Как не оплачивать штраф за обучение по целевому направлению в университете?

Обзор судебной практики по целевому обучению (за январь-февраль 2017 года)

Как не оплачивать штраф за обучение по целевому направлению в университете?

Обзор судебной практики по целевому обучению (за январь-февраль 2017 года)

Практика целевой подготовки с последующим трудоустройством выпускника вуза известна ещё с советских времён. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целевому приёму посвящена статья 56, в которой указываются основания целевого приема в вузы, условия и субъекты договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, квоты на целевой приём и др.

Вместе с тем, в настоящее время существует большое количество споров в рассматриваемой области, в связи с чем представители Минобрнауки России неоднократно высказались о необходимости совершенствования правового регулирования целевого обучения. Только с начала 2017 года было рассмотрено уже около десятка судебных дел. Подавляющее количество дел касались не верного исполнения, нарушения условий договоров о целевом обучении.

Так, Саратовским областным судом было вынесено Апелляционное определение от 9 февраля 2017 г. по делу № 33-984, где в качестве истца выступало следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области (далее – СУ СК России по Саратовской области) с требованием к К. о взыскании затрат на обучение.

Между СУ СК России по Саратовской области, Саратовской государственной академией права и К. был заключен договор о специальной подготовке студента в Институте прокуратуры РФ Саратовской академии с последующим трудоустройством К. в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ, по условиям которого К. после окончания обучения обязана отработать по месту назначения не менее 5 лет.

Ответчик возражала, ссылаясь на условия договора, в соответствии с которыми СУ СК России по Саратовской области обязано трудоустроить студента, успешно прошедшего итоговую аттестацию и получившего документ об образовании, в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ, назначив на оперативную должность, и предоставить работу, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования.

Суд решил дело в пользу ответчика, посчитав, что СУ СК России по Саратовской области надлежащим образом не выполнило обязанность по трудоустройству выпускника.

Доводы истца о том, что законом не предусмотрен порядок извещения студента о наличии вакансий, а информация о вакантной должности была размещена на сайте следственного управления (однако К.

документы для участия в конкурсе не подавала), признаны несостоятельными.

Похожее дело о взыскании затрат на обучение явилось предметом рассмотрения Свердловского областного суда (Апелляционное определение от 17 января 2017 г. по делу № 33-243/2017(33-23037/2016).

Однако, акцент в обосновании решения в пользу ответчика – выпускника вуза был сделан на пропуске истцом срока исковой давности в силу неправильного применения к спорным правоотношениям норм гражданского, а не трудового законодательства.

Между истцом – Следственным управлением по Кировской области, ответчиком Л.

и ФГБОУ ВО “Уральский государственный юридический университет” был заключен договор о специальной подготовке студента в Институте прокуратуры в составе Уральской юридической академии с последующим трудоустройством в органы прокуратуры РФ, по условиям которого образовательное учреждение обязалось обеспечить целевую специальную подготовку ответчика прокурорско-следственной направленности сверх государственного стандарта, начиная с первого курса, а истец трудоустроить ответчика после получения диплома о высшем образовании. В свою очередь, ответчик обязался пройти обучение, а после его завершения отработать в Управлении не менее 5 лет, а также возместить расходы, понесенные на целевую подготовку в случае неисполнения взятых на себя обязательств. После окончания образовательного учреждения Л. к работе в Управлении не приступил.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что к возникшим между сторонами отношениям подлежат применению нормы трудового законодательства, в связи с чем при пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч.

2 ст.

392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) с требованием о возмещении расходов, связанных с ученичеством, имеются безусловные основания для отказа в его удовлетворении.

При этом, суд дал надлежащую оценку правовой позиции истца о том, что договор о специальной подготовке студента носит гражданско-правовой характер и возникшие из них отношения подлежат регулированию нормами гражданского права (ст. ст. 309, 310 ГК РФ), которую признал несостоятельной, поскольку их применение к трудовым отношениям противоречит положениям ст.

5 ТК РФ, согласно которым регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 2 ст.

1, ст. 15 ТК РФ) осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Не согласился суд первой инстанции и с доводами истца о том, что ответчик на момент заключения договора не состоял в трудовых (служебных) отношениях с Управлением, в связи с чем к правоотношениям сторон должны применяться нормы гражданского законодательства, а не трудового, которые признал основанными на неверном толковании норм материального права, в том числе ст. 198 ТК РФ, согласно которой работодатель имеет право заключать ученический договор, как с работником данной организации, так и с лицом, ищущим работу, а также положений ст. 205 ТК РФ, предусматривающих распространение на учеников трудового законодательства, включая законодательство об охране труда. Заключенный между сторонами договор и вытекающие из него обязательства, в том числе, обязанность ответчика возместить расходы на его обучение, основаны на положениях гл. 32 ТК РФ “Ученический договор” (ст. ст. 198 – 208).

В силу ч. 2 ст.

392 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Если работодатель пропустил срок для обращения в суд, суд вправе отказать в иске.

Также проблемой становится не только не желание выпускника устраиваться в организацию, оплатившую обучение, но и непредоставление указанной организацией должности, соответствующей полученной выпускником квалификации. Подобный спор явился предметом судебного разбирательства в Санкт-Петербургском городском суде (Апелляционное определение от 25 января 2017 г. N 33-2232/2016).

ОАО “РЖД” обратилось в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к З.

о взыскании денежных средств за обучение, процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что ответчик не выполнил принятых на себя обязательств по договору о целевой подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности “Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство”, по условиям которого РЖД взяло на себя обязательства возмещать затраты на целевую подготовку, а З. взял на себя обязательство овладеть предусмотренными образовательным стандартом знаниями, проработать в подразделении РЖД в течение 5 лет после окончания Университета. В результате, З. был расторг трудовой договор с РЖД ранее, чем прошло 5 лет, таким образом он не выполнил взятые на себя обязательства.

Вместе с тем, суд выявил, что истцом – ОАО «РЖД» не представлено доказательств обоснованной необходимости и исключительности для направления ответчика исполнять обязанности по рабочей, а не квалифицированной должности, в течение 2-х лет и 9 месяцев. При указанных обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу, что ответчиком З. были выполнены требования ученического договора, однако ответчиком не было предложено работы по соответствующей должности,

Поскольку невозможность трудиться связана с бездействием ОАО “РЖД”, не предоставившего ответчику для работы должность, соответствующую полученной в Университете квалификации, то судебная коллегия пришла к выводу о том, что расторжение трудового договора преждевременно вызвано уважительными причинами,. Таким образом, в удовлетворении исковых требований ОАО “РЖД” к З. о взыскании денежных средств, затраченных на обучение, а также требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов отказано.

Споры в отношении целевой подготовки связаны также с неопределенностью или отсутствием некоторых условий договоров, заключаемых между будущим студентом и организацией – будущим работодателем. В качестве примера такого дела можно привести Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2017 г. по делу № 33-5465/2017.

Выпускник Университета, в обоснование исковых требований о взыскании с ОАО «РЖД» денежных средств, указал, что в соответствии с договором от 31.08.2007 г.

Московское отделение Октябрьской железной дороги, являющееся филиалом ОАО “РЖД”, обязалось оплатить его обучение в Петербургском государственном университете путей сообщения.

Однако, обучение на 5-м курсе он оплатил самостоятельно, в противном случае его бы отчислили. Направленные им ответчику претензии о возврате денежных средств были оставлены без ответа.

Не принимая в качестве допустимого доказательства представленный истцом договор о целевой подготовке специалиста с высшим (средним) профессиональным образованием, между Университетом, ОАО “РЖД” и выпускником, суд обоснованно указал на то, что заключенный между ними договор не содержит даты его заключения и не подписан исполнителем. Дополнительное соглашение к договору, которым определена стоимость обучения также не было принято судом в качестве допустимого доказательства, поскольку указанное соглашение не подписано заказчиком – Московским отделением Октябрьской железной дороги филиала ОАО “РЖД”. Отклоняя довод истца о том, что ответчик в письмах гарантировал оплату за его обучение, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства сторон по договору на даты направления писем были прекращены.

Утверждение истца о том, что в связи с нахождением в академическом отпуске срок действия договора был продлен, судебная коллегия нашла необоснованным по следующим основаниям. Статья 708 ГК РФ предусматривает, что в договоре подряда указывается начальный и конечный сроки выполнения работы.

Предусматривалось, что договор вступает в силу со дня поступления оплаты на расчетный счет исполнителя и действует в течение всего срока обучения.

Дополнительное соглашение к договору об изменении срока обучения истца, ввиду академического отпуска, лица, подписавшие указанный договор, не заключали.

Целевая подготовка в некоторых случаях имеет сходство с повышением квалификации. Тем не менее, данные институты являются совершенно разными по своей правовой природе и имеют разные правовые последствия.

Так, Ставропольским краевым судом вынесено Апелляционное определение от 7 февраля 2017 г. по делу № 33-1049/2017, суть которого в следующем.

ООО “Центр доктора Бубновского на КМВ” подал иск в отношении П., который являлся работником Центра, и прошел обучение на специальном курсе по профилактике и лечению заболеваний костно-мышечной системы человека по методу Бубновского. Впоследствии П. уволился без уважительных причин до срока, который был должен отработать после обучения, не возместив затрат на обучение.

Возражая против заявленных требований, ответчик сослался на то, что ученический договор с ним не заключался, а направление ответчика для прослушивания семинаров по методу Бубновского является необходимым условием осуществления истцом соответствующей деятельности.

После прослушивания семинаров первой и второй ступени, какая-либо профессия, специальность или квалификация им не получалась, дипломы государственного образца, подтверждающие возникновение у него новой профессии, образования, либо специальности ему не выдавались. Присутствие П.

на обучающих мероприятиях носило характер повышения квалификации, которая оплачивается за счет работодателя, и не подлежит взысканию с работника.

Суд согласился с ответчиком, указав, что в соответствии со ст.

196 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемены этим работником трудовой деятельности, направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обновление теоретических и практических знаний специалистов. Повышение квалификации работника оплачивается за счет работодателя и не может служить предметом ученического договора.

Селиверстова Ольга Игоревна, к.ю.н, старший научный сотрудник ФГБНУ «ФЦОЗ»

© О.И.Селиверстова, ФГБНУ «ФЦОЗ»

Возврат к списку

Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/obzory/detail.php?ELEMENT_ID=6376

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

Как не оплачивать штраф за обучение по целевому направлению в университете?

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.

И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами.

Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии.

Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Читайте по теме

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.

Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.

Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения.

Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций. 

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. Читайте по теме

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного.

Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги.

В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.

А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет.

Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Читайте по теме Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками.

С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность. «Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова.

Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-celevikov-obyazhut-ne-menee-tryokh-let-otrabotat-po-dogovoru.html

Что такое целевое бюджетное место в вузе и как его получить

Как не оплачивать штраф за обучение по целевому направлению в университете?

Поступить можно не только по ЕГЭ или по олимпиаде. Есть ещё одна возможность, о которой знают не все, — целевое направление от госкорпорации или предприятия. Важно: если хотите получить целевое бюджетное место, нужно успеть сделать всё до 10 апреля. И помните, что вы при этом берёте на себя определённые обязательства.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

На целевые места могут поступать выпускники школ, колледжей и техникумов текущего года и прошлых лет. Заключать договор о целевом направлении можно только с предприятиями/ведомствами/госкорпорациями/компаниями, в уставном капитале которых есть доля Российской Федерации.

Такой договор направляет вас в один конкретный вуз на одну конкретную специальность. Письмо о целевом направлении вас должно попасть в выбранный университет до 30 апреля.

Целевое место — всегда договор, в котором стороны (абитуриент и компания-работодатель) утверждают свои обязательства друг перед другом. Обучение при этом оплачивает не работодатель, а государство. Зачисление на целевые места происходит по отдельному конкурсу баллов между «целевиками». Если вы не проходите, можете поступать на общих основаниях.

Часто предприятия, которые заключают договоры о целевом направлении, относятся к оборонно-промышленному комплексу. Так они подготавливают свой кадровый резерв.

Что делать, чтобы получить целевое направление?

  • Найти в интернете сводную заявку предприятий/госкорпораций и вузов на 2018 год. Узнать, в каких регионах какие предприятия принимают заявки от кандидатов.
  • Обратиться на предприятие/ в госкорпорацию и написать заявление на имя руководителя.
  • Пройти собеседование с представителем предприятия.
  • Заключить договор о целевом направлении до начала приёмной кампании в вузе. Если вам не исполнилось 18 лет, договор заключают от вашего имени родители или ваши законные представители.
  • Подать в приёмную комиссию вуза стандартный пакет документов + копию договора о целевом направлении, оригинал аттестата (диплома) и согласие на зачисление. Без оригинала аттестата участие в отдельном конкурсе на целевые места невозможно.

Регион вашего проживания или местонахождения предприятия/компании для вуза роли не играет. Если у вуза и предприятия ещё нет договора, они могут его заключить.

Вроде понятно, но можно подробнее?

1. Находите правильное (!) предприятие. Сперва вы самостоятельно находите и отправляетесь в администрацию своего города, либо в крупную компанию, госкорпорацию. Ключевой фактор поиска компаний: в их уставном капитале должна быть доля государства. Юридические (правовые) департаменты вузов строго отслеживают это.

Если заключите договор с компанией, в уставном капитале которой государство не представлено, то на целевое место в вуз ваши документы не примут. Отнеситесь к этому внимательно. Компании, занимающиеся поиском кандидатов на целевое направление, размещают информацию об этом на своих сайтах.

Просто погуглите запрос «целевой приём в город/регион».

2. Связываетесь со специалистом, ответственным за собеседование и заключение договоров с кандидатами на «целевое направление» до 10 апреля.

3. На собеседовании озвучиваете, в какой вуз желаете поступать. Вы должны озвучить конкретный вуз либо выбрать из тех, с которыми у предприятия уже заключен договор.

4. Администрация города/госкорпорация озвучивает, в каких специалистах нуждается или будет нуждаться в ближайшие пять лет. Для вас это значит конкретизация понимания, на какие направления подготовки/специальности вам поступать.

Допустим, вас устраивает позиция госкорпорации и вы подписываете договор.

5. Получив ваше согласие, администрация города/госкорпорация направляет официальное письмо на имя ректора вуза с просьбой заключить с ней договор о целевом направлении. В письме она указывает, какие направления подготовки/специальности и какое количество бюджетных мест её интересует. Вуз уведомляет организацию ответным письмом о готовности заключить договор.

6. Вуз и администрация города/госкорпорация заключают договор до 20 апреля.

7. Вуз передаёт копию договора своему учредителю — Минобрнауки России — и просит выделить целевые места из бюджетных на конкретных направлениях подготовки/ специальностях для этой администрации города/госкорпорации до 30 апреля.

8. Если Минобрнауки согласовывает и выделяет эти места, вуз проводит целевой приём.

Что будет дальше? И что я буду должен предприятию?

Администрация города/госкорпорация заключает договор с абитуриентом до 30 июня. В нём прописываются обязательства сторон:

  • Выпускник обязан трудоустроиться в компанию, с которой заключил договор, и отработать оговорённый срок. Часто — от трёх лет.
  • Компания обязана оплачивать проезд к месту практики, платить дополнительную стипендию, оказывать соцподдержку, предоставлять жильё на время практики и при трудоустройстве.

Если подобных и других обязательств договор не предусматривает, то это «липа». Такой договор не интересен ни Минобрнауки России, ни университету, ни вам. Вуз не заключит договор, если администрация города/госкорпорация или абитуриент не укажут в договоре обязательства друг перед другом. Поэтому не заключайте «пустые» договоры. Они не помогут вам поступить на бюджет.

В договоре может быть пункт примерно следующего содержания: если одна из сторон нарушает условия договора, то обязана выплатить другой стороне штраф в размере уже потраченных в ходе действия договора средств. Такую же сумму в двойном размере сторона-нарушитель обязана уплатить государству.

Обязательно прочитайте договор, который будете подписывать, столько раз, сколько вам нужно для полного понимания. Если нужно, проконсультируйтесь с юристом.

Часто из-за такого пункта городские администрации/госкорпорации не спешат заключать договор о «целевом направлении». Они не уверены, что смогут исполнить все обязательства. Поэтому они стараются свести их к минимуму или вовсе не указывать в договоре. Но, как мы указали выше, такие договоры Минобрнауки не интересны.

Часто случается так, что в процессе обучения студент осознаёт, что выбранная профессиональная траектория ему не подходит. Что делать?

  1. Дотерпеть и хоть как-то доучиться, трудоустроиться на нелюбимую работу на предприятие, каждый день испытывая стресс и дискомфорт по этому поводу, пока не закончится контракт.
  2. Прекратить действие договора, уведомив администрацию города/госкорпорацию в письменном виде. И уплатить все штрафы. Зато чувствовать себя свободным от обязательств.

Так что хорошенько подумайте, нужно ли вам целевое обучение.

В каких случаях обязательная «отработка» теряет силу?

Вот лишь некоторые уважительные причины:

  • инвалидность первой или второй группы у выпускника, его супруга, одного из родителей;
  • декретный отпуск;
  • наличие ребёнка до 3 лет или до 6 лет, если по заключению врачебно-консультационной комиссии он нуждается в уходе;
  • одинокая мать или отец с ребёнком до 14 лет;
  • уход в армию;
  • когда предприятие не в состоянии предоставить выпускнику работу по специальности в соответствии с медицинским заключением;
  • банкротство предприятия.

Уточняйте у работодателя эти и другие форс-мажорные обстоятельства до того, как подпишете договор.

Как зачисляют на целевое место?

Во время приёмной кампании абитуриент подаёт вместе с документами копию договора о целевом направлении в вуз и сразу оригинал аттестата/диплома СПО. Только тогда он может участвовать в отдельном конкурсе на выделенные целевые бюджетные места. Целевиков зачисляют в конце июля, то есть до начала первой волны общего конкурса.

Если количество целевиков на одно и то же направление/специальность превышает количество выделенных целевых мест, на них зачислят целевиков, чей общий балл ЕГЭ/других вступительных испытаний выше. Не прошедшие конкурс целевиков абитуриенты могут продолжить участие в основном конкурсе на общие бюджетные места или на платную форму обучения. Либо отказываются от поступления в вуз вовсе.

Плюсы

  • Поступить на бюджет по отдельному конкурсу.
  • Получать дополнительную стипендию (если есть в договоре).
  • Нет проблем с практикой и не стоит вопрос, где работать после вуза.

Минусы

  • Допустим, для целевиков выделено 5 мест. Документы подали 10 человек. На выделенные пять мест пройдут те, у кого баллы выше. Остальным придётся участвовать в общем конкурсе. Некоторые вузы устанавливают для целевиков порог в 200+ баллов. Если баллы ниже, даже договор не поможет поступить на бюджет.
  • Обучение по целевому направлению предполагает, что вы закрываете каждую сессию в срок с оценками «хорошо» и «отлично».
  • Вы можете проходить практику только на том предприятии, с которым у вас договор. Хотя по согласованию с предприятием на первых курсах можно попробовать альтернативы или поучаствовать в международных стажировках.
  • После окончания вуза вы обязаны устроиться работать на предприятие, с которым у вас договор. На тех условиях, которые есть в договоре и на которые вы соглашаетесь за четыре-пять лет до выхода на работу.

Целевое обучение регулируется

  • ФЗ РФ от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Статья 56. Целевой приём. Договор о целевом приёме и договор о целевом обучении.
  • ПРАВИЛАМИ заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 г. № 1076.
  • ПОРЯДКОМ реализации государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011–2015 годы, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 16.05.2011 г. № 1621.

Есть вопрос? Вступай в группу Абитуриенты ДВФУ и задавай нам свои вопросы.

Источник: https://mel.fm/blog/dvfu-dvfu/54376-chto-takoye-tselevoye-byudzhetnoye-mesto-v-vuze-i-kak-ego-poluchit

Как целевое обучение позволяет ликвидировать дефицит кадров

Как не оплачивать штраф за обучение по целевому направлению в университете?

В 2019 году радикально изменились правила целевого обучения в вузах. Обновленная концепция целевого обучения, которая начала действовать в новом учебном году, теперь подразумевает обязательное трудоустройство выпускника образовательного учреждения, который был направлен на учебу по целевому договору.

Эта норма отныне закрепляется в типовом договоре между студентом и будущим работодателем. За отказ от трудоустройства организацию ждет штраф. Выпускник целевого направления, в свою очередь, обязан не менее трех лет отработать по специальности на предприятии, с которым заключал договор.

Предполагается, что это станет одним из основных методов борьбы с кадровым дефицитом врачей, который остается очень серьезным. Например, в Псковской области он составляет более 50 процентов, а в абсолютных цифрах – около 1200 врачей.

В Мурманской области недостает около 700-800 медиков, а в Карелии – около 33 процентов врачей и 29 процентов среднего и младшего медперсонала. Медицинские учреждения возлагают большие надежды на “целевиков”, и не напрасно.

Более 90 процентов выпускников целевого набора продолжают работать в больницах регионов, которые направляли их в вуз, по окончании обязательного трехлетнего срока, сообщил заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай в рамках Всероссийского молодежного антинаркотического форума “Трезвая Россия”.

Регионы СЗФО присоединились к нацпроекту по производительности труда

– Ранее в договоре целевого обучения была очень размыто сформулирована ответственность обучающегося перед регионом, который направил его на учебу, – отметил ректор Северо-Западного государственного медицинского университета имени Мечникова Сергей Сайганов. – По нашим данным, до 40 процентов студентов, которые учились по целевому договору, не возвращались в свои регионы и предпочитали устраиваться в Петербурге или в других крупных городах. Сейчас новый закон предполагает четкую ответственность: если выпускник не поедет работать к тому работодателю, который его направил, то он будет обязан возместить государству стоимость полного курса обучения. Если же работодатель не примет его на работу, то компенсировать стоимость учебы будет уже он.

В последние годы, по его словам, количество возвращающихся после учебы в свои регионы студентов стало понемногу расти, поскольку региональные власти стали более пристально отслеживают действия молодых медиков.

Кроме того, “целевики” сегодня получают дополнительную социальную поддержку от регионов. Ее формы очень разнообразны: от дополнительной стипендии на время учебы до оплаты проезда в общественном транспорте.

Сегодня обновленное законодательство о целевом обучении расширяет эти возможности: стать “целевиком” студент теперь сможет на любом курсе.

– У нас на вечернем факультете 60 процентов бюджетных мест отданы “целевикам”, – подчеркнул Сергей Сайганов. – На медико-профилактическом факультете их еще больше – там на целевое обучение отдано около 80 процентов мест. Мы начинаем учить ребятпо запросам регионов.

Для тех выпускников вузов, которые хотят иметь гарантированное рабочее место по специальности, целевое поступление – идеальный вариант

Эксперты отмечают, что целевой набор поможет решить еще одну проблему: дисбаланс в кадровом обеспечении здравоохранения. В России существует серьезный перевес городского здравоохранения над сельским, а стационары лучше обеспечены специалистами, нежели поликлиники.

Социологические опросы среди абитуриентов показывают, что изменить устоявшиеся представления будущих врачей крайне трудно.

Большинство молодых людей, поступающих в медицинские вузы, по-прежнему мечтают стать дерматологами, пластическими хирургами, кардиохирургами, но не врачами первичного звена, отметила в одном из интервью министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

Многие из них, получив заветный диплом, стремятся сразу же оказаться в какой-нибудь частной клинике, где предлагают высокую заработную плату.

Но целевой договор, который они заключили для того, чтобы стать студентами, не дает им подобной возможности, ведь именно в рамках обязательной отработки у них есть реальный шанс получить практические навыки, повысить свою квалификацию. Проработав срок, оговоренный в соглашении, они смогут претендовать на получение престижной должности в частной клинике или крупном медицинском учреждении. Для тех школьников, которые хотят иметь гарантированное рабочее место по специальности после завершения обучения, целевое поступление – идеальный вариант.

Источник: https://rg.ru/2019/09/17/reg-szfo/kak-celevoe-obuchenie-pozvoliaet-likvidirovat-deficit-kadrov.html

Целевиков найдут. И накажут?

Как не оплачивать штраф за обучение по целевому направлению в университете?

Депутаты Госдумы РФ намерены обсудить меры наказания нерадивых выпускников вузов. Речь идет о молодых специалистах, которые, отучившись по целевому договору и получив диплом, не желают иметь дело с работодателями, отправившими их учиться.

Соответствующий законопроект вскоре должен пройти первое чтение в нижней палате парламента. Документ гласит, что причины, по которым студент, отучившийся по целевому набору, может отказаться от заранее оговоренной работы, должны быть прописаны в федеральном законе.

Ветер перемен дует из Кирова

В Заксобрании Кировской области, где «родился» проект закона, уверены, что пока эти условия регламентируются самими работодателями, выпускники-целевики и дальше будут от них бегать. Не все же предприятия настолько подкованы, чтобы грамотно составить такой договор.

В новом законе предлагается установить четкий перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

Войти в него должны следующие пункты: наличие заболевания, препятствующего трудоустройству, признание гражданина инвалидом I или II группы, необходимость ухода за больным отцом, матерью, ребенком, предоставление работы не по месту службы супруга-военнослужащего, наличие обстоятельства, не зависящего от воли гражданина.

Отдельным пунктом предусматривается повышение уровня материальной ответственности гражданина при неисполнении своих обязательств в иных случаях — с двукратного возмещения размера расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, до четырехкратного. «Данная мера основана на том, что нынешняя сумма штрафа не стимулирует граждан к исполнению своих обязанностей по трудоустройству и им выгоднее заплатить этот штраф и, получив образование, трудоустроиться самостоятельно», — поясняют авторы законопроекта.

Это предложение, напомним, не первая попытка ужесточить ответственность слишком хитроумных целевиков. Наказание для них ввел и федеральный закон «Об образовании», действующий с сентября 2013 года.

Согласно ему, если выпускник-целевик не приходит работать на предприятие, с которым вуз заключил контракт, или предприятие отказывает ему в работе, то нарушитель должен в двукратном размере возместить государству все расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.

Удачно устроились

С каждым годом целевой набор укрепляет свои позиции в вузах, причем речь идет в том числе о социально значимых специальностях. Так, в 2015 году по этому показателю лидировали медицинские вузы — в них целевики заняли 43% бюджетных мест. На инженерные специальности целевой прием составил около 13% от общего числа бюджетных мест. На педагогические специальности — 10%.

В прошлом году целевая подготовка «добралась» даже до госслужащих. Президент подписал закон, согласно которому органы местного самоуправления будут заключать с желающими получить соответствующее образование специальный договор.

В нем указано, что после обучения служащий должен будет отработать по специальности определенный срок. В каждом договоре он будет устанавливаться индивидуально, но точно не превысит пяти лет.

Право на обучение имеют все совершеннолетние граждане России, кто еще не получал среднее профессиональное или высшее образование за счет бюджетных средств.

Учить госслужащих будут на деньги из местного бюджета. Предполагается, что желающих получить такое образование будет настолько много, что договоры с ними придется заключать на конкурсной основе. Информацию о конкурсе организаторы будут размещать в СМИ не позже чем за месяц до его начала.

А нужен ли закон?

Перечень условий, по которым целевой договор может быть нарушен, действительно должен быть регламентирован на федеральном уровне, уверен Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Правда, вовсе не для того, чтобы студент не обманул работодателя, а чтобы не ущемлялись права самих молодых специалистов.

«В противном случае у работодателей может появиться соблазн составить договор таким образом, чтобы удержать с молодого специалиста неустойку даже в том случае, если он не может прийти работать на предприятие по объективным причинам», — пояснил эксперт.

Впрочем, сами работодатели страдают от происков вчерашних студентов намного чаще. Причем главным образом удар приходится на государственные учреждения образования и здравоохранения.

«Я с большим трудом себе представляю, что эта проблема распространена в частном бизнесе, — отметил Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов.

 — Что, скажем, металлургическое предприятие отправило на учебу студента, вложило в его обучение деньги, а после окончания вуза молодой специалист развернулся и демонстративно отказался на этом предприятии работать. Как правило, договоры с целевиками эти предприятия составляют таким образом, что нарушить их без возмещения всех затрат работодателя просто невозможно».

В то же время, по мнению Михаила Тарасенко, для федерального законодательства норма с перечнем условий, по которым можно целевой договор разорвать, выглядит избыточной. «Вносить ее в закон — то же самое, что микроскопом забивать гвозди», — пояснил он.

По словам депутата, перечислять такие условия нужно в ведомственных документах.

А предприятиям и государственным учреждениям стоит более грамотно составлять соответствующие договоры, чтобы убрать оттуда лазейки, которыми могут воспользоваться несостоявшиеся работники.

Не фиксируют побега целевиков и транспортные вузы — 100% молодых специалистов отрасли возвращаются работать на те предприятия, которые отправили их учиться.

«Целевой набор в профильные вузы в нашей сфере составляет до 70%, причем 50% этих детей — выходцы из семей железнодорожников», — подчеркнул Борис Левин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения.

При этом, по словам эксперта, семейные традиции — далеко не единственное, что удерживает новоиспеченных железнодорожников от соблазна нарушить договор о целевом обучении. «У нас работодатели ежегодно оплачивают практику студентов на рабочих местах.

В общей сложности за время обучения студента работодатель тратит на него около 300 тысяч рублей», — рассказал Борис Левин. Отказаться работать на этом предприятии без возмещения этих сумм по условиям договора невозможно.

Возьмем, к примеру, государственные университеты путей сообщения Новосибирска, Омска, Иркутска, а также Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. Только им в 2015 году Восточно-Сибирская железная дорога за целевую подготовку студентов перечислила более 34,3 млн рублей. Кроме того, свыше 8,6 млн рублей составили выплаты дополнительной стипендии студентам-отличникам.

Врачи и учителя — в первых рядах

Намного острее проблема стоит в учреждениях системы здравоохранения.

«Многие целевики, отправленные на учебу государственными больницами и поликлиниками, действительно впоследствии отказываются устраиваться к ним на работу и уходят в частные клиники, — признала Разиет Натхо, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья.

 — Поэтому очень важно, чтобы молодой специалист, отучившийся в вузе на бюджетном месте, но решивший в итоге нарушить целевой договор, нес настолько ощутимую финансовую ответственность, что ему пришлось бы просто отказаться от этой идеи».

Решить проблему необходимо как можно быстрее: несмотря на все предпринимаемые в последнее время меры, дефицит медицинских кадров в стране сохраняется.

«Мало того что медработников отдельных специальностей остро не хватает, так еще ежегодно достигают пенсионного возраста и уходят с работы около 50 тысяч врачей», — отметила Разиет Нахто.

К тому же доля целевиков в вузах, подведомственных Минздраву, будет увеличиваться: если в 2016 году таких студентов в них около 50%, то в планах правительства довести их количество до 90%.

Очередной способ борьбы за кадровую оснащенность государственных больниц и поликлиник в Минздраве уже нашли и недавно обнародовали.

Планируется запретить молодым медикам работать в частных клиниках, не отработав несколько лет в государственных медицинских учреждениях.

Срок, который необходимо будет отработать, в настоящее время обсуждается, но уже известно, что он точно не будет превышать пять лет.

Не «забывают» о целевиках и в Министерстве образования и науки. «Инструменты целевого приема мы активно используем для реализации проекта «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса», — рассказал заместитель министра образования Александр Климов.

 — В рамках проекта подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса обучается свыше 6 тысяч студентов-целевиков».

По словам замминистра, в настоящее время в Минобрнауки разрабатываются поправки в закон об образовании, которые «уточнят работу по целевому обучению» и предпишут обязательную трехлетнюю отработку целевиков на предприятиях, отправивших их учиться.

Источник: https://iz.ru/news/605269

Адвокат24
Добавить комментарий