Какие последствия могут ожидать юр лицо в данном случае?

Бросить ненужную фирму (ООО) или официально ликвидировать?

Какие последствия могут ожидать юр лицо в данном случае?

С Новым годом и Рождеством! Наш режим работы в Новогодние праздники: 31 декабря – с 10 до 13 часов, 1 – 8 января – выходные дни,

9 января и далее – с 10 до 18 часов (перерыв с 13 до 14 часов).

Ни для кого секрет, что часть юридических лиц, числящихся в ЕГРЮЛ, относятся к категории “брошенных”. По большей части это коммерческие организации, участники и директор которых по разным причинам прекратили вести через них какую-либо деятельность и перестали сдавать установленную законом отчетность в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, а также в Фонд социального страхования.

В данной статье мы расскажем, что происходит с “забытыми” юридическими лицами, и какие последствия этой забывчивости могут ожидать учредителей и руководителя брошенной фирмы. Поскольку большинство юридических лиц в России имеют организационно-правовую форму ООО (общества с ограниченной ответственностью), в первую очередь сказанное будет относиться именно к ним.

Обратимся к законодательству. Согласно статье 21.1 федерального закона No 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”:
“1.

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее – решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом “и.2” пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.*

*Примечание: имеется ввиду наличие в ЕГРЮЛ сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Зная о приведенных выше положениях закона, многие предприниматели ошибочно приходят к выводу, что делать с ненужным, прекратившим деятельность ООО вообще ничего не нужно. “А зачем? – говорят они.

– Налоговая инспекция и так закроет ООО через год после прекращения деятельности.

Не буду сдавать отчеты, не буду совершать платежи по расчетному счету (или вообще закрою счет в банке), и дело в шляпе!”

Это наивные и весьма опасные рассуждения, к сожалению, бытующие среди определенной части бизнес-сообщества. Основная ошибка заключается в том, что в законе сказано: “юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц – т.е. регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ брошенную фирму, но вовсе не обязан это делать.

На практике это означает, что никакой автоматической ликвидации бездействующих ООО и других юридических лиц не происходит – здесь как кому повезет.

Часть таких предприятий действительно исключается из ЕГРЮЛ решением налогового органа (не обязательно именно через год, чаще всего позже), другие же продолжают числиться в ЕГРЮЛ долгие годы и после того, как про них благополучно “забыли” участники и руководитель.

При этом, хотя фирма и бездействует, с ее руководителя обязанность обеспечить своевременную сдачу отчетных документов (налоговых деклараций и др.) никто не снимал.

За несдачу отчетности юридическое лицо и его директор могут быть оштрафованы, несвоевременно уплаченные штрафы влекут за собой начисление пеней – в результате у брошенного ООО появляется и начинает постепенно увеличиваться задолженность перед бюджетом.

Участники и директор ООО могут об этом и не знать, но это только усугубляет проблему, которая растет как снежный ком.

Бывает и так, что учредители бросают ООО не по причине прекращения бизнеса, а вполне осознанно, накопив серьезные долги перед кредиторами или бюджетом, в надежде на то долг будет взыскан с только с самого ООО как с юридического лица, а они как участники отвечают по долгам ООО лишь в пределах своих вкладов в уставный капитал, который у большинства ООО составляет минимальную установленную законом сумму – всего 10.000 рублей. Следствием такого подхода, если будет доказано, что ООО попало в “долговую яму” и (или) перестало платить налоги, привели действия его ответственных лиц, может быть привлечение данных лиц к уголовной ответственности. Но даже если же действия участников и руководителя ООО не содержат состава преступления, и к финансовому краху ООО привели объективные причины (например, изменившаяся конъюнктура рынка), это им вряд ли поможет. Почему – объясним ниже.

Предположим, Вы – учредитель или бывший директор ООО с задолженностью, которое было исключено из ЕГРЮЛ как бездействующее по решению налогового органа. Можно кричать “Ура!”, регистрировать новое ООО, и продолжать в нем свой бизнес, “очищенный” от старых долгов? А вот и нет!

Причина в том, что с 1 января 2016 года вступили в силу очередные изменения закона 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, предоставившие регистрирующему органу право отказывать в регистрационных действиях по новым основаниям.

В частности, подпункт “ф” пункта 1 статьи 23 дает налоговым органам право отказать в регистрации нового юридического лица или регистрации изменений в ЕГРЮЛ и (или) учредительных документах существующего юридического лица заявителю, который на момент исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ: – владел в нем не менее чем 50% на общем собрании участников (т.е.

долей не менее чем 50% уставного капитала); – являлся его руководителем (директором, генеральным директором…

), при условии, что это “старое” ООО, к которому он имел отношение по перечисленным выше основаниям: а) на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом;

б) к моменту исключения о данном ООО была внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице (например, об отсутствии ООО по юридическому адресу).

Право налогового органа отказывать данным категориям заявителей действует в течение трех лет с момента исключения брошенного ими, недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Практика показывает, что регистрирующие налоговые органы (в том числе МИФНС No 15 по Санкт-Петербургу), активно пользуются этим правом. Таким образом, просто бросить проблемное ООО и вместо него зарегистрировать новое, в настоящее время не получится.

В качестве примера ниже опубликована скан-копия отказа МИФНС 15 по СПб в регистрации ООО заявителю, который пытался зарегистрировать в 2018 году новую фирму после того, как бросил старое ООО с налоговой недоимкой, в котором он был и участником со 100-процентной долей, и генеральным директором:

В предпринимательском сообществе подобные отказы, основанные на положениях закона 129-ФЗ, называют “тихой дисквалификацией” и “запретом на профессию” – ведь правовое положение бывших учредителей и директора по существу аналогично внесению в реестр дисквалифицированных лиц по решению суда сроком на 3 года.

Разница в том, что налоговый орган принимает решение об отказе в государственной регистрации по закону 129-ФЗ, не обращаясь в суд. Кроме того, реестр дисквалифицированных лиц является общедоступным – любой человек на специализированном интернет-ресурсе может проверить, не включены ли сведения о нем в данный реестр.

К сожалению, подобного открытого источника информации о лицах – бывших учредителях и руководителях недействующих фирм, в отношении которых действует 3-летний запрет быть заявителями при регистрации новых юридических лиц – не существует.

О данном факте человек может достоверно узнать лишь по получении отказа, подобного опубликованному выше на этой странице.

Впрочем, цель данной статьи – не критика закона (который, возможно, нуждается в доработке), и тем более не попытка оправдать предпринимателей, которые халатно относятся к своим обязанностям, бросая ставшие ненужными ООО, АО и другие фирмы. Наша задача – дать ответ на вопрос: “Как правильно поступить с юридическим лицом, когда необходимость в нем отпала, и из источника прибыли оно превратилось в обузу?”

Ответ, как, вероятно, уже понял уважаемый читатель, довольно прост: ни в коем случае не бросать и не надеяться на “авось проблема сама собой рассосется”! Риск оказаться учредителем или руководителем исключенного из ЕГРЮЛ ООО и получить 3-летний запрет на возможность дальнейшего ведения бизнеса неоправданно велик. Не бросайте ненужное, бездействующее ООО, а ликвидируйте!.

Успешно выполнить ликвидацию юридического лица Вам поможет наша компания, Подробно об услугах по ликвидации ООО, а также АО, коммерческих и некоммерческих организаций, читайте на этой странице.

Порядок ликвидации ООО или юридического лица иной формы описан в уже не раз упомянутым законе “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Процедура ликвидации – не самая простая, и состоит из нескольких этапов: – уведомление регистрирующего органа о ликвидации юридического лица; – публикация объявления о ликвидации в журнале “Вестник государственной регистрации”; – 2-месячное ожидание обращений потенциальных кредиторов (в этот период рекомендуется привести в порядок дела ООО, провести сверку с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами, погасить налоговую задолженность при ее наличии и т.п.); – представление в налоговую инспекцию промежуточного ликвидационного баланса и уведомление об этом регистрирующего органа; – представление в налоговую инспекцию окончательного ликвидационного баланса;

– регистрация ликвидации юридического лица (это заключительный этап, на котором регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации и выдает Уведомление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе).

Официальная ликвидация является единственным законным способом избавления учредителей и руководителя как от самого ООО, так и от негативных правовых последствий невыполнения от этой процедуры.

Источник: https://petroleks.ru/st_brosit_ooo.php

Компания не находится по юридическому адресу: какие риски с этим связаны и как изменить сведения в реестре?

Какие последствия могут ожидать юр лицо в данном случае?

Регистрация юридического лица по неверному адресу — явление, часто встречающееся на практике. Причины этого могут быть различными. Очень часто компании, сменившие свое фактическое место нахождения, просто не хотят тратить время на внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

При этом риски, связанные с недостоверными сведениями об адресе компании в ЕГРЮЛ, достаточно серьезные. О том, какие последствия могут быть у компании, место нахождения которой не совпадает с ее юридическим адресом, как внести изменения в ЕГРЮЛ и чего ждать в 2016 г.

, читайте в этом материале.

Адрес места нахождения организации является общедоступной информацией, внесенной в ЕГРЮЛ. Благодаря электронному сервису каждый пользователь сети «Интернет» на сайте https://www.nalog.ru может получить сведения о юридическом лице, зарегистрированном на территории Российской Федерации, в том числе информацию о его адресе.

В части 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) предусмотрено, что в ЕГРЮЛ должна содержаться информация об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, либо, в случае отсутствия такого органа, любого иного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. Именно по этому адресу осуществляется связь с юридическим лицом.

Безусловно, открытый характер сведений об адресе места нахождения компании предполагает их достоверность. Однако на практике далеко не всегда компании располагаются по адресам, указанным в ЕГРЮЛ. С какими правовыми последствиями может столкнуться компания, не осуществляющая деятельность по указанному в ЕГРЮЛ адресу места нахождения?

Правовые риски отсутствия организации по адресу ее государственной регистрации достаточно разнообразны.

Риск первый: отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания, по которым юридическому лицу может быть отказано в государственной регистрации, перечислены в ст. 23 Закона о госрегистрации.

Одним из таких оснований является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных для регистрации документах сведений об адресе места нахождения юридического лица (подп. «р» ч. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

Кстати, до 30 июня 2013 г. регистрирующий орган не был уполномочен проверять достоверность сведений, представленных для государственной регистрации компании. Федеральный закон от 28.06.

2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЗ) внес несколько важных изменений в ГК РФ, НК РФ, а также в Закон о госрегистрации.

В частности, Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена ст. 51 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст.

51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Одновременно Закон № 134-ФЗ расширил перечень оснований для отказа в государственной регистрации сведений об адресе места нахождения организации, а также регистрации вносимых в сведения об адресе изменений.

К таким основаниям теперь относится наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности представленных для регистрации заявителем сведений об адресе места нахождения юридического лица.

Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 30.07.

2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее — Постановление № 61) разъяснил, на основании каких признаков налоговые органы вправе делать вывод о недостоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица.

Во-первых, если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Во-вторых, если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен. Третий признак — адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства. Четвертый признак — если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.). И наконец, пятый — если имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу может быть осуществлена.

Одновременно с этим судам рекомендуется учитывать, что по смыслу п. 4 ст.

9 Закона о госрегистрации, налоговый орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо тех, которые предусмотрены законом.

Риск второй: возможность ликвидации компании в связи с ее отсутствием по юридическому адресу

Если процедура регистрации успешно пройдена и компания активно ведет свою хозяйственную деятельность, у нее есть свой веб-сайт, сложился круг деловых партнеров, в налоговую инспекцию регулярно представляются отчетные документы, активно используются открытые в банках расчетные счета.

Вместе с тем даже с учетом всех перечисленных обстоятельств, у налоговой есть шанс добиться в суде ликвидации организации в случае, если по заявленному при регистрации адресу такая организация отсутствует.

В пункте 3 ст. 61 ГК РФ указано, что компания может быть ликвидирована в судебном порядке в том случае, если она допустила грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер. Одновременно с этим положением в п. 2 ст.

25 Закона о госрегистрации установлено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Представление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации может рассматриваться в качестве основания для подачи иска о ликвидации, в силу нарушения предусмотренного подп. «в» п. 1 ст.

5 Закона о государственной регистрации требования о представлении регистрирующему органу сведений об адресе (месте нахождения) постоянного действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица), по которому может быть осуществлена связь с юридическим лицом.

Согласно п. 6 Постановления № 61 при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.

), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

При этом требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с невозможностью связаться с ней по указанному в ЕГРЮЛ адресу суды нередко удовлетворяют.

Так, например, в одном деле суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации общества и обязал учредителя ликвидировать компанию в течение шести месяцев, поскольку содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе, по которому осуществляется связь с обществом, были недостоверными, по указанному адресу общество или его исполнительный орган фактически отсутствовали, корреспонденция, направляемая в адрес общества, возвращалась с отметкой органа почтовой связи «иные обстоятельства — нет такой организации», письма в адрес учредителя/генерального директора общества возвращались также с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу, выбыл» (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 № 10АП‑4867/2015 по делу № А41-4440/15).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/298308/

Исключение из ЕГРЮЛ по новым правилам

Какие последствия могут ожидать юр лицо в данном случае?

Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет.  Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки.

По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года.

Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Процедура исключения

 

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Исключение и банкротство

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла – ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

 

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица.

Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Исключение и будущие регистрационные действия

Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:

  • Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
  • Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.

В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данная норма будет применяться в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.

Обжалование исключения

Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления – один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.

Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:

  • отсутствие оснований для исключения;
  • исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
  • несоблюдение процедуры налоговым органом.

 

Как видите, возможностей «по-тихому слить фирму» всё меньше. Рисков ответить по ее обязательствам всё больше. Налоговые органы настойчиво переводят предпринимателей в законное русло ликвидации и банкротства. Если для руководителей или участников “с каждым днём всё непосильней кладь”, сбросить ее может оказаться непросто.

Оригинал

Источник: https://zakon.ru/Blogs/isklyuchenie_iz_egryul_po_novym_pravilam/59331

Чем рискуют компании, не находящиеся по юридическому адресу в 2019 году?

Какие последствия могут ожидать юр лицо в данном случае?

Однако на практике не всегда компания фактически находится по месту своей регистрации. Некоторые руководители ошибочно полагают, что если фирма не находится по юридическому адресу, то это может повлечь максимум небольшой штраф, однако рисков гораздо больше. О них и поговорим в материале

Все заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, будут считаться полученными компанией с момента доставки корреспонденции на ее юридический адрес, даже если она там фактически не находится (пункт 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Таким образом, ненахождение компании по юридическому адресу может повлечь негативные последствия, связанные с неполучением важной корреспонденции., Например, неполучение судебного извещения может повлечь принятие судебного решения без участия представителя организации, при этом организация будет считаться извещенной надлежащим образом.

Или, если должник в порядке, установленном в договоре, направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не было принято кредитором в связи с неполучением извещения, то кредитор считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (ст. 406 ГК).

Оставление без ответа запроса налогового органа, направленного по почте, влечет риск привлечения организации к налоговой ответственности (ст. 126, ст. 129.1 НК РФ).

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок.

Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую составляет 200 руб. за каждый неподанный документ.

Штраф за отказ предоставить декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), составляет 100 тыс. руб.

Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Размер штрафа для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб.

Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили налоговому органу необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию.

Данная норма применяется в том числе за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Штраф по данной статье составляет 5000 руб.

В случае повторного нарушения в течение года штраф составит 20 тыс. руб.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.

2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) предусмотрено право регистрирующего органа проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в том числе путем проведения осмотра объекта недвижимости (пп. «г» п. 4.2. ст. 9 Закон № 129-ФЗ). Если в результате такой проверки инжекторы ИФНС выявят факт отсутствия юридического лица по месту его регистрации, то руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25. КоАП РФ за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Привлечь руководителя к ответственности по данной статье возможно только в пределах срока давности, составляющего 1 год, исчисляемого со дня подачи в ИФНС заявления о государственной регистрации либо заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юридического лица с указанием недостоверного адреса.

Если такое нарушение совершено повторно либо сведения об адресе юрлица, поданные при его госрегистрации, были заведомо ложными, то руководитель может быть дисквалифицирован на срок от 1 до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Таким образом, может показаться, что «ничего страшного, если компания не находится по юридическому адресу: ответственность небольшая и срок давности коротки». Однако все не так просто.

Представим, что прошла проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ и установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе.

В этом случае, регистрирующий орган направляет такому юридическому лицу, его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, директору), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если компания не предоставит подтверждение достоверности адреса, указанного в ЕГРЮЛ, или если , представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Сергей Худяков
Старший юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам

С 01.09.2017 г. вступили в силу дополнения в Закон № 129-ФЗ, в соответствии с которыми в случае если запись о недостоверности сведений находится в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента ее внесения, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Основания для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. В этих случаях юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица:

  • если при создании юридического лица допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);

  • если нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц неоднократные либо грубые (п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица при одновременном наличии 3-х условий (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

  • есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.),

  • этому юридическому направлялось уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе;

  • запрашиваемые сведения не были предоставлены в разумный срок

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Если ответчик выполнит требование суда, налоговому органу в иске будет отказано (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 N 13АП-15071/2018 по делу N А42-1658/2018).

Сергей Худяков
Старший юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам

В судебной практике имеются случаи удовлетворения исков регистрирующих (налоговых) органов о ликвидации юридических лиц в связи с выявлением факта несовпадения их юридического и фактического адресов, когда юридическое лицо по указанию суда не представляет в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе, так как отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является грубым нарушением закона (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.08.2018 N Ф01-2793/2018 по делу N А79-2640/2017).

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.

2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на банки и некоторые другие организации возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование и адрес юридического лица, а пунктом 3 указанной статьи — обязанность по систематическому обновлению информации о клиентах.

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при заключении, так и при исполнении договора.

Непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.

2010 N 1307/10 по делу N А40-50083/09-29-388).

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54 — ФЗ), при регистрации ККТ в заявлении о регистрации ККТ указывается в том числе адрес и место установки ККТ (п. 2 ст. 4.2. Закона № 54-ФЗ).

В случае, если при регистрации ККТ организация указала юридический адрес, а использует ККТ по фактическому адресу нахождения организации, не совпадающим с юридическим, то это может быть квалифицировано как использование ККТ по незарегистрированному месту установки. За это организация или ИП могут быть привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 14.

5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка применения ККТ в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (Постановление ВС РФ от 11.08.2015 по делу № А19-15703/2013, письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.

2011 № 17-26/019349@).

Постановка российской организации на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ (п.4 ст. 83 НК РФ).

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovaya-bezopasnost/

Адвокат24
Добавить комментарий