Как правильно определить меру наказания или поощрения?

§ 4. Поощрения и наказания как санкции нормы права

Как правильно определить меру наказания или поощрения?

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные. Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний как санкций юридических норм: 1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; 2) для них установлены определенные процедуры применения – формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания; 3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; 4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей); 5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется – поощрение или наказание; 6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной “заслуге” (вине) и подлежащее наказанию. Между категориями “поощрение” и “наказание” существуют следующие принципиальные различия: 1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание – тоже своеобразная “заслуженная мера”, выступающая как средство защиты общества от правонарушений; 2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания – с элементами взаимовредности; 3) если поощрение – мера одобрения, то наказание – мера осуждения, вызывающие у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции; 4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо благ; 5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении – стимулы, поднимающие такое поведение выше нормы; 6) при соотношении поощрений и наказаний ведущая роль отводится поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание. Проблема “поощрительных санкций” в литературе оценивается неоднозначно. Есть и сторонники, есть и противники использования данного термина. На наш взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое значение слова “санкция” моделирует не только негативные, но и позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является “одобрение”, “санкционирование”, “разрешение”. Санкция – “мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм…” ——————————–

Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1058. Позитивное санкционирование есть своего рода разрешение на какие-либо действия со стороны лица, облеченного специальной властью (подписание приказа о выплате премий, указа о награждении и т.п.).

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, “наиболее распространено деление социальных санкций на “негативные”, пресекающие нежелательное поведение, и “позитивные”, стимулирующие желательное… Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами” . ——————————–

Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 567. Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях права (В.Н. Кудрявцев). В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция – это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный стимул, который может выражаться в поощрении. Санкции, как и последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, но и превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков итальянский юрист и публицист XVII в. Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения преступлений. Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества. Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции – в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно. И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия – и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация “негативного” характера – указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата – содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогностическая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо) (Г.М. Петров). В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции – соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций. Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что “за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета; на Доску почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности… За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком “Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации”. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации”. Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения “растут” прямо пропорционально “росту” заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины. В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 “Поощрения за особые трудовые заслуги” и ст. 135 “Взыскания за нарушение трудовой дисциплины”); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 “Поощрения за труд” и ст. 92 “Дисциплинарные взыскания”); в Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации” (ст. 13 “Поощрения государственного служащего” и ст. 14 “Ответственность государственного служащего”), в Федеральном законе “О прокуратуре Российской Федерации” (ст. 41.6 “Поощрение работников” и ст. 41.7 “Дисциплинарная ответственность”), в Федеральном законе “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” (ст. 37 “Меры поощрения и порядок их применения” и ст. 38 “Меры взыскания”), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 “Поощрения за успехи в служебной деятельности” и ст. 38 “Взыскания за нарушение служебной дисциплины”) и т.д. В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций. В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения “стимулирующего веса” его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории “санкция”, ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

  1. 14.4. Поощрение как метод государственного управления
  2. Тема 12. Понятие нормы права. Отличие правовой нормы от смежных явлений. Структура и виды норм права
  3. Статья 57. Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы
  4. Статья 59. Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы
  5. 10.1. Понятие нормы права. Отличие правовой нормы от смежных явлений
  6. Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
  7. Статья 241. Штраф как административно-хозяйственная санкция
  8. Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
  9. 16.2. Материальная ответственность как форма реализации восстановительных санкций
  10. Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
  11. Статья 217. Хозяйственные санкции как правовое средство ответственности в сфере хозяйствования
  12. 9. Норма права. Структура нормы права
  13. Статья 175. Порядок обращения с ходатайством и направления представления об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мяг-ким видом наказания
  14. Особенности определения сроков наказания при однородных и разнородных видах наказания. Исчисление сроков наказания и их зачет
  15. 15. Структура нормы права
  16. § 3. Структура нормы права
  17. Диспозитивные нормы международного права
  18. Глава 11. НОРМЫ ПРАВА
  19. § 1. Понятие и признаки нормы права

Источник: https://jurisprudence.club/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/pooschreniya-nakazaniya-kak-sanktsii-normyi.html

Круглый стол «Поощрение и наказание»

Как правильно определить меру наказания или поощрения?

Цели:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье;

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Задачи:

  • дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их;
  • повысить педагогическую культуру родителей посредством пополнения знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.
  • содействовать сплочению педагогического и родительского коллектива.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: плакаты с высказываниями, памятки родителям, ручки, листы бумаги

Ход мероприятия

Ведущий: Тема нашего сегодняшнего заседания «Поощрение и наказание ребѐнка в семье». Очень часто ребѐнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Для начала давайте выясним, как мы для себя определяем понятия «поощрение» и «наказание».(практическое задание. Родители записывают свое мнение в определении понятий)

Дискуссионная часть

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка.

« Я очень довольна твоими успехами», – говорит мама дочке. « Мне нравится твоя сила воли», – замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка.

Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера.

Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы все, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. (слайд 2, 3)

Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… (слайд 4)

Поощрение ребенка за что- то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребенка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребенок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно убрал игрушки. Эти факты положительного поведения ребенка следует одобрить, используя следующие высказывания: « Ты стал совсем взрослым или же какой ты молодец и т.д.»

Ведущий. Всегда и все нужно поощрять? НЕТ!!! То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения.

Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе.

Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приемам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребенка.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

Памятка «Как поощрять ребенка в семье» (слайд 6)

1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку: и когда он убирает игрушки, и когда играет, и когда общается с вами.

2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

3. Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

4. Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

5. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

6. Используйте чаще выражение « ты прав», «мы согласны с твоим мнением»-это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

7. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: на день рождения, Новый год, , удачное выступление и т. д.

8. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

9. Учите ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Ведущий :В процессе воспитания дисциплинированности приходится прибегать и к наказаниям.

Дискуссионная часть

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм. (слайд 7)

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», – говорит грустно мама, и для ребенка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. (слайд 8, 9)

Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С.

Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство.

Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». (слайд 10)

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путем грубых окриков.

Порицание нужно делать кратко, ясно, твѐрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьѐзным недостаткам в поведении ребѐнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения.

Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность.

Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всѐ равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. (слайд 11, 12)

Пожалуйста, помните следующее:

1. Вы можете ошибаться.

2. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

3.Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки. (слайд 13)

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать

наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания

нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2. Наказание не должно восприниматься ребѐнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается

спокойным тоном; при этом особо подчѐркивается, что наказывается поступок, а не личность.

3. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем

больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказание.

4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребѐнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.

5. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребѐнок заявляет, что он готов в будущем исправить своѐ поведение, не повторять

своих ошибок.

6. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать. (слайд 14)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

Ведущий: Уважаемые родители, сегодня мы рассмотрели такие методы воспитания, как поощрение и наказание. К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только ними.

Эти родители, можно сказать, действуют методом «кнута и пряника», они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения. А этого, конечно, недостаточно.

В дальнейшем мы поговорим с Вами о том, что воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания. А время нашей встречи сегодня подходит к концу, поэтому предлагаю ответить на вопросы:

Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего?

Какие испытываете сейчас чувства?

Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи?

О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече?

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

Помните:

«Главное правило в воспитании – это любовь и восприятие ребёнка как личности. Не забывайте, что ваша цель – воспитать человека. И самая благоприятная атмосфера для этого – любящие родители и счастливая семья». (слайд 15)

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1450198967.pptx (презентация)

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kruglij_stol_pooshrenie_i_nakazanie_190407.html

Образование в городе Мурманске

Как правильно определить меру наказания или поощрения?

Тематическое занятие-практикум для родителей

«Поощрение и наказание: разумный баланс»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний, переосмыслить их.

Методы активизации родителей:

      • примеры;
      • вопросы к слушателям;
      • ситуации для анализа.

Мотивационный этап

Рада нашей встрече и хочу выразить надежду, что наша встреча поможет взглянуть по другому на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношения в семье и обогатит наш опыт.

Выбор темы связан с тем, что сегодня многие родители, учителя, воспитатели воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы.

Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или пряника, то отношения с родителями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытыми, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.

В контексте нашей темы хочется задать Вам вопрос.

Мозговой штурм:

Вопрос: «У каждого из Вас в жизни были моменты когда Вас поощряли? Каким было самое запоминающее поощрение вашей жизни? Что Вы чувствовали?

Ответы участников.

Ведущий: А теперь оглянитесь назад и вспомните примеры из собственного детства, когда Вас наказывали. Какова была Ваша реакция на это наказание? А что Вы чувствовали? Было ли эффективным оно для Вас? Чего в Вашей жизни было больше: поощрения или наказания?

Ответы участников.

Вопросы к родителям:

  • Какие виды поощрения используете Вы?
  • Как на них реагирует Ваш ребенок?
  • В отношении своего ребенка, что Вы используете больше: поощрения или наказания?
  • Можно ли воспитывать без наказаний?
  • Как реагирует Ваш ребенок на наказание?
  • Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  • Какие наказания Вы не применяете?

Основной этап.

Мини-информация ведущего.

Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов.

Реакция ребенка на поощрение – «у него вырастают крылья» (ответ мамы), поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо, жизненный опыт мал у ребенка, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.

Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение). Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук.

Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Некоторые родители совершенно убеждены в том, что хвалить детей ни в коем случае нельзя.

На самом деле в воспитании надо использовать как поощрение так и наказание, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.

Мало кто из родителей задает вопрос «Как детей хвалить?» Многим кажется, что это просто, если ребенок чему-то научился – это вполне естественно, почему надо хвалить.

За что надо хвалить ребенка (см.приложение).

Учет индивидуальности при поощрении (см.приложение).

Слова похвалы: Ты супезвезда! (прилагается).

Возможные поощрения:

  • подольше не ложиться спать;
  • разрешить посмотреть телевизор;
  • поиграть в компьютер;
  • сладостями угостить;
  • поиграть в совместные игры и т.д.

Вывод: каждый из родителей может научиться искусству поощрения, используя вербальные (слова), невербальные (без слов), и другие методы поощрения.

Упражнение на дом: проанализируйте: сколько раз в день Вы похвалили ребенка (откладывая спички из спичечного коробка в карман фартука по 1 спичке за 1 поощрение).

Ведущий. П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков.

Упражнение. Работа в микрогруппах: предлагается высказать разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.

Представители микрогрупп высказывают аргументы.

Аргументы против наказаний:

– недопустимы физические наказания:

  • родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;
  • физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;
  • рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;
  • дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;
  • дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;
  • дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;
  • родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и.т.д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей;
  • постоянное порицание ребенка, критика, муштра снижает самооценку. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.

Аргументы «за».

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:

  • замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • разговор, выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
  • Недопустимо наказание трудом, поскольку труд должен быть радостью.
  • Использовать наказание как метод естественных последствий: «насорил – убери за собой».
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. могут вызвать стремление противодействовать или четко определите: что можно, а что нельзя, мотивируя это.

Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один поступок – одно наказание.
  • Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла.

Говорить «НЕТ» и запрещать:

  • если ваш ребенок что-то просит и делает то, что вам не нравиться;
  • нужно говорить, почему вам это не нравиться;
  • «нет» должно звучать убедительно и вы должны стоять на своем: «Нет есть нет»;
  • не говорите «нет» слишком часто, т.к. дети перестают реагировать на это;
  • часто говорите комплименты, если дети ведут себя хорошо.

Не замечать:

Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.

  • обьясните сначала вашему ребенку, что ему нельзя делать и почему нельзя;
  • не реагируйте на попытки привлечь ваше внимание;
  • попробуйте выдержать до конца, занимаясь своими делами;
  • продолжайте обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети. Тогда они будут делать это чаще.

Изолировать:

Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.

– оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;

– обязательно обьясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;

– найдите для этого не самое приятное место;

– нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;

– обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.

Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.

Упражнение: работа в микрогруппах по предложенным ситуациям (см.ситуации для анализа).

Заключительный этап.

Ведущий: Уважаемые родители! Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.

Рефлексия:

– Что полезного в ходе семинара было для Вас?

– Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?

Спасибо за работу!

Источник: http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/zanyat_s_rod/zanyat_s_rod_1.htm

Адвокат24
Добавить комментарий