Как добиться прекращения деятельности мошенников?

За чистую монету: узнать и победить мошенников в благотворительности

Как добиться прекращения деятельности мошенников?
Ноу-хау обмана:
как это делается

Григорий Мазманянц, исполнительный директор фонда “Подари жизнь”, о том, как работают интернет-мошенники, которые выдают себя за благотворителей.

«Сборная солянка». Самый стандартный подход – мошенники создают сайт якобы реального фонда.

Туда ставится ворованная информация: истории реальных детей из одних фондов, фотографии детей – из других фондов. А затем мошенники дают свои реквизиты и просят жертвовать. Логотипы в этом случае обычно копируют у реальных фондов – «Подари жизнь», например, или «Русфонда».

Подделка. Другой метод – создается абсолютная копия сайта фонда. Однако реквизиты указываются поддельные.

Не все это замечают и переводят деньги мошенникам.

Подставные реквизиты. Такой же примерно принцип используется в соцсетях. В посте рассказывается некая история ребенка, фотография ворованная. Сообщается, что маленькому подопечному помогает, к примеру, фонд «Подари жизнь», дается даже ссылка на сайт фонда. А дальше идут данные карты или реквизиты для переводов.

«Липовый» сотрудник фонда. Новый способ – мошенник позиционирует себя в соцсетях как сотрудника какого-то реального фонда. Пишет душещипательные истории про детей, с пояснениями, что нужна помощь.

Истории могут быть и реальные, и вымышленные – и реквизиты вроде бы совпадают с реквизитами, указанными на сайте упоминаемого фонда. Но есть нюанс: номер Яндекс-кошелька другой. Автор поста просит присылать средства именно на Яндекс-кошелек.

Вроде визуально с первого взгляда кажется, что обмана нет. И люди ведутся.


Другие данные в реквизитах.
Еще один способ обмана в соцсетях – перепосты реальных постов с просьбами от фонда или его настоящих сотрудников о помощи, но уже с иной шапкой, в которой мошенник дает свои пояснения с той же просьбой: просим жертвовать на такой-то Яндекс-кошелек. И деньги идут не в фонд, а мошенникам.

Массовая рассылка писем – известный прием мошенников.

В сфере благотворительности это делается так: история ребенка берется с одного сайта фонда, фото, опять же, – из базы другого фонда, название фонда может быть любым, просто придумывается, и все это пакуется в спам-письмо. Доноры ведутся на эффектные фотографии детей и бросаются помогать – а оказывается, перечисляют деньги мошенникам.

Ложные страницы сообществ. Еще один метод использования мошенниками соцсетей – создание подставных страниц. В фейсбуке, например, часто можно видеть рекламное продвижение страниц с громкими пафосными названиями, например, «Россия и мы», «Спасем детей» и так далее.

Обманщики создают такую поддельную страницу некоего сообщества, на ней ставится хорошо подготовленный текст, с тщательной подборкой фотографий. Все это оплачивается как реклама в фейсбуке, и активно распространяется.

На такие страницы всегда заходит много людей, и эта большая аудитория с радостью делает пожертвования.

Вообще, посты в соцсетях с реальными историями, но ложными реквизитами, или создание страниц, – самые эффективные ноу-хау мошенников. Они собирают огромные цифры просмотров – 300-400 тысяч. И даже, если из этой аудитории пожертвует лишь 1 процент посетителей странички, это будет огромная сумма. Один такой пост может принести мошенникам от 1 до 3 млн рублей и даже больше!

Использование вирусных программ. Программа проникает в компьютеры, заражает их и уже от владельца компьютера и почты рассылает по всем его адресатам письмо-просьбу.

Например, что внезапно тяжело заболела племянница и идет срочный сбор. Это как раз рассчитано на реакцию не близких друзей, которые, конечно, перезвонят и уточнят, что же случилось, а на малознакомое окружение.

А количество людей, которые отреагируют, огромно. Ведь не жалко дать 100, 500 , 1000 рублей.

Посредники. Наконец, есть случаи, когда официально зарегистрированные фонды публикуют у себя материалы о работе других фондов, рассказывая истории их подопечных и объясняя своей аудитории, что является посредником и помогает фондам-коллегам собирать средства. Только деньги такой фонд собирает на свой счет.

Прикрываясь раскрученным именем. Еще вариант – когда регистрируется новый фонд, но с названием уже существующего.

Скажем, сейчас существует 19 фондов с названиями либо «Подари жизнь», либо «Подари мне жизнь» и другими вариациями. Скажем, это может быть даже фонд, помогающий животным, – но с таким названием.

Узнать, добросовестный ли это фонд или мошенники ,трудно. Вполне возможно, что это честный фонд. Но ведь он использует уже раскрученное имя популярного НКО!

Прикрытие настоящими подопечными. Еще одно ноу-хау. Мошенники регистрируют настоящий фонд. Находят себе нескольких подопечных. Это просто – приходят в больницы и интересуются у вымотанных мам, сидящих с детьми, нужны ли им деньги.

Предлагают помощь своего фонда. И открывают сборы. Их сложно уличить в обмане, вроде бы все честно – ведь их «подопечные» действительно получают средства, только это фактически откаты – скажем, по 3 тысячи рублей в месяц.

А все остальные сотни тысяч рублей мошенники забирают себе.

Источник: https://special.philanthropy.ru/cheating

В россии новый бум банковского мошенничества по телефону. как не попасться и в чём могут быть причины — разборы на tj

Как добиться прекращения деятельности мошенников?

Преступники действуют по проверенным схемам, но выглядят убедительно за счёт профессионального сленга и нескольких уловок.

Продолжение: анонимный монолог читателя TJ о работе в «чёрных» колл-центрах.

Мошенники уже давно пользуются социальной инженерией: например, выдают себя за сотрудников банков, чтобы обманом узнать у клиентов SMS-коды для переводов или номера карт. Но летом 2019 года в России, похоже, началась новая волна телефонного мошенничества, которую отличает более массовый подход с упором не только на крупнейшие банки, но и на небольшие сервисы.

Злоумышленники используют маскировку номеров под официальные номера банков, заранее узнают личные данные о «клиентах» и работают целыми командами. Редактор TJ лично столкнулся с мошенниками и рассказывает, как можно от них защититься и что предпринимают банки.

Атака на «Рокетбанк» и разговор с мошенниками

В течение недели до выхода этого текста мне трижды позвонили мошенники, представившись сотрудниками «Рокетбанка». В первом случае звонок совершили с настоящего номера банка +7 495 133 07 08, который указан на сайте сервиса и используется только для входящих обращений из-за границы.

Мне повезло: я давно не храню деньги на «Рокетбанке», поэтому когда мошенники начали говорить о несанкционированном переводе на несколько тысяч рублей, я сразу всё понял. При этом из-за профессионального сленга собеседников я даже ненадолго засомневался и на всякий случай проверил баланс в приложении.

Когда спустя три часа мне позвонили второй раз, решил прямо спросить девушку, в курсе ли она, что занимается мошенничеством. Но её, видимо, ничего не смутило.

— Здравствуйте, я представитель «Рокетбанка», у вас тут перевод на 6 тысяч рублей на Киви-кошелёк, подтверждаете?

— Здравствуйте, а вы в курсе, что занимаетесь мошенничеством?

— С чего вы взяли?

— Возможно, с того, что я не храню на карте денег и никаких переводов с неё быть не может?

— [тяжёлый вздох] *бросает трубку*

На третий раз я решил подыграть мошенникам и записать весь разговор.

Последний случай серьёзно отличался от первых двух: мошенники действовали более прямолинейно и пытались не просто узнать номер банковской карты, но ещё и SMS-код для перевода денег.

При этом злоумышленники работали как минимум в паре и якобы использовали «роботизированные системы» — это могло добавить ощущение подлинности звонка для неподготовленного человека.

Я начал записывать разговор почти сразу, но на записи отсутствует только самая первая фраза, где мошенник представляется сотрудником «Рокетбанка» и сообщает о несанкционированной операции. Запись разговора сокращена на две минуты из-за длинных пауз

На следующий день оказалось, что телефонные мошенники украли у бывшего редактора TJ Александра Фаста 10 тысяч рублей. Ему позвонили, когда он торопился, и попросили продиктовать SMS-код от интернет-банка.

Какие-то перцы притворяются сотрудниками @rocketbank и выуживают бабки с карты. Достаточно дурацким способом, но если вы как и я сегодня, в спешке и не очень обращаете внимание на содержание смс, то и у вас тоже заберут.

Такие дела.

В «Рокетбанке» рассказали TJ, что заметили всплеск мошеннических звонков ещё в конце июля. Он затронул сразу несколько банков, но сервис решил сыграть на опережение и написал клиентам в чат, а также разместил предупреждение в ленте операций.

Всем активным клиентам мы написали в чат приложения с предупреждением, чтобы в случае таких звонков, они были наготове, а в соцсетях и на сайте разместили лонгрид о всех возможных мошеннических уловках с путями их обхода.

Так нам удалось максимально сократить возможные потери: клиенты уже понимали, что это не сотрудники банка, какими бы убедительными они ни были, и писали нам о том, с каких номеров поступали звонки.

Пользуясь случаем — пожалуйста, НИКОГДА И НИКОМУ НЕ СООБЩАЙТЕ КОДЫ ИЗ СМС, даже «роботу».

Предупреждение от «Рокетбанка» было сложно не заметить: оно пришло всем клиентам, которые хоть изредка пользуются картой и высветилось в уведомлениях

В банках знают о проблеме и стараются предупреждать клиентов

TJ обратился к представителям крупных российских банков, чтобы узнать, как они предупреждают клиентов и зафиксировали ли всплеск телефонного мошенничества. В трёх из шести опрошенных компаний подтвердили рост подобных случаев в последнее время.

Представители Сбербанка сообщили об увеличении звонков от телефонных мошенников. В банке отметили, что в последние годы таким способом у клиентов крадут средства чаще всего и напомнили о странице со способами защиты от социальной инженерии. В соцсетях Сбербанк предупреждал клиентов о телефонных мошенниках только в феврале 2019 года.

В последние годы социальная инженерия стала одной из самых острых проблем для клиентов российских банков: по данным Сбербанка, её доля в общем объёме мошенничества в отношении клиентов достигла 88%.

Всем клиентам следует соблюдать простые правила: никому, в том числе сотруднику банка, нельзя называть полные реквизиты карт, ПИН-код, CVC-коды, одноразовые пароли для подтверждения операций.

В такой ситуации нужно прекратить разговор и перезвонить в банк по его официальному номеру (в Сбербанке это короткий номер 900).

ВТБ также зафиксировал рост мошенничества по телефону, но не среди своих клиентов. Представители банка пояснили, что компания отслеживает все случаи мошенничества и рассказывает клиентам о способах защиты от мошенников в том числе на официальном сайте.

Исходя из имеющейся у нас информации о регистрации преступлений по таким фактам в г.

Москве, начиная с июля 2019 года резко уменьшилось количество обращений клиентов ВТБ, с одновременным пропорциональным увеличением количества обращений клиентов других банков.

ВТБ ведет активную разъяснительную работу, для чего направляет клиентам сообщения, повышающие их финансовую грамотность. Проводится сбор сведений о телефонных номерах, используемых мошенниками, с целью их последующей блокировки

В «Райффайзенбанке» рассказали, что регулярно предупреждают клиентов, чтобы те никогда не сообщали одноразовые коды из SMS третьим лицам. Представители банка не пояснили, зафиксировали ли в организации рост случаев телефонного мошенничества, но напомнили о странице с правилами безопасности на сайте.

В «Тинькофф Банке» рассказали, что не зафиксировали всплеск мошенничества. При этом компания регулярно предупреждает клиентов в «Историях» в приложении, а также через издание «Тинькофф-журнал».

Источник: https://tjournal.ru/analysis/110591-v-rossii-novyy-bum-bankovskogo-moshennichestva-po-telefonu-kak-ne-popastsya-i-v-chem-mogut-byt-prichiny

Адвокат24
Добавить комментарий