Как оформить деятельность по продаже топлива со своей машины?

Расходы на легковой автомобиль — Эльба

Как оформить деятельность по продаже топлива со своей машины?

Часто ИП на УСН «Доходы минус расходы» используют личный автомобиль в бизнесе. Разберёмся, можно ли учесть расходы на его покупку и содержание при расчёте налога. 

Расходы на покупку личного автомобиля

Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.

Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:

  • «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
  • «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).

Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».

Получается, вы рискуете, если учитываете расходы на покупку автомобиля, который необязателен для вашего бизнеса. Доказывать свою позицию, возможно, придётся в суде. Но нет гарантии, что решение суда будет таким же благоприятным.

Ещё раз: сначала решите, сможете ли доказать налоговой пользу личного автомобиля для бизнеса. Для чего вы его используете? Помогает ли он вам получать доходы? Почему вы не можете получать доходы без него? Если вы ответили на эти вопросы и даже отрепетировали ответ вместе с другом-скептиком, можете учитывать расходы на покупку автомобиля в налоге УСН.

Расходы на использование автомобиля

Вы можете включить затраты на эксплуатацию автомобиля — прежде всего, на покупку топлива — в расходы на УСН, если вы ездили на нём по делам бизнеса. Если вы занимаетесь транспортными перевозками, затраты относятся к материальным расходам, а если другим бизнесом — к расходам на служебный транспорт. 

Чтобы учесть затраты на покупку бензина, обычных чеков с заправки недостаточно. Нужно подтвердить маршрут поездок — обычно для этого используют путевые листы. Форма путевых листов утверждена только для автотранспортных предприятий. Если у вас другой бизнес, придумайте собственную форму. 

Шаблон путевого листа в свободной форме

Шаблон путевого листа для перевозок пассажиров и грузов

Вероятно, что у налоговиков может возникнуть мнение о том, что расходы на топливо ИП должны укладываться в нормы, установленные «Методическими рекомендациями нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждёнными распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. Поэтому ИП лучше ознакомиться с этим документом и соотноситься с его нормами.

Учёт в УСН расходов на бензин отстоять проще, чем затраты на его покупку личного автомобиля, но всё же риск спора с налоговой сохраняется.

Однажды арбитражный суд запретил учитывать такие расходы ИП-юристу: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. № Ф04-1130/2008(973-А45-34.

Там речь идёт не о налогоплательщике УСН, но аргументы суда универсальны — автомобиль не является основным средством, поэтому затраты на его использование в расходы включаться не должны.

Другие расходы на эксплуатацию, например, на мойку или охраняемую стоянку, ещё с большей вероятностью могут вызвать вопросы налоговой. Поэтому с ними лучше совсем не рисковать.

Статья актуальна на 06.06.2018

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/32

Лицензия На Топливо (Хранение + ОПТ + Розница) -2019

Как оформить деятельность по продаже топлива со своей машины?

23.11.2018 г.. Законом Украины № 2628-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов», введено лицензирование хозяйственной деятельности связанной с изготовлением и реализацией нефтепродуктов .

Начиная с 1 июля 2019 все субъекты хозяйствования, которые планируют осуществлять хозяйственную деятельность и / или уже осуществляют деятельность, связанную с производством, хранением, оптовой и / или розничную продажу горючего обязаниоформить лицензию.

Лицензии на производство, хранение и продажу топлива являются строчными и платными.

Занятие деятельностью по производству, хранению и продаже топлива без лицензии запрещено и предусматривает административную или уголовную ответственность.

Стоимость услуг

  • Лицензия на опт без места торговли
  • Лицензия на опт с местом торговли
  • Лицензия на производство топлива

Что входит в наши услуги

  • консультации по вопросам оформления лицензии на торговлю топливом.
  • проведение полного аудита и анализа имеющейся документации на соответствие материально-технической базы и квалификации персонала.
  • подготовка пакета документов, заполнение сведений, заявлений других необходимых для оформления лицензии на торговлю топливом;
  • получение лицензии на оптовую и розничную торговлю топливом

Какая именно деятельность по торговле топливом подпадает под лицензирование и кому необходимо оформлять такую ​​лицензию?

Начиная с 1 июля 2019 все субъекты хозяйствования, которые планируют осуществлять хозяйственную деятельность и / или осуществляют деятельность, связанную с:

• производством,

• хранением,

• розничной и оптовой торговлей,

• импортом и экспортом горючего и нефтепродуктов

обязаны оформить лицензию.

ВАЖНО!!!
Лицензию на изготовление, хранение и продажу топлива и нефтепродуктов нужно оформлять на каждый вышеперечисленных видов деятельности.

Какой именно вид горючего и нефтепродуктов подлежит лицензированию?

Под лицензирование подпадают такие виды топлива как:

  1. нефтепродукты (бензин, дизель)
  2. сжиженный газ (автомобильный)
  3. топлива моторные альтернативные;
  4. топлива моторные смеси;
  5. вещества, используемые как компоненты моторных топлив.
     

Кто выдает и оформляет лицензии на торговлю топливом?

  • Лицензии на изготовление (производство), топлива-нефтепродуктов выдают, приостанавливают и аннулируют местные органы Государственной налоговой службы Украины по месту нахождения субъекта хозяйствования и / или по месту осуществления такой деятельности.
  • Лицензии на хранение, топлива-нефтепродуктов выдают, приостанавливают и аннулируют уполномоченные Кабинетом Министров Украины органы исполнительной власти по месту расположения мест хранения горючего.
  • Лицензии на право розничной и оптовой торговли топливом выдаются уполномоченными Кабинетом Министров Украины органами исполнительной власти по месту торговли субъекта.

ВАЖНО!!!
Начиная с 01.07.2019 г..

Импорт, экспорт горючего возможно осуществлять только при наличии у субъекта хозяйствования, импортирует или экспортирует топливо, лицензии на право производства или хранения, или оптовой или розничной торговле топливом и нефтепродуктов.

На какой срок выдается лицензия на право изготовления, хранения, розничной и оптовой торговли горючего?

• Лицензии на право изготовления, хранения, розничной и оптовой торговли топлива выдаются сроком на 5 лет.

Какая Стоимость оформления лицензии на оптовую и розничную продажу топлива?

За выдачу лицензии на продажу топлива, государством установлении следующие платежи:

  • Хранение топлива – 780 грн. в год
  • Розничная торговля топливом – 2000 грн. в год за каждое место торговли.

Оптовая торговля топливом:

  • 5000 грн. при наличии места торговли (за каждое место)
  • 10000 грн. при отсутствии места торговли.

ВАЖНО!!!
Осуществление деятельности без надлежаще оформленных лицензий на обращение с топливом наказывается государством путем наложения штрафов. Так за деятельность, связанную:

  • с производством горючего без наличия лицензии – штраф 1 000 000 грн;
  • по оптовой торговле топливом и / или хранения горючего без наличия лицензии штраф – 500 000 грн;
  • по розничной торговле топливом без наличия лицензии штраф – 250 000 грн.

Перечень документов, которые необходимо предоставить для получения лицензии на торговлю топливом

ДокументФорма документаПримечаниеЮ*К*
1. Выписка из ЕГРПОУКопия, заверенная печатью предприятия и подписью руководителя
2. Документы, подтверждающие право собственности / пользования земельным участком с соответствующим целевым назначением.Копия, заверенная печатью предприятия и подписью руководителя
3. Акт ввода / готовности объекта к эксплуатации, сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов к каждому объекту продажи или хранения.Копия, заверенная печатью предприятия и подписью руководителя
4. Разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.Копия, заверенная печатью предприятия и подписью руководителя
5. Документ, подтверждающий наличие аккредитованной лаборатории по проверке качества топливаКопия, заверенная печатью предприятия и подписью руководителяДля производства горючего
6. Технологическая документация, касающаяся производства горючегоКопия, заверенная печатью предприятия и подписью руководителяДля производства горючего
7. Технические условия для производства горючего заданного качестваКопия, заверенная печатью предприятия и подписью руководителяДля производства горючего

* Ю – Готовит компания ЮСТИКОН, К – Предоставляет клиент

Земельный участок на котором расположен объект  розничной торговли горючего обязательно должен соответствовать требованиям главе 13 в.

67, 71 Земельного кодекса Украины и по своему целевому назначению согласно Классификации целевого назначения земель соответствует коду: 03.07 (для предприятий, которые не относятся к предприятиям автомобильного транспорта), и кода 12.

04, 12.08, 12.09 (для предприятий, которые относятся к предприятиям автомобильного транспорта ).

Также соискателю лицензии на хранение оптовую и розничную торговлю топливом перед обращением о получении лицензии обязательно нужно обратить внимание на наличие на предприятии оформленного разрешения Гоструда на право выполнения опасных работ и эксплуатации оборудования повышенной опасности.

Более подробно о стоимости и процедуру получения разрешений Гоструда читать здесь

Ответы на популярные вопросы

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, нужно ли получать лицензию на хранение гсм, если мы с/г предприятие и используем топливо только для собственных нужд?

Здравствуйте, ЗУ “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего” определяет что все субъекты хозяйствования, которые хранят гсм для собственных нужд обязаны получить лицензию, как исключение можно выделить следующие пункты:

  • предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета;
  • предприятиями, учреждениями и организациями системы государственного резерва;
  • субъектами хозяйствования для хранения горючего, потребляемого действие собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и которое не реализуется из-за места розничной торговли.

Добрый день, наше предприятие осуществляет пассажирские перевозки, у нас имеется собственный автопарк для заправки которого мы покупаем талоны на топливо. Необходимо ли нам получать лицензию?

Здравствуйте, нет такая деятельность не лицензируется. Лицензированию подлежит только хранение топлива в стационарных емкостях.

Мы специализируемся на дорожно-ремонтных работах, имеем передвижную емкость для заправки собственного транспорта и не имеем стационарного места хранения, как нам быть в таком случае?

В вашем случае лицензия на хранение топлива не нужна, так как у вас нет стационарного места хранения.

Наш интернет-магазин осуществляет деятельность по продаже уайт-спирита и масла моторного в таре производителя (от 2 до 5 л), нужна ли нам лицензия на оптовую торговлю гсм и на хранение гсм?

Здравствуйте, ДПС определяет, что топливо в таре до 5 л не являеться подакцизным товаром и лицензированию не подлежит.

Обязательно ли подавать акт ввода в эксплуатацию объекта для получения лицензии на хранения топлива?

Акт ввода  в эксплуатацию есть в обязательном перечне документом в соответствии с законом “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего”, а это означает что без данного документаполучение лицензии невозможно.

Источник: https://justicon.ua/service/licenzia-na-roznicnuu-i-optovuu-torgovlu-toplivom.html

Лицензия на право производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим

Как оформить деятельность по продаже топлива со своей машины?

23 ноября 2018 был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов», который вводит внушительный перечень изменений в налоговом законодательстве, а также в сфере лицензирования оборота топлива. Законом устанавливаются суровые санкции за не лицензионную деятельность АЗС.

Основной нормой данного закона является введение лицензирования производства, продажи и хранения горючего.

С 1 июля 2019 года все субъекты, которые планируют осуществлять хозяйственную деятельность по производству, хранению, розничной и / или оптовой торговли, а также импорта и / или экспорта топлива должны получить лицензию.

Термин «топливо» включает в себя следующие элементы:

1) нефтепродукты;

2) сжиженный газ;

3) топливо моторное альтернативное;

4) топливо моторное смешанное;

5) вещества, используемые как компоненты моторных топлив;

6) иные товары, в соответствии с кодами УКТ ВЭД.

Разъяснение основных признаков каждого вида хозяйственной деятельности относительно топлива.

ПроизводствоОперация, которая заключается в переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси. Результатом такой операции – является получение горючего и других продуктов переработки.
ХранениеОсновная функция – хранение собственного или полученного от других горючего.
Розничная торговляДеятельность, которая заключается в приобретении, получении и продажи, отпуска топлива. Продажа или отпуск горючего осуществляется с автозаправочной станции / автогазозаправочных станции / газонаполнительной станции / газонаполнительного пункта и других мест розничной торговли через топливораздаточные колонки и / или маслораздаточные колонки. Данный пункт непосредственно касается лицензирования АЗС.
Оптовая торговляЗаключается в приобретении и дальнейшем сбыта топлива субъектам розничной или оптовой торговли или другим лицам.

Хранение, розничная и оптовая торговля топливом может осуществляться с или без изменения физико-химических характеристик горючего.

Лицензию необходимо получать на каждый из вышеперечисленных видов деятельности отдельно.

Информация о документах, сроки и платежи для получения лицензий на производство, продажу и хранение горючего.

Основная информацияЛицензия на:– хранение топлива– розничная торговлягорючим– оптовая торговля топливомЛицензия на производство топлива
Документы и информация, необходимые для получения лицензий1. Документы, подтверждающие право собственности / пользования земельным участком с соответствующим целевым назначением.2. Акт ввода / готовности объекта к эксплуатации, сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов к каждому объекту продажи или хранения. Или документ о праве собственности на недвижимость, выданный до 01.01.2014 года.3. Разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.1. Документы, подтверждающие право собственности / пользования земельным участком с соответствующим целевым назначением.2. Акт ввода / готовности объекта к эксплуатации, сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов к каждому объекту производства.3. Документ, подтверждающий наличие аккредитованной лаборатории по проверке качества топлива.4. Разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации оборудования, повышенной опасности.5. Технологическая документация, касающаяся производства горючего;6. Технические условия для производства горючего заданного качества
Сроки действия лицензииХранение топлива – 5 летРозничная торговля – 5 летОптовая торговля топлива – 5 лет5 лет
Государственная пошлинаХранение топлива – 780 грн. в годРозничная торговля – 2000 грн. в год за каждое место торговли.Оптовая торговля топлива – 1) 5000 грн. при наличии места торговли (за каждое)2) 10000 грн. при отсутствии места торговли.780 грн. в год

Государственная фискальная служба Украины установила дату начала приёма документов – 12.06.2019 год. При этом сроки принятия решения про выдачу лицензии составляют 20 дней.

Лицензии выдаются органами ДФС:

По местонахождению места торговли и хранения Главными областными управлениями.

Для лицензии на оптовую торговлю без указания места хранения – в городе Киеве.

Стоимость юридических услуг при подаче документов для Киева и Киевской области

Вид лицензионной деятельностиСтоимость услуг, гривен, без НДС
Розничная торговля горючим (АЗС),12000 за одно место торговли*8000 за каждое последующее место торговли*
Хранение топлива (без получения лицензии на оптовую или розничную торговлю)12000 за одно место хранения*8000 за каждое последующее место хранения*
Оптовая торговля с указанием места хранения горючего12000 за одно место хранения*8000 за каждое последующее место хранения*
Оптовая торговля без указания места хранения топлива5000, для всех регионов Украины
Производство горючего50 000

*При подготовке документов в нашей компании для самостоятельной подачи заявителем (для всех регионов Украины, кроме Киева и Киевской области) – скидка составляет 30%.

Сроки выдачи лицензии установлены налоговыми органами и составляют до 20 календарных дней.

Лицензия на торговлю топливом

Заказав у нас услугу Вы получите:

  1. Консультацию по подготовке документов и заполнению всех предусмотренных форм;
  2. Юридический анализ документации и информации при подготовке заявочных документов;
  3. Подготовка пакета документов и его подача в налоговые органы;
  4. Получение лицензии и передача заказчику.

Благодаря привлечению профессиональных юристов, мы поможем Вам получить лицензию, легально и гарантированно осуществлять данную лицензионную деятельность.

Для того, чтобы получить лицензии на производство, продажу и хранение горючего необходимо подготовить ряд документов. Список документов хоть и кажется небольшим, но каждый из них требует подготовки не один месяц. Уже с начала 2019 года необходимо озадачиться перечнем и старательно его подготовить во избежание остановки всех бизнес процессов из-за задержки по выдаче лицензии.

Юристы компании OGP готовы предоставить следующие услуги:

  1. Консультации по необходимой документации для лицензий на производство, оптовую и розничную торговлю, хранение горючего.
  2. Консультация по правильному выбору / изменению целевого назначения земельного участка для производителей и продавцов горючего.
  3. Подготовка документации и получения акта готовности объекта к эксплуатации, сертификата о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов.
  4. Получение разрешения на работы повышенной опасности.
  5. Получение разрешения на оборудование, машины, механизмы повышенной опасности.

Правовые аспекты

Акт готовности объекта к эксплуатации и сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов выдается Государственной архитектурно-строительной инспекцией. Данные документы выдаются на объекты строительства со средними и значительными последствиями (СС2 и СС3).

Разрешение на выполнение работ повышенной опасности в сфере производства, продажи и хранения горючего выдается, если субъект хозяйствования намерен осуществлять такие работы:

1) Производство (изготовление), использование, переработка, распределение, хранение, транспортировку, применение, утилизация и обезвреживание взрывоопасных и вредных веществ 1 и 2 класса опасности, горючих жидкостей, масса которых равна или превышает значение нормативов пороговых масс, определенных постановлением Кабинета Министров Украина от 11 июля 2002 № 956 “Об идентификации и декларировании безопасности объектов повышенной опасности”.

2) Газоопасные работы и работы во взрывопожароопасных зонах.

3) Переработка нефти, углеводородных газов и конденсата.

4) Заполнение, слив и ремонт баллонов, контейнеров, цистерн и других емкостей со сжатым, сжиженным, ядовитым, взрывоопасным и инертным газом.

Разрешение на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности в сфере производства, продажи и хранения горючего выдается, если субъект хозяйствования намерен использовать такие механизмы:

1) Оборудование, связанное с производством (изготовлением), использованием, переработкой, распределением, хранением, транспортировкой, применением, утилизацией или обезвреживанием взрывоопасных и вредных веществ 1 и 2 класса опасности, масса которых равна или превышает значение нормативов пороговых масс, определенных постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 № 956 “Об идентификации и декларировании безопасности объектов повышенной опасности”.

2) Технологическое оборудование и его элементы магистральных газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов (нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, этиленопроводов), систем газоснабжения природным и сжиженным газом субъектов хозяйствования и населенных пунктов, систем промышленного и между промышленного сбора нефти и газа, объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также газоиспользующее оборудование мощностью более 0,1 МВт.

3) Технологическое оборудование химической, биохимической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей отраслях промышленности.

4) Оборудование и защитные системы, предназначенные для эксплуатации (применения) в потенциально взрывоопасной среде.

Стоит отметить, что производством и продажей горючего может заниматься субъект хозяйствования любой формы собственности.

Места производства, продажи и хранения горючего вместе с лицензиатами вносятся в Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего.

Импорт и экспорт горючего не подлежит отдельному лицензированию. При наличии у субъекта хозяйствования лицензии на производство, розничную и оптовую торговлю или хранения горючего, импорт и экспорт топлива такие субъекты могут осуществлять автоматически.

Существует две особенности получения лицензии на оптовую торговлю горючим и хранения горючего:

1) лицензия приобретается на каждое место оптовой торговли и / или хранения горючего.

2) если места оптовой торговли горючим отсутствуют, то необходимо получить одну лицензию по местонахождению субъекта хозяйствования.

Ответственность за деятельность без лицензии.

За совершение хозяйственной деятельности по производству, оптовой, розничной торговли, хранения горючим без получения лицензии наступает ответственность в виде финансовых санкций с 01.07.2019г. За производство – 1 000 000 грн., За оптовую торговлю и хранение – 500 000 грн.,

За розничную торговлю – 250 000 грн.

Штрафы за хранение топлива

Источник: https://ogp.ua/ru/poluchenie-litsenzij/litsenziya-na-deyatelnost-s-toplivom

Как делать деньги на АЗС. Прибыль и убыток от продажи топлива

Как оформить деятельность по продаже топлива со своей машины?

26.06.2017 | 83272 просмотра

Мы уже давненько привыкли к сервису сетевых автозаправочных комплексов: архитектурный размах и яркий дизайн, современное оборудование, расторопные заправщики, милые девушки за кассой, магазин, кафе и прочий комфорт. Современный АЗК есть за каждым поворотом.

Да, времена «заправок» со стрелочными колонками под открытым небом и будкой оператора с хамоватым голосом по ту сторону зарешеченного окна остались далеко позади.

В 90-х годах такие АЗС были изрядно приправлены всякими нехорошими явлениями — недоливами, бодягой и общей криминальной атмосферой вокруг всего, что связано с топливом.

Картина не маслом

Однако именно цены на «горючку» в 90-х автомобилисты сейчас вспоминают как вполне «человеческие», а сами владельцы АЗС из числа частников скажут — это был период, когда на продаже бензина и дизтоплива можно было зарабатывать и развиваться. Не без риска для жизни, но тем не менее.

Была возможность выгодных оптовых закупок, даже непосредственно на производстве, а в стоимость литра бензина еще не закладывались нынешние акцизы и налоги. Притом мировые цены на нефть тогда были в районе $20–30 за баррель. Сейчас же случайному предпринимателю здесь развернуться невозможно.

По сути, на топливном рынке для «малого и среднего бизнеса» действует категорическое табу — контроль фактически полностью перешел в руки крупных структур.

Мой собеседник Вадим в этом бизнесе не новичок, начинал еще в тех самых 90-х и прошел все стадии становления. Четыре года назад он приобрел на периферийной трассе старенькую АЗС и модернизировал ее. В частности, вместо архаичных колонок установил современные с программным обеспечением, навел внешний марафет.

Одним словом, вложился и с чувством видимой перспективы стал торговать тремя видами топлива, на которые в том районе был стабильный спрос: бензином с октановым числом 92 и 80, а также дизтопливом. Но год назад АЗС пришлось продавать — расходы стали перекрывать доходы.

В это же время другие частные заправки ввиду убыточности стали вообще закрываться.

Опыт и возможности позволили ему не пойти по миру, а диверсифицировать бизнес, однако данный пример, пожалуй, характеризует общую тенденцию последнего времени.

Да, технический уровень и сервис заправочных станций вырос, качество продукции тоже стало лучше, усилились контроль и конкуренция. Однако правила в этом виде деятельности стали одновременно более жесткими и несправедливыми.

И в ближайшем будущем вряд ли что-то изменится из-за повышения акцизов и многих других факторов.

На дворе XXI век, в России на оживленных федеральных трассах множество презентабельных АЗК, но в провинциях встречаются не только АЗС «старого образца», но уже и немало брошенных заправок

По сути, последние пять лет крупными топливными компаниями проводилась тактика тотального и ничем не прикрытого выживания мелких продавцов.

Тех, у кого не было своих нефтебаз и тем более производств, и кому приходилось закупать готовую продукцию у так называемых давальческих фирм.

В какой-то момент ситуация даже повернулась таким образом, что у «давальцев», включая вертикально-интегрированные компании (то есть с полным производственным циклом — от скважины до заправочного пистолета), оптовая цена стала выше, чем розничная на их собственных АЗК.

В таких условиях о какой честной конкуренции — если говорить именно о розничной продаже качественного топлива — может идти речь?

На данный момент позиция «давальцев» все равно остается очень жесткой: оптовая цена лишь немного ниже их собственной розничной. «Перебить» ее невозможно — перестанут заправляться — а полученная маржа едва ли покроет совокупные затраты.

Что представляет собой не самая крупная, но вполне успешная АЗС, расположенная на оживленной трассе в черте города с хорошим и постоянным трафиком? Персонал — минимум четыре оператора, работающие сутки через трое, старший смены, товаровед. Зарплата примерно по 20–25 тысяч рублей.

Также для «престижа» и привлечения клиентов наняты три-четыре «бегунка» (то есть заправщики или «пистолетчики»), им тоже надо платить хотя бы по 15 тысяч, поскольку чаевых нынче практически никто не дает. Есть и магазинчик, но доходы от него мизерные.

Работает он в основном тоже больше для привлечения клиентов ради розничной торговли: кто-то просто заскочит купить бутылочку воды, глядишь, и бензина литров десять плеснет в бак.

Охрана обходится в 15–20 тысяч, причем с учетом «тревожной кнопки», которая в данных условиях тоже будет эффективна. В принципе, охрану можно нанять и за 5–6 тысяч.

Три рубля «навара» с литра — это верный конец

Перенесемся на «периферийную» трассу, пусть тоже со своим трафиком, но все же не столь оживленным, к тому же зависящим от сезона — зимой затишье.

На таких маршрутах еще можно встретить АЗС из «прошлого» — вид у них неказистый, дополнительный сервис отсутствует, оператор все так же сидит «невидимкой» за глухим окошком.

По распространенной логике потребителей, ввиду упрощенных рабочих процессов и повышенных «рисков» цены здесь должны быть привлекательно ниже.

Однако технически (по хранению, топливораздаче и прочим факторам) станция соответствует современным требованиям, а качество топлива по меньшей мере не хуже, чем на «фирменных» АЗК. Розничная цена здесь вроде бы должна быть ниже. Должна, но не может.

Как, впрочем, не может быть выше. Продавать дороже 37 рублей не получится, потому что где-то недалеко есть станция того самого «давальца», где торгуют именно по такой цене.

Продавать дешевле — уменьшится маржа, что вполне может привести к тому, что покрывать расходы будет нечем.

Оптом на нефтебазах топливо продается по весу (столько-то рублей за тонну), а цена за единицу объема вычисляется с учетом плотности продукта. Для ясности восприятия мы будем сразу «переводить» в привычные всем литры, ориентироваться на самый востребованный вид топлива (92-й бензин), а цены символически округлим.

Почему? Допустим, владелец данной АЗС как раз из тех, кто пользуется «давальческой» продукцией, то есть ему приходится закупать топливо на сторонних нефтебазах. Он планирует реализовать за месяц примерно 40 тысяч литров топлива.

Предположим, текущая оптовая цена 92-го бензина на нефтебазе — 32 рубля за литр, и никаких «скидок» в зависимости от объема закупки нет. Придется заплатить 1 280 000 рублей. Розничная цена предполагается в 37 рублей за литр. Казалось бы, «накрутка» 5 рублей с литра — еще не самая маленькая.

Выручка составит 1 480 000 рублей, а маржа, соответственно, 200 тысяч рублей. Но как только нефтебаза начинает заливать топливо в бензовоз, из будущих доходов владельца АЗС тут же начнется вычет расходов.

Всегда есть вопрос: удастся ли реализовать данный объем топлива за месяц? Этот процесс может затянуться и на полтора. Завтра и оптовая цена вдруг подскочит. В этом смысле никакой гарантии стабильности никто дать не может.

Как правило, оптовые базы находятся вблизи узловых ж/д станций, страна же у нас большая, поэтому удаленность АЗС, расположенной «где-то в полях», может достигать сотен километров.

В этом случае доставка с базы автоцистернами 40 тысяч литров сама по себе обойдется в кругленькую сумму — около 50 тысяч рублей с учетом примерно 300 км маршрута и необходимости для перевозчика заплатить «оброк» «Платону». Допустим, персонал на такой станции ужат до предельного минимума — два оператора работают по двое суток.

Возможен и вахтовый метод — по четверо или даже восемь суток. Условия работы спартанские: живут на АЗС, сами себе готовят, здесь же спят (ночью на периферии есть время для сна). На зарплату уйдет 40 тысяч (минимум 30).

Пусть аренда земли в регионах стоит недорого, может хватить и 5 тысяч рублей, но электричество без льготных тарифов съест около «тридцатки». Тревожная кнопка — еще 5 тысяч (с учетом, что время реагирования местных служб минут 15–20), а также связь/интернет — 3–5 тысяч. Таким образом, за месяц уже набежит вычетов на 125–135 тысяч рублей.

И это еще не все затраты и потери. Примерно в 5–6 тысяч обойдется сдача и проверка топлива в лаборатории, а также нужны средства на текущее содержание АЗС, обслуживание оборудования.

Ко всему прочему около 20–30% оплаты проводится по пластиковым картам, а это еще минус 2–4% банку. К тому же мы не учитывали, что АЗС могла быть запущена в работу в кредит, который надо выплачивать в срок.

Таким образом, после уплаты налогов доходная часть выглядит весьма призрачной.

В порядке вещей и такие «непредвиденные события», как отпуск топлива в долг для нужд районной администрации. Притом возврат долга денежными средствами может затянуться на два-три месяца.

Могут быть, конечно, альтернативные источники закупки топлива, например, из так называемых госрезервов, но подобные варианты не могут рассматриваться как бизнес на долгосрочной основе. Недоливать клиентам в свою пользу тоже не выйдет — сейчас все же не те времена. Вот и получается, что торговать бензином по-честному в «малых количествах» сегодня невыгодно.

Ну а если продавать много топлива? В этой связи вернемся к «благополучному» АЗК, упомянутому выше. Там расходная часть не в пример больше, но и обороты соответствующие: те же 40 тысяч литров «уходят» за неделю. А главное, у владельцев другие возможности по закупке, транспортировке и хранению топлива.

Вадим, исполнительный директор сети АЗС

— Почему свернулись мелкие продавцы? Сегодня что-то зарабатывать на топливном рынке вообще проблематично, это не те времена, когда с цены за литр более половины, условно говоря, шло на карман, притом цена считалась невысокой.

Сегодня, во всяком случае, нужны большие объемы реализации, несколько станций, своя база хранения с подъездными путями и прочей инфраструктурой, закупки вагонами-цистернами на топливной бирже, где можно более-менее брать продукцию за адекватную цену и с каким-то выбором поставщика, нужен свой биржевой брокер.

То есть речь идет о минимум 2,5 миллиона рублей только на закупку одного вида топлива. Имеются у вас такие возможности? В этом случае есть вероятность сыграть на доверии клиентов к тому или иному бренду, привлечь рекламой и ценами, поскольку будет возможность некоторого демпинга с учетом общих позиций на рынке.

В конечном итоге получать прибыль, каким-то образом выживать и даже развивать сеть. Капиталовложения? Можно судить по стоимости оборудования: одна современная 6-рукавная колонка — минимум полмиллиона рублей с учетом не самых лучших комплектующих, один резервуар для хранения по установленным требованиям — два миллиона и так далее.

Те, у кого небольшие заправки и маленькие объемы реализации, не могут закупать вагонами, а чем меньше берешь, тем дороже это тебе обходится. Поэтому маленькие заправки, которые работали на давальческом топливе, стали уходить.

Анекдот: «Понятно — газ и нефть принадлежат народу. Но не понятно — почему народ продает их сам себе за такие бешеные деньги?».

Почему же при изрядно сократившихся доходах «королей бензоколонок» стоимость топлива, по общему мнению потребителей, столь высока? Не секрет, из чего складывается нынешняя розничная цена за литр.

Как ни странно, «трудноизвлекаемость» сырья в наших условиях теперь особой роли не играет: себестоимость разведки и добычи российской кормилицы и поилицы — нефти — незначительна, около 10%.

Транспортировка, переработка, расходы на розницу, торговые накрутки — за все это тоже приходится платить конечному потребителю, но и это еще не ключевой фактор.

Разведка, добыча, транспортировка, производство — сегодня в стоимости литра бензина эти сложные трудоемкие операции составляют не более 25%

Цену во многом формирует налоговая составляющая — акциз, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), НДС — в совокупности получается более 50%, и этот «пакет», если утрировать, заложен еще на стадии покоя нефти в своих недрах.

По сути, на потребителей «горючки» сегодня возложены государственно значимые обязательства. То есть, заливая бензин в баки, мы косвенным образом оплачиваем содержание дорог, «социалку» и другие «народные нужды».

При этом эксперты уверяют, что розничные цены основными игроками искусственно сдерживаются (судя по всему, не по своей воле), тогда как их либерализация дала бы совсем другие цифры.

Говорят, если подчинить формирование конечных цен рыночным законам, то уже сегодня стоимость 92-го бензина могла быть на уровне 42–43 рублей за литр при нынешней цене в 34–35 рублей.

Но самое интересное в том, что сегодня уже и крупные, вертикально интегрированные компании становятся жертвами сложившейся ситуации. Так, в конце марта стало известно, что одна из крупнейших в стране сетей АЗС «Лукойл» может сократиться примерно на треть уже до конца этого года.

Называемая причина (и с учетом сказанного выше это похоже на правду) — приближающаяся из-за так называемого «налогового маневра» к нулю рентабельность заправочного бизнеса в России.

Если крупнейшие нефтедобытчики России говорят о невыгодности розничной торговли топливом — что говорить про малый бизнес?

P.S. Back in USSR

Как для интереса и некоторого сравнения не вспомнить об СССР? В конце 80-х годов стоимость 93-го бензина составляла 40 копеек за литр.

Условно говоря, заправить полбака (25 л) можно было за «червонец».

С позиций нынешнего времени — вроде бы и недорого, однако если учесть типичные зарплаты рабочего человека в тот период (ориентировочно 150 рублей в месяц), соотношение не такое уж выгодное.

И еще один интересный момент: даже в период СССР топливные монополии не отказывались «попиариться»: на фото справа — реклама на этикетках спичечных коробков

По-настоящему доступной была «государственная» солярка (примерно 5 копеек за литр), но вот беда — дизельных легковушек для массового использования в стране не существовало, а трактора и МАЗы в частную собственность не приобретались. Сегодня же широко востребованное дизтопливо по цене не просто сравнялось, а стало дороже популярного 92-го бензина.

Что именно олицетворяет такая стела (из старенькой ЗРК С-125) на одной из АЗС в Одессе: топливо — огонь или образный намек на цены — неизвестно, но в любом случае надо и здесь отдать должное юморным жителям этого города (фото 2012 года)

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/53075.html

Адвокат24
Добавить комментарий