Могут ли требовать компенсацию, если на автомобиле после аварии ездили?

Хозяин авто должен выплатить 2500 долларов за ДТП, которого не совершал

Могут ли требовать компенсацию, если на автомобиле после аварии ездили?

В помощи друзьям житель Солигорска Дмитрий не отказывал никогда. До последней истории, в которую он случайно попал. Летом 2015 года мужчина одолжил свой Ford Transit знакомому.

На его микроавтобусе тот попал в ДТП: сбил насмерть велосипедистку.

Дмитрий не только восстанавливал автомобиль за свои средства, теперь он обязан выплачивать деньги родственникам погибшей — за причинение морального вреда.

— Раньше я руководил своей фирмой, которая занималась установкой напольных покрытий. У меня был рабочий Ford Transit и легковушка Citroen. Микроавтобус у меня часто просили друзья: перевезти мебель, вещи и так далее. Машину, если она была не в работе, давал всегда, считал, что надо друг другу помогать, если есть возможность, — рассказал AUTO.TUT.BY Дмитрий.

Не отказал Дмитрий и своему знакомому Сергею — парень хотел перевезти на Ford Transit какие-то личные вещи. Поездка оказалась роковой: в Слуцке Сергей сбил 60-летнюю велосипедистку. Женщина, не приходя в сознание, от полученных травм умерла в больнице. Это произошло в июле 2015 года.

По факту ДТП возбудили уголовное дело. Водителя отпустили под подписку о невыезде, а разбитый Ford поставили на штрафную стоянку — пока шло следствие, забирать машину было нельзя.

— Когда я узнал обо всем произошедшем, расстроился, конечно. Потом прикидывал, сколько может стоить восстановление микроавтобуса. Но Сергея по этому вопросу я не тревожил: человек под следствием, ему и так тяжело, что с ним будет, а вдруг посадят? — вспоминает владелец Ford Дмитрий.

Через полгода уголовное расследование в отношении Сергея было прекращено — за отсутствием состава преступления.

Во время проведения экспертиз и экспериментов следователи выяснили, что оба участника дорожного движения в момент ДТП были трезвыми, Ford был технически исправным, а водитель, который им управлял, ПДД не нарушал.

Авария произошла из-за погибшей велосипедистки, которая неожиданно выехала со второстепенной дороги на главную и водитель автомобиля предотвратить наезд не смог.

— Побитый бусик со стоянки я забрал. На СТО подсчитали, что для его восстановления потребуется около 1000 долларов, — вспоминает Дмитрий события почти двухгодичной давности.

Сергей денег на ремонт не дал — сослался на финансовую несостоятельность, к тому же у него недавно родился ребенок. Автовладельцу ничего не оставалось, как отремонтировать машину за свой счет.

— Я продал микроавтобус — пришел кризис, и бизнес трещал по швам, а по долгам фирмы рассчитываться надо было. В начале года предприятие уже не действовало, и я остался без заработка.

А в феврале мне неожиданно приходит повестка в суд Слуцкого района: меня вызывают ответчиком.

Оказывается, Наталья, дочь погибшей в аварии женщины, подала иск о взыскании с меня, как владельца авто, материальной компенсации морального вреда в размере 200 миллионов неденоминированных рублей, это около 10 тысяч долларов!

Дмитрий поначалу подумал, что это какое-то недоразумение: водитель признан невиновным, сам Дмитрий никакого отношения к произошедшей аварии не имеет, так за что же он должен платить?

— Я надеялся, что суд разберется в ситуации и иск не удовлетворят. К адвокату за консультацией не обращался, пошел на заседание без какой-либо подготовки.

Однако Дмитрий заблуждался. Если в иске к водителю женщине отказали, то Дмитрий, как хозяин автомобиля, должен нести ответственность.

На суде Дмитрию объяснили: по закону юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (сюда входит в том числе и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.

При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случае, если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности — автомобилем.

— Честно говоря, я был в шоке от услышанного и не был к этому готов. Говорил на заседании, что денег у меня нет, сижу без работы, что у меня проблемы со здоровьем — мне делали операцию на позвоночнике, и нужны дорогостоящие лекарства и реабилитация.

У жены хроническое заболевание, и тоже нужны препараты. Никакого богатства я не нажил, даже живу в одной квартире с родителями. Но суд посчитал, что мое материальное и семейное положение позволяет мне выплачивать компенсацию за причинение морального вреда.

Иск дочери погибшей был удовлетворен, но не в полной мере: с Дмитрия было решено взыскать 2500 рублей (примерно 1250 долларов), а также пошлину в размере трех базовых величин.

— Так я оказался без вины виноватым. После заседания я подошел к истице и спросил: «Неужели вы думаете, что я виноват в том, что погибла ваша мать?» А она мне ответила: «Есть статья закона, по которой вы можете заплатить. И вы заплатите».

Дмитрий подавал кассационную жалобу в Минский областной суд, но решение районного суда там оставили без изменений.

— Полностью сумму по иску я погасить не могу. Сейчас устроился работать в частную фирму, которая занимается установкой напольных покрытий. Зарплата небольшая, поэтому отчисления по иску тоже маленькие. Домой приходили сотрудники отдела принудительного исполнения — описывать имущество. Теперь моя семья должна отчитываться, кто и когда покупал имеющиеся вещи, за какие деньги.

Казалось бы, на этом в деле можно поставить точку. Но в конце прошлого года иск в суд подал муж погибшей женщины Владимир. Мужчина требовал взыскать с Дмитрия за моральный вред 5000 рублей.

— В суд по второму иску я принес все справки: о состоянии своего здоровья, о необходимом лечении, о заработной плате. Это меня не спасло…

На заседании, которое состоялось в начале января, требование истца удовлетворили частично: Дмитрий должен выплатить ему 2500 рублей.

Сергей, который сбил велосипедистку, сейчас находится в Москве на заработках. Мужчина знает о том, что Дмитрий должен рассчитываться по искам. AUTO.TUT.BY удалось связаться с Сергеем.

— Я не виновен в ДТП, и суд не может присудить мне компенсацию морального вреда. Но и Дмитрий тут ни при чем, это несправедливо — взимать с человека деньги, если он не причастен к данному ДТП и не является его участником, — сообщил в разговоре с корреспондентом AUTO.TUT.BY Сергей.

— После похорон погибшей в ДТП женщины я ездил к ее родным, чтобы выразить свои соболезнования. В качестве компенсации морального вреда дал им 6 миллионов (неденоминированных) рублей. Они отказывались, но деньги я оставил. Был разговор, чтобы дать еще какую-то сумму, но дочь погибшей подала в суд.

А потом родственники погибшей получили деньги от страховой компании.

Сергей говорит, что помогать оплачивать иски Дмитрия не отказывается. Но заплатить всю сумму в полном объеме он не может — таких денег у него просто нет. Ведь ему нужно платить за съемную квартиру и содержать семью: жену-декретницу и двоих несовершеннолетних детей.

Как пояснила AUTO.TUT.BY Наталья, дочь погибшей женщины, они «понимают, что не Дима сбил, но действуют по закону». Для нее нет ничего удивительного в том, что ответчик утверждает, что денег у него нет — любой человек, оказавшийся на его месте, говорил бы то же самое.

— Он (Дмитрий. — Прим. AUTO.TUT.BY) уже все переоформил на тещу и тестя. У него же была своя фирма в Солигорске, почему он говорит, что у него плохое положение? Ему же не присудили выплачивать 250 миллионов или 300 миллионов рублей, поэтому надо квартиру продавать. Сумма, которую он должен выплачивать, разве это большие деньги за то, что сбили человека?

Женщина считает, что решение о невиновности в ДТП водителя «просто так написали».

— Обзор на том перекрестке — сумасшедший. Водителю никто не мешал, может, он разговаривал по телефону и отвлекся — неизвестно. Мама всю жизнь ездила по этой дороге и хорошо ее знала. Если бы здоровье мне позволяло, я бы потребовала дело еще раз расследовать и доказала бы, что моя мама не виновата в аварии.

Что же касается сумм, якобы полученных от Сергея после ДТП, и выплат страховой компании, то женщина эту информацию не подтвердила.

На момент публикации стало известно, что заявление в суд готовит и сын погибшей женщины Сергей, об этом он сообщил AUTO.TUT.BY по телефону. С датой подачи заявления и размером материальной компенсации мужчина еще не определился.

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/528441.html

Виновника ДТП могут обязать оплачивать транспортные расходы пострадавшего. И никто от этого не защитит

Могут ли требовать компенсацию, если на автомобиле после аварии ездили?

19.10.2019, 18:50

 (19)
Foto on illustratiivne.Foto: Rauno Volmar

Если вы стали виновником аварии, и у потерпевшего нет страховки каско, то вас могут обязать оплачивать его расходы на такси или аренду автомобиля. Любой пострадавший может обратиться с соответствующим требованием к виновнику ДТП и будет прав.

Более того, даже если у пострадавшего есть каско и ему предоставят автомобиль на замену, то потом фирма может выставить вам требование и пригрозить судом. ”МК-Эстония” выяснила, кто и как может попасть на деньги, если стал виновником аварии.

”Мой муж попал в конце июля в ДТП, — рассказывает жительница Нарвы Оксана. — Признал свою вину. У нас была обычная дорожная страховка, у пострадавшей женщины — обычная и еще каско.

Спустя два месяца получаем от фирмы ERGO письмо, в котором говорится, что мы должны им заплатить 411 евро. Звоню в страховую фирму– в ходе разговора сумма падает до 200 евро.

Оказывается, пострадавшая женщина на время ремонта брала машину на замену, которая ей идет по каско, но потом страховая фирма (а у нее договор заключен с ERGO) потребовала эти деньги с нас”.

Оксана рассказывает, что это было простое письмо, не заказное, и она буквально случайно заглянула накануне в почтовый ящик, где и обнаружила это требование, которое нужно было оплатить чуть ли не на следующий день.

”Удивительно, что в ходе разговора сумма снизилась вполовину, — рассказывает женщина. — Причем страховщики сказали, что если мы не будем требовать никаких доказывающих разумность трат документов, то заплатим всего 200 евро. А если будем — то 400, и нас ждет суд, где расходы станут еще больше”.

В итоге Оксана и ее муж заплатили фирме 200 евро. Но считают, что их обманули — у женщины же была страховка каско. К тому же ее машину не ремонтировали, а просто списали, выплатив пострадавшей более 2000 евро.

”За что же тогда мы должны были платить? — недоумевает Оксана. — И еще непонятно: мы платим за обычную дорожную страховку, и нас уверяют, что страховка все погасит. Причем мы не уезжаем с места происшествия, не пьяные, все документы в порядке. А тут такой сюрприз! И главное: ERGO требует эту сумму, не предоставив никаких доказательств, что машина этой женщине была экстренно необходима”.

И с тех, и с других

В фирме ERGO газете на эти вопросы не ответили, но сказали, что сами свяжутся с Оксаной или ее мужем и объяснят, что к чему.

Однако в общих чертах они пояснили, что предлагают своим клиентам по страховке каско бесплатную машину на замену сроком до 21 дня, если их автомобиль находится в ремонте.

И, комментируя часть истории Оксаны, руководитель отдела по рассмотрению ущерба ERGO Катерина Лепвальтс отмечает, что действительно такие письма отправляются обычной почтой.

”Предпочтительно — электронной почтой, но если адрес электронной почты неизвестен, то тогда обычной. Нет никакой необходимости отправлять эти письма другим способом, — считает специалист.

— Что же касается уменьшившейся суммы, то речь идет не о какой-либо скидке, а о соглашении, которое достигается в ходе переговоров, или о предложении такого соглашения.

Это обычная практика, и все зависит от финансового состояния должника, а также от того, возможно ли оплатить счет сразу или по частям, и когда”.

Лепвальтс подчеркивает, что их цель — в первую очередь, достигнуть соглашения, чтобы избежать затяжных и дорогостоящих споров, тем самым экономя ресурсы обеих сторон.

Получается, что предоставив клиенту машину на замену (если это было нужно), фирма потом может востребовать эти расходы с виновника аварии. И если виновник ДТП не будет требовать дополнительные документы и доказательства, что это действительно было разумно и необходимо, то сумма будет меньше.

Фактически здесь получается хороший бизнес: клиент платит страховой фирме за каско, фирма в случае аварии предоставляет ему машину на замену, а потом востребует плату за это еще и с виновника аварии.

Под ударом

На самом деле в такой ситуации может оказаться каждый. Допустим, вы попали в ДТП и у вас обычная дорожная страховка. В таком случае ваша страховая фирма оплачивает только ремонт машины пострадавшего и его лечение после аварии.

И если пострадавший в ДТП отдает свою машину в ремонт, а сам берет машину на замену или такси, то он потом имеет право выставить вам счет.

Потому что обычная дорожная страховка эти расходы — на транспорт на время ремонта автомобиля — не покрывает.

Второй вариант: у вас есть еще и каско. Как в один голос говорят опрошенные страховщики, каско покрывает только расходы на ремонт вашего автомобиля.

Если у вас это указано в договоре (потому что условия в разных фирмах разные), то могут бесплатно дать еще и автомобиль на замену — на срок от семи до 30 дней. А могут и не дать. Или дать, но за символическую плату.

А в некоторых фирмах есть так называемая личная ответственность — то есть, расходы на арендный автомобиль оплачиваются, но только начиная с третьих суток. И так далее.

И третий вариант: у пострадавшего в аварии есть каско. Казалось бы, это самый безопасный для виновника аварии вариант. Потому что если по договору каско страховая фирма дает пострадавшему в аварии машину на замену, то вроде бы он не может предъявить вам потом требование оплатить его счет на такси. Но, как выясняется, это может сделать впоследствии страховая фирма.

В итоге получается, что теоретически даже имея две страховки, которые защищают вас и потенциального пострадавшего в ДТП, если вдруг вы станете виновником аварии, а пострадавший захочет арендовать автомобиль, вам придется оплатить его транспортные расходы.

С другой стороны, далеко не все знают, что если они пострадали в ДТП, они могут все то время, пока страховка виновника чинит машину, ездить на такси или арендовать автомобиль. И потом выставить счет виновнику. По закону тот должен будет его оплатить — в разумных пределах, конечно.

Машина или деньги?

И тут возникает вполне резонный вопрос: а где они, эти разумные пределы? Допустим, вы ездите на недорогой машине 2010 года. Можете ли вы после ДТП, зная о том, что виновник будет впоследствии обязан возместить вам транспортные расходы, взять в аренду, к примеру, ”Бентли” или другой люксовый автомобиль и выставить потом счет?

”При возмещении расходов на автомобиль на замену действует тот же принцип, что и при возмещении расходов вообще. Человек должен оказаться в ситуации, которая, по возможности, наиболее близка к той, в которой он бы был, если бы причинение ущерба не произошло, — объясняет Катерина Лепвальтс.

— Это ограничивает размер и разумность возмещения ущерба. То есть, если человек ездил на автомобиле среднего класса, то разумно арендовать похожий автомобиль, и средняя цена аренды такого автомобиля является разумным расходом.

Другими словами, ситуация должна остаться такой же, как была бы без аварии”.

Так что пострадавший, если он ездил на недорогой машине, не может после ДТП взять в аренду люксовое авто и выставить потом счет виновнику. Точнее, может, но виновник в ДТП может оспорить данный счет и оплатить лишь его часть, потому что логично было бы, если бы пострадавший взял в аренду похожую недорогую машину.

Руководитель сферы страхования автомобилей Swedbank Эйво Кисанд отмечает, что своим клиентам, которые заключили договор каско, они оплачивают расходы на арендный автомобиль или другие транспортные расходы на срок до 30 календарных дней. Но есть лимиты.

”Это может быть или 30 евро в день, или 60 евро в день — в зависимости от полиса, который выбрал клиент, — поясняет Кисанд. — Ограничений по марке или модели арендного авто нет, главное, чтобы клиент вместился в им же выбранные при заключении договора рамки”.

Управляющий отделом ущербов транспортных средств If Kindlustus Мартин Кукк объясняет, что если их клиент стал пострадавшим в ДТП и у него возникли транспортные расходы, то фирма не будет посредником в данном деле и не станет выдвигать виновнику ДТП требований.

”Если упомянутые расходы были неизбежны и в разумных пределах, то люди должны сами между собой договориться, и если это не удается, то обратиться в суд.

Но надо помнить, что при очень больших затратах маловероятно, что другая сторона пожелает их возместить, — подчеркивает Кукк.

— Если вторая сторона не желает их возмещать, то при обращении в суд пострадавший все-таки должен будет обосновать, разумность расходов, компенсацию за которые он желает получить”.

А в Salva Kindlustus, например, вообще можно получить не машину на замену, а деньги.

”Мы предлагаем или машину, или компенсацию, — рассказывает руководитель отдела страхования автомобилей Тынис Тохвер. — И клиент может сам выбрать, как использует эту компенсацию — возьмет машину в аренду, будет ездить на такси или покатается немного на автобусе, но обогатится.

И он никак не должен нам доказывать, что потратил деньги именно на это. В итоге это получается выгоднее, потому что при серьезных ДТП машину могут ремонтировать довольно долго, а не все мастерские могут предоставить другой автомобиль на такой длительный срок.

Или у них есть машина на замену, но сейчас она у другого клиента”.

В итоге клиенты Salva могут рассчитывать на то, что им фирма компенсирует транспортные расходы в размере 32 евро в сутки на протяжении 21 дня.

Дополнительная защита

Катерина Лепвальтс отмечает, что есть еще один вариант: тем, кто не хочет заключать договор каско, они предлагают обычную дорожную страховку, но с дополнительной защитой от подобных случаев. То есть страхуют конкретно от того, что пострадавший в ДТП потребует от них, если они станут виновниками аварии, возмещения транспортных расходов.

”Если у виновника ДТП имеется дорожное страхование ERGO, в дополнение к которому выбрано также возмещение требований по автомобилю на замену, то в этом случае нужно обратиться с требованием, полученным от потерпевшего, к своему страховщику по дорожному страхованию, и мы возместим расходы на замещающий автомобиль”, — описывает процедуру Лепвальтс.

Некоторые страховщики также предлагают дополнительную страховку на случай аварии, по которой вам предоставят автомобиль на замену. Каско при этом докупать не нужно, достаточно обычной автомобильной страховки.

В итоге получается, что транспортные расходы пострадавшего в случае аварии — это та серая зона, которую обычная дорожная страховка не покрывает никогда, а каско покрывает, только если это предусмотрено в договоре.

Причем, как выясняется, из опрошенных страховых компаний только ERGO потом предъявляет регрессное требование к виновнику аварии оплатить транспортные расходы пострадавшего. Ни Swedbank P&C Insurance, ни If Kindlustus, ни Salva Kindlustus этого не делают.

Источник: https://rus.delfi.ee/press/mk_estonia/vinovnika-dtp-mogut-obyazat-oplachivat-transportnye-rashody-postradavshego-i-nikto-ot-etogo-ne-zaschitit?id=87803911

Пассажир имеет право получить компенсацию с обоих водителей: Верховный суд

Могут ли требовать компенсацию, если на автомобиле после аварии ездили?

Попавший в ДТП пассажир имеет право получить сразу две компенсации. То есть он может требовать страховые выплаты не только с виновника аварии, но и со второго участника происшествия. Об этом рассказали в Верховном суде РФ.

Как получить компенсацию за ущерб, если не установлен виновник ДТП

Как отмечает ВС в определении «Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 9-КГ18-9», автомобиль, относясь к источнику повышенной опасности, подразумевает разделение ответственности при ДТП между обоими водителями, даже если один из них в столкновении не виноват. При ДТП имеет место быть не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО, пояснили в суде.

Краткая суть истории

Жительница Нижегородской области, согласно материалам дела, в декабре 2016 года в качестве пассажира попала в аварию. Виновником столкновения с машиной марки Lada, в которой находилась женщина, был признан водитель МАЗа, выехавший на полосу встречного движения. Женщина-пассажир, получив серьезные травмы, обратилась в суд с обязательством к ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Будучи застрахованной в «Росгосстрах», клиентка обратилась в страховую за компенсацией в надежде получить компенсационные выплаты за обоих водителей. Тем не менее компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187.

750 рублей только за виновника ДТП – водителя автомобиля МАЗ. В компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой в районный суд, а после того как отказали в нем, подала апелляцию. В апелляционном суде также рассмотрели дело не в пользу истицы.

Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО. Тогда женщина пошла до конца – в Верховный суд РФ.

Последний с решением нижестоящих судов не согласился и вот почему:

Позиция ВС по вопросу о компенсации для пассажира

Верховный суд отметил: 1. Страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.

Согласно статье 1079 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причиненный ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.

Важно! Пункт 3 статьи 1079 КоАП: «Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т. п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи».

Бесконтактная авария: как получить ущерб?

Также приводятся нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», – делает вывод Верховный суд в своем постановлении, добавляя, что «… поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО».

Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно. То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правового значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет.

Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.

ВС РФ отменил апелляционное определение по делу и направил материалы на новое рассмотрение. ВС: «Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 ноября 2017 г.

отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции».

Источник: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/521159-passazhir-imeet-pravo-poluchit-kompensaciyu-s-oboih-voditeley-verhovnyy-sud.html

Докатился малец: кто заплатит, если ребёнок на велосипеде разбил автомобиль

Могут ли требовать компенсацию, если на автомобиле после аварии ездили?

Типичный инцидент, ставший основой этого материала, произошел в коттеджном посёлке в Челябинске

камеры видеонаблюдения, Евгений Емельдинов

Несовершеннолетний сын челябинки протаранил на велосипеде едущий автомобиль, причём так сильно, что у того оказалось разбитым лобовое стекло.

Ребёнок, судя по всему, серьёзных травм не получил, и владелец машины предложил родителям компенсировать ущерб. Мама школьника обратилась на 74.ru с вопросом, насколько законно это требование.

Вместе с экспертом разбираемся в типичном для лета дорожном конфликте.

Публиковать видео инцидента, произошедшего в челябинском коттеджном посёлке, родители ребёнка не разрешили, но сам ролик мы посмотрели.

По нашим оценкам, претензий к автомобилисту быть не может — он двигался по проезду между домами, сбавил скорость перед лежачим полицейским, а затем получил внезапный удар слева — ребёнок выскочил на полном ходу из-за забора, видимо, потеряв контроль на спуске.

Кстати, дети до 14 лет в принципе не имеют права выезжать на проезжую часть. Инцидент чем-то напоминает вот эту аварию.

 АвтоПортал INFOnoVel.RU / .com

Кто, по-вашему, больше виноват в столкновении на видео выше?

Дворовые столкновения юных велосипедистов с машинами — явление частое. И если ребёнок в самом деле виноват, автомобилист вполне может взыскать сумму ущерба с родителей. Вот что нужно знать о подобных происшествиях.

Наезд велосипеда даже на стоящую машину считается ДТП

Велосипед — транспортное средство, поэтому инциденты такого рода относятся к дорожно-транспортным происшествиям. А значит, если автовладелец хочет взыскать ущерб, необходимо вызывать ГИБДД.

— Даже если всё произошло не на дороге, а во дворе, Верховный суд разъяснял, что такие происшествия тоже относятся к дорожно-транспортным, — объясняет автоюрист Лев Воропаев.

Но если ребёнок повредил автомобиль мячом или поцарапал лопаткой, это уже обычное происшествие, и в случае претензий вызывать нужно полицию.

В чём специфика таких случаев

— Разница в основном касается порядка привлечения к ответственности, — говорит Лев Воропаев. — За ребёнка отвечают родители, если виновник несовершеннолетний — обязательно уведомление прокуратуры, а если он допрашивается, то необходимо присутствие психолога-педагога. Административное дело против родителей может возбудить не только полиция, но и комиссия по делам несовершеннолетних.

Ущерб взыскивается через гражданский суд

Если ребёнок виновен в происшествии, в отношении родителей могут возбудить административное дело, например по статье 5.35 КоАП (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Штраф, правда, смехотворный — 100–500 рублей. Но важнее другое — это дело ляжет в основу гражданского производства.

— Если стороны не нашли компромисса и имущество не застраховано, единственный способ взыскать ущерб — обратиться в гражданский суд, — добавляет Лев Воропаев.

Эксперт подчёркивает, что для выигрыша понадобиться собрать максимум доказательств в свою пользу.

— Особенно в инцидентах, где ребёнок получил травмы, судьи часто не принимают во внимание его вину, — говорит юрист. — Например, считают, что водитель должен был двигаться с такой скоростью, которая исключала бы наезд на ребёнка во дворе. Поэтому далеко не всегда при очевидной (с точки зрения автомобилиста) вине ребёнка судьи разделяют эту позицию.

А если вина обоюдная?

Нередки ситуации, когда водитель тоже нарушал правила, например, оставил автомобиль на тротуаре или газоне. Будет ли это оправданием для ребёнка, если он повредит такую машину?

Lexus стоит на газоне недалеко от детской площадки: повреждение такой машины оставляет родителям виновника больше шансов отстоять правду, особенно если ребёнок действовал непреднамеренно

читатели сайта

— В случае спорных происшествий родителям ребёнка нужно добиваться возбуждения административного дела против водителя, — объясняет Лев Воропаев. — Если машина стояла на газоне, например, то за нарушение правил благоустройства.

В таких делах обычно важна настойчивость, потому что сотрудники ГИБДД не вникают в детали и пишут всё со слов того, кто их вызывал.

В дальнейшем административное дело против водителя будет учтено гражданским судом при распределении вины: по статье 1083 Гражданского кодекса это является поводом смягчить требования к родителям виновника.

Юрист уточняет, что при разборе таких инцидентов исследуется причинно-следственная связь событий, которая привела к происшествию. Иногда нарушения ребёнка, даже если были, не являются причиной аварии.

— Например, дети до 14 лет не имеют права ездить по проезжим частям, но если это не стало непосредственной причиной ДТП и у водителя автомобиля, например, была помеха справа, то родителям ребенка могут выписать штраф по статье 5.35 КоАП, но вину за само происшествие возложить на автомобилиста.

Это тоже считается нарушением: запаркованная машина не должна создавать помех, в том числе пешеходам

читатели сайта

Не радуйтесь страховке каско

Если автомобиль застрахован по каско и его владелец готов воспользоваться страховкой, родители ребёнка чувствуют облегчение — не нужно платить. Поэтому они не следят за оформлением происшествия, а о главном подвохе такой схемы узнают года через три.

В течение этого срока страховая компания может взыскать с них ущерб по процедуре, называемой суброгация.

Мы уже писали о подобном инциденте, когда шестилетний мальчик столкнулся в садовом проезде с автомобилем KIA: через два года родители получили иск от страховой на 25 тысяч рублей, хотя изначально речи о виновности мальчика вообще не шло. Ещё два года ушло на то, чтобы доказать абсурдность претензий.

Поэтому если автовладелец намерен получить компенсацию от страховой, убедитесь, что при оформлении документов случай не будет представлен таким образом, словно во всём виновато ваше чадо (то есть вы).

Если ребёнок пострадал

Это меняет дело, потому что водитель обязан компенсировать ущерб здоровью ребёнка вне зависимости от распределения вины — об этом говорит статья 1079 Гражданского кодекса. При лёгких ДТП чаще всего компенсацию платит страховая компания по ОСАГО (если автомобиль застрахован).

Дети во дворах часто ведут себя непредсказуемо, но водителям важно иметь в виду специфику ситуации — появление детей в дворовых проездах и на парковках жилых зон вероятно и ожидаемо, поэтому эти риски прогнозируемы. 

Помните также, что во дворах и жилых зонах пешеходы могут находиться на проезжей части и имеют приоритет.

Правда, езда велосипедистов в возрасте до 14 лет по проезжей части (в том числе, по дворовым проездам) в любом случае запрещена, но это не даёт автомобилистам права нарушать, например, пункт 10.

1 ПДД — а он требует снижения скорости вплоть до остановки, если на дороге появилась опасность. Кстати, именно за нарушение этого пункта водители чаще всего отправляются в колонию. 

Подробный разбор спорных пунктов правил — в нашем проекте «ПДД для бывалых».

Если автомобилисты в вашем дворе ставят машины так, что сами нарываются на конфликт, присылайте фотографии в рубрику «Я паркуюсь, как баран». 

А вот альтернативная точка зрения на самый громкий конфликт с двухколёсным за последнее время: речь о столкновении мотоцикла и Renault Logan на площади Революции. 

Источник: https://74.ru/text/auto/66172624/

Пдд для бывалых: как разъехаться после аварии, чтобы не сесть на 15 суток

Могут ли требовать компенсацию, если на автомобиле после аварии ездили?

Запомним сразу: в тяжёлых ДТП с пострадавшими вызов на место сотрудников ГИБДД обязателен. Но как быть с мелкими инцидентами?

читатель сайта

Включить аварийку после ДТП — действие почти рефлекторное. Некоторые из нас помнят, что нужно выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД, хотя вроде бы и не всегда.

Но с декабря прошлого года изменились Правила дорожного движения, поэтому даже опытным водителям полезно узнать, как теперь разъезжаться после аварий. Об этом — в новом выпуске проекта «ПДД для бывалых».

Если уверены в себе, можете сразу переходить к небольшому тесту ниже. 

Что такое ДТП

Если на стоящий автомобиль упала сосулька — это не ДТП. Если автомобиль наехал на глыбу льда и раздавил себе бампер — это ДТП.

В конце текста приведено точное определение, но пока запомним две вещи: чтобы инцидент был квалифицирован как ДТП, его причиной должно быть движение одного или нескольких транспортных средств по дороге, а следствием — ущерб имуществу или здоровью людей.

Иногда граница между понятиями истончается, например, обрызгивание пешеходов из грязной лужи может быть квалифицированно как ДТП, если пострадавшие подтвердят материальный ущерб.

Бывает, водитель причиняет вред только самому себе, как в примере с глыбой льда. Формально эти происшествия тоже считаются ДТП, хотя при отсутствии второй стороны маловероятно, что кто-то «настучит» в полицию (разве что зоркие соседи).

Но будьте аккуратны с происшествиями, в которых повреждаются дорожная инфраструктура, строения и тому подобное: вы раздавили вроде бы «бесхозную» урну, но у неё, вероятно, всё же есть владелец, например магазин или управляющая компания.

Большинство дорожно-транспортных происшествий — мелкие. Раньше правила разрешали водителям разъехаться, если они не имели необходимости в оформлении документов. Теперь звонок в страховую или полицию обязателен

читатель сайта

Что грозит за побег

За сокрытие с места ДТП часть 2 статьи 12.27 КоАП предусматривает лишение прав на один — полтора года или арест до 15 суток. Заметьте, наказание не зависит от размера ущерба (он может быть копеечным) или последующего примирения сторон.

Но есть ещё первая часть той же статьи 12.27 КоАП, которая наказывает за невыполнение водителем обязанностей после аварии — за это предусмотрен штраф 1000 рублей. Например, по этой части наказывают за отсутствие знака аварийной остановки. То же касается водителей, которые не остановились после аварии: скажем, не сразу заметив контакт, участник ДТП уехал, но затем вернулся.

Договорились на месте: теперь это запрещено

«Злую» вторую часть статьи 12.27 КоАП могут применить и к водителям, которые решили разъехаться полюбовно ввиду мелкости и очевидности аварии. Редакция ПДД, которая действует с 8 декабря, исключает такой вариант, поэтому даже при незначительности ущерба или обещании его компенсировать водители должны сделать одно из двух: оформить инцидент по европротоколу или позвонить в ГИБДД.

Решить по-европейски

Европротокол возможен, если в аварии участвуют две машины, оба водителя застрахованы по ОСАГО, нет разногласий о виновности и ущерб не превышает 100 тысяч.

В законе об ОСАГО есть отдельный пункт, который в теории разрешает оформлять европротокол даже при наличии разногласий, а для Москвы и Петербурга — при ущербе до 400 тысяч, но для этого нужна фиксация обстоятельств аварии с помощью системы «Эра-Глонасс» или специального софта, что не всегда возможно на практике.

Европротокол позволяет не ждать экипаж ГИБДД и не ездить в отделение полиции. Но водитель, признавший себя виновным, обязан в течение пяти дней предоставить свой экземпляр извещения в страховую (отвезти лично или направить заказным письмом). Сделать это крайне важно, иначе страховая сможет взыскать с него выплату в порядке регресса.

Оформить европротокол можно, если в аварии пострадали только два автомобиля

читатель сайта

Если европротокол неприменим

В этом случае звонок в полицию обязателен. В декабре прошлого года ряд СМИ со ссылкой на ГИБДД утверждал, будто возможность полюбовного разъезда осталась, просто её не прописали в ПДД из-за «очевидности». Практикующий юрист Лев Воропаев не согласен с такой интерпретацией:

— На словах ГИБДД может говорить что угодно, но порядок чётко прописан в правилах, и они стопроцентно не разрешают уезжать с места аварии, не оформив европротокол или не обратившись в ГИБДД, — объясняет он.

— В судах такие дела штампуют на ура: если инцидент не оформили, вне зависимости от обстоятельств, вроде незначительности ущерба или согласия сторон, скрывшийся водитель будет лишён прав или арестован.

Речь идёт о ситуациях, когда водители вроде бы договорились, разъехались, но потом одному из них стукнуло в голову вернуться на место инцидента и заявить о нём в полицию.

«Оформляйте сами!»

Если инцидент мелкий, с большой вероятностью дежурный предложит оформить его самостоятельно, но не сделайте ошибки — это всё равно подразумевает появление в ГИБДД.

— Да, они часто говорят заполнить документы самим или вызвать комиссара, но чтобы выполнить требования правил, затем нужно явиться в отделение ГИБДД для дальнейшего оформления документов, — говорит Лев Воропаев.

Самостоятельное оформление мелких ДТП всё равно подразумевает приезд участников в отделение для финализации процесса

читатель сайта

Разъехаться полюбовно имеет смысл в случае, когда у вас есть железобетонная уверенность в том, что вторая сторона вас не подставит. Но мы вам этого не говорили.

Аварии с пострадавшими, включая лёгкие наезды на пешеходов, требуют обязательного вызова полиции, даже если сам пешеход сбежал. Всегда есть вероятность, что сбежал он прямиком в больницу, где зафиксирует травму, после чего врач обязан будет сообщить об инциденте в полицию.

Что ещё сделать после аварии

В тяжёлых авариях внимание в первую очередь уделяется пострадавшим и вызову помощи.

Современные ПДД делают акцент на фиксации последствий ДТП на фото и видео, и здравый смысл подсказывает то же самое. Снимите общий вид места аварии, детализируйте повреждения, покажите состояние проезжей части, расположение знаков, разметки, светофоров.

Очень внимательно отнеситесь к схеме ДТП: при разборе от неё будет зависеть многое

читатель сайта

Сразу после ДТП запишите контакты очевидцев. Из основных документов на месте ДТП оформляется схема происшествия и заполняется бланк извещения на каждого участника (прилагается к полису ОСАГО).

Если аварийная машина создаёт помехи другим автомобилям, в отсутствие пострадавших правила требуют убрать её с проезжей части, но уже после того, как последствия аварии зафиксированы (схема, фото, видео).

В авариях с пострадавшими освобождать проезжую часть нужно только в случае, если машины полностью блокируют проезд.

В целом это требование не жёсткое, и сотрудник ГИБДД сможет вас наказать лишь штрафом в 1000 рублей.

Можно ли оформить по европротоколу этот инцидент, если у обоих водителей есть ОСАГО? 

Выдержки из ПДД

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

2.5.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

2.6.1.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создаётся препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъёмки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Что ещё почитать по теме

Нередки случаи, когда водителей обвиняют в сокрытии с места ДТП, которого они не заметили. При оформлении ДТП с несколькими автомобилями по европротоколу важно убедиться, что речь идёт о нескольких «попарных» авариях. В предыдущем выпуске проекта «ПДД для бывалых» мы рассказывали о подвохах правила правой руки.

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».

Источник: https://74.ru/text/auto/66001759/

Восстановить нельзя продать: что делать с машиной после ДТП

Могут ли требовать компенсацию, если на автомобиле после аварии ездили?

От несчастий не застрахован никто, и иногда все мы попадаем в неприятные ситуации. Как говорят американцы, shit happens. Дорога — вещь часто непредсказуемая, в любой момент может произойти ДТП, и не обязательно по вашей вине: «не ты, так в тебя».

Если это небольшая потертость краски или сломанный бампер, что часто случается в больших городах, то все понятно: покрасил или поменял и ездишь дальше. Также если у вас каско, то и тут, в принципе, все понятно: в случае серьезного ДТП автомобиль у вас заберут, а вместо него выплатят компенсацию.

 Но если у вас ОСАГО или вообще нестраховой случай? Становится интереснее и сложнее, со своими подводными камнями, о которых мы и расскажем.

Начните с оценки ущерба

После ДТП стоит обратиться в проверенный сервис для оценки стоимости работ и запчастей. Если ремонт выходит больше половины стоимости самого автомобиля, то восстановление становится мало актуальным. Вложенные деньги вам никто не вернет, а автомобиль после ДТП удастся продать только дешевле среднерыночной цены.

В первую очередь стоит обратить внимание на повреждения «скелета» автомобиля: если деформированы несущие части, такие как лонжероны, или, что еще хуже, повело кузов, то восстановление автомобиля влетит в копеечку.

Так, при схождении автомобиля в кювет на большой скорости повреждается малое количество наружных элементов, однако скручивает кузов. Часто такие повреждения самому определить трудно, найти их смогут только в сервисе со специальным оборудованием.

Восстанавливать не советуем: даже после дорогостоящего ремонта есть риск, что на 100 % геометрию кузова вернуть к заводским параметрам не удастся, и машину будет вести в сторону.

Если сработали подушки безопасности, их замена будет стоить больших денег — системы безопасности в современных автомобилях стоят очень дорого. Можно взять целые подушки с разборки, но и там малой кровью для кошелька не обойтись. В среднем одна подушка безопасности стоит от 3 до 10 тысяч, если говорить о варианте с разборки.

Если решили вернуть свою «ласточку» в прежний вид, то после дефектовки (разбора автомобиля для определения всего списка повреждений) стоит заложить еще 30 % на непредвиденные расходы. Скрытые повреждения, которые могут всплыть в процессе ремонта, потребуют дополнительных затрат.

ПОМНИТЕ, НА ЧЕМ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ, А НА ЧЕМ НЕЛЬЗЯ

Автосервисы, не считая СТО официальных дилеров, как правило, идут навстречу клиенту и не препятствуют использованию б/у запчастей с авторазборок. Запчасти вы можете купить самостоятельно, но некоторые сервисы и сами сотрудничают с компаниями по разбору автомобилей.

Часто находятся кузовные элементы в хорошем состоянии, при этом значительно дешевле новых. Если «стрельнула» фронтальная подушка безопасности переднего пассажира, которая находится в торпеде, можно попробовать «запаять» поломанное отверстие обратно. Это позволит сэкономить немало денег и не менять торпедо целиком.

Если все же взялись за восстановление автомобиля, то крайне не рекомендуем «кроить» на безопасности. Даже если планируете продать автомобиль, не «глушите» сработавшие датчики AirBag, подумайте о следующем владельце. Многие автомобили оборудованы системой преднатяжения ремней безопасности, которые срабатывают даже от небольших ДТП. Стоит поменять, хоть и стоят они недешево.

Учитесь на чужих ошибках

Приведу реальный пример. Машину развернуло на гололеде и выкинуло в забор. Пострадавшей в данном случае выступила компания по установке ограждений. ОСАГО возместило только стоимость забора. Восстановление «железного коня» легло на плечи автолюбителя.

У иномарки повреждена вся боковая и передняя часть. Сервис обещал уложиться в 170–200 тысяч рублей, что составляет меньше половины стоимости автомобиля. Был и другой вариант: продать его за 80 тысяч рублей, чтобы можно было добавить и взять «целый» экземпляр. Но отдавать машину за бесценок не хотелось, поэтому было принято решение ее восстановить и продолжить эксплуатацию.

Хотя у машины немного повело передний лонжерон, на сервисе обещали восстановить геометрию кузова. 100 тысяч рублей было потрачено на запчасти и еще 100 тысяч на сам ремонт.

Однако, как это часто бывает, в процессе ремонта начали всплывать непредвиденные траты: электрика, преднатяжители ремней безопасности, подвеска и другие. Бюджет стал расти как на дрожжах. Сначала заменить одно, потом другое, третье и так далее.

В итоге на восстановление машины ушло еще свыше 100 тысяч рублей и полтора месяца ожиданий, не считая потраченных за это время нервов.

Можно было продать остатки авто за 80 тысяч, добавить те же 300 тысяч и взять такой же, пусть и чуть хуже по состоянию, но не битый экземпляр.

 Но, во-первых, на момент начала ремонта владелец еще не знал обо всех тонкостях и не мог предугадать, что восстановление обойдется на треть дороже, а во-вторых, у машины теперь много новых деталей, и в свежей краске она стала выглядеть даже лучше, чем до ДТП.

Подводя итоги, можно отметить, что не нужно торопиться в принятии решения — восстанавливать машину или нет. Вначале убедитесь, что располагаете суммой на 30 % больше, чем заявляет вам сервис.

А затем задайте себе вопрос: готовы ли вы смириться с тем, что при продаже восстановленного автомобиля вы не вернете потраченных средств, и с тем, что продадите машину еще и дешевле рыночной стоимости? Если ответ положительный, взвешенный, ремонтируйте на здоровье, если нет, лучше продать автомобиль как есть и поискать другой.

Источник: https://5koleso.ru/articles/obzory/vosstanovit-nelzya-prodat-chto-delat-s-mashinoy-posle-dtp/

Адвокат24
Добавить комментарий