Человек проживает без прописки

Можно или нельзя

Человек проживает без прописки

Рассказываем, где можно зарегистрироваться, чье согласие на это нужно и какие предусмотрены санкции за отсутствие регистрации

ТАСС/ Александр Рюмин

При смене места жительства всем приходится сталкиваться с таким явлением, как регистрация. По закону российские граждане обязаны извещать государство о том, где они проживают. Но в вопросах регистрации много тонкостей.

Для чего это нужно, где можно зарегистрироваться и какие санкции последуют, если этого не сделать, — мы собрали самые важные факты, которые необходимо знать о регистрации по месту жительства или пребывания.

Зарегистрироваться можно временно и постоянно

Существует два типа регистрации: по месту жительства (постоянная) и по месту пребывания (временная).

Место жительства — это жилье, в котором человек проживает на том основании, что он его собственник либо постоянно занимает площадь с согласия собственника.

Подразумевается, что гражданин преимущественно проживает по этому адресу. Место пребывания — это объект недвижимости, в котором человек планирует жить определенное время.

На оформление регистрации (как временной, так и постоянной) отводится от трех до восьми дней.

Регистрация нужна для учета и пользования госуслугами

Регистрировать в государственных органах власти место своего проживания обязаны все россияне.

Регистрация нужна для учета граждан, она также дает им право проживать в квартире или доме и пользоваться многими административными услугами.

Например, наличие постоянной регистрации необходимо для получения пособий и пенсий, для оформления ИНН, СНИЛС, водительских прав, а также для регистрации индивидуального предпринимателя (ИП).

На регистрацию отводится семь дней

Если человек выписался с постоянного места жительства (например, продал квартиру), он должен зарегистрироваться по новому адресу в течение семи дней. Что касается временной регистрации, то ее нужно оформлять только в том случае, если гражданин планирует проживать по определенному адресу больше 90 дней.

Зарегистрироваться временно можно не только в квартире

Временная регистрация возможна не только в жилье, а также в образовательных учреждениях (например, в студенческом общежитии), санаториях, гостиницах, кемпингах, хостелах и т. д.

За отсутствие регистрации предусмотрен штраф

За проживание в жилом помещении без регистрации (постоянной или временной) законом предусмотрены штрафные санкции. В кодексе административных правонарушений (КоАП РФ, ст.19.15.1) сказано, что в Москве и Санкт-Петербурге размер штрафа для лиц без регистрации составляет 3–5 тыс. руб., в других регионах — 2–3 тыс. руб.

Исключение составляют случаи, когда человек живет по определенному адресу без регистрации, но при этом имеет постоянную регистрацию в том же городе или на территории того же субъекта Российской Федерации.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе штрафные санкции не коснутся жителей прилегающих территорий — соответственно Подмосковья, Ленинградской области и Республики Крым.

Родственников (супругов, детей, родителей, бабушек и дедушек) собственника жилья, проживающих на его жилплощади без регистрации, тоже по закону не могут оштрафовать.

Оштрафовать могут даже владельца жилья

Владельцы или собственники жилья тоже могут быть оштрафованы за предоставление жилплощади человеку без регистрации. Для физических лиц в большинстве регионов России наказание составит от 2 тыс. до 5 тыс. руб., а для юридических — от 250 тыс. до 750 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге штрафы выше: для физлиц — 5–7 тыс. руб., для юрлиц — от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Для регистрации нужно согласие собственников

Если регистрируемый является собственником жилья или доли в нем, то ничье согласие ему не нужно. Но если ни жилплощадь целиком, ни доля ему не принадлежит, он должен получить письменное согласие всех владельцев помещения на свою регистрацию.

Если жилье, в котором хочет зарегистрироваться человек, находится в государственной или муниципальной собственности, то он может это сделать, только если вписан в договор социального найма или безвозмездного пользования, а также если является членом семьи нанимателя и остальные наниматели не имеют возражений против его регистрации. Их согласие также должно быть письменным.

Из жилья, купленного в браке, нельзя выписать супруга

Если квартира принадлежит одному из супругов и куплена не в браке, при разводе он имеет право выписать бывшую жену или бывшего мужа со своей жилплощади — по добровольному соглашению или решению суда. Однако если супруги купили жилье после заключения брака — они оба имеют права на него и, соответственно, не могут быть сняты с регистрации без своего согласия.

У несовершеннолетних есть преимущества

Даже при разводе родителей и снятия одного из них с регистрации несовершеннолетний ребенок сохраняет право на постоянную регистрацию в квартире и пользование ею, поскольку не может считаться бывшим членом семьи.

В некоторых видах жилья зарегистрироваться нельзя

Никакая регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе того или иного дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.

Постоянную регистрацию также нельзя оформить в апартаментах. В них можно жить, и по характеристикам они практически не уступают обычным квартирам, но юридически апартаменты относятся к нежилому фонду. Однако временная регистрация в апартаментах возможна. 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5bd9d85a9a794716d707526a

Сколько можно жить без прописки в паспорте: срок на прописку после выписки, можно ли жить без прописки

Человек проживает без прописки

Это обязательная процедура, которая позволяет отслеживать миграцию.

Такая информация используется для организации жизни: можно рассчитать нагрузку на общественный транспорт в разных населенных пунктах, потребность в школах, детских садах, больницах, поликлиниках.

Государство может направить гражданину какое-либо извещение по почте, поскольку знает, по какому адресу послание доберется до получателя.

К регистрации «привязаны» некоторые госуслуги и реализация прав граждан. Например, если у ребенка нет регистрации, в детский сад и школу он пойдет по остаточному принципу – если будут места. Приоритет отдадут тем ребятишкам, которые зарегистрированы на территории конкретного муниципального образования.

Чтобы проать на выборах, гражданин должен быть зарегистрирован на территории какого-либо избирательного участка. Не обязательно ать именно там – физически опустить бюллетень в урну можно и в другом месте. Но для этого надо взять в избирательном участке по месту регистрации открепительный талон. Без регистрации сделать это будет невозможно.

Непросто будет и переоформить документы. Например, получить новый российский паспорт по месту регистрации можно за 10 дней, а чтобы переоформить его по месту временного пребывания, потребуется месяц.

Загранпаспорт «дома» сделают за месяц, а в другой местности – за четыре. И это не считая времени, которое уйдет на доставку документов до места получения.

Так что иногда будет легче дважды съездить в свой регион, чтобы подать заявление и получить паспорт, чем дожидаться, пока документы пройдут через все инстанции.

За проживание без регистрации законодательством предусмотрена административная ответственность. Штраф за такое нарушение — от двух до трех тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — три-пять тысяч рублей. Исключение сделано только для россиян, зарегистрированных в Московской или Ленинградской областях, а фактически проживающих соответственно в Москве или Санкт-Петербурге.

Самая большая сложность соблюдения требований об обязательной регистрации заключается в привязке ее в той или иной степени к имущественным правам.

Чтобы получить регистрацию по определенному адресу, нужно самому быть собственником жилья или состоять с собственником в хороших отношениях, чтобы он позволил зарегистрироваться на принадлежащей ему площади, да еще и сам поучаствовал в бюрократических процедурах по оформлению регистрации.

Из-за таких ограничений многие люди, переезжающие в другие города по учебе и работе, не регистрируют пребывание по новому месту жительства и не уведомляют государство о том, где фактически они живут.

Сколько можно жить без регистрации

За несоблюдение временных периодов по регистрации предусмотрена административная ответственность. Акт, регулирующий правила и порядок регистрации по месту жительства – Постановление Правительства от 17.07.

1995 № 713 об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает в течение какого времени нужно прописаться.

Если гражданин собирается жить в какой-то местности временно, у него есть 90 дней, в течение которых он может пребывать в таком месте без регистрации.

Но если пребывание затянулось дольше этого срока, придется идти получать регистрацию по месту пребывания.

Проживание без регистрации по месту пребывания по истечении 90-дневного срока считается нарушением, за которое положен административный штраф.

При этом, поскольку такая регистрация носит временный характер, гражданин не снимается с регистрационного учета по месту жительства п. 15 Правил).

Получить регистрацию по месту пребывания можно в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также в арендованном жилье.

В последнем случае регистрация будет возможна только в случае, если такое помещение пригодно для проживания и обладает соответствующим статусом жилого, а также если собственник этого помещения готов предоставить временному жильцу регистрацию.

В случае регистрации по месту проживания у гражданина есть неделя, чтобы подать документы для этой процедуры (п. 16 Правил).

Если человек, например, продал свое жилье и не может уложиться в этот срок на прописку, установленный законодательством, поскольку новое жилье еще не оформлено в его собственность, он может либо нарушить требование закона – превысить недельный срок и заплатить штраф, либо договориться с кем-то из родственников и зарегистрироваться по месту проживания в их жилье.

Нередко возникает вопрос: сколько можно находиться без регистрации в Москве. Поскольку Москва носит статус столицы государства, многие люди полагают, что правила пребывания на территории этого города отличаются от правил, установленных для других российских городов.

Однако это предположение не совсем верно. Сроки регистрации ничем не отличаются – 90 дней для регистрации по месту пребывания и 7 дней для регистрации по месту жительства.

Отличаются штрафные санкции за нарушение этого требования – в Москве и Санкт-Петербурге штраф будет больше, чем в остальных российских регионах.

Что касается физического оформления регистрации, следует иметь в виду, что отметка в паспорте ставится при регистрации по месту жительства, а при регистрации по месту пребывания выдается свидетельство.

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ находится в ведении МВД России.

Ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета

За нарушение установленных законодательством правил регистрации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

Граждане РФ, проживающие по месту пребывания или по месту жительства без регистрации, несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

За то же правонарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5 000 до 7 000 руб.

для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц) (ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

Если наниматель жилого помещения по договору социального найма или собственник жилья допустят, чтобы в их квартире находились граждане, нарушившие предельно допустимые сроки проживания без регистрации, их тоже привлекут к административной ответственности. Таким лицам придется заплатить штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

Однако в некоторых случаях граждане РФ могут быть освобождены от указанной административной ответственности:

  • если проживают без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в каком-либо населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • если проживают без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • если проживают без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  • если проживают без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;
  • если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Если непрерывный срок пребывания гражданина РФ в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении не превышает 90 дней, это будет основанием для освобождения гражданина РФ от ответственности (ч. 15 ст. 5 Закона N 5242-1).

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

Фиктивная регистрация – это регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации.

Либо регистрация человека, который на самом деле не собирается пребывать или проживать в этом жилье.

Либо регистрация гражданина в жилом помещении, собственник или наниматель которого не собирался предоставлять такому человеку возможность пребывания в своем жилье (ст. 2 Закона N 5242-1).

За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Такие действия наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом лицо, совершившее такое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Что будет, если нет прописки у ребенка

Проживание без регистрации в квартире детей, не достигших возраста 14 лет, грозит их родителям уплатой штрафа на общих основаниях, установленных ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ. Местом жительства детей признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст.

20 ГК РФ).

Это должно быть жилое помещение, в котором один из родителей (усыновителей или опекунов) постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в котором он постоянно или временно зарегистрирован по месту жительства.

Если родители новорожденного зарегистрированы в одном жилом помещении, ребенок регистрируется вместе с ними. Если место жительства у родителей разное, они могут сами выбрать, с кем из них будет зарегистрирован ребенок.

До достижения ребенком 14 лет он может быть зарегистрирован только вместе с кем-то из родителей, отдельная регистрация не допускается.

После того, как ребенку исполнится 14 лет и до совершеннолетия, он может регистрироваться по месту жительства бабушки или дедушки при условии, что родители дали на это согласие.

Источник: https://j.etagi.com/ps/skolko-mozhno-zhit-bez-propiski/

Жить не по прописке: с какими проблемами сталкиваются украинцы

Человек проживает без прописки

В Украине без прописки живет более 700 тыс. человек / Анатолий Бойко

В Украине 3,3 млн взрослых людей живут не по месту регистрации, что составляет 12% от всего населения. Как правило, это люди, которые переезжают в другие города, арендуют квартиры и не регистрируются по новому месту жительства.

В то же время, в Украине есть 0,9 млн детей, которые живут не по месту регистрации, 0,7 млн взрослых, которые живут вообще без регистрации, 1,5 млн внутренне перемещенных лиц и 0,4 млн иностранцев. Такую аналитику недавно представил центр CEDOS.

Эксперты поясняют, что проблема с пропиской становится общенациональной, провоцирует коррупцию и множество проблем.

Действительно, регистрация места жительства осталась важной для доступа украинцев к различным услугам. 21% людей, которые живут не по месту регистрации, считают, что из-за этого их права значительно ограничены.

Тем не менее, многие не спешат регистрироваться или же просто не имеют такой возможности.

У людей, которые живут не по месту регистрации есть множество проблем: им приходится стоять в очередях, чтобы поменять место ания, они не могут восстановить утерянный паспорт и отдать ребенка в школу. Сайт “Сегодня” пообщался с украинцами, которые живут не по прописке, и разузнал, с какими трудностями им приходилось из-за этого сталкиваться.

Проблемы со школами и не только

Еще совсем недавно вопрос прописки был более чем актуален для медобслуживания. Наша первая героиня Наталья обратилась в киевскую травматологию с переломом пальца, но в больнице ответили, что могут дать только справку, а вот для того, чтобы открыть больничный, необходимо ехать в больницу по месту прописки.

“Я жила на Печерске, прописка была на КПИ, и мне с поломанным пальцем ноги было не очень удобно ездить через весь Киев. Меня отправили к заведующей отделения, и та сказала платить добровольный взнос – 500 грн.

Мне выдали квитанцию, и я заплатила эту сумму прямо у них в терминале.

За это мне открыли карту на год, но спустя некоторое время я снова обратилась в эту больницу, а моей карты там уже не было”, – рассказывает Наталья.

Медреформа в Украине продолжается, и подписание договора с семейным врачом (который, в свою очередь, должен направлять пациентов к узким специалистам) не связано с пропиской. Но это, пожалуй, единственный пример, когда людям без прописки стало немного легче.

Отдать ребенка в школу и сад можно по месту жительства, только не стоит забывать, что сейчас действует приоритет для тех, у кого есть регистрация. Уже после того, как будут зачислены все дети с пропиской в районе учебного заведения, начнется зачисление остальных.

Татьяна из Киева рассказывает, что ей пришлось менять прописку, чтобы отдать ребенка в ближайшую школу.

“С прошлого года в первый класс берут в первую очередь по прописке. За каждой школой есть закрепленная территория. Дети по прописке попадают в школу 100%, если прописки нету, документы подаются позже “на свободные места”.

У нас школа во дворе и наш дом закреплен за этой школой.

Дочка не была вообще нигде прописана, поэтому прописали ее здесь, чтобы отдать именно в эту школу”, – говорит Татьяна и добавляет, что прописывались они только для того, чтобы отдать дочку в школу около дома.

Варвара из Винницы рассказывает другую историю, когда отсутствие прописки оказалось для нее проблемой. В Винницу девушка переехала больше пяти лет назад, когда поступила в Национальный медицинский университет им. Пирогова. С тех пор она снимает квартиру, т.к. получить общежитие и прописку там достаточно проблемно.

Но когда Варвара хотела взять в аренду быттехнику для новой квартиры – везде слышала отказ.

“Мы с соседкой по квартире хотели взять в аренду стиральную машинку. Звонили по всем объявлениям на сайтах, но везде требовали прописку и говорили, если нет прописки – нет и техники. Объясняли это тем, что, если у нас нет местной прописки, мы сможем просто забрать машинку себе, а арендодатели не будут потом знать, где ее искать”, – делится историей девушка.

Нельзя назвать такие отказы законными, но арендовать технику предлагали частники, которые сами и устанавливали правила.

А что насчет участия в выборах

Наверное, одна из наибольших сложностей жизни не по прописке – это выборы и необходимость смены места регистрации.

Для того, чтобы ать на всеукраинских (парламентских или президентских) выборах, украинцы могут просто прийти на ближайший избирательный участок и написать заявление.

Правда, нужно предоставить документ, который подтверждает, что вы живете именно в этом городе. Это может быть справка с работы, договор об аренде квартиры и т.д.

Елена рассказала нам, что впервые ей удалось проать только недавно. Она переехала в Киев и пыталась сменить место ания, но из-за того, что она работает как как физическое лицо-предприниматель, справку с работы, которая бы подтверждала, что она живет в Киеве, взять не может. А все ФЛП регистрируются только по месту прописки, ведь все налоги от них отчисляются в местные бюджеты.

“Справку с работы  взять не могу, т.к. работаю, как ФЛП. Квартиру арендую, но договор оформлен на моего парня, поэтому подтвердить, что я живу в Киеве не получается. Сейчас “забила” на это и катаюсь к родителям, чтобы проать, а ехать к ним более 500 км”, – комментирует девушка.

Еще хуже обстоит ситуация, если у тебя совсем нет прописки. И таких людей в Украине 700 тыс. Оказаться в таком положении проще простого: так, при поступлении в институт и заселения в общежитие всех заставляют прописываться именно там. А после выписки из общаги по окончанию учебы многим просто не с руки ездить за сотни километров в родной город, чтобы заново прописаться.

“У меня были проблемы даже не с тем, что я жила не по прописке, а с тем, что прописка у меня вообще отсутствовала. Когда ты поступаешь в другой город и приходится в общежитии, тебе приходится менять прописку непонятно для чего. Выпускаясь, ты снимаешься с этой регистрации. И вот после выпуска я осталась без прописки.

В то время я уже официально работала и трудности возникли при оформлении зарплатной карты. Для банковской карты необходима хоть какая-то прописка, а у меня же не было никакой. Хорошо, что согласились оформить карту по договору об аренде квартиру, хоть он и был подписан не на меня, а на сожительницу”, – поясняет Ольга.

Девушка добавляет, что жизнь не по прописке добавляет проблем с анием, т.к. даже в этом году на первый тур выборов она поехала ать по месту прописки, а на второй не пошла.

“Изменить место ания проблематично из-за страшных очередей, в которых не очень хочется стоять после рабочего дня”, – говорит Ольга.

В похожей ситуации оказался и Кирилл из Житомирской области. Парень рассказывает, что после окончания института остался без прописки.

“Вообще не планировал прописываться в общежитии, но выбора нам особо не давали. Когда закончил институт, заставили выписаться, поэтому пришлось потратить несколько дней, чтобы отстоять в очередях в администрации.

Выписывался для того, чтобы снова прописаться в родном городе, так как хотел проать на местных выборах. К счастью, домой езжу часто, поэтому особой проблемой это не было.

Но все равно не понимаю, зачем была прописка в общаге и лишняя трата времени”, – подытожил Кирилл.

Уже давно речь идет о том, чтобы начать реформу регистрации места проживания, ведь украинцы, которые живут не там, где зарегистрированы, сталкиваются со множеством трудностей, начиная с того, что не могут отдать детей в школы и детские сады, и заканчивая оформлением субсидий и пенсий.

Напомним в Верховной Раде недавно был зарегистрирован законопроект 9218 “О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине”. Законопроект предусматривает, что для регистрации или снятия с регистрации будет подаваться только заявление-декларация, которое даже можно будет подать онлайн.

А внесение отметок в паспорт о месте проживания будет необязательным и будет осуществляться только по желанию  лица. Вместе с тем, законопроект предлагает ввести новые штрафы.

Подробности читайте в материале сайта “Сегодня” “Почему все больше украинцев отказываются от прописки и на что это влияет”.

Ранее “Сегодня” рассказывали об истории двух переселенок в Харькове, которых лишили статуса внутренне перемещенных лиц из-за якобы неправдивых сведений в документах.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

Источник: https://www.segodnya.ua/ukraine/zhit-ne-po-propiske-s-kakimi-problemami-stalkivayutsya-ukraincy-1257894.html

Есть ли жизнь без прописки

Человек проживает без прописки

Наиболее мобильные и экономически активные люди при смене места жительства сталкиваются с различными административными барьерами из-за отсутствия постоянной или временной регистрации по месту фактического проживания /Е. Разумный

Практически при любом взаимодействии с государственными учреждениями и органами государственной или муниципальной власти гражданин обязан предъявлять документы, подтверждающие его постоянную или временную регистрацию по месту жительства.

Эти документы понадобятся для того, чтобы получить ИНН, зарегистрировать ИП, устроиться на работу, получить социальные пособия и компенсации, встать в очередь на детский сад и записать ребенка в школу, открывать счета в некоторых банках, проать и получить водительские права.

С 1995 г. прописка носит уведомительный характер, но такое уведомление является обязанностью, так как многие услуги, предоставляемые государством, так или иначе привязаны к территории.

Более того, «простой уведомительный характер» прописки на самом деле требует подтверждения привязки человека к определенному адресу.

И если вдруг меняется место проживания, то для получения прописки обязательно необходимо наличие на новом месте жилья в собственности у самого переехавшего или его родственников или доброй воли собственника жилого помещения по новому адресу. Арендодатели же очень редко желают прописать нанимателей.

Проблемы с получением прописки во многом тянутся из постсоветских представлений о том, что собственникам нежелательно или даже опасно прописывать на свою жилплощадь других людей, будь то родственники, просто знакомые или арендаторы. Эти представления не лишены оснований. И сегодня регистрация обеспечивает право пользования жилым помещением, а прописанные дети – главный минус жилья на вторичном рынке недвижимости.

В результате наиболее мобильные и экономически активные люди при смене места жительства сталкиваются с различными административными барьерами из-за отсутствия постоянной или временной регистрации по месту фактического проживания.

Важно заметить, что многие из тех, кто проживает не по адресу постоянной регистрации, были бы готовы сообщить о месте своего фактического проживания государственным органам, но не могут этого сделать в силу того, что легально получить временную и уж тем более постоянную регистрацию не так-то просто.

Государство само делает граждан латентными правонарушителями. Статья 19.15.1 КоАП предусматривает административную ответственность за проживание в жилом помещении без соответствующей регистрации и наложение административного штрафа и на проживающего (до 5000 руб.), и на собственника жилого помещения (до 7000 руб.).

И значит, из-за существующих правил получения прописки каждый пятый в стране (по данным опросов) автоматически становится правонарушителем. Однако в общей статистике правонарушений мы такого огромного количества административных штрафов по этому составу не видим – это «спящий» состав.

Но это не отменяет того факта, что люди совершают административно наказуемый поступок.

При этом контролировать перемещения преступников, например террористов, обязательная прописка не позволяет. Простой переезд без уведомления каких-либо органов власти – довольно распространенная практика даже для обычных законопослушных людей.

По опросным данным, около 19% опрошенных в категории 31–45 лет и 25% в категории младше 30 лет не живут по месту постоянной или временной регистрации. Отсутствие прописки не мешает им проживать где угодно и продолжать любую законную и незаконную деятельность, укрываться от военной обязанности и судебных повесток.

При таком расхождении официальных данных о зарегистрированных и реальном числе фактически проживающих на конкретной территории общество продолжает нормально функционировать и органы власти успешно организовывают свою работу.

Если прописка необходима для того, чтобы обеспечивать соблюдение прав и выполнение обязанностей, т. е. фактически получать государственные услуги, то во многих сферах, как показало исследование Института проблем правоприменения, все уже организовано таким образом, что данные о прописке используются только косвенно или не используются вовсе.

Вы уже можете обратиться в любое в медицинское учреждение на территории России и получить помощь в рамках ОМС (необходимо только прикрепиться к поликлинике) – и даже высокотехнологичную медицинскую помощь.

Вы уже можете получать федеральные социальные выплаты (например, материнский капитал), пенсию, устроить ребенка в школу в независимости от того, по какому адресу вы проживаете.

Не по месту постоянной регистрации вы все еще не можете пройти медицинскую комиссию, например нарколога и психиатра, для справки на права или устройства на работу, не можете проать и оформить страховку на машину.

Вы не можете подтвердить, что вы молодая семья и нуждаетесь в субсидии на жилье, если не зарегистрированы в одном регионе.

Автоматизация процессов и развитие федеральных баз данных сделало прописку еще более несовременным институтом с хаотичным набором ограничений.

Налицо рассогласованность декларируемых функций прописки и того, как она работает на практике. Многие задачи государственных органов, для которых создавалась прописка, уже фактически решаются с помощью других инструментов или не решаются вовсе.

Упростив процесс регистрации, государство снимет значительную долю ограничений внутренней трудовой миграции, низкий уровень которой ежегодно приносит существенные экономические потери. Есть хороший задел на изменения.

Если действующий порядок прописки уже сам по себе становится все менее актуальным как для граждан, так и для государственных органов, то его модернизация с высокой вероятностью может пройти безболезненно и стать примером успешной и полезной реформы.

Одним из путей модернизации системы постоянной и временной регистрации, который позволил бы снять напряжение между собственниками жилья и людьми, желающими быть зарегистрированными, могло бы стать разделение двух задач прописки: обеспечение доступа к государственным услугам и регистрационный учет граждан в административных целях. Что же касается прав на жилье, которые закрепляет прописка, то это просто советская архаика – замена публично-правовым институтом (пропиской) нормального гражданско-правового института (договора аренды).

Автор – младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/10/19/738495-zhizn-bez-propiski

О ликвидации нарушений прав граждан, живущих без прописки | московская хельсинкская группа

Человек проживает без прописки

Татьяна Котляр, председатель Совета Калужского отделения движения «За права человека», лауреат премии Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека:

Уполномоченному по правам человека России Т. Н. Москальковой

Уважаемая Татьяна Николаевна!

I. Нарушение прав граждан России

В нашу правозащитную организацию постоянно обращаются граждане России, чьи права нарушаются из-за отсутствия регистрации (прописки) по месту жительства или по месту пребывания. Речь идет о нарушении прав совершенно нормальных людей, в том числе беженцев из Украины, уже получивших российские паспорта, но не имеющих своего жилья и живущих без регистрации.

Я говорю не о бомжах, не о тех, кто живет на улице и не работает. С ними иная проблема. Я пишу о способных и желающих нормально жить и работать российских гражданах, у которых нет своего жилья в собственности или в социальном найме, т.е.

о тех, кто снимает жилье, но не может в этом съемном жилье зарегистрироваться. Письменного договора найма жилья недостаточно даже для временной регистрации жильцов по месту пребывания: в органах регистрационного учета требуют явки всех собственников жилья. Часто это неосуществимо, т. к.

квартира сдается именно потому, что её собственники разъехались. Фактически органы регистрационного учета (отделы по вопросам миграции ОМВД) присвоили себе право проверять законность вселения жильцов в квартиру. Хотя у них нет таких контрольных полномочий, и речь идет о договорах найма (аренды) жилья.

В отделах по вопросам миграции часто отказываются регистрировать человека по месту его фактического проживания.

1. Человек, получивший гражданство РФ, получает российский паспорт. В случае отсутствия собственного жилья, паспорт выдают без штампа о регистрации. В  паспортном столе гражданина предупреждают, что в срок 7 дней он должен где-то зарегистрироваться, в противном случае — штраф. Но зарегистрироваться человеку негде.

В аналогичной ситуации оказывается человек, выписанный с прежнего места жительства (снятый с регистрационного учета), и не имеющий другого жилья, где он может зарегистрироваться на законном основании. Такого человека также привлекают к административной ответственности.

Фактически человека штрафуют за отсутствие жилья, в чем нет его вины.

2. В Калужскую область, где я живу, приезжают граждане России из регионов, где безработица (внутренняя миграция). Все эти люди не имеют своего жилья, они вынуждены снимать жилье.

Они обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию (прописку) в предоставленных для проживания жилых помещениях.

Или не могут по каким-то причинам зарегистрировать жильцов.

Однако государственные органы никак не помогают оформить регистрацию гражданам, переехавшим в Калужскую область в поисках работы.

3. Кроме штрафа гражданин РФ, не имеющий регистрации, постоянно сталкивается с нарушением своих гражданских и социальных прав, то есть на каждом шагу сталкиваются с незаконной дискриминацией.

Нарушаются политические права: граждане РФ, живущие без регистрации по месту жительства, лишены избирательных прав, не могут выбирать своего депутата: их не включают в списки избирателей. Поэтому при принятии законов интересы граждан, живущих без регистрации, не учитываются.

Родители, получившие российские паспорта, даже не могут дать российское гражданство своим несовершеннолетним детям – для этого требуется регистрации по месту жительства у родителей!

Нарушаются социальные права граждан, живущих без регистрации: им не выплачивают пособия на детей, не оказывают помощь многодетным семьям – их просто не признают постоянными жителями города, региона и России! Регистрацию требуют при приеме детей в школу и в детский сад.

Пенсионерам, получившим российские паспорта, без регистрации по месту жительства в России отказывают в назначении пенсии.

Граждан РФ, не имеющих жилья, и поэтому живущих без регистрации по месту жительства (без постоянной прописки), не признают нуждающимися в жилье, не ставят в очередь на получение муниципального жилья, хотя это – незаконно.

Нарушаются трудовые права граждан. Работодатели не принимают на работу «без прописки», хотя это прямое нарушение закона.

Аппаратом Уполномоченного по правам человека мониторинг нарушения прав граждан РФ, проживающих без регистрации, насколько мне известно не проводился. Приведенный здесь список типичных нарушений далеко не полный.

Нарушения прав граждан РФ, живущих без регистрации, вынуждают их оформлять фиктивную регистрацию, каковую приходится покупать. В результате многие граждане РФ живут в одном месте, а зарегистрированы – в другом месте. Иногда в том же регионе, а часто в регионе, из которого они приехали, например, в Калужскую область.

Граждане РФ, не имеющие регистрации, не умеют сами защитить свои права. Нет образцов жалоб и заявлений в государственные органы, прокуратуру и в суд – нет алгоритма защиты прав граждан. Чиновники, рассматривающие жалобы, не находят нарушений закона, поскольку, как указано выше, проблемы не урегулированы.

Мы — калужские правозащитники помогаем гражданам РФ, живущим без регистрации.

Чтобы помочь людям, не имеющим жилья и регистрации получить российское гражданство или получить пенсию, — я просто регистрирую их в своей квартире. Теперь меня судят за фиктивную регистрацию. По ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ (т.наз. закон «О резиновых квартирах»)

Это мой третий суд. Первым приговором в 2015 г. я была освобождена от наказания по амнистии, вторым приговором освобождена от наказания ввиду истечения срока давности (так много людей я регистрирую, что следственные органы не успевают расследовать мои «преступления»). Третий приговор сейчас, по-видимому, закончится крупным штрафом или даже лишением свободы.

Также за фиктивную регистрацию граждан России судят несколько сотен жителей Калужской области по ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ. Например в Обнинске за фиктивную регистрацию судят отца, зарегистрировавшего своего 6-летнего ребенка.

Следует ли говорить, что сам закон «О резиновых квартирах» непродуман, непонятен, противоречив. Практика его применения не сложилось. Но вот одно важное обстоятельство учесть стоит.

Собственники жилья отвечают по этому закону за фиктивную регистрацию чаще всего без своей вины, или за помощь отчаявшимся бесквартирным скитальцам.

Граждане России, живущие без регистрации – это тысячи человек только в Калужской области. В Московской области без регистрации живут, видимо, сотни тысяч.

II. Нарушение прав беженцев, соотечественников и носителей русского языка/НРЯ

1. С 2007 года в Калужской области и еще в 12 субъектах РФ осуществляется Госпрограмма переселения соотечественников. В настоящее время уже более 60 регионов участвуют в Госпрограмме — это государственная политика и государственная программа.

Я к этому имела отношение с самого начала, и, будучи депутатом Законодательного Собрания Калужской области, вносила предложения по усовершенствованию этой госпрограммы. От Законодательного Собрания Калужской области было две законодательные инициативы.

Первая — распространить Госпрограмму на тех, кто уже находится в России. Через три года президент своим Указом № 60 принял нашу поправку.

2. Вторая — чтобы участникам госпрограммы для подачи заявления на прием в гражданство РФ не требовалась регистрация по месту жительства: при отсутствии собственного жилья это представляет большие трудности, так как требует присутствия всех собственников съемной квартиры. Но тогда Госдума отклонила нашу законодательную инициативу.

Практика применения части 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в частности в отношении граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, показала, что существовавшее требование о наличии у участников Государственной программы регистрации по месту жительства является препятствием для приобретения ими российского гражданства.

Федеральным законом от 27.12.2018 г. N 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» часть 7 статьи 14 изложена в новой редакции. Начало действия новой редакции — 29.03.2019г.

Законом предусмотрено упрощение приема в гражданство Российской Федерации для участников Государственной программы, получивших разрешение на временное проживание (далее по тексту – РВП) или вид на жительство (далее по тексту – ВНЖ), путем предоставления им права подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе. Это реализация нашей законодательной инициативы десятилетней давности.

Это – шаг в правильном направлении. Но аналогичные упрощения для иностранных граждан, признанных носителями русского языка (далее по тексту – НРЯ) не сделаны. Для лиц, получающих российское гражданство по браку или по другим основания закон требует наличия регистрации по месту жительства.

Иностранные граждане обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию по месту жительства в предоставленных для проживания жилых помещениях.

3. Я — правозащитник, и беженцы с Украины обращаются ко мне за помощью. В том числе – за регистрацией. Не я обещала гражданам Украины убежище в России и получение гражданства РФ в упрощенном порядке, а Президент РФ — обещал это публично.

Граждане Украины, ищущие убежище в Калужской области, не могут вернуться на Украину. Они оказались в безысходном положении: их преследуют власти Украины из-за их взглядов, или их дома на Донбассе разрушены, и возвращаться им некуда. Они вынуждены искать в России убежище.

Во многих случаях им негде зарегистрироваться, т. к. в Калужской области у них никого нет. У беженцев нет «принимающей стороны» по определению, т.к. они – беженцы. Никакой регистрации, кроме «фиктивной», они оформить не могут, т.к.

их не регистрируют по месту их фактического проживания.

Регистрация нужна беженцам с Украины для подачи заявления о предоставлении убежища в Калужской области. В отделе по работе с беженцами калужского УВМ у граждан Украины не брали заявления о предоставлении убежища без предварительной регистрации в Калужской области. Человек-беженец обратился за помощью, и я должна ему помочь, т. к.

государство, пригласившее беженцев с Украины, обещавшее помощь беженцам, — никак не помогает беженцам в оформлении бесплатной регистрации. Обратившимся ко мне за помощью в регистрации гражданам Украины негде было зарегистрироваться. Их некому было зарегистрировать – кроме меня. Без предварительной регистрации беженец не получит убежище.

4. Получивший временного убежища беженец в срок 7 дней должен оформить временную регистрацию. В случае пропуска срока беженца оштрафуют. Человеку, получившему временное убежище без регистрации не дают медполис ОМС, его не принимают на работу, его детей не принимают в школу или в детский сад.

Поэтому по гуманным мотивам я регистрирую в моей квартире граждан Украины, ищущих убежище в Калужской области. Эта регистрация – моя посильная помощь беженцам.

В противном случае, такую же фиктивную регистрацию им пришлось бы покупать, а у беженцев нет денег.

Таким образом я, безвозмездно регистрируя у себя беженцев и переселенцев, по сути выполняю государственную функцию. А за это имею судимости!

III. Предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики

Регистрация граждан России и иностранных граждан вместо простой уведомительной процедуры превратилась в советскую прописку. В результате, граждане России и иностранные граждане, в том числе беженцы, участники Госпрограммы переселения соотечественников, носители русского языка вынуждены покупать фиктивную регистрацию, т. к. от них требуют предъявить регистрацию.

Цель государства – знать кто где живет – не достигается. Возник целый рынок платной фиктивной регистрации, с которым борются с помощью статей УК РФ. Но безрезультатно, т. к. спрос рождает предложение.

Достичь указанную цель просто. Нужно прекратить препятствовать регистрации граждан по месту их фактического проживания.

Регистрационные процедуры, как во всем цивилизованном мире, должны носить характер уведомления приехавшим о месте нахождения, и без требования подтверждения принимающей стороной.

Если регистрируемый обманет, его регистрация подлежала бы аннулированию, а он сам административной ответственности. При этом бремя опровержения должна ложиться на миграционные органы.

Предложения:

Регистрировать жильцов на основании письменного договора найма жилья, запретив органам регистрационного учета требовать явки всех собственников жилья.

Исключить собственников жилья из процедуры регистрации граждан.

Каждый гражданин России и/или иностранный гражданин обязан в установленный срок (7 дней или больше) сообщить о своем месте проживания (временного или постоянного) – путем заполнения бланка установленного образца. Например, на почте. За неисполнение — штраф.

За обман (сообщение ложных сведений) – штраф. При перемене места жительства человек в срок 7 дней обязан сообщить о своем новом месте проживания. Согласие собственников жилья не требуется.

Возможно самым простым решением, является временная регистрация граждан  на определенный срок (допустим, на три месяца),   по месту пребывания не в квартире или в частном доме, а в городе или населенном пункте, куда гражданин  приехал, чтобы найти работу и жилье.  Такую регистрацию человек должен иметь возможность осуществлять простой подачей заявления установленной формы в администацию поселка или в районом отделе по вопросам миграции ОМВД.

Так и наведем порядок.  Поможем людям найти легально и работу и жилье. Регистрация будет носить действительно уведомительный, а не разрешительный, как сейчас, характер. Будет известно, кто где фактически, реально живет. И  не нужна будет фиктивная регистрация. 

Полагаю,  для решения перечисленных выше проблем нужны как законодательные инициативы так и решения Правительства на федеральном уровне. Прошу Вас, Татьяна Николаевна как Уполномоченного по правам человека Российской Федерации рассмотреть мои предложения и выступить с их поддержкой  на уровне Правительства и Госдумы.  

С уважением,

Председатель Совета КРОД «За права человека» Т. М. Котляр 

Поддерживаю обращение Т.М.Котляр по существу изложенных ей проблем и предложений. 

Исполнительный директор ООД «За права человека» Л.А. Пономарев 

Источник: Эхо Москвы, 6.04.2019

Источник: https://mhg.ru/o-likvidacii-narusheniy-prav-grazhdan-zhivushchih-bez-propiski

Адвокат24
Добавить комментарий