал в яму и повредил машину: как оформить дтп и добиться денежной компенсации?

Может ли суд обязать сервис ремонтировать машину по стоимости независимой оценки ущерба?

25.10.2018 | 24232 просмотра

По данным ГИБДД, за 2017 год из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети произошло 67 896 ДТП, в которых погибло 6990 и пострадало 86 070 человек. И это только зафиксированные случаи.

А сколько водителей пробивают колеса, гнут диски, но не сообщают об этом? Большинство из них не рассчитывают получить компенсацию и не хотят зря тратить свое время на оформление кучи бумаг и хождение по разным инстанциям.

Но это не бесполезное дело! Сотрудники ГИБДД и суды все чаще встают на сторону пострадавших и обязывают дорожников возместить ущерб.

Причиной ДТП может стать яма от естественного разрушения, вырубка асфальта для ремонта, ледяная колея от неубранного снега, открытый люк, обвисший провод и любое другое препятствие, которого на дороге быть не должно или которое должно быть огорожено либо обозначено для участников движения соответствующими знаками, разметкой, ограждением. Если препятствие было, а ограждения не было, то владелец автомобиля может устранить повреждения за счет виновника аварии — организации, отвечающей за эксплуатацию объекта или проводящей его ремонт и обслуживание.

Разберемся, как это делать.

Фото- и видеофиксация обстоятельств ДТП

На фото и (или) видео следует запечатлеть все обстоятельства аварии: общий вид последствий, повреждения автомобиля, тормозной след, сам источник аварии. Причем ямы, выбоины, ледяные колеи нужно снимать с измерениями — рулеткой или линейкой. При съемке смартфоном или планшетом лучше включить определение местоположения или использовать приложение для оформления европротокола.

Конечно, не стоит забывать и о тех действиях, которые водитель обязан произвести при любом ДТП.

Прежде чем производить съемку, надо оказать первую помощь пострадавшим людям, если таковые есть, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов). После этого позвонить в ГИБДД (тел. 02 или 112) и сообщить о случившемся. А дальше следовать указаниям дежурного.

Освобождать проезжую часть нужно, если на то были указания от дежурного ГИБДД и при наличии технической возможности. И только после того как были зафиксированы все обстоятельства на фото и (или) видео.

Если есть свидетели происшествия, то обменяйтесь с ними контактами. Их показания могут быть полезны на группе разбора в ГИБДД и в суде

Оформление в ГИБДД

В идеале нужно, чтобы сотрудники ГИБДД прибыли на место и зафиксировали все сами, составив схему ДТП, протокол осмотра места происшествия (если пострадали люди) и отдельный «Акт о выявленных недостатках дорожного покрытия» (он приобщается к делу, на руки водителю не выдается). Акт инспекторы могут составить позже в присутствии организации, отвечающей за данный участок, но вполне вероятно, что ямы уже не будет, поэтому фиксировать все лучше на месте сразу после ДТП.

Гарантировать приезд полицейских можно только в том случае, если в аварии пострадали люди либо повреждения получили несколько автомобилей. Незначительные аварии нужно оформлять самостоятельно на ближайшем посту ДПС или в подразделении ГИБДД.

Поскольку виновник ДТП не очевиден, сотрудник автоинспекции должен составить схему ДТП и вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указываются дата и место проведения группы разбора.

К моменту ее проведения хорошо бы найти виновника. Формально ГИБДД обязана иметь все данные о том, кто отвечает за тот или иной участок дороги, однако на практике автоинспекция редко предоставляет такие сведения по требованию граждан.

Автовладельцу приходится самостоятельно выискивать виновных.

За ямы отвечают дорожники, за открытые люки — водоканалы, электрики или связисты; за обвисшие провода — электрики, связисты или троллейбусные депо и т. п. Найти виновника можно через местные власти, МЧС, поискать по базе торгов и т. д. Сложности обычно возникают в городах, где подрядные организации часто меняются и имеют неявные границы участков.

Если найти конкретного виновника не удалось, то можно подать в суд на муниципальные власти как на собственника проблемного участка.

После проведения группы разбора водителю должны выдать протокол с указанием конкретной организации в качестве виновника и определение в отказе от возбуждения дела в отношении водителя.

В отношении должностных лиц организации, отвечающей за конкретный участок дороги, могут быть оформлены протокол и постановление об административном правонарушении, на основании которых они привлекаются к ответственности.

Если сотрудник ГИБДД составляет протокол и выносит постановление без группы разбора, то нужно внимательно читать эти документы.

Они фиксируют виновника ДТП, которым часто называют водителя, приписывая ему несоблюдение скоростного режима или другое нарушение.

В этом случае водителю следует отказаться подписывать и протокол, и постановление или рядом с местом для подписи написать, что он не согласен.

Если со стороны ГИБДД, местных властей и прочих заинтересованных в прекращении расследования лиц возникает противодействие (затягиваются сроки, не предоставляется запрашиваемая информация и т. п.), можно обратиться в прокуратуру.

Но такие проблемы стали редкостью: для госавтоинспекции важнее показатели безопасности движения, а местным властям иногда выгоднее отказать подрядчику в оплате на основании недобросовестного исполнения контракта.

Так что шансы водителя доказать свою правоту повысились.

Проведение экспертизы

Для оценки ущерба нужно провести независимую экспертизу повреждений автомобиля, которая в зависимости от сложности может стоить и одну, и 50 тысяч рублей. У эксперта должен быть действующий сертификат или лицензия на этот вид деятельности (для суда нужна будет его копия).

На встречу с экспертом-оценщиком можно пригласить представителя виновника, что потом поможет снять возможные вопросы в суде. Но если он не пришел, оценку можно проводить и без него.

По результатам экспертизы выдадут акт, в котором будут перечислены повреждения и составлена калькуляция стоимости их устранения.

Теоретически вместо экспертизы можно выставить счет из автосервиса, в котором был восстановлен автомобиль. Но этот документ имеет меньшую силу, так как помимо устранения повреждений могли быть проведены другие работы, а также не был учтен износ. И придется доказывать, что стоимость работ и запчастей не были завышены.

Досудебное требование

Прежде чем идти в суд, нужно провести процедуру досудебного решения спора. Виновнику аварии отправляется письмо, в котором указано требование возместить расходы и документы с их обоснованием (копия акта экспертизы).

Письмо обязательно должно быть заказным с уведомлением о вручении, с описанием вложения, на копии требования должен быть поставлен штамп почты. Либо его можно доставить в организацию лично и получить входящий номер документа и штамп на своем экземпляре о принятии.

Требование по сути является тем же иском, поскольку содержит описание всех обстоятельств аварии, ссылки на законодательные акты, на основании которых выдвигается требование (наиболее значимые нормы мы приводим чуть ниже), обоснование суммы требования и т. п.

В требовании нужно обязательно указать срок его добровольного исполнения — 7, 10, 30 дней или, по желанию автовладельца, любой другой, относительно реальный.

Обращение в суд

По истечении срока, указанного в требовании, можно подавать иск в суд по месту нахождения ответчика. В нем нужно описать происшествие, его последствия и требования истца.

Помимо денег на восстановление автомобиля в иске можно указать расходы на эвакуацию до места ремонта и дополнительные траты — на экспертов-оценщиков, юристов (если они привлекались к работе над иском), оплату госпошлины и прочие расходы, связанные с судебным процессом.

Также можно попытаться взыскать компенсацию за утрату товарной стоимости и возмещение морального вреда. Если в аварии пострадали люди — как сам водитель, так и пассажиры, — то можно требовать возмещение вреда жизни и здоровью.

Основные нормы, на которые может опираться автовладелец при подаче иска к дорожникам:

1. Статья 12 закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

2. Статья 1064 Гражданского Кодекса РФ, по которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответчик, причинивший вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

3. Пункты 3.1.1. и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:

• Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
• Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Какие решения обычно принимает суд?

Дорожники часто апеллируют к пункту 10.1 Правил дорожного движения, согласно которому водитель должен двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения.

А при возникновении опасности, которую водитель способен обнаружить, он должен принять все меры к снижению скорости вплоть до полной остановки.

Также ответчики отказывают в исполнении требования на основании статьи 1083 Гражданского Кодекса «Учет вины потерпевшего…», считая, что водитель имел умысел или причинил вред по грубой неосторожности.

Однако практика последних лет показывает, что суды не соглашаются с доводами ответчиков или учитывают их, снижая суммы исков, но все же принимая решение в пользу водителя.

4 июля 2018 года Верховный суд опубликовал определение № 18-КГ17-166, в котором прямо указано: «Ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги. При определении размера вреда наличие умысла или грубой неосторожности в действиях потерпевшего доказывает лицо, причинившее вред».

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/popal-v-yamu-63568.html

Адвокат24
Добавить комментарий