Чем можно обосновать перевозку грузов без заключения договора?

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2009 г. по делу N А33-286/2009 Суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании долга по договору, поскольку представленные истцом доказательства не подтверждают факт оказания услуг перевозки грузов истцом, так как указанные в представленных заявках даты загрузки груза не совпадают с фактической загрузкой, отмеченной в путевых листах, а в товарно-транспортных накладных не заполнены реквизиты о грузоотправителе, маршруте, не читаемы подписи лиц, получивших груз (извлечение)

Чем можно обосновать перевозку грузов без заключения договора?

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округаот 23 декабря 2009 г. по делу N А33-286/2009

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Авто-СТК” (ООО “Авто-СТК”) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Клуб профессиональных бухгалтеров” (ООО “Клуб профессиональных бухгалтеров”), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 875 625 рублей 39 копеек, в том числе: 775 000 рублей основного долга по договору от 29 января 2008 года N 38П308, 100 625 рублей 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением суда Красноярского края от 29 апреля 2009 года в удовлетворении иска отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 327 рублей 43 копеек.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2009 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2009 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе на указанные судебные акты ООО “АВТО-СТК” просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель считает их незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права – пунктов 5, 6 статьи 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

По его мнению, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, и имеющимся в деле доказательствам.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений NN16142, 16144, 16145).

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела и установлено арбитражным судом, ООО “АВТО-СТК” (перевозчик) и ООО “Клуб профессиональных бухгалтеров” (клиент) заключили договор перевозки от 29 января 2008 года N 38П308 (л.д.15-19).

Согласно пункту 1.1 договора перевозчик обязуется по заявкам клиента принимать к перевозке грузы, доставлять их в пункт назначения и выдавать их уполномоченному на получение груза лицу (получателю, указанному клиентом), а клиент обязуется оплачивать за перевозку грузов установленную плату.

Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что любая перевозка в рамках договора осуществляется после подачи клиентом письменной заявки и принятия ее перевозчиком к исполнению. Каждая отдельная перевозка оформляется отдельной заявкой. Принятием заявки к исполнению считается подписание перевозчиком поданной клиентом заявки.

Для выполнения перевозок перевозчик выделяет клиенту транспортные средства с объемом работ согласно заявке клиента. Форма заявки утверждается сторонами и прилагается к договору (Приложение N 1).

В заявке должны быть указаны следующие сведения: вид оказываемых услуг, характеристика груза, вид и количество транспорта, грузоотправитель, пункт (точный адрес) погрузки (отправки), в том числе имя лица, ответственного за загрузку, его телефон; срок подачи транспорта под погрузку, пункт назначения (точный адрес места доставки), лицо, уполномоченное на получение груза (грузополучатель), его адрес и телефон; стоимость услуг и условия его доставки, температурный режим перевозки груза и иные особые условия перевозки и срок доставки груза.

Согласно пунктам 2.2.2, 2.2.3, 2.2.6 договора клиент обязан: предоставить перевозчику, на предъявленный к перевозке груз, товарно-транспортную накладную, установленной формы, являющуюся основным перевозочным документом, по которой производится прием груза к перевозке, перевозка груза и сдача его грузополучателю. Накладная предоставляется в 4-х экземплярах.

Грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными, к перевозке перевозчиком не принимаются; в случае перевозки груза по поручению клиента, принимаемого у третьего лица, клиент обязан предоставить перевозчику документ, по которому перевозчик сможет получить груз у третьего лица; своевременно осуществлять собственными силами и средствами с соблюдением требований безопасности движения и обеспечения сохранности грузов и транспорта погрузочно-разгрузочные работы; обеспечить своевременное и надлежащее оформление в установленном порядке путевых листов, накладных и других транспортных документов, в обязательном порядке фиксируя в них, в том числе фактическое время прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и выгрузки и фактическое время простоя транспорта.

Кроме указанного договора, между ООО “АВТО-СТК” (перевозчик) и ООО “Клуб профессиональных бухгалтеров” (клиент) заключен договор на международные автомобильные перевозки от 18 января 2008 года N 17П308 с приложением формы заявки на перевозку грузов, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (л.д.20-23).

Согласно п.1.3 на каждую партию груза, следующего в одном транспортном средстве, оформляется отдельная товарно-транспортная накладная в 4 -х экземплярах, первый экземпляр накладной отдается отправителю. Второй сопровождает груз, третий и четвертый остаются у перевозчика.

В материалах дела имеется акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 05.09.2008, согласно которому задолженность ответчика составляет 775 000 руб., подписанный ответчиком с актом разногласий. В акте разногласий ответчик указал, что поскольку в акте сверки не отражена сумма убытка в размере 484 075 руб.

, причиненного ответчику ООО “Авто-СТК”, возникшего в результате грубого нарушения сроков доставки свежепортящегося груза при осуществлении перевозки свежих овощей по маршруту Маньчжурия (Китай) -Иркутск (Россия), выполнявшейся автомобилем М 711ТК24 с прицепом МВ 3935/24 и водителем Болотиным П.М.

, по его данным задолженность ООО “Клуб профессиональных бухгалтеров” перед ООО “Авто-СТК” составляет 290 925 руб.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия на сумму 1 338 249 руб. 05 коп. от 10.10.2008 N 182 с требованием оплатить указанную сумму задолженности.

Поскольку, ответчик не оплатил оказанные истцом услуги по перевозке груза, последний обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском о взыскании основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Как видно из искового заявления, материально-правовым требованием указано требование о взыскании задолженности по провозной плате по договору перевозки от 29 января 2008 года N38ПЗ08 и договору на международные автомобильные перевозки грузов от 18 января 2008 года N17ПЗ08.

Основанием иска указано неисполнение ответчиком обязательств по оплате в полном размере провозной платы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные истцом доказательства в обоснование своих требований противоречивы и не подтверждают факт оказания услуг перевозки грузов истцом, поскольку указанные в представленных заявках даты загрузки груза не совпадают с фактической загрузкой, отмеченной в путевых листах, а в товарно-транспортных накладных не заполнены реквизиты о грузоотправителе, маршруте, не читаемы подписи лиц, получивших груз.

Из материалов дела следует, что спорные правоотношения сторон вытекают из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

На момент заключения договора перевозки от 29 января 2008 года N 38ПЗ08 действовал Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08 января 1969 года N 12 (далее – Устав автомобильного транспорта РСФСР).

В соответствии с пунктом 47 Устава грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия и организации имеют право проверять правильность этих сведений.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются.

В соответствии с заключенным между сторонами договором, отправитель должен предоставить перевозчику, на предъявленный к перевозке груз, товарно-транспортную накладную, установленной формы, являющуюся основным перевозочным документом, по которой производится прием груза к перевозке, перевозка груза и сдача его грузополучателю.

Накладная предоставляется в 4-х экземплярах. Грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными, к перевозке перевозчиком не принимаются; В случае перевозки груза по поручению клиента, принимаемого у третьего лица, Клиент обязан предоставить перевозчику документ, по которому перевозчик сможет получить груз у третьего лица.

В соответствии с заключенным между сторонами договором N 17П308 на международные автомобильные перевозки грузов от 18 января 2008 года на каждую партию груза оформляется отдельная товарно-транспортная накладная в 4-х экземплярах, первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, третий и четвертый остается у перевозчика; любая перевозка груза в рамках настоящего договора осуществляется после подачи отправителем письменной заявки по форме соответствующей Приложению 1 к настоящему договору и принятия ее перевозчиком к исполнению.

В соответствии с п. 5.6 неотъемлемой частью настоящего договора является – форма заявки на перевозку грузов (ПриложениеN1).

Судом установлено, что в представленных истцом заявках, в графе “отправитель” указан ” ООО “Клуб профессиональных бухгалтеров”, тогда как в международных дорожных грузовых накладных отправителем указана Торгово-промышленная компания корпорации С ОО ЦЗИ.

При таких обстоятельствах истцом не доказан факт оказания услуг по перевозке именно ответчику, так как согласно представленным доказательствам отправителем грузов ответчик не являлся. Отметки о получении груза в г.

Иркутске лицом, указанным в заявках ответчика, в представленных документах отсутствуют.

Кроме того, в заявках не указан точный адрес и наименование грузополучателя в г.Иркутске, что свидетельствует о невозможности надлежащим образом исполнить обязательства по перевозке. Конкретный пункт назначения и лицо, управомоченное на получение груза (получатель) в нарушение статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заявки не содержат.

Указанные выводы арбитражного суда основаны на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, правильном применении норм материального права.

Доводам заявителя жалобы (о согласии ответчика с суммой задолженности ввиду подписания акта сверки расчетов от 05.09.2008; о том, что оказанные истцом ответчику услуги по перевозке оформлялись на основании заявок и подтверждены путевыми листами, актами оказанных услуг) уже была дана надлежащая оценка апелляционным судом.

Другие доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и второй инстанции, поэтому не могут быть приняты судом кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, подлежат оставлению без изменения на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2009 года по делу N А33-286/2009 , постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/34613258/

Комплект документов для перевозки груза

Чем можно обосновать перевозку грузов без заключения договора?

На сегодняшний день существуют два бланка, оформляемых на перевозку грузов. Первый – товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, далее – Постановление N 78).

Второй – транспортная накладная (далее – ТН) без номера формы. ТН приведена в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее – Правила). Эти Правила вступили в силу с 25 июля 2011 г.

С этой же даты действует новый бланк, в свою очередь форма N 1-Т не отменена.

Три бланка

При покупке товара коммерсанту необходимы документы, подтверждающие передачу ценностей, а в некоторых случаях и их доставку.
Передача товара (продажа) сопровождается оформлением товарной накладной по форме N ТОРГ-12. Она составляется продавцом в двух экземплярах.

Первый экземпляр остается у продавца для списания ценностей с учета и подтверждения их передачи клиенту. Второй – передается покупателю для принятия купленного товара к учету (ИП делает соответствующую запись в книге учета доходов и расходов).

Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т предназначена для учета ценностей (товаров) и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Бланк включает два раздела. Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя.

На основании этого раздела грузоотправитель спишет товар, а грузополучатель оприходует полученные ценности. Фактически сведения этого раздела повторяют информацию, содержащуюся в ТОРГ-12. Второй раздел посвящен вопросам перевозки.

Здесь указываются сведения о грузе, его особенностях, сопровождающих документах, приводится информация о погрузочно-разгрузочных операциях.
Грубо говоря, форма N 1-Т – это ТОРГ-12, дополненная транспортным разделом.

Из-за этого нередко возникают споры: достаточно ли при продаже товара составить форму N 1-Т, ведь сведения о товаре в ней содержатся, и нет необходимости дублировать их в ТОРГ-12. Контролеры требуют составлять оба бланка. Хотя нормативные акты позволяют обойтись одной лишь ТТН, имея на руках формы N N 1-Т и ТОРГ-12, бизнесмен избежит возможных претензий.

Правила предлагают новый бланк для подтверждения перевозки. Транспортная накладная (далее – ТН) по новой форме отличается от формы N 1-Т в первую очередь тем, что в нем отсутствует товарный раздел. Новая ТН не заменяет собой товарную накладную по форме N ТОРГ-12, она регулирует исключительно вопросы перевозки.

Появление нового бланка теоретически снимет вопросы об оформлении ТТН и ТОРГ-12. Теперь все однозначно: передачу товара подтверждает ТОРГ-12, а доставку – ТН.
ТТН не отменена, каких-либо указаний о том, когда нужно оформлять ТН, чиновники не утвердили. Пока коммерсантам приходится в этих вопросах разбираться самостоятельно.

Правила перевозки груза автотранспортом

Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Иными словами, отдельный договор составлять не нужно.

Само по себе оформление транспортной накладной (или иного документа на перевозку) уже указывает на наличие договора. Как видите, Кодекс не требует составлять именно ТН, а допускает “иной документ”. Таковым вполне может стать прежний бланк ТТН.

Согласно Правилам договор перевозки может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа (п. 6 Правил). Лицо, которому требуется организовать перевозку (это может быть как покупатель, так и продавец, в зависимости от условий продажи товара) направляет перевозчику заказ.

При наличии договора об организации перевозки груза, когда осуществляются систематические перевозки (ст. 798 ГК РФ), грузовладелец направляет перевозчику заявку.

Унифицированной формы заказа и заявки Правила не предлагают. Это может быть любой документ, письмо, сообщение, где указывалось бы намерение грузовладельца. Направление заказа (заявки) еще не указывает на заключение договора, а лишь на намерение его заключить. Перевозчик, получив заказ (заявку), в течение трех дней информирует грузоотправителя о согласии или отказе (с письменным обоснованием причин). Далее грузоотправитель оформит транспортную накладную, а это уже указывает на наличие договора.

Итак, транспортная накладная составляется, когда перевозка товара осуществляется в рамках договора перевозки груза. Рассмотрим возможные варианты.

Доставку организует продавец

Поставщик может включить стоимость доставки в цену товара либо предоставлять клиентам дополнительную услугу – доставку. В первом случае покупатель оплачивает товар, а доставка для него по условиям сделки будет бесплатной. Такой схемой нередко пользуются “вмененщики”.

Если в договоре стоимость доставки выделена отдельной строкой и не включена в стоимость реализованных товаров, то оказание услуг по доставке считается самостоятельным видом деятельности.

Соответственно, ЕНВД придется платить не только с розничной торговли, но и по услугам перевозки грузов.

Когда доставка для покупателя “бесплатна”, то есть включена в цену товара и не указана отдельной строкой в документах, то дополнительного вида деятельности не возникает, реализация и доставка осуществляются в рамках розницы (Письмо Минфина России от 28 апреля 2005 г. N 03-06-05-04/112).

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/komplekt-dokumentov-dlya-perevozki-gruza

Адвокат24
Добавить комментарий