Что грозит, если сбил насмерть пешехода, переходившего дорогу в неустановленном месте?

Что будет если… сбить пешехода

Что грозит, если сбил насмерть пешехода, переходившего дорогу в неустановленном месте?

В сегодняшней статье мы рассмотрим примеры опасных ситуаций при которых может произойти столкновение с пешеходом, дадим совет как избежать таких ситуаций, а также расскажем что же все таки делать, если такое ДТП произошло.

Каждый день на дорогах Украины под колесами автомобилей погибают в среднем от 5 до 18 человек. Это одна из самых худших статистик в мире. И ответ на вопрос «почему так?» довольно прост – культура как водителей так и пешеходов очень далека от идеала в нашей стране.

Права водителей и пешеходов

Важно запомнить одно очень важное правило: сбив пешехода, в первую очередь крайним является водитель! И не важно, нарушил ли пешеход ПДД или в каком он был состоянии.

Поэтому водителю необходимо учитывать абсолютно все возможные сценарии и быть к ним готовым.

Обращаясь к правилам дорожного движения для пешеходов важно знать пункт 4.15 в котором говорится, что пешеход имеет право выходить на проезжую часть только если убедится в отсутствии опасности для себя и других участников дорожного движения.

То есть, каждый человек выходящий на дорогу (не важно, регулируемый это переход или нет) обязан повернуть голову сначала налево, а затем направо.

Необходимо убедиться, что водители всех транспортных средств, которые находятся на дороге, и потенциально опасны для пешехода, способны его увидеть и вовремя остановиться, чтобы пропустить.

Прежде чем переходить дорогу пешеход должен убедиться в отсутствии опасности для себя и других участников движения

Поэтому, наш совет для пешеходов: если вы видите, что на дороге, которую вы собрались переходить, несется автомобиль, лучше остановиться и пропустить его. Лишние три секунды не стоят того, чтобы рисковать, руководствуясь своим преимуществом на дороге.

Водители помимо банальной невнимательности могут попасть в неприятную ситуацию с пешеходом из-за своей излишней вежливости.

Часто, встречаются ситуации когда пешеход собравшись переходить дорогу в неположенном месте или на красный свет, получает поддержку со стороны водителя, который останавливается, чтобы пропустить пешехода.

Но многие забывают, что другие участники дорожного движения могут не учесть внезапно появившегося человека в неположенном для перехода месте.

Опасные ситуации на дороге

Есть несколько моментов, которые водителю транспортного средства обязательно нужно учитывать, чтобы снизить риск наезда на пешехода.

Остановки общественного транспорта
Пассажиры, выскакивая из автобуса или троллейбуса пытаются быстро проскочить перед ним, совершенно забывая, что на дороге могут оказаться и другие транспортные средства. Стоит сказать и про водителей маршруток, которые высаживают пассажиров прямо перед пешеходным переходом, тем самым закрывая его.

Пассажиры, выскакивая из общественного транспорта забывают, что на дороге могут оказаться и другие транспортные средства

В такой ситуации водитель автомобиля не видит пешехода до самого последнего момента. И если этот момент не учитывать, может произойти авария с довольно таки тяжелыми последствиями.

Совет для пешеходов: Не забывайте о том, что все транспортные средства, кроме трамвая, необходимо переходить сзади, убедившись, что все автомобили, едущие по дороге видят вас и готовы пропустить.

Совет для водителей: Остановка общественного транспорта, это место повышенной опасности. Поэтому будьте готовы к тому, что в любой момент на дорогу могут выбежать люди. Сбросьте скорость и проезжайте такие места держа ногу на педали тормоза.

Ограничение видимости при движении
Ограничение видимости не редко бывает причиной аварий с участием пешехода. Причин для ухудшения видимости может быть масса. Это и погодные условия, и естественные преграды, и соседний транспорт и многое другое. Поэтому такие ситуации требуют особого внимания.  

Ограничение видимости не редко бывает причиной аварий с участием пешехода

Совет для пешеходов: в пункте 4.

4 Правил сказано: «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, которые двигаются проезжей частью или обочиной, должны выделить себя, а  по  возможности  иметь  на  верхней одежде  светоотражающие элементы, для своевременного их выявления другими участниками дорожного движения». Сказано вполне понятно. Остается лишь добавить, что если вы видите что видимость неважная, то, во избежание неприятностей, лучше использовать регулируемые или подземные переходы.

Совет для водителей: в случае ограниченной видимости очень важно соблюдать безопасный скоростной режим, особенно в местах, не регулируемых пешеходных переходов. Помните, при аварии плохая видимость может стать смягчающим обстоятельством, но никак не оправдательным.

Жилые зоны
Дворы – очень опасные места для передвижения на машине. Во-первых, почти всегда в них очень ограничена видимость из-за кустов, мусорных баков, развешенного белья и т. п.

Во-вторых, это зона, где пешеход имеет преимущество над транспортом и поэтому ведет себя менее внимательно.

И, в-третьих, активность людей в таких местах, как правило, выше даже в темное время суток, и возможность их появления на дороге в несколько раз выше.

В жилой зоне следует двигаться максимально внимательно, всегда быть готовым к экстренному торможению

Совет для пешеходов: самая главная группа риска здесь это дети, поэтому с ними нужно постоянно проводить разъяснительную работу. Они должны хорошо усвоить, что бросаться под колеса за укатившимся мячом или игрушкой нельзя, а при звуке подъезжающей машины должны уйти с проезжей части и дождаться пока машина проедет или убедиться в том, что ничего не угрожает.

В такой же степени это касается велосипедистов, роллеров и самокатов. Объясните им, как они должны себя вести при появлении машины. Если дети не освоили свое транспортное средство в совершенстве, то постарайтесь сделать так, чтобы они катались в местах не доступных для автомобилей. Это может быть баскетбольная или футбольная площадка или двор, закрытый от проезда машин.

И сами будьте внимательны.

Совет для водителей: не забывайте, что согласно ПДД в жилой зоне скорость ограничена 20 км/ч. Двигаться нужно максимально внимательно, всегда будьте готовы к экстренному торможению. Ни в коем случае не сигнальте близко стоящему прохожему, который вас не видит.

Испугав его, вы можете нарваться на взрыв негодования, в котором легко может пострадать не только ваш автомобиль, но и вы сами. Перед движением задним ходом обязательно осмотрите пространство, куда вы собираетесь сдавать или попросите кого-нибудь, чтобы он не допустил в зону маневра случайных прохожих или детей.

Помните, чтобы не случилось в жилой зоне, вы сразу и безапелляционно будете виноваты на все 100 %.

Провокация аварии

Пешеходы пользуясь высокой ответственностью водителей за ДТП специально бросаются под колеса автомобиля

Бывает и такое, что пешеходы пользуясь тем, что водители несут очень высокую ответственность за ДТП с человеком специально бросаются под колеса уже остановившегося транспорта. Делается это с целью выманивания денег с водителя под предлогом не доводить дело до суда. В итоге обеспокоенный водитель платит «пострадавшему», у которого наверняка еще будут и свои «свидетели ДТП».

Выход из такой ситуации, если все же водитель в нее попал, один: при наличии видеорегистратора, уличных камер наблюдения и собственно свидетелей, готовых подтвердить, что все было подстроено, обращаться в суд. Но если автомобиль остался невредим после такого «ДТП», достаточно будет припугнуть мошенника судом и ситуация с большой вероятностью разрешится.

Что делать если все же ДТП с участием пешехода произошло

Первое что нужно сделать при наезде на пешехода, это остановиться и включить знак аварийной остановки. Ни в коем случае не покидайте место ДТП! В таком случае риск получить уголовное наказание увеличивается в разы.

Главное предоставить любую необходимою помощь пострадавшему пешеходу

Второе, самое главное, предоставить любую необходимую помощь пострадавшему. Параллельно, вызвать скорую. Это нужно сделать в самую первую очередь! Невыполнение этих условий влечет за собой уголовную ответственность в случае ухудшения здоровья или смерти пострадавшего.

Следующим действием вызываете ГАИ и страхового агента на место ДТП. А также, советуем вызвать адвоката, который поможет Вам справиться в стрессовой ситуации.

Поскольку дело с наездом на пешехода достаточно щепетильное, помощь адвоката является чуть ли не обязательной, особенно, если в аварии виновны не вы.

Адвокат Вадим Володарский (http://vvlaw.com.ua/) так комментирует такие ДТП:

«ДТП с пешеходом – это, пожалуй, одна из наибольших неприятностей для водителя.

И не только потому, что в большинстве случаев пешеход получает телесные повреждения, что чревато возбуждением уголовного дела, но и потому, что именно по этой категории дел максимальная предвзятость следствия и суда, обвинительный уклон в отношении водителей. Так сложилось, что именно пешеходов у нас “защищают” даже в случае их явной виновности в ДТП.

Большинство наездов происходит на проезжей части вне пешеходного перехода, то есть при нарушении ПДД именно пешеходом, при создании именно им аварийной ситуации. В такой ситуации водителя пытаются обвинить, как правило, в том, что он нарушил требования п.12.

3 ПДД, то есть имел возможность остановиться, но тем не менее допустил наезд. Следует сказать, что сама такая постановка вопроса смещает акценты и фактически переносит ответственность с лица, создавшего аварийную ситуацию, на того, кто был в неё втянут неожиданно и помимо своей воли. Несправедливость тут очевидная.

Причём она носит системный характер в масштабах всей страны…

Для того, чтобы воспрепятствовать такому развитию событий, водителю нужно знать, что определяется возможность избежать ДТП только экспертизой.

А потому в первичных и последующих показаниях нужно избегать давать точные цифры, например, касающиеся расстояния выявления пешехода или выбегания его на дорогу перед транспортным средством. Именно эти цифры потом закладываются в исходные данные для экспертизы.

Как правило, они бывают неточными, потому что определить расстояние в метрах на глаз, да в стрессовой обстановке, невозможно. Лучше выявлять эти расстояния потом в ходе воспроизведения обстановки и обстоятельств ДТП (следственного эксперимента).

Что касается методик проведения экспертиз, тут тоже есть много нюансов. Как правило, их знают сами эксперты-автотехники, следователи и те адвокаты, которые специализируются на делах о ДТП.

С этой точки зрения участие адвоката может оказаться полезным на как можно более ранней стадии, начиная с оформления ДТП на месте происшествия. Уже на этом этапе можно выстраивать свою позицию по защите.

И самое главное – не признавать себя виновным сразу же только из самого факта наезда на пешехода.

Кстати, не всегда следует считать виновным водителя и при наезде на пешеходном переходе. На регулируемых переходах часто бывает, что пешеходы идут на запрещающий сигнал светофора. В этом случае помочь могут не только показания свидетелей, но и видеорегистратор или съёмки камер наблюдения.

Кроме того, даже на нерегулируемый переход пешеходу запрещено внезапно выбегать или выходить, не убедившись в безопасности. Если нарушение этих требований п.4.

14 ПДД со стороны пешехода имело место, то и в этом случае у водителя есть позиция для защиты.

Хотя, разумеется, всё это самые общие подходы, и конкретные меры по защите зависят от ситуации по конкретному ДТП и от специфики конкретного дела.»

На последок следует отметить один важный момент. Даже если водитель не виновен в ДТП с пешеходом, он все равно может получить наказание из-за того, что у него была возможность избежать аварии, а он ничего не предпринял.

Поэтому, всегда учитывайте, что автомобиль, это средство повышенной опасности, поэтому водитель никогда не будет находиться в равных правовых условиях с пешеходом. Любое подобное ДТП будет изначально расцениваться как ошибка водителя, а доказать обратное, в случае невиновности последнего к сожалению не всегда получается.

Источник: http://autoportal.ua/articles/avtosovety/24608.html

Кто должен отвечать за смерть пешехода-камикадзе в Казахстане

Что грозит, если сбил насмерть пешехода, переходившего дорогу в неустановленном месте?

В прошлом году дорожные полицейские Казахстана сообщали, что каждое десятое ДТП происходит по вине пешехода. В 2013 году только в Астане подсчеты стражей порядка тоже были неутешительными: 50% аварий на дороге произошли из-за невнимательности пешего участника дорожного движения.

Конечно же, согласно установленным нормам и законам есть различные виды наказания за переход улицы в неположенном месте или переход дороги на красный свет и многое другое.

Однако, если, к несчастью, погиб пешеход, будучи виновным в ДТП, водителю все равно придется отвечать за «смерть по неосторожности», если только не «за примирением сторон».

Подобное поведение полиции и судов знающий такие случаи не понаслышке правозащитник Евгений Жовтис называет никак иначе, как «идти на поводу у общественного мнения».

Стоит отметить, что в целях борьбы с увеличением случаев ДТП уполномоченные органы даже призывали население быть более внимательными и осторожными с помощью социальных роликов.

Ролики, в которых участвовали животные, отнюдь не понравились народу. Сие оскорбление, посчитал народ.

Корреспонденты Total.kz спросили у экспертов: кто должен отвечать за смерть пешехода, если последний сам решил свою судьбу, проигнорировав закон и правила?

Владимир Бородин, Руководитель Школы экстремального вождения:

Процент вины водителей и пешеходов при наездах – где-то 50 на 50. Но даже если ДТП с летальным исходом произошло в неположенном месте, родственники возбуждают уголовное дело и водитель ничего не может сделать. А причина в безнаказанности пешеходов, с ними не ведется никакой работы.

Если бы за них взялись, как за водителей, то инцидентов на дороге было бы гораздо меньше. Вы сами, наверное, замечали такие нередкие ситуации, кода человек идет вдоль дороги, а на перекрестке резко поворачивает. И даже не смотрит, едет ли машина. Из-за этого немало аварий.

Первая машина успевает остановиться, вторая может быть тоже, а третья и четвертая бьют впереди стоящий автомобиль в зад. Штрафовать надо пешеходов, чтобы не провоцировали ДТП. Но на них дорожная полиция внимания не обращает. Приведу пример. Если машина не пропустила пешехода на перекрестке, ее тут же останавливают.

Но если водитель пропустил, проехал метров 50, вышел из машины и сам в качестве пешехода стал переходить в неположенном месте, он уже неинтересен дорожникам, потому что наказывать у нас привыкли только водителей.

Геннадий Баклайкин, Заместитель председателя ОО «Союз водителей Казахстана»:

Водителей чаще всего осуждают, потому что они сами подписывают акт, что совершили наезд. А потом приходят домой и понимают, что пешеход был в неположенном месте, и вина, по сути, на нем лежит. Но бумага уже подписана.

Наши Правила дорожного движения почти всегда говорят о вине водителя, что он должен был предусмотреть ситуацию. Я сам говорю, что если пешеход идет по обочине, то надо снизить скорость, потому что от него можно ожидать чего угодно.

Но при этом нужно обучать культуре и правилам поведения на дороге и самих пешеходов. Водители учат ПДД при получении прав, а пешеходы вообще не знают этих правил. Хорошо хоть с недавнего времени в школах стали отводить часы на изучение Правил дорожного движения.

Я бы еще на законодательном уровне закрепил, чтобы на крупных предприятиях раз в год или два проводили обучение ПДД.

Михаил Кленчин, Адвокат:

Бытует мнение, что водитель, сбивший насмерть пьяного пешехода, переходившего дорогу в неустановленном месте, всегда будет по закону нести уголовную ответственность. Но это не так. Необходимо провести экспертизу для ответа на то, а располагал ли водитель вообще возможностью избежать наезда.

Если выяснится, что пешеход появился внезапно и никакой возможности его объехать не было, то никакой водитель ответственности не понесет – ни административной, ни уголовной. И это правильно. Пункт 10.

1 ПДД гласит «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Но если возможности обнаружить опасность у водителя не было, то и вины его в этом нет.

По моей практике лишь половина дел с наездом на пешехода доходит до суда, потому что предварительная экспертиза зачастую доказывает, что водитель не имел возможности избежать ДТП.

Владимир Бобров, Депутат сената Парламента РК:

Раньше, если пешеход переходил дорогу в неположенном месте, его штрафовали. Сегодня люди ходят, где захотят. Инспекторы дорожной полиции сегодня практически не контролируют ситуацию.

А ответственность должна быть обоюдная: пешеход, пересекающий проезжую часть в неположенном месте, должен нести ответственность такую же, как и водитель. Каждый обязан соблюдать правила. Если была ситуация, когда водитель не смог не допустить столкновения, он не может быть виновным.

Пешеходы сейчас даже на красный свет переходят дорогу и за это им ничего не бывает, это неправильно. Человек, подходя к перекрестку и видя красный свет, должен остановиться, а у нас на это не смотрят. Нужные нормы есть, но их исполнение никто не контролирует.

Полиция, конечно, должна следить, но тут дело в воспитании. И когда-нибудь мы к этому придем. И речь идет о воспитании общества в целом, а не отдельных людей, которые выглядели бы белыми воронами.

Евгений Жовтис, Правозащитник:

Это очень тяжелый вопрос. В колонии, где я сидел, было очень много людей, которые были осуждены за то, что сбили пешехода. И многие либо вообще не были виновны, либо вина была сомнительна. Есть специальная статья, касающаяся нарушений Правил дорожного движения его участниками, заметьте: не только водителями.

Она или совсем не работает или работает, но не надлежащим образом. Проблему может решить суд, который должен разбираться в каждом случае предметно. Но сейчас получается так, поскольку человек погиб, должен кто-то ответить – водитель. В Казахстане полиция и судебная структура идут на поводу у общественного мнения.

Водителя, по вине которого погиб пешеход, нельзя называть убийцей. Ведь он сейчас у нас находится в неравном правовом положении с пешеходом. И ничего с этим не поделаешь, если только суд не будет устанавливать фактические обстоятельства происшествия. Необходимо устанавливать причинно-следственную связь.

Наша система однобока и невиновного водителя не защищает. И, с одной стороны, на это влияет то, что ПДД у нас плохо соблюдают и новости пестрят сообщениями о сбитых и погибших пешеходах. Полиция находится под давлением масс. Поэтому укрепился стереотип: водитель виноват и все! Бороться надо с коррупцией.

У нас привыкли разводить нарушения на местах. Когда я освободился, то встречался со многими зарубежными специалистами. Они сошлись во мнении, что в странах, где строго следуют букве закона, в моей ситуации даже уголовное дело не было бы возбуждено. И здесь было грубейшее нарушение ПДД со стороны пешехода.

Надо реформировать судебную систему и делать это институционально. Это должно происходить на уровне ментальности. Судья должен быть независим, неподкупен и обеспечивать законность и справедливость.

Эдуард Эдоков,Глава Независимого автомобильного союза РК:

Законодательная база у нас идет еще со времен Советского Союза, когда ответственность пешехода не была как следует закреплена. Вообще, автомобиль – это средство повышенной опасности.

И около 60% вины должно ложиться на автомобилиста и 40% – на пешехода. Сейчас у нас надо очень сильно ужесточить ответственность пешеходов.

Надо прямо со школьной скамьи обучать граждан Казахстана Правилам дорожного движения.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4569322-kto-dolzhen-otvechat-za-smert.html

Ответственность за сбитого в неположенном месте пешехода

Что грозит, если сбил насмерть пешехода, переходившего дорогу в неустановленном месте?

Как показывает практика, большинство столкновений с пешеходами происходит именно по их вине. Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий становится пренебрежение людьми правилами дорожного движения, когда они выходят на проезжую часть не на пешеходном переходе.

По закону, такой переход возможен, но только в том случае, если в обозримом пространстве нет зебры, а дорога хорошо просматривается. К несчастью, большинство пешеходов пренебрегают данной нормой закона, в результате чего, они оказываются под колесами автомобилей.

Однако даже если наезд на пешехода произошел по вине последнего, к ответственности привлекается водитель транспортного средства, не предотвратившего столкновение.

Что такое наезд на пешехода

Наезд на пешехода вне пешеходного перехода – это отдельный вид дорожно-транспортного происшествия, в котором автомобилист допустил наезд на человека, или если сам пострадавший стал виновником аварии.

В соответствии с нормами российского законодательства, в случае наезда на пешехода, водитель привлекается к нескольким видам ответственности:

  1. Гражданская.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Гражданская ответственность за наезд на пешехода

Под гражданской ответственностью, подразумевается отдельный вид наказания, которые не несет за собой никаких последствий. Данное наказание заключается в возмещении ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия.

Как правило, данный вид наказания выражается в денежной форме.

Административная ответственность

Административная ответственность также выражается в виде штрафа, размер которого напрямую зависит от тяжести причиненных пострадавшему повреждений, но при этом не исключать и дополнительное наказание в виде привлечения нарушителя к гражданской ответственности.

Дополнительно пострадавший может подать в суд исковое заявление с требованием возместить причиненный здоровью вред, расходы, затраченные на лечение, моральный вред.

Уголовная ответственность

Самый тяжелый вид ответственности, к которой может быть привлечен автомобилист, совершивший наезд на пешехода – уголовная. Данное наказание назначается в случае причинения тяжкого вреда здоровью или после аварий, закончившихся летальным исходом. Уголовная ответственность предполагает присуждение виновнику лишение свободы сроком до 7 лет.

В соответствии с нормами российского законодательства, водитель всегда считается виновным в дорожно-транспортном происшествии, даже если пешеход переходил дорогу вне пешеходного перехода.

На практике наезд на пешехода часто происходит по вине последнего. В этом случае ответственность распределяется между водителем и пострадавшим. Если гражданин получил травму, ему возмещаются расходы на лечение в рамках полиса ОСАГО.

Также водитель за счет личных средств должен будет выплатить компенсацию морального вреда. Пешеход в свою очередь обязан оплатить штраф за нарушение ПДД в сумме 1 000 руб.

В случае, когда машине в результате столкновения причинен вред, он обязан выплатить компенсацию автовладельцу.

Наказание за наезд на пешехода вне перехода

В том случае, если автомобилист совершил наезд на пешехода вне пешеходного перехода, избежать ответственности за такое деяние не получится.

В ситуации, если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший получил вред здоровью до средней степени тяжести, водитель привлекается к административной ответственности.

Если же последствия столкновения будут средними или тяжелыми, виновника будет ожидать более строгое наказание, которое будет назначено в соответствии с нормами уголовного законодательства.

При вынесении судом решения принимаются во внимание различные смягчающие обстоятельства, к которым можно отнести:

  1. Тот факт, что водитель оказывал помощь пострадавшему до приезда на место аварии скорой медицинской помощи.
  2. Тот факт, что водитель способствовал скорейшему выздоровлению пострадавшего, оказывал помощь в покупке необходимых медикаментов.

Ответственность за сбитого пешехода вне зебры

Как показывает практика, причиной большинства аварий, в которых водитель сбил человека вне пешеходного перехода, становится невнимательность автомобилиста, и нарушение им правил дорожного движения. В некоторых случаях пострадавший может даже не успеть начать переходить дорогу, а просто стоять на тротуаре.

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов, которые произошли на не зебре, требуют отдельного рассмотрения в суде, так как виновником может быть не только водитель, но и человек, решивший перейти дорогу в неположенном месте.

В ситуации, когда место происшествия было слабо освещено, дорожное покрытие – ухабистое, наказание также будет ждать именно потерпевшего, а автомобилист будет не только оправдан, но и сможет рассчитывать на получение компенсации, необходимой для ремонта пострадавшего транспортного средства.

Чтобы доказать тот факт, что у водителя не было возможности остановиться из-за плохих погодных условий, темного времени суток или плохого состояния дороги, ему достаточно предоставить в суд записи с видеорегистратора, который сейчас есть практически во всех автомобилях. Зачастую, именно с помощью этого прибора автомобилистам удается доказать, что пешеход намеренно бросился под колеса машины, желая покончить с собой или для получения компенсации.

Гражданская ответственность за наезд

В соответствии с нормами российского законодательства любое транспортное средство – это источник повышенной опасности. Именно по этой причине каждый водитель несет гражданскую ответственность за причиненный вред, полученные пострадавшим в результате эксплуатации автомобиля.

По нормам законодательства, собственник транспортного средства, вне зависимости от того, по чьей именно вине произошло дорожно-транспортного происшествия, должен возместить следующие расходы:

  1. Расходы на лечение или похороны пострадавшего в результате столкновения пешехода.
  2. Расходы на испорченную в результате ДТП одежду.
  3. Расходы, связанные с иными материальными потерями пострадавшего.

Однако автомобилист может обжаловать полученное определение суда, подав встречный иск. Для этого ему потребуется доказать, что вред был нанесен в результате умышленного намерения пострадавшего или под действием непреодолимой силы.

Административное наказание

В случае если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшему был причинен вред легкой или средней тяжести, в отношении виновника ДТП применяется административная ответственность. Данное наказание определено статьей 12.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В соответствии с требованиями данного нормативного правового акта, размер административной ответственности автомобилиста напрямую зависит от степени виновности водителя и обстоятельствах произошедшей аварии. Размер штрафа варьируется от 2 с половиной до 25 тысяч рублей.

Еще один вид административного наказания, к которому также привлекается водитель – лишение удостоверения на срок от 1 до 2 лет. Продолжительность такого ограничения также зависит от степени вины автолюбителя и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

Конечно же, в результате такого наезда страдает не только здоровье и имущество пешехода, но и само транспортного средства.

По закону, если человек переходил дорогу в неположенном месте, находясь в состоянии алкогольного опьянения, или бросился под колеса машины по прямому умыслу, у собственника транспортного средства есть возможность подать исковое заявление с требованием возместить причиненный ущерб водителю и его имуществу.

Уголовное наказание

Третий вид ответственности, к которому может быть привлечен автомобилист, совершивший наезд на человека – уголовная. К данному виду наказания прибегают только в том случае, если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший получил тяжкие повреждения или скончался.

Уголовная ответственность назначается в соответствии со статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного правового акта, водитель может быть привлечен к ответственности в виде лишения свободы сроком от полугода до 7 лет. Размер наказания зависит от нескольких обстоятельств:

  1. Если после ДТП водитель не оказал пострадавшему помощь.
  2. Если в момент аварии автомобилист находился в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме этого такой автолюбитель в обязательном порядке лишается своего водительского удостоверение на срок в 3 года.

В ситуации, когда водитель совершил наезд сразу на двух пешеходов, он может быть осужден на 9 лет.

Можно ли избежать ответственности

Вопреки существующему мнению, у автомобилиста есть возможность избежать ответственности за наезд на пешехода, совершенный вне пешеходного перехода. На самом деле, водитель привлекается к наказанию только в том случае, если его вина будет доказана.

Что делать после наезда

Чтобы избежать ответственности за наезд на пешехода вне пешеходного перехода или смягчить размер наказания, водитель должен придерживаться определенного порядка действий после аварии:

  1. Прежде всего водитель должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, вызвать на место происшествия сотрудников скорой помощи.
  2. Следующий шаг – зафиксировать место дорожно-транспортного происшествия, просить свидетелей, получить их письменные показания, которые в дальнейшем можно будет приложить к постановлению сотрудников ГИБДД.
  3. Желательно отправить запрос на получение записи с видеокамер, расположенных по месту аварии.

Стоит помнить о том, что в Центре телеавтоматического управления такие записи хранятся всего 3 дня, поэтому с запросом стоит поторопиться.

Что делать, если пешеход был пьян

Самый распространенный случай – когда водители в суде пытаются доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии, ссылаясь на то, что пешеход в момент аварии находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Но может ли данный факт быть смягчающим и освобождать автовладельца от ответственности за наезд на человека?

На самом деле, данный факт принимается во внимание только в том случае, когда воителю удается доказать свою невиновность в аварии, ведь тот факт, что в крови человека был обнаружен алкоголь, не является доказательством того, что данный пешеход нарушил правила дорожного движения.

Один из немногих вариантов, когда водителю все же удается избежать наказания за такое нарушение – если пешеход неожиданно выскочил на дорогу, и у автомобилиста просто не было возможности остановиться. При этом важно, чтобы скоростной режим был соблюден.

Лучший способ доказать свою невиновность – предоставить записи с видеорегистратора, на которых будет отчетливо видно, как именно произошло ДТП. Еще одно важное доказательство – показания свидетелей случившегося, если таковые были на место происшествия.

Желательно, чтобы показания были письменными, тогда их можно будет легко приложить к материалам дела.

К сожалению, многие свидетели, оказавшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, первоначально соглашаются дать свои показания лично, однако узнав о суде, кардинально меняют свое решение.

Во всех прочих случаях доказать свою невиновность водителю будет очень сложно. Несмотря на то, что наезд был совершен вне пешеходного перехода, а человек находился в состоянии алкогольного опьянения, автолюбитель все равно может быть привлечен к уголовной ответственности. То, что в крови пешехода был обнаружен алкоголь, никаким образом не смягчит наказание для виновника аварии.

  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!

Источник: https://autolegal.ru/pomoshh-pri-dtp/otvetstvennost-za-sbitogo-peshexoda-v-nepolozhennom-meste/

Бич украинских дорог: почему даже невиновный водитель всегда платит за виновного пешехода

Что грозит, если сбил насмерть пешехода, переходившего дорогу в неустановленном месте?
pushkinska.net

В это воскресенье на пешеходном переходе в Борисполе водитель рейсового автобуса сбил двух девочек, одна из которых погибла на месте происшествия.

По сути, оба ребенка были нарушителями, ведь вылетели на переход на роликах, что значительно увеличило скорость их движения и уменьшило количество времени для водителя, чтобы среагировать на них.

В то же время, сегодня ни в одном законе не прописано, что движение на роликах не запрещено, а передвигающиеся на них граждане вообще не являются участниками дорожного движения.

Практически каждый из нас хоть раз видел, как пешеходы-нарушители идут на красный свет или же перебегают восемь полос оживленной трассы, где водители, даже двигаясь с положенной скоростью в 50 км/ч, все равно не успевают среагировать.

Таким образом человек, который не думает о своей жизни, наказывает еще кого-то другого. Тем не менее практически во всех случаях виновным в подобной ситуации становиться именно водитель.

Ведь малейшее превышение скорости является тем основополагающим фактором, который позволяет судье вынести обвинительный приговор.

Редакция NEWSONE.ua решила разобраться, почему же в Украине настолько часто в ДТП с пешеходами наказывают именно водителей и как “научить” тех же пешеходов соблюдать правила дорожного движения, а не идти когда и где вздумается.

Как должны двигаться по дороге пешеходы?

В отличие от водителей пешеходы имеют не настолько много прав и обязательств, которые нужно выполнять. Поэтому-то их не так сложно запомнить, особенно если этому учат еще со школьной скамьи.

Итак, пешеходы имеют право двигаться по дороге согласно действующим ПДД, а также “на преимущество при переходе проезжей части по обозначенными нерегулируемым пешеходным переходам, а также регулируемым переходам при наличии на то соответствующего сигнала регулировщика или светофора”.

Пешеходам категорически запрещается:

  • выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения, внезапно выходить,
  • выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход, допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть,
  • переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если имеется разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полос для движения в обоих направлениях, а также в местах, где установлены ограждения,
  • задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения,
  • двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.  

Украинское законодательство предусматривает штраф в размере 51 гривны за “неповиновение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, невыполнение других правил дорожного движения”.

Читайте тажке – Смертельное ДТП с детьми в Борисполе: в полиции уточнили, когда водителю автобуса изберут меру пресечения

Почему всегда “платит” водитель?

Все эксперты сошлись во мнении, что система штрафов за нарушение ПДД в Украине очень далека от идеала. Теоретически пешехода-нарушителя можно привлечь даже к уголовной ответственности, но таких случаев практически не было.

Правозащитник Владимир Караваев подчеркнул, что водитель просто не успевал среагировать на детей, которые выехали на роликах на пешеходный переход в Борисполе. Теоретически он прав, однако если будет доказано малейшее превышение скорости, его привлекут к ответственности.

“В этом случае будет доказана невиновность водителя, так как девочки выехали на пешеходный переход на роликах, и их скорость движения была намного выше обычного пешехода. То, что водитель не успел отреагировать, это вполне естественно.

Однако законодательно этот вопрос никак не урегулирован. У нас только велосипедисты должны пересекать переход не на нем. Но помимо велосипедов у нас уже давно появились другие механические средства и люди начали на них перемещаться по проезжей части.

У нас законодательно вообще не оговорено – это какой-то вид транспорта или же он приравнивается к велосипеду. Эти нюансы очень важный фактор для адвокатов. Судья точно во время заседания будет спрашивать водителя автобуса о скорости его движения, будет проводиться экспертиза.

Если скорость была превышена, то тогда его признают виновным”, – указал он.

Юрист уточнил, что в редких случаях, когда все же доказывается вина пешехода, который своими действиями спровоцировал ДТП, его как виновное лицо обязывают компенсировать убытки.

“У них нет 100%-ного преимущества на переходах. Да, в ПДД это прописано, но выходя на пешеходный переход, он обязан убедиться в отсутствии приближающихся ТС. У нас пешеходы эту норму не выполняют. У нас каким-то образом существует презумпция вины водителя, но это далеко не во всех случая так”, – добавил эксперт.

Адвокат Вадим Володарский считает, что водителя в ДТП с пешеходом практически всегда можно сделать виновным.

Говоря о сбитых автобусом девочках в Борисполе, он обратил внимание на тот факт, что люди на роликах вообще не являются участникам дорожного движения, так как это нигде не прописано.

“В данном случае должна наступить и ответственность родителей за злостное невыполнение родительских обязанностей, за то, что дети вообще оказались в подобной ситуации. Но у нас всегда делают виновным водителя”, – указал юрист.

Володарский отметил, что нужно рассматривать и моральную составляющую в контексте обвинения водителя в ДТП с пешеходом.   

“У нас каждого, кто имеет автомобиль, рассматривают практически как врага общества. Это рудименты “совка”. Считается, что честно на авто заработать нельзя”, – подчеркнул он.

По его словам, бывают случаи, когда дело закрывается из-за отсутствия состава преступления, могут пешехода привлечь к административной ответственности. Однако в Украине водитель не может получить возмещение убытков от пешехода.

“У нас невиновный водитель возмещает убытки виновному пешеходу. Если не перестать постоянно делать виновными водителей, то нам никак не удастся решить вопрос аварийности на дорогах”, – добавил эксперт.

Юрист Эдуард Багиров отметил, что любой водитель, который видит нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов, имеет право вызвать к месту инцидента полицию. Правоохранители обязаны отреагировать на вызов, но они могут “приехать через три минуты или же через час, и здесь возникает вопрос, есть ли время у самого водителя ждать”.   

“Когда повышают сумму штрафа для водителей это правильно. Но в то же самое время это же нужно сделать и для пешеходов, к примеру, пусть платят 1 500 гривен”, – подчеркнул эксперт.

Автоюрист Богдан Глядик обратил внимание на тот факт, что в ПДД существует норма, которая обязывает водителя в зависимости от обстановки на дороге выбирать правильный скоростной режим. То есть если водитель ехал со скоростью 50 км/ч и сбил человека, еще не значит, что он не виновен и придерживался всех правил.

“В результате совершения ДТП пешеход несет еще и гражданскую ответственность. Пешехода также можно привлекать к уголовной ответственности, так как он также является участникам дорожного движения и нарушил ПДД. Но такое бывает очень редко”, – указал он.

По его словам, в Украине существует очень неправильный подход к безопасности дорожного движения.

В полиции говорят всегда об экономической целесообразности оформления административного постановления на пешехода.

Фактически они говорят об экономической выгоде оформления протокола, а не безопасности на дороге – трата времени на составление протокола будет намного выше, чем та 51 гривна, которую уплатит нарушитель.

“Но здесь должна приниматься во внимание не экономическая целесообразность, а человеческая жизнь”, – добавил правозащитник.

Источник: https://newsone.ua/news/bich-ukrainskikh-doroh-pochemu-dazhe-nevinovnyj-voditel-vsehda-platit-za-vinovnoho-peshekhoda.html

Адвокат24
Добавить комментарий