Есть ли законные основания оставить автомобиль с украинскими номерами в собственность?

Авто на

Есть ли законные основания оставить автомобиль с украинскими номерами в собственность?

Пользование такими машинами в Украине несет с собой значительные риски — выше, чем многие то представляют.

Украинцы пытаются использовать всевозможные лазейки в законодательстве, чтобы ездить не на общественном транспорте, а на своем авто.

Самая популярная — покупка машин на иностранных номерах (чаще всего литовских или польских) без растамаживания — достигла громадных масштабов.

По разным оценкам, по украинским дорогам сейчас ездят от 380 тыс. до 2 млн авто на “евробляхах”, как их прозвали в народе.

Но ведь по факту такое авто на самом деле только условно свое. Более того, пользование им в Украине — только условно законно, а значит, его владелец рискует  стать фигурантом административного дела о нарушении Таможенного кодекса. Так давайте разберемся, оправдан ли риск.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ “СХЕМЫ”

К наиболее распространенным “схемам” использования автомобиля на иностранных номерах относятся:

1. Использование таможенного режима “транзит” согласно ст. 95 Таможенного кодекса Украины (далее — “ТКУ”). При этом срок пребывания таких транспортных средств на территории Украины должен составлять не более 5 суток, а в случае перемещения в зоне деятельности различных таможен — 10 суток.

Эта схема практикуется жителями приграничных районов Украины, поскольку владелец такого транспортного средства должен каждые 5 (в лучшем случае — 10) суток пересекать государственную границу.

2. Использование режима “временный ввоз” на основании ст.ст. 108, 189 ТКУ и положений “Стамбульской конвенции”, участником которой является Украина.

На практике эта “схема” реализуется следующим образом: гражданин Украины получает от иностранной компании-владельца автомобиля пакет документов, подтверждающий якобы осуществление гражданином коммерческой деятельности в пользу этой компании.

И, собственно, на основании этого пакета документов пользуется авто как своим личным.  

Самое главное здесь: юридическим собственником авто остается иностранная компания, а гражданин Украины лишь формально использует его от имени и в интересах такой компании.

Блоги Олег Устенко

Такой автомобиль не может использоваться для внутренних перевозок, как грузовых, так и пассажирских (ч. 3 ст.

189 ТКУ) — то есть в том числе, и как такси, многие из которых на украинских улицах как раз с иностранными номерами.

Помимо этого, таможенные органы и суды довольно часто приходят к выводу, что ввоз на территорию Украины авто с целью представительства интересов иностранной компании — не подпадает под положения “Стамбульской конвенции”.

Срок временного ввоза устанавливается органом доходов и сборов в каждом конкретном случае, но не должен превышать трех лет с даты помещения автомобиля под таможенный режим временного ввоза.

Эта схема формально имеет легальный характер, но большое значение при ее использовании имеет пакет документов, который имеется “на руках” у гражданина Украины, так как именно этими документами подтверждается право пользования автомобилем на основании “Стамбульской конвенции”.

РЕАЛЬНАЯ ЦЕНА РИСКА

Совершенно логично, что использование подобных схем не может не нести определенные риски, в том числе — финансового характера. За превышение срока вывоза ввезенного в режиме “транзит” автомобиля не более чем на одни сутки размер штрафа составляет 170 грн., не более чем на 10 суток — 3400 грн., более чем на десять суток — 8500 грн. (ст. 470 ТКУ).

Бытует мнение, что штрафом в размере 8500 грн ограничивается максимальный размер ответственности пользователя автомобиля: якобы в связи с тем, что законодательством не установлен срок, на протяжении которого после уплаты штрафа автомобиль должен быть вывезен за пределы Украины. И, таким образом, после уплаты штрафа гражданин Украины может бессрочно пользоваться автомобилем на территории Украины.

Но не стоит забывать о ст. 485 ТКУ, предусматривающей ответственность в виде штрафа в размере 300% неоплаченной суммы таможенных платежей, в том числе за “другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей”.

Статья 485 ТКУ довольно часто используется судами при рассмотрении дел о нарушении сроков ввоза автомобилей в режиме “транзит” либо дел, связанных с противозаконным использованием гражданами Украины автомобилей на “иностранной регистрации”.

При этом подлежащий уплате размер суммы таможенных платежей, на основании которого исчисляется размер штрафа, может определяться таможенным органом исходя из средней стоимости аналогичных транспортных средств, импортированных в Украину.

Евробляхи. Пути решения автомобильной проблемы, разделившей украинцев на два лагеря

На практике такая стоимость может быть таможенниками весьма завышена, что влечет за собой наложение на “провинившегося” гражданина штрафа, размер которого явно несоизмерим с реальной стоимостью автомобиля.

Штраф за превышение срока пребывания в стране ввезенного в режиме “временный ввоз” автомобиля коммерческого назначения (то есть авто, которое якобы является собственностью иностранной компании) не более чем на трое суток, составляет 850 грн.; более трех, но не более чем на 10 суток — 5100 грн.; более чем на десять суток — 17 000 грн. (ст. 481 ТКУ).

Не стоит забывать о ст. 485 ТКУ, предусматривающей ответственность в виде штрафа в размере 300% неоплаченной суммы таможенных платежей

Помимо этого, на практике таможенные органы во многих случаях пытаются “найти” в действиях пользователя автомобиля состав правонарушения, предусмотренного ст. 485 ТК Украины, и налагают штраф в размере 300% неоплаченной суммы таможенных платежей. Наибольшая сумма присужденного штрафа на данный момент составляет около 3 млн грн.

При этом указанные выше статьи “ТКУ” не предусматривают в качестве санкции конфискацию автомобиля.

Так что при покупке автомобиля на “иностранных номерах” нужно быть готовым к общению с таможенниками и юристами.

Пользователь авто, конечно, всегда может обжаловать соответствующие решения таможенных и судебных органов, которые могут быть как достаточно, так и недостаточно обоснованны с материальной точки зрения, а также вынесены с соблюдением или несоблюдением необходимых процессуальных формальностей.

Именно от этих факторов зависит вероятность победы в таком деле. В конце концов в лучшем случае пользователь авто выигрывает дело, не платит штрафы и сохраняет статус-кво. В худшем — он должен быть готов к уплате штрафа, размер которого может в разы превышать стоимость автомобиля.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на  и следите за обновлениями раздела!

Источник: https://tsn.ua/ru/blogi/themes/law/avto-na-evroblyahah-realnaya-cena-riska-1041090.html

Как перевезти машину в Германию

Есть ли законные основания оставить автомобиль с украинскими номерами в собственность?

Беспошлинный ввоз личного автомобиля в Германию. Размер немецкой автомобильной пошлины.

  • Размер пошлины
  • Беспошлинный ввоз
  • Езда без регистрации

Мигранты перед переездом в Германию на собственном транспортном средстве нередко задаются вопросом, возможно ли взять автомобиль с собой. Ответ – да, ввоз машины не ограничен. Главное разобраться, надо платить пошлину на таможне или можно получить право на беспошлинный въезд.

Пошлина на ввоз автомобиля в Германию

Импорт машин в Германию облагается двумя налогами. Сначала взымается таможенная пошлина. На обычные легковые машины – 10%. Мотоциклы облагаются пошлиной в 8% при объёме двигателя до 250 кубиков и 6% на остальные. Для больших машин, например, трейлеров, налог гораздо больше. Ввоз грузовиков в Германию здесь не рассматривается.

Цена транспортного средства берётся из контракта на покупку. Если машина куплена давно и контракта нет, таможенники смотрят в специальную базу данных, где определены цены на модели в зависимости от года выпуска.

Потом стоимость машины складывается с величиной таможенной пошлины, прибавляется цена транспортировки, если автомобиль идёт не своим ходом, и собирается налог на оборот импорта (Einfuhrumsatzsteuer). Сбор составляет ту же сумму, что и обычный налог на оборот в Германии (Umsatzsteuer) – 19%. Итого получается, что таможня даст добро на ввоз, когда получит примерно треть стоимости автомобиля.

Теперь можете выдыхать, потому что для мигрантов предусмотрено исключение.

Переезжающие на долгосрочное пребывание освобождаются от уплаты каких-либо налогов на машину, так как личный автомобиль попадает под льготы на ввоз личного имущества в Германию.

Чтобы транспортное средство признали личной собственностью, а также для того, чтобы переезжающего в Германию признали попадающим под исключение, нужно выполнить ряд условий:

  • Доказать, что ввозимое транспортное средство является личной собственностью.
  • Доказать, что речь идёт именно о переезде в Германию. То есть, человек покидает прежнее место жительства насовсем или, как минимум, на срок больше одного года.
  • Доказать, что новое место жительства будет именно в Германии и что речь идёт именно о новом месте проживания, а не о возвращении обратно после недолгой отлучки.

Пункт принадлежности автомобиля владельцу подтверждается предъявлением документов на машину. Немцам понадобится перевод. Важно, чтобы владелец был один единственный, а именно тот, кто переезжает. Чужие машины, даже если транспортное средство принадлежит ближайшим родственникам, беспошлинно ввезти не получится.

Желательно, чтобы имя владельца совпадало с именем переезжающего до буквы. Обращайте внимание переводчиков, а то получится, что едет Yuri Iwanow, а документ на машину оформлены на Jury Ivanov, и это станет достаточным основанием, чтобы таможенники заставили уплатить налог.

Кроме этого, автомобиль должен находится в собственности переезжающего в Германию минимум 6 месяцев на момент переезда.

Подтвердить факт переезда можно документами. Всё субъективно, каких-то предписаний таможня не даёт. Могут помочь перевод трудовой с записью об увольнении, контракт на продажу жилья, листок убытия из адресного стола или штамп выписки во внутреннем паспорте. Соберите как можно больше документов, чтобы поверили наверняка. Переведите бумаги надлежащим образом.

Доказать наличие нового места жительства в Германии проще всего подтверждением о прописке по немецкому адресу или подписанным рабочим контрактом с немецкой фирмой, если регистрацию ещё не делали. На крайний случай захватите распечатку переписки с работодателем.

Среди мигрантов бытует мнение, что в первый год разрешено ездить на своей машине в Германии на иностранных номерах без регистрации.

Это справедливо только для тех, кто не собирается жить в Германии дольше года, а приехал, например, в командировку или по учёбе. Пребывающим до года в Гремании никакого налога платить не требуется. Приеахвшим на срок до 12 месяцев делать ничего не нужно, можно оставить номера и ездить с переводом документов на машину ни о чём не беспокоясь. Основание – §20 FZV.

Но это не касается мигрантов, приехавших работать на срок более года или по воссоединению семьи. Тут речь не о командировке и чиновникам ясно, что человек планирует прожить в Германии дольше 12 месяцев. Мигранты обязаны зарегистрировать ввезённый автомобиль как можно скорее.

Процесс регистрации и растаможки иностранного автомобиля в Германии следует начинать, как только появится постоянный адрес проживания.

При временной езде на иностранных номерах нужно учитывать момент с автомобильной страховкой. Если в Германии случится авария, покроет ли страховка убытки или придётся платить из своего кармана? При наличии немецкой автомобильной страховки поводов для волнения станет гораздо меньше.

Ещё один важный момент: после переезда машина должна минимум год оставаться во владении переезжающего. Только потом её можно будет продать или передать другому владельцу. Иначе пошлину заставят заплатить задним числом.

09-07-2013, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/avtomobil/vvoz-automobilja-v-germaniju.html

«С украинскими номерами можно ездить куда угодно, а с российскими – на паром» – из крымских сетей

Есть ли законные основания оставить автомобиль с украинскими номерами в собственность?

Крымских автомобилистов поставили перед трудным выбором. Либо они меняют украинские номерные знаки на российские и, как следствие, их авто становятся невъездными на материковую Украину. Либо оставляют все как есть и фактически лишаются возможности передвигаться по Крыму.

Обязанность крымчан поменять автономера вытекает из вот этого постановления правительства России:

Максим Ткаченко

Странно. Паспорт Украинский разрешили оставить, почему нельзя оставить Украинский номер и документы на машину?
У многих дела и родня в Украине.

Крымские автомобилисты связывали надежды с Верховным судом Российской Федерации, куда один из жителей Крыма обратился с иском. Заявитель указал на то, что, согласно российскому законодательству, все документы, выданные Украиной, продолжают действовать и после «вхождения республики в состав России».

Однако суд в удовлетворении иска отказал, а значит, с 1 апреля все крымские владельцы авто должны сменить свои номерные знаки украинского образца на российские.

Менять водительские права украинского образца, к счастью, не обязательно. Хотя и здесь есть свои нюансы.

Есть мнение, что, отказав в иске, Верховный суд России нарушил законодательство этой страны. На эту тему развернулась дискуссия:

Vladimir Shliahov

Кто не знает, что произошло на самом деле, следует дать пояснение: и так, в РФ существует два вида законов Федеральные и Федеральные конституционные, второй имеет более высокую юридическую силу, это записано в самой Конституции РФ, в Ч.3, Ст.76.

Федеральные конституционные законы принимаются исключительно по вопросам предусмотренным самой Конституцией, среди которых является принятие и образование нового субъекта федерации в составе РФ. Крым именно таким законом (6-ФКЗ от 21.03.2014) был введен в состав РФ.

Далее, что бы у жителей полуострова не болела голова по причине неимения документов, соответствующих РФ стандартам законодатель признал все выданные официальные бумаги Украины без необходимости подтверждения с РФ стороны и срока их действия, это записано в Ст. 12. указанного выше закона.

Однако, это касается исключительно полуострова, на остальной территории РФ этот закон не имеет юридической силы. Верховный суд отказывая в использовании официальных украинских номеров нарушил эту самую 12 статью закона, который после Конституции стоит на втором месте.

Сергей Груздов

Но гос.номера авто не являются “официальной бумагой”. Право собственности на авто не требуется переутверждать документально. Автономер – железка, обозначающая факт рег.учета автомобиля.

Василий Крым

Верно, но номер-то не первичен. Так, железяка, всё верно. А первично свидетельство о регистрации — вполне себе документ.

Пока суд да дело, крымская ГИБДД готовится наказывать владельцев автомобилей с украинскими номерами. На дорогах уже проводятся профилактические беседы.

Kateryna Myronova

Знакомый мент сказал, что есть распоряжение подготовить дополнительные штрафплощадки в Крыму.

До часа X осталось совсем немного времени, и крымчане спешно пытаются найти выход из ситуации.

Dmitry Shevchenko

я так понимаю, что до русского КП будут ехать на русских номерах, по дороге на украинский КП перекрутят номера на украинские и никаких проблем. Никто ж не заставляет сдавать украинские номера и документы.

Игорь Горбачёв

а кто же даст новые номера и техпаспорт,если не сдашь старые? Умные люди делали утерю документов,так гайцы выкупили и по утере сейчас устраивают допрос с пристрастием.

Dmytro Baziv

…а нигде не было информации, чтобы дать возможность крымчанам, не желающим получать российские номера, по упрощенной и ускоренной процедуре дать возможность получить, скажем, херсонские номера? Для многих это был бы оптимальный выход в сложившейся ситуации

Chumak Yury

Та да – вращающийся кронштнейн, с двумя номерами. В идеале – автоматический переворот номера, нажатием секретной кнопки 🙂

Ridvan Sherfedinov

Один из вариантов:Автомобили с украинскими номерами, числящиеся в украинской базе данных, могли бы при пересечении административной границы получать что-то в виде временных номеров для езды на материковой части страны.

Автомобили ввезённые в Крым через паромную переправу, само собой, этой возможности иметь не могут из-за их незаконного ввоза.

На материке, в свою очередь, обсуждается идея легализовать крымские номера российского образца и таким образом упростить жизнь жителям Крыма, сохранившим связь с Украиной. У этой инициативы есть как горячие сторонники, так и противники.

Игорь Назаров

у машин не может быть двойного гражданства

В Крыму есть и такие, кто категорически отказывается менять свои украинские номера на российские.

Oksana Dissident

…Держу свои крымские номера до последнего. А потом просто буду лишена возможности ездить в Украину и навещать сына, которому , как офицеру ВСУ, невозможно теперь приехать домой в Крым, слишком рискованно и даже опасно. Мне вот только интересно посмотреть на то, КТО и с КАКИМИ номерами будет пересекать границу. Хоть убейте меня, но не верю, что дорога станет пешеходной )

Тальат Муратов

лично я буду ездить на АК до 00.00 01.04.2016…….. а там видно будет……….или машину на “прикол” или ……..

Вадим Стус

я могу пойти хоть завтра и взять нормальную тачку, но нет никакого в этом смысла – ездить по кругу за хлебом с непонятными номерами))) Для этого есть велосипед))))

Тем более, что в Крыму наблюдается устойчивый спрос на автомобили с украинской регистрацией.

А среди тех, кто уже под давлением обстоятельств поменял свои номера, находятся вот такие уникумы:

Источник: https://ru.krymr.com/a/27560705.html

Что будет, если оставить в Крыму украинские номера?

Есть ли законные основания оставить автомобиль с украинскими номерами в собственность?

Четкой информации у людей по-прежнему нет. Очевидно лишь, что все переоформиться не успеют, и масса крымских водителей может попасть под штрафные санкции. В связи с этим на кухнях полуострова активно обсуждают всевозможные слухи.

Один из таких слухов: после 1 апреля таможня и погранслужба РФ перестанут выпускать автомобили с крымскими и севастопольскими номерами украинского образца с территории полуострова через Перекоп.

Источник «Примечаний» на севастопольской таможне это опровергает: все распоряжения о перерегистрации касаются, скорее, ГИБДД, не пропустить машину через границу таможня права не имеет.

Выезд будет возможен — на этот счет, по словам специалиста, никаких распоряжений пока не проходило. «Контроля вывоза в России законодательно не предусмотрено.

Законных оснований не выпустить машину ни у работников таможенной службы, ни у пограничников пока нет», — резюмировал наш источник.

Другой вопрос: как быть с въездом? Теоретически после 1 апреля прописанный в Крыму гражданин РФ, владеющий автомобилем, зарегистрированным на Украине, вынужден будет либо растаможить его и получить российские номера, либо ввезти временно — под залог. К машинам на украинских номерах с крымской регистрацией у таможни при въезде в Россию придираться оснований нет.

Крымчане, которые отказались от гражданства РФ и оформили в Крыму вид на жительство, могут продолжать ездить на номерах украинского образца. Они имеют право на год оформить «временный ввоз» на один личный автомобиль. Потом придется выезжать за территорию РФ вместе с машиной.

При ввозе через границу более чем одной машины придется уплатить залог, покрывающий расходы при растаможке — около 30% стоимости транспортного средства. Это же относится и к тем гражданам Украины, кто на момент референдума в Крыму не проживал – например, к переселенцам с Донбасса.

Один из популярных вариантов решения проблемы с перерегистрацией — продажа крымских машин с украинскими номерами на территории Украины — остается реальным и после 1 апреля. Зная о грядущих штрафах, активизировались украинские перекупщики.

Они просматривают крупнейшие сетевые площадки по продаже авто и, увидев понравившуюся машину, сами приезжают за ней в Крым. Передача денег происходит на территории продавца. А затем продавец с перекупщиком отправляются на Украину, чтобы перерегистрировать машину там.

Такие «заморочки» выгодны и крымчанам: стоимость подержанных автомобилей на Украине выше, чем в РФ.

Тем же, кто хочет продолжать ездить из Крыма на Украину на своей машине, приходится искать выходы. Всерьез обсуждается несколько вариантов.

Первый: прописаться по своему украинскому паспорту на Украине. Житель Крыма выезжает, скажем, в Херсон и прописывается там. Там же он ставит на учет и машину, которая получает украинские номера «некрымского» образца.

Затем крымчанин, уже как херсонец, возвращается в Крым вместе с машиной — и потом пересекает на ней границу каждые три месяца, чтобы продлить миграционку. Главное при этом не «светить» на границе своим российским паспортом, чтобы не возникло вопросов о разных прописках в украинских и российских документах.

Сценарий вполне реальный, но тут есть одна проблема: чтобы прописаться на Украине, надо выписаться в Крыму — а паспортные службы Крымского федерального округа с украинскими паспортами больше не работают.

Второй вариант — перепрописаться в одной из областей РФ, получить там новый российский паспорт и там же перерегистрировать машину. Тогда на Украину можно будет попадать, к примеру, через границу Белгород-Харьков. Но это долго и муторно.

К тому же, в этом случае крымчанин, чтобы увидеть родственников, вынужден будет делать огромный крюк вдоль границ двух государств.

А еще у таких новоявленных материковых россиян может возникнуть масса проблем с решением повседневных задач в Крыму: прописка в РФ значит подчас больше, чем гражданство.

У тех, кто тянет с перерегистрацией авто, есть еще один веский аргумент: номера 92 и 82 региона могут не признавать третьи страны.

Уже известно, что машины с такими номерами не пускают на территорию Грузии — местные погранслужбы заявляют, что «в РФ нет такого региона».

При этом не имеет значения, купили вы машину с такими номерами в материковой части России, или перерегистрировали ту, что была у вас в собственности в Крыму с украинских времен.

С такими же трудностями могут столкнуться те, кто решится купить перерегистрированную крымскую машину. Все номерные агрегаты (в частности, VIN) проходят по украинской базе, и поставивший машину на учет россиянин рискует лишиться ее, если отправится в путешествие на Украину или даже в третью, дружественную Украине страну. «Кто знает, кому они сольют базу?» — сетуют севастопольцы.

Пока одни решают, менять или не менять номера, другие попросту не могут этого сделать и остаются заложниками ситуации. Кто-то купил машину в Крыму перед его воссоединением с РФ по доверенности или просто обменяв деньги на техпаспорт (при Украине была такая практика).

Самый простой способ поставить такую машину на российский учет — найти бывшего владельца и оформить куплю-продажу.

Но что делать, если бывший владелец куда-то исчез? В некоторых семьях машина была оформлена на одного человека, а ездил на ней другой, и за прошедшее время родственник-владелец успел скончаться или у него ухудшилось здоровье настолько, что выехать на Украину и продать машину он не в состоянии. Кто-то до сих пор не может оформить авто, купленное в другом регионе Украины несколько лет назад — и продать машину на Украине тоже не получится, потому что срок доверенности давно истек.

Все эти люди крайне возмущены ситуацией и понимают, что при дальнейшем «закручивании» гаек для машины останется единственный путь — на разборку. Но, похоже, власти принципиально решили отобрать у крымчан возможность попадать на Украину на своем авто через Перекоп.

Иначе как объяснить тот факт, что полученные при Украине права собственности на недвижимость властями признаются, и с кадастровым учетом можно не спешить, а транспорт нужно в обязательном порядке перерегистрировать? Формально объяснение есть: транспортный налог. Сейчас владельцы машин с украинскими номерами его не платят.

Но ведь можно было принять отдельное распоряжение, позволяющее «пересчитать» крымские машины. Очевидно, что такие компромиссные решения никому были не нужны.

На полуострове остаются еще те, кто надеется, что срок перерегистрации продлят. Пусть она будет платной, отложите лишь введение штрафных санкций, говорят эти крымчане.

И слухи такие уже ходят: «Водитель, с которым я ездила на Украину в последний раз, подслушал разговор перекупщиков на Каланчаке, которые якобы слышали в симферопольском ГИБДД, что продлят на три месяца, и не будут штрафовать», — доверительно поделилась с «Примечаниями» жительница Севастополя.

Но это всего лишь слухи.

Тем временем, в украинской госслужбе по делам Крыма и Севастополя заявляют о намерении создать на пунктах пропуска в Херсонской области систему, при которой крымские автовладельцы смогут сдать российские номерные знаки на хранение «соответствующим должностным лицам», а вместо них установить номера украинского образца, после чего свободно передвигаться по территории Украины.

Для этих целей также предлагается создать специальный хаб. «На контрольных пунктах въезда-выезда будет осуществляться проверка VIN-кода транспортных средств.

Таким образом обеспечивается проезд из Крыма и Севастополя на территорию Украины только тех транспортных средств, которые приобретены в собственность и зарегистрированы в соответствии с украинским законодательством», — предлагают в ведомстве.

Источник: https://primechaniya.ru/sevastopol/stati/11592

Покупка авто на еврономерах: чем грозит и как не попасться?

Есть ли законные основания оставить автомобиль с украинскими номерами в собственность?

Практика приобретения нерастаможенных заграничных автомобилей с, как правило, европейскими номерами в последнее время стала очень популярной.

Низкая цена, образовавшаяся в основном за счет неуплаты таможенных платежей, и сравнительно высокое качество таких иномарок способствуют увеличению числа авто на еврономерах на украинских дорогах (чему многие автовладельцы на украинских номерах не очень рады).

Уход от уплаты таможенных платежей за авто на еврономерах, как правило, осуществляется либо за счет их ввоза в таможенном режиме транзита, либо путем ввоза автомобилей в режиме временного ввоза (иностранным гражданином или иностранной компанией).

Первый вариант дает возможность использовать автомобиль без уплаты налогов в течение 5 – 10 дней, а второй – до одного года в случае ввоза иностранным гражданином и до трех лет в случае ввоза иностранной компанией.

Но в случае нарушения этих сроков и/или установления факта использования автомобиля для других целей, нежели те, что были заявлены, нарушителям грозят серьезные штрафные санкции.

О том, что это за штрафы, за что и на кого их налагают, как выявляют нарушителей и, главное, как избежать их уплаты – пойдет речь в этой статье. Приведенные данные базируются на результатах анализа действующего законодательства и судебной практики его применения.

Какие штрафы, кому и за что грозят?

Наиболее опасной для всех автолюбителей на еврономерах является ст. 485 Таможенного кодекса Украины (далее – ТК), устанавливающая ответственность за любые противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей.

Среди таких действий в диспозиции указанной статьи значится, в том числе, использование товаров, относительно которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в иных целях, нежели те, в связи с которыми были предоставлены льготы.

В данном случае – использование автомобиля не для целей его транзита с одного таможенного пункта пропуска к другому (при заявлении авто в режиме “транзит”), не для целей личного пользования (при ввозе авто иностранного гражданина) или не для тех целей коммерческого использования, которые разрешены законодательством и/или были заявлены (при ввозе авто иностранной компании).

За эти и другие действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, ст. 485 ТК предусмотрен штраф в размере 300 % неуплаченной суммы таможенных платежей. В денежном эквиваленте эта сумма зависит от стоимости автомобиля и, как правило, исчисляется несколькими сотнями тысяч гривен.

Так, к примеру, в дошедших до Высшего административного суда (далее – ВАСУ) делах № 725/6187/16-а и № 337/5025/15-а сумма штрафа за ввоз автомобилей марок “Mercedes Benz C180CG1” и “BMW Х5” составила 618175,98 грн и 501548,79 грн соответственно. А в деле № 751/5277/16-а, рассмотренном 08.11.2016 Киевским апелляционным административным судом, сумма штрафа за ввоз авто марки “AUDI A6” составила 1467947,91 грн. Во всех этих случаях законность наложенных штрафов была подтверждена судом.

К ответственности, предусмотренной ст. 485 ТК, могут быть привлечены как лица, которые ввезли автомобили в Украину с освобождением от уплаты налогов и затем нарушили условия такого освобождения (например, не вывезли авто вовремя, передали его в пользование другим лицам и прочее), так и лица, использующие такие автомобили.

Так, в упомянутом выше деле № 751/5277/16-а к ответственности был привлечен гражданин Беларуси, который ввез авто марки “AUDI A6”, принадлежащий литовской фирме, заявил его в режиме “для личного пользования”, а затем продал его другому лицу за 100000 белорусских рублей. А в деле № 633/383/16-а, также рассмотренном ВАСУ, к ответственности был привлечен гражданин Украины, использовавший автомобиль, ввезенный для личного пользования гражданином Азербайджана.

Дополнительно таможенные органы могут наложить штраф за нарушение установленных сроков транзита или временного ввоза. Так, за нарушение сроков транзита менее чем на одни сутки ст.

470 ТК предусмотрен штраф в размере 170 грн, от 1 до 10 дней – 3400 грн, более 10 дней – 8500 грн. За нарушение сроков временного ввоза менее чем на 3 дня ст.

481 ТК предусмотрен штраф в размере 850 грн, от 3 до 10 дней – 5100 грн, более 10 дней – 17000 грн.

При этом если нарушитель вышеуказанных таможенных правил не имеет постоянного места проживания или адреса (например, является нерезидентом), то транспортное средство может быть изъято для обеспечения уплаты штрафа.

Кроме того, теоретически, владельцы авто на еврономерах, ввезенных в режиме временного ввоза, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 6 ст. 126 КоАП. Согласно п.

7 Порядка государственной регистрации автомобилей, утвержденного постановлением КМУ от 07.09.

98 № 1388, временно ввезенный в Украину автомобиль должен быть зарегистрирован в органах МВД в течение 10 дней после его ввоза, если нет уважительных оснований для продления этого срока.

За управление незарегистрированным автомобилем ч. 6 ст. 121 КоАП предусмотрен штраф в размере 170 грн, а за повторное в течение года нарушение такого рода – штраф в размере 255 грн с возмездным изъятием автомобиля.

Впрочем, из-за отсутствия у органов МВД доступа к базам таможенников на практике такие штрафы пока встречаются очень редко и без последствий для нарушителей (см. постановление Приморского районного суда г. Одессы от 28.01.2014).

Как выявляют нарушителей и доказывают их вину?

Нарушение вышеуказанных норм может быть выявлено разными способами.

Если автомобиль, заявленный в режиме транзита или временного ввоза, не покинул территорию Украины, то соответствующее нарушение выявляется таможенниками на основании анализа соответствующей информации в ЕАИС.

Это становится основанием для возбуждения дела о нарушении таможенных правил, в ходе которого может быть установлено и наличие нарушений, предусмотренных ст. 485 ТК.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA010773

Вечерний Брест

Есть ли законные основания оставить автомобиль с украинскими номерами в собственность?

В пункте пропуска «Мокраны» всегда многолюдно. Если быть более точным, «многомашинно». Ближе к вечеру «колейка» вытягивается в обоих направлениях на несколько километров. В Беларусь возвращаются, как правило, целыми семьями.

Кто – с северного побережья самого близкого для нас южного моря, кто из предсентябрьского шоп-тура по обеспечению школьников необходимым запасом. В автомобилях, следующих в украинскую сторону, пассажиров, как правило, поменьше.

Многие водители, устав от одиночества, тоскливо курят или переговариваются между собой. Для Владимира и Олега, жителей Малоритского района, стояние в длинных очередях на границе давно не в диковинку.

Отсутствие серьезных вакансий на рынке труда толкает их к поиску источников доходов на стороне. Причем не всегда легальных.

Так, украинские автолюбители, экономя на ввозных пошлинах, пригоняют машины из ЕС, не растаможивают их и катаются на европейских номерах. Только за прошлый год в страну было ввезено 958 тысяч таких авто.

В этой серой схеме активно участвуют белорусы. В Украине их иногда называют «верблюдами».

За 20-30 долларов люди регистрируют на себя временный ввоз автомобилей с европейской регистрацией в Украину, зачастую даже не зная, что нарушают законы соседней страны.

Примерно каждое пятое авто в «прикордонье» – с синей полоской на номерах, обозначающей EU. Здесь же, на погранпереходе, знакомимся с Романом, владельцем 16-летнего «Пежо 406». Уже несколько лет он работает перегонщиком. Своего последнего «француза» купил под Люблином всего за 1500 долларов.

Такую же машину в Украине и за 4000 не найти.

«Вы думаете, я от хорошей жизни этим занимаюсь, а другие у меня покупают? Зачем, скажите, вводить драконовские пошлины на авто, если 90 процентов граждан не могут позволить себе купить новую машину в салоне?» – вопрошает житель городского поселка Ратно.

Зачем? Этот вопрос впору адресовать законодателям. Но закон есть закон. Кто-то пытается протестовать против его принятия, а кто-то, по обыкновению своему, ищет обходной маневр. Палочками-выручалочками для украинских перегонщиков нередко становятся жители приграничных районов Беларуси.

Таможенный кодекс Украины запрещает ввоз в страну автомобилей с иностранными номерами для собственного пользования. Однако возможность временного ввоза авто на срок до одного года имеют иностранцы. Именно этой лазейкой и пользуются многие украинские граждане.

Зачастую они гонят на родину машины из ЕС через белорусско-польскую границу. Оформляют временный ввоз, а спустя несколько часов въезжают в Украину, машины при этом регистрируют на посторонних людей, граждан Синеокой, чьи доходы весьма далеки от заявленных 500 у.е.

К слову, самим украинцам подобные услуги обходятся примерно в такую же сумму. Но львиную долю маржи получают организаторы схемы. Что-то уходит на «решение вопросов» на границе. «Верблюду» же достается, как правило, 20-30 долларов. Но это сразу.

О проблемах на территории соседней страны он узнает потом.

Житель Брестского района Алексей рассказал в приватной беседе: «Как-то позвонил друг, предложил заработать 30 долларов. В детали он не вдавался, рассказал, что нужно помочь с оформлением машины на границе. От меня нужен был только паспорт и личное присутствие.

Приехали в пункт пропуска «Мокраны», прошли пешком белорусскую границу, а на украинской стороне уже стояла иномарка на польских номерах. Когда подъехали к таможенникам, я лишь подтвердил, что буду ездить на ней в Украине, а ребята сами оформили все документы. Получил свои 30 долларов и вернулся домой. Примерно год спустя хотел съездить в Ковель уже по личным делам.

Но на границе меня тормознули. Тогда и узнал, что стал невъездным в Украину на ближайшие пять лет».

Алексей еще легко отделался. Вполне мог влететь на крупный штраф, превышающий в эквиваленте 600 долларов США. Какое-то время украинские службы сохраняли определенную лояльность по отношению к «заблудшим» иностранцам.

Но в последнее время ситуация стала в корне меняться. Озаботились ею и наши правоохранительные органы. Недавно в прокуратуре Малоритского района даже провели специальное координационное совещание по этому поводу.

Заместитель прокурора Крестина Хомичук сообщила некоторые детали:

«В 2018 году на участке таможенной границы «Мокраны» (Республика Беларусь) – «Доманово» (Украина) наблюдается усиленный поток граждан Республики Беларусь, пересекающих границу в пешем порядке, которые не перемещают с собой товаров, на территории Украины пребывают час или два с целью оформления на себя ввозимых в Украину транспортных средств из стран Балтии и Польши, за что получают денежное вознаграждение, после чего возвращаются в РБ. Дальнейшая судьба этих транспортных средств не известна. Как правило, в такую «серую схему» оказываются втянутыми граждане низкого материального достатка, нигде не работающие, некоторые злоупотребляют спиртными напитками. Организаторы доставки белорусских граждан в Украину пересекают границу отдельно в целях недопущения отображения данных о совместном пересечении границы. Законных оснований для отказа нашим гражданам в пересечении границы не имеется, ответственность за их деятельность белорусским законодательством не предусмотрена.

При этом белорусские граждане могут быть вовлечены в совершение преступления на территории Украины, ответственность за которое установлена Уголовным кодексом этой страны, что может в дальнейшем повлечь юридические последствия. Так, недавно в Малоритский РОВД обратилась жительница райцентра.

Рассказала, что на нее, мать и сестру оформлены автомобили, временно ввезенные на территорию Украины. Поинтересовалась, можно ли им теперь поехать на море под Одессу. Ей разъяснили, что у сотрудников таможенной службы Украины к ним, вероятно, возникнут вопросы. За нарушение правил временного ввоза можно получить штраф в районе тысячи долларов и запрет на въезд. Такие случаи уже были.

Фактически из-за одного необдуманного поступка женщины лишили себя возможности съездить на отдых».

Впрочем, последствия оформления временно ввезенных автомобилей для наших подставных земляков могут быть гораздо серьезнее, чем штраф или запрет на въезд. Украинская сторона вполне может возбудить уголовные дела по фактам нарушения ими таможенного законодательства и передать в Беларусь материалы для ведения предварительного расследования.

Что ждет граждан Беларуси, участвующих в таких махинациях?

Нерезидент Украины имеет право на временный ввоз автомобиля на срок до одного года. После этого он обязан его вывезти. Если этого не произойдет, гражданин Беларуси будет привлечен к ответственности.

Ему грозит штраф, сумма которого определятся количеством просроченных суток временного ввоза – до 640 долларов, информирует прокуратура. Да и вообще, человек, который временно ввез авто, не может передавать право управления им другим людям. Если такой факт установят – еще один штраф, до 320 долларов.

То есть, если уже поучаствовали в серых схемах на границе, лучше в Украине не появляться. Тем более на собственном авто – его могут конфисковать в счет уплаты штрафа.

Кстати! Украинский закон о ввозе ТС скоро подредактируют. «Верблюды» станут не нужны?

С целью урегулирования существующей ситуации Верховной радой Украины приняты в первом чтении законопроекты, которыми предусматривается ужесточение порядка ввоза, перемещения и регистрации авто с иностранными номерами. Речь идет о применении финансовой гарантии, если нерезидент перемещает в режиме временного ввоза больше одной машины.

Одновременно либерализуются ставки акцизного сбора, но при этом сохранятся коэффициенты в зависимости от возраста автомобиля и объема двигателя. Какими будут новые ставки – пока неизвестно. В данный момент они примерно такие.

При ввозе подержанного легкового автомобиля, например Skoda Octavia 2010 года стоимостью 93,1 тысячи грн (около 3450 долларов США), украинец уплачивает 47,5 тыс. грн (около 1750 долларов США) таможенных платежей, за Renault Megane 2012 года выпуска стоимостью 63,7 тыс. грн (2360 долларов США) нужно заплатить 26,3 тыс.

грн (974 доллара США), при ввозе Renault Scenic 2010 года стоимостью 67,7 тыс. грн (2505 долларов) таможенные платежи составят 41,4 тыс. грн (1532 доллара). После либерализации налоговая нагрузка на подержанные авто уменьшится в разы.

https://www.youtube.com/watch?v=VE5h8K4hQvA

После принятия нового закона все автомобили, ввезенные в Украину по ныне существующему, нужно будет вывезти за границу, либо предоставить к таможенному оформлению документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, после чего будет предоставлена возможность осуществить таможенное оформление, отметил и.о.

директора Департамента администрирования таможенных платежей Государственной фискальной службы Сергей Тупальский. Получается, что спрос на услуги «верблюдов» упадет уже в ближайшее время: ведь, даже если успеть ввезти подержанную легковушку до вступления новых правил в силу, потом все равно придется разбираться с ввезенными машинами.

Во втором чтении Верховная рада планирует рассмотреть законопроекты уже в сентябре.

Источник: https://vb.by/society/auto/verblyudy_na_granice.html

Адвокат24
Добавить комментарий