Куда мне обратится за помощью, если я сирота?

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получили право на полноценную бесплатную юридическую помощь в РФ

Куда мне обратится за помощью, если я сирота?

Федеральным законом от 2.07.2013 г. № 167-ФЗ внесены изменения  в ФЗ № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» (указанные положения вступают в силу с даты официального опубликования закона).

В соответствии с изменениями право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 ФЗ о бесплатной юридической помощи (далее БЮП) в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи получили не только дети-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, но и лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п. 4 ч. 1 ст.20 закона о БЮП в новой редакции).

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

– правового консультирования в устной и письменной форме;

– составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

– представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах (ст. 6 закона о БЮП).

Кроме детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, право на бесплатную юридическую помощь получили:

– лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью (новый п. 4.1. ч. 1 ст. 20 закона о БЮП);

– усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей (новый п. 4.2. ч. 1 ст. 20 закона о БЮП).

Теперь государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера также в случаях:

– признания права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения (п. 2 ч. 2 ст. 20 закона о БЮП в новой редакции);

установления усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми (новый п. 10.1. ч. 2 ст. 20 закона о БЮП);

защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (новый п. 10.2. ч. 2 ст. 20 закона о БЮП).

Это связано и с тем, что с 1.01.2013 г. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, жилые помещения предоставляются в соответствии с новыми правилами ФЗ № 15-ФЗ, сначала по договорам найма специализированного жилого помещения, затем после окончания срока специализированного найма – по договорам социального найма.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1)      истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения (пп. б п. 1 ч. 3 ст. 20 закона о БЮП в новой редакции);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ч. 3 ст. 20 закона о БЮП в новой редакции).

Источник: https://zakon.ru/Discussions/deti-siroty_deti_ostavshiesya_bez_popecheniya_roditelej_lica_iz_chisla_detej-sirot_detej__ostavshihs/7358

Жилье для сироты: 7 препятствий на пути к своей квартире

Куда мне обратится за помощью, если я сирота?
Фото – rabochy-put.

ru

Какие препятствия нужно преодолеть выпускнику детского дома, чтобы получить свою квартиру? Об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказал Антон Рубин, руководитель региональной общественной организации волонтеров Самарской области «Домик детства». Антон и его коллеги занимаются постинтернатным сопровождением бывших детдомовцев. В частности, помогают им решать проблемы с жильем.

Антон Рубин, руководитель региональной общественной организации волонтеров Самарской области «Домик детства»

1. А есть ли очередь?    

«Воспитанников детского дома, которым квартира положена по закону по достижении совершеннолетия, должны ставить в очередь на жилье в 14 лет. Этим обязаны заниматься социальные педагоги. Но так происходит не везде и не всегда.

Постановка в очередь происходит без участия ребенка, он об этом, как правило, ничего не знает, ему об этом никто ничего не сообщает.

К нам, в «Домик детства» приходят ребята, которые обращаются за какой-то бытовой помощью, — они очень удивляются всегда вопросу об этом.

Нам самим приходилось делать запрос в департамент имущества и выяснять, стоит ли такой-то выпускник в очереди на жилье. И если нет — помогать ему вставать в очередь.

2. Перевод из детдома в детдом: «Кто последний?»

Если ребенок все же был поставлен в очередь в 14 лет, может появиться проблема, связанная с его переводами из одного детского дома в другой. Особенно если учреждения находятся в разных муниципальных образованиях.

Воспитанницу детдома в Самаре Аню поставили в очередь на жилье в 14 лет. Через какое-то время Аню перевели в детский дом в Сызрани. С очереди в Самаре ее сняли и поставили в Сызрани, в самый конец.

В 18 лет Аню снова перевели в Самару, учиться в училище — и сняли с очереди в Сызрани, и поставили в очередь в Самаре. Опять в самый конец.

Аня стоит в очереди уже несколько лет, но до сих пор — почти последняя в списке на получение квартиры.

3. Где жить, пока квартиры нет?

Пока выпускник детского дома ждет своей квартиры в очереди, ему надо где-то жить. Самарский региональный бюджет, в соответствии с федеральным законодательством, компенсирует сиротам в очереди найм жилья.

Правда, для этого человек сам должен найти себе жилье, сам должен договориться с собственником, который обязан заключить договор с органами опеки и платить налоги от доходов, так как все выплаты идут через госбюджет.

Но далеко не каждый арендодатель захочет пускать на квартиру сироту, ведь детдомовцы — сильно стигматизируемая категория граждан. И далеко не каждый собственник захочет вступить в отношения с государством, и не каждый хочет платить налог.

Но нам удается находить таких людей.

Кроме того, есть ограничения и по цене — сирота может снять комнату стоимостью не более 5 тысяч рублей в месяц или квартиру не дороже 10 тысяч рублей.

В Самаре найти жилье по таким расценкам практически невозможно, разве только оно находится на отшибе или совсем «убитое».

Бывает, договор заключается на 10 тысяч рублей, а выпускник детского дома сверху приплачивает собственнику из своего кармана.

Если жилье в найм найти не удается, ребята живут у таких же выпускников детского дома, как и они сами. Это ведет к повторению атмосферы и привычек учреждения, к конфликтам с соседями. Выпускники тяжело социализируются в таких условиях — потому что, по сути, остаются в детском доме.

4. Две очереди — кто быстрее

Если выпускнику детского дома негде жить, то мы помогаем ему подать в суд заявление о внеочередном предоставлении жилья. Чаще всего суд занимает сторону сироты — признает его нуждающимся, выписывает судебное предписание. И выпускник снова попадает в очередь — только теперь уже из тех, кто ждет квартиру по таким же предписаниям после суда.

Получается, у нас фактически две очереди на жилье — те, кто стоят просто, и те, кто стоят по предписанию. Вторая двигается быстрее, потому что за невыполнение предписаний суда чиновников штрафуют.

Бывает, что человек, стоящий в очереди на квартиру семь лет, никак не может ее получить, а тот, кто обратился в суд, получает ее за полгода.

Это приводит к росту недовольства среди выпускников детских домов по отношению друг к другу.

Кстати, специальных оснований для обращений в суд нет. Нужно только желание отстоять свое право на положенную законом квартиру, если тебе негде жить.

5. Три отказа — «вас здесь не стояло»

Когда, наконец, подходит очередь, начинается этап согласования квартиры. Если выпускник детдома три раза откажется от предоставляемого жилья, то это карается снятием его с очереди. А отказываться приходится часто.

Несколько лет назад девушка с инвалидностью и двумя малолетними детьми получила ключи. Вместе с ней мы поехали смотреть — но не смогли даже войти в квартиру. До этого там тоже жил выпускник детдома, освободилось жилье после смерти собственника.

Умер он один, дома, летом — и никто его не искал две недели. Подъезд был обложен веточками каких-то растений, которые, по замыслу жильцов, должны были «справиться» с трупным запахом. Дверь в квартиру были забита тряпками.

В итоге девушка от квартиры отказалась — ей выдали другую.

Если бы это был ее третий отказ, то мы бы пошли в суд. Жилье должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Одному парню, Диме, квартиру выдали в новостройке на отшибе, в отдаленном поселке, который по бумагам находится в черте города, но фактически туда очень долго и сложно добираться. «Скорые» туда едут по полтора часа, а Диме это критично: у него диабет, он часто попадает в больницу из-за приступов. Жить в квартире он не может, живет у друзей.

Он не стал отказываться от предложенного варианта, потому что не знал о правиле трех отказов — и его пугали, что вообще ничего больше не дадут.

6. Неумение пользоваться жильем

После получения квартиры выпускники остаются наедине с другими проблемами. Не умеют снимать показания счетчиков, платить за жилищно-коммунальные услуги, не умеют вести быт.  У них быстро копятся долги, возникают конфликты с управляющими компаниями, с соседями.

7. Квартира от государства не положена, но…

Не всем выпускникам детских домов положена квартира. Например, если родители ребенка не лишены родительских прав, а находятся в местах лишения свободы. Или они умерли — и жилье стоит пустое. Но с этим тоже бывают проблемы — и часто.

Парень с трех лет рос в детском доме после смерти мамы. Квартира у него была, стояла закрытая. Но когда он вернулся, то обнаружил космическую сумму долга за ЖКУ, потому что в течение 15 лет начислялись платежи.

Когда собственника квартиры нет — долги по наследству переходят ребенку, вышедшему из детского дома.

Чаще всего удается часть списать, собрав справки о том, что выпускник детского дома в квартире не проживал.

Это бывает сложно, потому что не все перемещения из учреждения в учреждение можно документально подтвердить. Часть долгов остается — и тут должна вестись работа в индивидуальном порядке.

Или вот такая история. Жили брат с сестрой, их мать была лишена родительских прав. Они стояли в очереди на жилье, которое им было положено. Но мать их умерла — и их убрали из очереди. Органы опеки мотивировали это тем, что теперь брат и сестра могут жить в квартире родительницы. Жилье это оказалось к жизни не пригодным — после пожара, без окон и дверей, притон, долги за ЖКУ.

Последние полгода мы бьемся над тем, чтобы брата и сестру восстановили в очереди. Но проблема в том, что признать квартиру непригодной для жизни невозможно — можно признать непригодным только целый дом.

Можно ли решить жилищные проблемы выпускников детских домов раз и навсегда? Я думаю, что сделать это можно только одним способом — устроить так, чтобы все дети росли в семьях».

Каждый ребенок мечтает о том, чтобы жить в семье. Не каждый может стать приемным родителем, но каждый может помочь

Источник: https://changeonelife.ru/2018/01/22/zhil-e-dlya-siroty-7-prepyatstvij-na-puti-k-svoej-kvartire/

Если ребёнок имеет статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей (пособия в 2018 году)

Куда мне обратится за помощью, если я сирота?

1. Принимаются вне конкурса в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Получатели: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Получатели: до 23 лет дети-сироты и лица из числе детей-сирот.

3.

Полное государственное обеспечение обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования — выделение одежды, обуви, канцелярии, выплата ежемесячного пособия и ежегодная выплата на учебные материалы в размере трёх стипендий. Выплата увеличенной, минимум наполовину, стипендии. Обеспечение бесплатным питанием. Сохранение стипендии на время академического отпуска по причине болезни.

Получатели: дети-сироты и лица из числа детей-сирот до окончания образовательного учреждения.

4. Бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутных такси) детей, оставшихся без попечения родителей.

5.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное за ними жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

6.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

7. Регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья).

8. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

9. Предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

10. Предоставление путёвок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

11. Органы государственной службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и осуществляют диагностику их профессиональной пригодности с учётом состояния здоровья.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в службе занятости в статусе безработного выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в области.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

В связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работодатели обязаны провести за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организации.

Получатели: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Предоставление бесплатного жилого помещения в общежитиях среднего профессионального  образования и высшего образования при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда.

Получатели: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Выплаты на содержание ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Размер:

  • 7 037 руб. – на ребёнка до 7 лет,
  • 8 403 руб. – на ребёнка 7-12 лет,
  • 9 250 руб. – на ребёнка 12-18 лет.

Обращаться следует в орган опеки и попечительства, если ребёнок воспитывается в семье опекуна (попечителя), в приёмной семье, либо в патронатной семье.

Пенсия по случаю потери кормильца:

  1. трудовая: размер пенсии зависит от стажа и заработка умершего кормильца, но не менее 1 805,16 руб. повышенный размер пенсии круглым сиротам не менее 3 610,31 руб.
  2. государственная (социальная):
    • 3 692,35 руб. — для детей, потерявших одного родителя,
    • 7 384,72 руб. — для детей, потерявших обоих родителей, детей одинокой матери.

Требуемые документы:

  • В отделение пенсионного фонда по месту жительства ребёнка

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений

С вступлением в силу с 01.01.

2013 Федерального Закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» значительно расширяется категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в отношении которой органы исполнительной власти имеют обязательства по предоставлению жилых помещений за счёт средств федерального и (или) областного бюджетов.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Федеральным Законом сохраняется и за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление указанной выше категории граждан благоустроенного жилого помещения будет осуществляться из специализированного жилищного фонда Ярославской области по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Законом Ярославской области от 9 ноября 2007 г. № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений из специализированного жилищного фонда Ярославской области».

А ещё вам может быть интересно:

Если Вы решили усыновить ребёнка

Если Вы стали приёмным родителем

Если у Вас опекунская семья

Если у Вас многодетная семья с 3-4 детьми

Если у Вас многодетная семья с 5-ю и более детьми

В семье ребёнок-инвалид

Отделы социальных выплат Ярославля

Пособия и льготы семьям с детьми в Ярославской области

Эта брошюра содержит разъяснения о мерах социальной поддержки семей с детьми, предусмотренных федеральными и областными нормативными актами. Она издана для будущих и настоящих родителей.

Настоящая брошюра издана для того, чтобы семьи могли лучше ориентироваться в действующих нормативных актах. Она построена по разделам для отдельных категорий семей, чтобы каждая семья смогла найти нужную для себя информацию.

Брошюра подготовлена отделом по вопросам семейной политики и детей управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области.

Свои предложения и замечания направляйте в адрес управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области. Телефон отдела по вопросам семейной политики и детей 40-15-97, E-mail: pichugina@reqion.adm.yar.ru

Источник: Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области

Источник: http://yarmalysh.ru/oficialno/socialnaja-podderzhka-semej-s-detmi/esli-rebenok-kruglyj-sirota

Не жильцы

Куда мне обратится за помощью, если я сирота?

Виктория Тарасенко совместно с правозащитниками социальной сети «Так-так-так» и «Институтом развития прессы-Сибирь» проверила, как на практике исполняется закон о социальной поддержке детей-сирот

По закону сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей, у которых нет собственного дома, имеют право на получение жилья. В действительности же свое законное право реализовать может далеко не каждый.

34-летний Николай Стариков только полтора года назад узнал, что ему как социальному сироте положено жилье. По его словам, на очередь его теперь не ставят.

Николай Стариков: «О том, что я как сирота имею право на получение жилья, мне никто не сказал. А теперь на очередь не ставят, ссылаясь на возраст» Виктория Тарасенко

«Воспитывался я в детдоме в Павловске, — рассказывает он. — Мать лишили родительских прав, когда мне было пять лет. В детдоме было сложно, периодически меня надолго отправляли в психиатрическую больницу за плохое поведение.

Я обозлился на весь мир, наломал дров и в 15 лет попал в колонию для несовершеннолетних. Оттуда вышел в 18 лет. Встретил меня директор детдома, отдал мои документы и сказал, чтобы я возвращался в Бийск к матери. Приезжаю — мать пьет, прописывать в квартире не хочет.

Пробовал устроиться учиться, но меня из-за судимости не взяли. На работе тоже отнеслись с подозрением, пришлось уйти. В итоге походил голодным пару дней… и снова начал чудить, сел в тюрьму. О том, что я имею право на получение жилья, мне никто не сказал.

Теперь же на очередь не ставят, ссылаясь на возраст. Я обратился к юристу, но, думаю, ничего у меня не выйдет…»

В Алтайском крае с 2013 года ведение единой краевой очереди и распределение жилья между сиротами входит в обязанности Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Как выяснилось, на очередь отказываются ставить нуждающихся старше 23 лет. Ссылаясь на Федеральный закон № 159, чиновники говорят, что в этом возрасте человек утрачивает статус сироты. Юристы и правозащитники считают, что это незаконно.

Наталья Кудашева о своей проблеме написала на сайте «Вопрос Президенту»: «Здравствуйте, В.В. Путин! У меня вопрос такой: почему я до сих пор не могу получить квартиру? Я сирота… что мне делать, если не к кому обратиться? Мне уже 36 лет… Как быть, если местные власти никакого внимания на меня не обращают?»

Наталья Кудашева Виктория Тарасенко

Наталья оставила Путину  номер своего телефона. Вместо Путина позвонила я. Наталья согласилась со мной встретиться и показала ворох писем из разных инстанций — сплошные отказы в постановке на очередь.

«Началось все с того, что моя мать, которую почему-то не лишили родительских прав, вернулась из тюрьмы и забрала меня, 15-летнюю, из детдома. В то время я уже получала профессию, и все складывалось относительно хорошо. Но мама посчитала, что с ней мне будет лучше, — вспоминает Наташа.

— Вместе со мной она ходила по базарам Барнаула и воровала все, что плохо лежит. А я была прикрытием. Возможно, она готовила меня для своей «профессии». Прямо у меня на глазах маму арестовали, скрутили руки и увели. Про меня никто и не вспомнил эту цитатуИ вот однажды прямо у меня на глазах ее арестовали, скрутили руки и увели. Я же осталась стоять на улице.

Про меня никто и не вспомнил. Так началась моя самостоятельная жизнь».

После такого неудачного старта девушка никак не могла наладить жизнь: для учебы и работы требовалась прописка, которой не было, пришлось идти на низкооплачиваемую неофициальную работу, торговать на улице, работать на подмене. И все повторялось: нет прописки — нет полноценной работы.

О том, что Наталья имеет право на получение жилья, она узнала в 36 лет:

«Мне позвонила знакомая, которая тоже воспитывалась в детдоме: “Вышел закон, теперь сироте претендовать на жилье можно в любом возрасте. Хоть тебе 150 лет, закон на твоей стороне! Действуй, собирай справки!”»

Наталья Кудашева собрала документы и подала иск, чтобы решением суда ее поставили на очередь. Но 2 сентября в Барнауле в удовлетворении иска Наталье было отказано.

«Судья мотивировал это тем, что мне уже больше 23-х, и что моя мать не лишена родительских прав, хотя я с ней почти не жила.

И это несмотря на закон, в котором сказано, что граждане, чьи родители отбывали наказание, считаются детьми, оставшимися без попечения родителей. Теперь, чтобы получить жилье, мне надо оплатить судебные издержки и работу юристов.

И все равно шансов очень мало… Почему мне приходится через суд доказывать то, что положено по закону?» — говорит она.

То, что в России немало сирот, которые не получили поддержку государства и оказались на улице или в тюрьме, подтверждает руководитель Центра семейного образования и воспитания «Семья и дети» Надежда Артемова из Новосибирска.

«По статистике нашего центра адаптироваться к самостоятельной жизни получается лишь у 10% выпускников детских домов. И одна из основных причин: 40% сирот не имеют собственного жилья, — говорит Надежда Артемова.

— Социальное сиротство опасно тем, что оно воспроизводит само себя эту цитатуСоциальное сиротство опасно тем, что оно воспроизводит само себя. Получается замкнутый круг: нет жилья — нет регистрации, нет регистрации — нет работы.

Попадает в асоциальную компанию: наркотики, ранняя беременность. Рождается новый человек, его отдают в детдом, и все повторяется заново».

Кто же должен контролировать, чтобы сирота был вовремя поставлен на очередь? Проблема должна быть решена на уровне региона. В рамках постановления администрации Алтайского края включение в список по достижении 14-летнего возраста контролируют законные представители и органы опеки. Эту инициативу можно закрепить на федеральном уровне.

Неслучайно ФЗ № 159 в первой редакции от 1996 года начинался с описания: «Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет».

По-видимому, чиновники хорошо усвоили этот принцип. К ожидаемым переменам не привели даже изменения в законе, а именно добавление пункта 9 в статье 8 в 2012 году

«В пункте 9 статьи 8 ФЗ № 159 “О дополнительных гарантиях” четко говорится: “право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями”. В моей практике есть прецеденты, на учет теперь принимают и после 23 лет, — говорит Наталья Кудрявцева, эксперт правозащитной сети “Так-Так-Так”».

Тем не менее в ответ на официальный запрос по поводу отказа в жилье 36-летней выпускнице детдома Наталье Кудашевой заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Николай Бренев пишет: «Одним из оснований для отказа во включении в Список является возраст, который на момент подачи заявления превышает 23 года».

Краевые чиновники аргументируют это тем, что взрослый человек не является сиротой, и ссылаются на тот же ФЗ № 159. Пункт 9 статьи 8 чиновники трактуют по-своему: гражданин может после 23 года претендовать на получение жилья, но только в том случае, если он успел встать на очередь вовремя.

«Мы неоднократно готовили исковые заявление в суд и доказывали, что выпускник детдома вовремя не был поставлен на очередь органами, на которые государство возложило право опеки и попечительства, — говорит руководитель центра “Семья и дети” Надежда Артемова. — Нам удалось доказать, что не исполненное жилищное право является ответственностью тех лиц, которые должны защищать интересы сирот. Были случаи, когда по решению суда на очередь ставили лиц из числа сирот в 30 и даже после 40 лет».

Общественники считают, что чиновники сознательно «забывают» о взрослых сиротах.

«Представляете, какое число людей придется обеспечить жилплощадью, если включить в очередь всех бездомных выпускников детдомов за последние 20-30 лет? — добавляет Надежда Сергеевна.

— Было время, когда дети пачками выпускались “в никуда”. Даже после принятия ФЗ № 159 в 1990-е сироты не обеспечивались ни жильем, ни какой-либо поддержкой.

Если разбираться, может всплыть множество нарушений: кто-то вполне мог оставить “сиротское” жилье себе».

Еще одна проблема — долгое ожидание своей очереди на получение жилья. Как отмечает юрист Анна Гулевич, до 2013 года в статье 8 закона № 159 говорилось, что бывшим детдомовцам, у которых нет жилья, оно предоставляется вне очереди. В обновленном же ФЗ № 159 не обозначены сроки, в течение которых сироте обязаны дать квартиру.

При этом сироте рекомендуется самому быть активным и периодически «давать о себе знать». Иначе ожидание может растянуться на годы, а иногда и десятилетия.

«То, что с 2013 года убрали внеочередной порядок предоставления жилья, ущемляет права сирот. Фактически после окончания детдома мы выгоняем детей на улицу, — добавляет Анна Гулевич.

— Поэтому, если государство не может обеспечить всех нуждающихся сразу, будет справедливо выплачивать компенсацию за аренду, пока не дадут жилье согласно очереди. Такая программа действует в Новосибирской области.

В Алтайском крае программы я не нашла».

Евгений Дорофеев, инвалид I группы, сумел получить квартиру через суд, но прожить в ней успел всего несколько месяцев Виктория Тарасенко

29-летней Марине Бурыкиной из Бийска пришлось ждать квартиры более 10 лет. 23-летняя бийчанка Любовь Барсуковастоит на очереди с 19 лет и недавно числилась в списке под № 818. Люба – мать-одиночка, у нее трое детей.

«За 2014 год продвинулась в очереди на 100 позиций, при этом мой номер очереди то уменьшается, то снова увеличивается, — рассказывает девушка. — Говорят, мне еще года три стоять. При этом я уже выиграла два суда, и мне по суду обязаны предоставить жилье, но его по-прежнему не дают, ссылаясь на то, что не хватает средств, чтобы обеспечить жильем всех и сразу».

25-летнему Евгению Дорофееву, инвалиду I группы, удалось отстоять свои права. Он сирота, воспитывался в детдоме, потом жил в общежитии для сирот, где ему из-за болезни было крайне некомфортно.

Состояние здоровья не стало достаточной причиной, чтобы сразу обеспечить инвалида жилплощадью. Перед ним в очереди находились более тысячи человек. Женя обратился в прокуратуру.

Пройдя несколько судов, инвалид I группы получил долгожданные ключи от квартиры в бийской новостройке по ул. Ломоносова.

Я была у Жени на новоселье. Он стоял посреди комнаты, своей комнаты, и делился эмоциями: «Я очень рад. Здесь замечательно! Косметический ремонт, пластиковые окна, санузел, электроплита… Просто бери свои вещи и въезжай. Здесь другая аура»…

Но летом 2015 года Женя скончался. В своей квартире он успел прожить всего несколько месяцев.

***

В Алтайском крае строительство и приобретение жилья для сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета и федеральных субсидий, сообщили в Главном управлении строительства Алтайского края.

В 2013 году в краевую собственность посредством электронного аукциона были приобретены 172 квартир, в 2014 году — 230, в 2015 году — 174.  При этом число нуждающихся растет.

На 1 января 2013 года в краевом списке числились 1710 человек, на 1 января 2015 года — 4983 человека (2927 человек в возрасте от 18 лет и старше). В настоящее время в списке 5514 человек (включая лиц от 14 до 18 лет).

Многие «сироты за 23» в эту официальную статистику не попали.

Очевидно, что обновленный закон ФЗ № 159 не исполняется в полной мере. Во-первых, не учитываются интересы тех, кто не был поставлен на очередь до 23-летнего возраста по вине чиновников.

Во-вторых, отменено внеочередное предоставление жилья сиротам и не оговорен срок, в течение которого его обязаны предоставить. В-третьих, система учета нуждающихся непрозрачна.

Участники расследования рекомендуют внедрить в регионах практику электронных очередей, пусть и закрытых во избежание нарушения закона о персональных данных, а также общественный контроль.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: https://takiedela.ru/2016/01/orphan/

Адвокат24
Добавить комментарий