Изменение назначения земельного участка для строительства

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Изменение назначения земельного участка для строительства

Для решения Ваших задач по изменению РВИ Правовой центр оказывает следующие услуги:

Виды разрешенного использования

Вид разрешенного использования – это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, существующих и возводимых на нем капитальных объектов, т.е. тот вид деятельности, для ведения которой может использоваться земельный участок и размещенные на нем объекты недвижимости.

Например, на земельном участке с видом использования «для индивидуального жилищного строительства» возможно строительство индивидуальных жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи. На участках «для сельскохозяйственного использования» возможно осуществление деятельности по выращиванию и/или переработке сельскохозяйственной продукции и т.д.

Вид разрешенного использования (также иногда именуется «ВРИ» или «РВИ») является главным фактором, учитываемом при определении кадастровой стоимости земельного участка и связанных с нею платежей (земельного налога, арендной платы, платы за снятие запрета на строительство и прочее).

Перечень видов разрешенного использования, которые могут быть установлены земельному участку, приведен в градостроительном регламенте земельного участка, который, в свою очередь, определен документами территориального планирования, градостроительного зонирования и документацией по планировке территории.

Вид разрешенного использования земельного участка

Вместе с тем, до принятия правил землепользования и застройки вид разрешенного использования устанавливался каждому земельному участку индивидуально при его предоставлении.

В связи с этим вид разрешенного использования, ранее присвоенный земельному участку, может не соответствовать градостроительному регламенту земельного участка, установленного принятыми в настоящее время ПЗЗ.

Для правообладателя земельного участка либо для лица, которое планирует приобрести права на участок, будет актуальным определение вида разрешенного использования земельного участка.

Лицо, которое планирует изменить фактически осуществляемую деятельность, легализовать уже ведущийся на земельном участке бизнес, либо уменьшить размер земельных платежей, определяемых в зависимости от кадастровой стоимости участка, может быть заинтересовано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. При этом, порядок внесения изменений отличается в зависимости от того, предусмотрен ли желаемый вид разрешенного использования в качестве основного, условно разрешенного или вспомогательного вида градостроительным регламентом земельного участка.

В случае, если желаемый вид разрешенного использования градостроительным регламентом участка не предусмотрен, перед правообладателем участка встает задача внесения изменений в правила землепользования и застройки либо подготовки проекта планировки территории для осуществления инвестиционного проекта.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

При наличии противоречий между установленным участку видом разрешенного использования, градостроительным регламентом и классификатором перед правообладателем земельного участка может встать задача приведения вида разрешенного использования участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования.

Для правообладателей объектов капитального строительства также может оказаться полезным определить особенности регулирования видов разрешенного использования объектов капитального строительства.

Предварительный экспресс анализ в отношении земельного участка или объекта недвижимости мы проводим бесплатно. 
Достаточно указать кадастровый номер земельного участка или здания. По данным открытых источников мы оценим возможности оптимизации земельных платежей, застройки участка и т.д.

Желаете инвестировать деньги в осуществление строительного проекта, но вид разрешенного использования земельного участка препятствует осуществлению предполагаемой деятельности?

Правовой центр ДВА М имеет значительный опыт разрешения вопросов, затрагивающих установление земельному участку желаемого вида разрешенного использования.

Мы выявим для Вас наиболее эффективный вид использования, который позволит реализовать Ваш проект с наименьшими затратами, и осуществим полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельных участков, включая разрешение вопросов изменения ВРИ в административном или судебном порядке.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/vidy-razreshennogo-ispolzovaniya

Изменение целевого назначения земли

Изменение назначения земельного участка для строительства

На практике целевое назначение земельного участка не всегда совпадает с планами собственника земли по ее использованию. В этом случае законодательство допускает изменение целевого назначения такого участка.

Использование земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения) самостоятельно определяется его собственником или пользователем при условии соблюдения требований, установленных законом к использованию земель этой категории, а также с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.

Землеустройство — совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под воздействием общественно-производственных отношений и развития производительных сил.

Важно! Целевое назначение земель определяют проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов.

Целевое назначение земельного участка — это использование земельного участка по назначению, определенному на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке.

При этом согласно ст. 91, 96 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III собственники земельных участков и землепользователи обязаны обеспечивать использование земельных участков по целевому назначению.

Чтобы использовать земельный участок сельскохозяйственного использования для строительства жилого дома или коммерческого использования необходимо сначала изменить его целевое назначение.

Стоит знать! Для изменения целевого назначения земельного участка, находящегося в частной собственности нужно написать заявление, заверенное нотариусом, об изменении целевого назначения земельного участка.

После чего заказать разработку проекта отвода земельного участка целевое назначение которого изменяется (проводится землеустроительной организацией, в составе которой работают сертифицированные инженеры-землеустроители, включенные в реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей).

Статья 19 Земельного кодекса Украины устанавливает следующие категории земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • жилой и общественной застройки;
  • природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
  • оздоровительного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • лесохозяйственного назначения;
  • водного фонда;
  • промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

С 2013 г. со вступлением в силу ЗУ «О государственном земельном кадастре» и отменой Постановления КМУ «О Порядке изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц», существенно изменился порядок изменения целевого назначения земельного участка.

Стоит знать! За исключением некоторых особенностей, порядок изменения целевого назначения земельного участка сейчас похож на порядок отвода земельного участка в собственность из земель государственной или коммунальной собственности.

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования;
  • вспомогательные виды разрешенного использования.

Основные виды разрешенного использования земельных участков:

  • для индивидуального жилищного строительства;
  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • для дачного строительства;
  • для ведения дачного хозяйства;
  • для сельскохозяйственного производства;
  • для организации фермерского хозяйства;
  • для организации крестьянско-фермерского хозяйства;
  • для ведения сельского хозяйства;
  • под малоэтажное жилищное строительство;
  • для сельскохозяйственного использования;
  • для жилищного строительства;
  • жилая, коммерческая застройка;
  • иное разрешенное использование.

Для правильного выбора участка, нужно разобраться, для чего предназначен каждый вид земельного участка. Для физических лиц интерес составляют земли, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, а также земли для жилищного и общественного строительства.

Земли сельскохозяйственного назначения

К этому виду относятся земли, которые отводятся гражданам для ведения фермерского и крестьянского хозяйства, а также различных видов сельскохозяйственной деятельности.

Сельскохозяйственные предприятия могут вести на этих землях товарное сельскохозяйственное производство.

Если предприятие не является сельскохозяйственным, то на землях сельскохозяйственного назначения они могут вести только подсобное хозяйство.

Чаще всего земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения садоводства. Купив земельный участок недалеко от города, многие граждане используют его для ведения собственного хозяйства, садоводства, огородничества и другой сельскохозяйственной деятельности.

Земли жилищной и общественной застройки

В этот вид земель входят земли, расположенные в городской черте или населенных пунктов. Целевое назначение земель этих земель — частное строительство, строительство общественных объектов.

На них можно строить дом, предназначенный для круглогодичного проживания, который должен отвечать строительным, пожарным и санитарным нормам.

Строительство капитальных домов осуществляется на основании проекта  и после получения соответствующих разрешений.

Существуют различные варианты создания проекта, наиболее популярными являются типовые и индивидуальные проекты.

По окончанию строительства дом должен пройти инвентаризацию, а затем должен быть сдан в эксплуатацию. Строительство загородного дома – процесс долгий и ответственный. Поэтому многие застройщики нанимают для этого строительные бригады.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

Для каждого участка земли государством установлена цель его использования, и пользоваться этим участком не по назначению нельзя. Нельзя построить на своем приусадебном участке магазин, а на землях сельхозназначения — многоквартирный дом.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка применяется, например, чтобы:

  • заработать на перепродаже (земли населенных пунктов оцениваются намного дороже земель сельхозназначения);
  • организовать на своем подсобном участке производственное предприятие или торговую точку;
  • построить многоквартирный дом на участке, который предназначен для ведения подсобного хозяйства;
  • застроить участок сельхозназначения жилыми домами.

Если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по назначению, можно оказаться привлеченным к административной ответственности.

Для смены категории земли нужно обращаться в земельный комитет вашей администрации с ходатайством, в котором следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • действующую и предполагаемую категорию участка;
  • мотивы перевода;
  • сведения о правах на участок (кто правообладатель, обременения участка).

К ходатайству обязательно прикладываются:

  • выписка из ГКН (кадастровый паспорт участка, который можно оформить в кадастровой палате или многофункциональном центре);
  • копия вашего паспорта (для предпринимателей и предприятий — выписка из налоговой инспекции);
  • выписка из ЕГРН (документ о зарегистрированных правах на участок, который оформляется в Управлении Росреестра или многофункциональном центре);
  • заключение экологической экспертизы (уточните в земельном комитете, требуется ли вам его предоставлять);
  • согласие владельца участка на перевод его в другую категорию.

Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности по инициативе их собственников осуществляется:

  • сельским, поселковым, городским советом, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта;
  • районной госадминистрацией или Советом Министров АР Крым, если земельный участок расположен за пределами населенных пунктов;
  • областной госадминистрацией, если земельный участок не входит в территорию района или райгосадминистрация не создана.

Для этого собственник земли должен обратиться в местные органы власти, которые занимаются землеотведением и получить их согласие. Процедура изменения целевого назначения – процесс длительный и сложный, похожий на приватизацию земли, но имеющий свои особенности.

Смена целевого назначения состоит из следующих этапов:

  1. Обращение с ходатайством (заявлением) собственника земельного участка в сельский, поселковый или городской совет, либо в районную государственную администрацию в зависимости от месторасположения участка.
  2. Рассмотрение вышеперечисленными структурами ходатайства и одобрение либо же обоснованный отказ на изменение целевого назначения.
  3. Подготовка проекта отвода земельного участка.
  4. Согласование проекта отвода с районным (городским) органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органом градостроительства, архитектуры и охраны культурного наследия.
  5. Землеустроительная экспертиза проекта отвода.
  6. Рассмотрение местными советами или районной госадминистрацией проекта отвода земельного участка и принятие решения об изменении его целевого назначения.

Порядок изменения целевого назначения земельного участка государственной или коммунальной собственности также предусмотрен ст. 20 ЗК и мало отличается от порядка, касающегося земли частной собственности.

Так же заказывается и согласовывается проект отвода, принимается решение об его утверждении и изменении целевого назначения и так же вносятся сведения в ГЗК. Однако инициировать изменение целевого назначения государственной или коммунальной земли вправе землепользователь (лицо, владеющее участком на праве постоянного пользования, или арендатор).

Для этого ему необходимо получить разрешение от соответствующего органа власти (того, который принимал решение о передаче этого участка в пользование) на разработку проекта отвода земельного участка, целевое назначение которого планируется изменить.

Для получения разрешения землепользователь должен направить в соответствующий орган заявление (ходатайство).

Важно! Например, если ФХ арендует государственную землю с целевым назначением «для ведения фермерского хозяйства» и планирует изменить его на «для ведения товарного сельхозпроизводства», то заявление следует подавать в территориальный орган Госземагентства.

При этом фактически происходит разделение земли на два отдельных участка с разным целевым назначением, по каждому такому участку разрабатывается соответствующая техническая документация и на каждую часть земельного участка разрабатывается свой проект отвода (ст. 56 Закона от 22.05.03 г. № 858-IV). Это касается как земель частной, так и государственной или коммунальной собственности.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

За нарушение порядка изменения целевого назначения земельных участков в ст. 21 ЗК предусмотрены такие последствия:

  • признание недействительными решений органов государственной власти или местного самоуправления, Верховного Совета или Совета Министров АР Крым о предоставлении (передаче) данных участков гражданам или юридическим лицам;
  • признание недействительными соглашений относительно земельных участков;
  • отказ в государственной регистрации земельных участков или признание регистрации недействительной;
  • привлечение граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка изменения целевого назначения земель, к ответственности в соответствии с законом.

Какие именно виды ответственности здесь подразумеваются, в ст. 21 ЗК не поясняется.

Сюда входит в том числе дисциплинарная ответственность должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, виновных в нарушении сроков согласования и принятия решения относительно изменения целевого назначения земли.

Стоит знать! За использование земельного участка не по целевому назначению согласно ст. 53 КУоАП граждане могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 25 НМДГ (от 85 до 425 грн.), а должностные лица – от 15 до 30 НМДГ (255 до 510 грн.).

Источник: https://uristy.ua/articles/realty/izmenenie-tselevogo-naznacheniya-zemli/

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка

Изменение назначения земельного участка для строительства

Вид разрешенного использования (ВРИ) – индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.

Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования объекта в Подмосковье>>

Виды разрешенного использования

Источник: ©, pixabay.com

По словам министра имущественных отношений Московской области Владислава Когана, в регионе нередки ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам.

В них неверно указан ВРИ, и размещение объекта капстроительства на такой земле не предусмотрено.

В таком случае собственнику надо изменить ВРИ на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)» или «Ведение садоводства».

Перечень всех возможных видов разрешенного использования приведен в классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. 

Виды разрешенного использования бывают основными, вспомогательными и условно разрешенными. Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.

Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Если нужно изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ.

Как добиться пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в Подмосковье>>

Когда нельзя изменить ВРИ

Источник: Фотобанк Московской области

Изменить ВРИ невозможно:

– по требованию арендатора – если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;

– арендатору самостоятельно – если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;

– если градостроительным  регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ.

Как в Подмосковье внести изменения в правила землепользования и застройки онлайн>>

Где подать заявление на изменение ВРИ

Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр через любой МФЦ Московской области.

Установление соответствия ВРИ классификатору

Источник: ©, pixabay.com

В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.

2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору.

При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Если испрашиваемый ВРИ не соответствует по смыслу и содержанию существующему ВРИ, необходимо обращаться за его изменением в Росреестр.

Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду>>

Как установить соответствие классификатору

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка – собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.  

Для жителей, не имеющих выхода в Интернет, доступ к порталу организован в офисах МФЦ.

В случае подачи заявления онлайн заполняется заявление и прикладываются документы в электронном виде. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на странице услуги на РПГУ.

Как получить имущественный налоговый вычет в Подмосковье>>

Порядок и сроки оказания услуги

Источник: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области

Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту.

Кроме того, заявитель может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления госуслуги по телефону центра телефонного обслуживания населения Московской области 8(800) 550-50-30 или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления».

Как подать извещение о продаже сельхозземли в Подмосковье>>

Плата за изменение ВРИ

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В случаях, предусмотренных законодательством, заявитель обязан внести в полном объеме плату за изменение ВРИ в тридцатидневный срок со дня получения соответствующего  уведомления от министерства имущественных отношений Московской области. Плата взимается в случае изменения ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство.

Установление соответствия ВРИ классификатору видов разрешенного использования земельных участков осуществляется бесплатно.

Оплата налога на имущество физлиц в Подмосковье: порядок начисления и льготы>>

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-v-podmoskove-izmenit-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-1

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Изменение назначения земельного участка для строительства

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с изменением вида разрешенного использования участка.

Мы осуществляем комплексное правовое сопровождение проектов, связанных с изменением РВИ участков, включая выбор оптимального вида разрешенного использования для осуществления конкретного проекта, обращение в уполномоченный орган с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка, взаимодействие с государственными органами по любым возникающим вопросам.

Правовой центр ДВА М оказывает следующие услуги, связанные с изменением ВРИ земельного участка:

  • правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • оспаривание действий (бездействия) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка; 
  • полное правовое сопровождение приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором;
  • внесение изменений в правила землепользования и застройки Москвы и муниципалитетов Московской области, генеральные планы;
  • установление и исключение из правил землепользования и застройки зон мероприятий по комплексному устойчивому развитию территории (КУРТ), в том числе для целей осуществления строительства в таких зонах.

Изменение вида разрешенного использования

Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.

В муниципальных образованиях, где правила землепользования и застройки утверждены, правообладатель земельного участка вправе сам обратиться в регистрирующий орган и выбрать один из основных видов разрешенного использования, которые установлены участку его градостроительным регламентом.

Кроме того, одновременно с основным либо в дополнение к существующему основному виду разрешенного использования правообладатель вправе также установить участку вспомогательный вид или виды разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом земельного участка.

При этом следует учитывать, что изменение вида разрешенного использования в Москве и Московской области осуществляется с взиманием платы. Кроме того, после установления нового ВРИ кадастровая стоимость участка может существенно вырасти, что приведет к увеличению арендной платы или земельных платежей.

Что же делать, если желаемый вид разрешенного использования не предусмотрен для земельного участка правилами землепользования и застройки?

В этом случае комплекс мер, которые должны быть предприняты для получения желаемого вида разрешенного использования, разрабатывается специалистом в индивидуальном порядке.

В случае, если желаемый вид использования предусмотрен ПЗЗ в качестве условно разрешенного, правообладателю участка необходимо получить разрешение на условно разрешенный вид использования.

Если перспективный вид использования не предусмотрен и среди условно разрешенных, существует необходимость в изменении правил землепользования и застройки либо оспаривании принятых ПЗЗ.

В свою очередь для оценки возможности изменения ПЗЗ необходим градостроительный аудит – оценка возможности обосновать внесение в ПЗЗ тех или иных параметров.

Для этого определить какие изменения соответствуют актуальной градостроительной политике в населённом пункте, а какие явно противоречат действующим нормативам и стратегическим планам развития населенного пункта в связи с чем будут отклонены.

С этой целью мы производим осмотр участка и прилежащей территории, изучение всей имеющейся градостроительной документации.

Перспективы пересмотра градостроительного регламента участка оцениваются исходя из его местоположения, окружения (застройки, фактического и планируемого использования смежных территорий их градостроительного регламента), транспортного развития, обеспеченности инфраструктурой различных видов, вхождения в зоны с особыми условиями использования, иных фактических обстоятельств. Также учитываются стратегические планов развития населённого пункта в целом, отраженные в генплане и иной документации.

В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.

В процессе проведения публичных слушаний для представления интересов правообладателя земельного участка, в отношении которого осуществляется изменение РВИ, также может потребоваться помощь квалифицированного юриста.

Изменение вида использования

Кроме того, в случае изменения вида разрешенного использования в процессе принятия проекта планировки, изменить ВРИ можно без проведения публичных слушаний.

Ряд особенностей изменения вида разрешенного использования земельного участка установлены для Москвы и для Московской области. В том числе в ряде случае устанавливается плата за изменение разрешённого использования, составляющая значительный процент от разницы между старой и новой кадастровой стоимостью участка.

Правовой центр ДВА М рад предложить свою помощь в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Наши сотрудники помогут определить вид разрешенного использования, оптимально удовлетворяющий задачам заказчика с учетом необходимости снижения земельно-правовых платежей, а также сформируют правовую позицию для представления интересов в государственных органах.

Юристы Правового центра обладают обширным опытом сопровождения процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка. Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Изменение вида разрешенного использования, назначение вид разрешенного использования, вид разрешенного использования сельскохозяйственное назначение, разрешенный вид земельных участков, виды разрешенного использования 2019

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/vidy-razreshennogo-ispolzovaniya/izmenenie

Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Обзор практики от Верховного суда

Изменение назначения земельного участка для строительства

Верховный суд РФ выпустил Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с изменением видов разрешенного использования земельных участков.

В него вошли вопросы о том, в каких случаях собственники и арендаторы участков могут требовать изменения вида разрешенного использования, а в каких нет, а также каковы последствия несоблюдения процедуры изменения разрешенного использования и нарушения законодательных ограничений. Всего в обзоре представлено девять судебных позиций.

На прошлой неделе, 14 ноября 2018 г., Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (далее — Обзор).

Он подготовлен в связи с тем, что на практике возникают сложности в разрешении таких споров, как, в частности, при установлении лиц, управомоченных на изменение вида разрешенного использования, при применении процедурных особенностей такого изменения, при определении последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования земельных участков с нарушением ограничений.

Изменение вида разрешенного использования арендатором

Если компания арендует земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, она не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.

Так, в одном деле суд рассматривал ситуацию, когда участок по результатам торгов был передан для строительства четырех-пятиэтажного многоквартирного дома. Впоследствии право собственности на незавершенный строительством дом перешло к другой компании.

Она заключила с городской администрацией новый договор аренды земельного участка для завершения строительства. При этом новый арендатор потребовал изменить разрешенное использование на «строительство многоквартирного дома пяти-девяти этажей» и внести изменения в договор аренды земельного участка. Городская администрация отказала.

Суды ее поддержали. Они указали, что, приняв на себя права и обязанности по договору, новый арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

По мнению судов, обращение нового арендатора с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка по существу было направлено на обход процедуры торгов, предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков.

Также не получится поменять вид разрешенного использования публичного земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Например, в суде рассматривалась такая ситуация: арендатор земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения объекта по оказанию услуг и обслуживанию населения (площадь не более 150 кв. м)» пытался поменять его на «индивидуальное жилищное строительство». Администрация города ему отказала.

Первая инстанция и апелляция признали этот отказ незаконным. Но ВС РФ отметил, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

В данном случае арендатор получил участок с другим видом разрешенного использования, для которого не требовалось проводить аукцион, а затем решил в обход всех процедур поменять разрешенное использование.

Таким образом, произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Вспомогательный вид разрешенного использования вместо основного

Верховный суд РФ указал, что вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, нельзя выбрать вместо основного при предоставлении земельного участка.

Вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Речь идет о такой ситуации: истец являлся собственником земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «сады, огороды». Он попросил у администрации предоставить в собственность земельный участок, который примыкал к его участку, под открытую гостевую стоянку.

Этот соседний участок располагался в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами. К числу основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в этой зоне, относились в том числе индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество, дачное строительство.

Открытая гостевая стоянка являлась вспомогательным видом использования земельных участков в данной зоне. Собственник получил отказ в его требовании предоставить примыкающий земельный участок.

Первая инстанция и апелляция поддержали собственника, признав незаконным решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка под открытую гостевую стоянку. Но суд кассационной инстанции принял по делу новое решение.

Он отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не представил доказательства использования участка в соответствии с основным разрешенным видом использования.

Разрешенное использование должно соответствовать предельным размерам участка

В Обзор включена позиция о том, что вид разрешенного использования земельного участка невозможно изменить, если градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Так, собственник земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» обратился в орган муниципального образования с заявлением о принятии решения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка.

Он просил изменить «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок.

При этом он просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссия по проведению публичных слушаний дала заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка. Но орган местного самоуправления отказал.

Собственник подал в суд заявление о признании незаконными действий органа местного самоуправления.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Он установил, что площадь земельного участка, принадлежащего истцу, составляла 625 кв. м.

В то же время градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки было предусмотрено, что для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.

м, минимальный размер земельного участка должен быть 1000 кв. м. Апелляция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

Установление видов разрешенного использования в градостроительном регламенте

Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

Так, в правила землепользования и застройки части территории одного муниципального образования были внесены изменения.

Для территориальной зоны «ведение огородничества», соответствующей функциональной зоне генерального плана муниципального образования «ведение огородничества», был установлен градостроительный регламент, включающий вид разрешенного использования «ведение садоводства».

Правообладатели земельных участков в этой территориальной зоне подали коллективный иск об оспаривании такого решения.

Они ссылались на то, что это нарушает права и законные интересы собственников земельных участков, препятствует их надлежащему использованию, устанавливает ограничения по эффективности эксплуатации участков (строительство и реконструкция жилых домов) и снижает их стоимость. Кроме того, установление вида разрешенного использования «ведение садоводства» в функциональной и территориальной зонах «ведение огородничества» противоречит положениям классификатора видов разрешенного использования земельных участков, а также требованиям ст. 35 и 36 ГрК РФ.

Первая инстанция удовлетворила иск. Апелляция отменила это решение.

Она решила, что виды разрешенного использования «ведение садоводства» и «ведение огородничества», установленные в территориальной зоне «ведение огородничества», являются сочетаемыми и предусматривают использование земельных участков в сельскохозяйственных целях, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур, размещением хозяйственных строений, сооружений или садовых домов. Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны «ведение огородничества» с основным видом разрешенного использования «ведение садоводства» с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административных истцов права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов). Включив это дело в Обзор, ВС РФ поддержал позицию апелляции.

Принять к сведению

Другие позиции Верховного суда из Обзора судебной практики

  • При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

  • Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

  • Если при предоставлении земельного участка вид разрешенного использования не был определен, то администрация муниципального образования не вправе отказать в установлении вида разрешенного использования земельного участка.

  • Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/385509/

Адвокат24
Добавить комментарий